Научная статья на тему 'ОАО РЖД как стратегически ориентированная организация'

ОАО РЖД как стратегически ориентированная организация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ФИНАНСЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ССП / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градобоев В. В., Карчик В. Г.

Результаты реализации стратегической программы развития ОАО РЖД в целом должны осуществляться с помощью стратегического мониторинга и контроля на основе разработанной системы оценки результатов реализации этой программы с использованием сбалансированной системы показателей и информационной базы для подготовки управленческих решений. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо начать разработку сбалансированной системы показателей эффективности работы для предприятий железнодорожного транспорта на уровне филиалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОАО РЖД как стратегически ориентированная организация»

48

Общетехнические и социальные проблемы

Библиографический список

1. Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / Под ред. В.Е. Есипова - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

2. Основы банковской деятельности: Учебное пособие / Под ред. К.Р. Тагирбе-кова. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 2001. - 720 с.

3. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.

4. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2002. -

544 с.

5. Ардзинов В.Д. Финансы, денежное обращение и кредит в строительстве: Учебное пособие. - СПб.: ПГУПС, 2000. - 102 с.

Проблематика транспортных систем

УДК 32.973

В. В. Градобоев, В. Г. Карчик

ОАО РЖД как стратегически ориентированная организация

Результаты реализации стратегической программы развития ОАО РЖД в целом должны осуществляться с помощью стратегического мониторинга и контроля на основе разработанной системы оценки результатов реализации этой программы с использованием сбалансированной системы показателей и информационной базы для подготовки управленческих решений. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо начать разработку сбалансированной системы показателей эффективности работы для предприятий железнодорожного транспорта на уровне филиалов.

маркетинг, финансы, организация производства, управление персоналом, система сбалансированных показателей, ССП, Balanced Scorecard.

Введение

Стратегическая программа развития ОАО РЖД требует повышения эффективности деятельности транспортной системы на всех направлениях, особенно эффективности управления производственными и экономическими процессами внутри отрасли. Этого можно достигнуть при условии глубокого знания транспортного рынка и тенденций его развития, ясного представления об этапах решений насущных задач при разработке стратегического курса развития отрасли. Успех такого подхода возможен при наличии глубокой связи непрерывного управления транспортом на тактическом уровне с отслеживанием результатов деятельности на уровне стратегических задач.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

49

В стратегической программе ОАО РЖД определены миссия, стратегические цели, контрольные параметры и разработаны основные направления корпоративного развития в области маркетинга, финансов, организации производства и управления персоналом.

Поэтапный переход от исходного состояния ОАО РЖД к достигнутому, в соответствии с поставленными целями обеспечивающему реализацию обозначенной миссии и достижение стратегических целей, должен осуществляться по взаимоувязанным, сбалансированным по функциональным направлениям организационной деятельности программам.

1 Система сбалансированных показателей

Основным инструментальным средством стратегической программы развития выступает система сбалансированных показателей (ССП).

ССП (Balanced Scorecard) была разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 90-х годов профессорами Гарвардской школы экономики Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом. Исследование показало, что управление компанией с помощью только финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений. Ими была разработана принципиально иная система контроля эффективности и выполнения стратегических целей [1]. Не удовлетворенные традиционными системами оценки, Каплан и Нортон расширили набор измеряемых параметров организации, включив в него не только финансовую информацию, но и сведения о клиентах, внутренних процессах, обучении и развитии, выраженные экспертами в балльных оценках. Дальнейший процесс развития ССП тесно связан со стратегией. В 1997 году Капланом и Нортоном [2] разрабатываются карты стратегии, где оказались формализованы отношения между сбалансированными системами показателей и реализацией стратегии.

ССП уже первого поколения коренным образом изменили представления об оценке общей эффективности работы предприятия. Вместо исключительно ретроспективных финансовых и экономических показателей (которые, кстати, и сегодня являются единственными в планировании на железнодорожном транспорте) в них стали учитываться "опережающие индикаторы" - показатели задания, цели, к которым стремится корпорация. Они позволяют прогнозировать возможный успех в будущем. Подобный расширенный набор показателей обогатил средства мониторинга, применяемые менеджерами для наблюдения за тем, как работает корпорация.

Тогда же появилось соответствующее программное обеспечение ССП, создавались как средства отчетности или как управленческие "панели индикаторов" (dashboard). Несмотря на сравнительную простоту этих инструментов, ранние версии оказали огромное влияние на востребованность

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

50

Общетехнические и социальные проблемы

ССП - это были первые приложения, объединившие финансовую и нефинансовую информацию и заложившие таким образом фундамент современных интегрированных систем стратегического управления BPM (Business Performance Management). Основным достижением первого поколения ССП стала светофорная ("красный-желтый-зеленый") система информирования о достижении целей. Эта простая система отчетности позволяла ответственным менеджерам быстро оценивать состояние дел и сосредоточивать свои усилия на требующих особого внимания проблемах.

Современное ПО ССП выполняется в виде специализированного программного продукта, позволяющего связать стратегические цели и оперативные задачи компании и организовать комплексный мониторинг процесса реализации стратегии. При этом в поле зрения руководителей высшего звена оказываются не только финансовые показатели, но и такие параметры, как степень удовлетворенности клиентов, эффективность бизнеспроцессов, развитие персонала. На этой основе компании могут более точно и достоверно оценить результаты своей деятельности, выявить слабые места, сформулировать стратегические цели и наметить пути их достижения.

Практическое применение принципов Balanced Scorecard способствует пониманию связей между стратегией, критическими факторами успеха и действиями, необходимыми для достижения поставленных целей. Эта методология полностью поддерживается ПО ССП. Функциональные возможности системы позволяют трансформировать стратегические цели компании в ряд финансовых и нефинансовых целевых показателей оперативной деятельности, довести эти показатели до нижестоящих звеньев и обеспечить концентрацию усилий всех подразделений для достижения генеральных целей компании.

2 Основные средства и функциональные возможности системы сбалансированных показателей

Рассмотрим теперь основные средства и функциональные возможности ССП.

Ключевые показатели деятельности. Совокупность ключевых показателей деятельности позволяет руководителям высшего звена оценивать, насколько успешно организация продвигается в направлении, определенном ее целями, и в какой степени ее текущая деятельность соответствует корпоративной стратегии. Практическое использование ключевых показателей деятельности позволяет управлять процессом достижения целей компании, способствует улучшению финансовых результатов и повышению рыночной стоимости компании.

Связь стратегии и оперативного управления. ССП позволяет проследить связь между стратегическими целями, критическими факторами успеха и конкретными действиями, необходимыми для достижения по-

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

51

ставленных целей. Таким образом, система позволяет компаниям управлять процессом реализации стратегии на всех уровнях организации. Система позволяет организациям контролировать достижение поставленных целей путем сопоставления стратегических показателей и показателей текущей деятельности. Как правило, сотрудники низовых звеньев концентрируют свое внимание на локальных сферах ответственности, поэтому применение сбалансированных показателей позволяет скоординировать их усилия и направить работу всех подразделений организации на достижение генеральных целей.

Отраслевые особенности. Составной частью разработанного программного обеспечения ССП является обширная библиотека, в которой может содержаться несколько тысяч различных бизнес-индикаторов. Эта библиотека должна быть составлена экспертами в области оценки эффективности различных видов бизнеса, в результате чего пользователи системы могут выбрать показатели, в наибольшей степени соответствующие отраслевой специфике своего предприятия. Система позволяет анализировать значения показателей деятельности в сравнении с лучшими отраслевыми показателями. Это позволяет руководителям постоянно следить за положением своей организации на рынке относительно конкурентов.

Контроль достижения намеченных целей. Мониторинг показателей деятельности позволяет компании придерживаться выбранного курса и эффективно управлять изменениями для достижения поставленных целей бизнеса. ПО ССП позволяет менеджерам быстро и эффективно реагировать на отклонения от выбранного курса и появление новых возможностей. Система предоставляет необходимую бизнес-информацию высшему руководству и менеджерам среднего звена через стратегические карты, отчеты, панели и графики.

Представление информации. Система ССП содержит эффективные средства визуального анализа показателей, позволяющие одновременно сравнивать реальные достижения компании с поставленными целями, лучшими отраслевыми показателями или любыми другими ориентирами, а также контролировать динамику изменения ключевых показателей во времени. Система допускает различные варианты отображения данных и позволяет хранить текстовую информацию, комментарии и файловые приложения так, чтобы информация была доступна в рамках всего предприятия.

Оповещения. Система содержит механизм оповещений (alerts) — электронных сообщений, рассылаемых по электронной почте в случае возникновения определенных событий (изменения значений показателей, статуса целей, появления инициатив и др.). Тип события, генерирующего оповещение, и текст сообщения определяются при настройке приложения. Получив оповещение, пользователь может активизировать ссылку, содержащуюся в теле письма, и перейти в соответствующую часть приложения.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

52

Общетехнические и социальные проблемы

Интеграция. ССП является одним из ключевых элементов интегрированных BPM - систем стратегического управления, обеспечивая нацеленность всей системы корпоративного управления на реализацию целей компании. Это определяет необходимость интеграции системы как с другими программными продуктами, так и с прочими управленческими информационными системами. Система ССП позволяет организовать импорт данных из любых внешних систем, включая бухгалтерские системы, ERP-системы (например, SAP R/3 - ЕК АСУФР) и другие. Импортированные данные сразу же становятся доступными для всех видов анализа. Таким образом, система ССП позволяет организациям получить максимальную отдачу от инвестиций в ERP и другие корпоративные информационные системы.

3 Реализация системы сбалансированных показателей

Как указывается в [3], реализация стратегической программы развития ОАО РЖД должна будет оцениваться по двум системам показателей:

• в виде ССП, сформированной в координатах функциональных направлений деятельности, позволяющей оценивать и корректировать мероприятия по реализации стратегии в категориях "финансы", "клиенты", "процессы" и "персонал", не допуская неэффективного улучшения одних показателей за счет ухудшения других;

• в виде системы показателей, основанных на контрольных параметрах состояния ОАО РЖД на 2007 и 2010 гг., сформированных в категории «тем» - стратегических направлений развития ОАО РЖД.

Оценка и анализ результатов реализации стратегической программы развития ОАО РЖД в целом должна осуществляться на основе стратегического мониторинга и контроля, основные задачи которых:

разработка системы оценки результатов реализации стратегической программы развития ОАО РЖД;

разработка состава ключевых показателей, характеризующих достижение стратегических целей компании, проведение их анализа;

определение периодичности представления аналитических данных;

создание информационной базы для подготовки управленческих решений.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо начать разработку сбалансированной системы показателей эффективности работы для предприятий железнодорожного транспорта на уровне филиалов, имея в виду:

• разработку ССП эффективности филиальных территориальных структур ОАО РЖД;

• проектирование стратегических карт развития и требований к автоматическому мониторингу ССП по указанным структурам;

• разработку необходимой информационной структуры, обеспечивающей функционирование ССП и стратегических карт развития.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

53

Представляется своевременным начать разработку стратегических карт развития и соответствующих показателей эффективности, отражающих деятельность территориальных филиальных структур ОАО РЖД на всех уровнях управления. Вначале, очевидно, необходимо рассмотреть ориентировочные метрики весов по категориям и направлениям стратегического развития различных филиальных структур. Затем - разработать и ввести метрики, характеризующие удельный вес категорий, стратегических направлений - тем и самих показателей эффективности; для разработанных стратегических целевых значений показателей - спроектировать комплекс мероприятий и инициатив по их достижению на стратегическом и тактическом уровнях.

Заключение

Выполнение такой работы и реализация подхода, описанного нами, позволит в будущем рассматривать ОАО РЖД как стратегически ориентированную компанию.

Библиографический список

1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. - М., 2003.

2. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization. - Harvard Business School Press, 2000.

3. Елизарьев Ю.В., Сенцова К.А., Иноземцева С.М. Организация мониторинга и контроля выполнения Стратегической программы развития ОАО РЖД // Экономика железных дорог. - 2005. - №2.

УДК 629.45.001:625.2 Ю. И. Комаров

ОБОБЩЕННЫЙ КРИТЕРИЙ МИНИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Выбор и формирование стратегии технического обслуживания являются одними из важнейших элементов научной политики по совершенствованию технической эксплуатации пассажирских вагонов. Принятый критерий минимизации затрат в сфере технического содержания не отражает действительных затрат в пассажирском вагонном хозяйстве, так как не учитывает расходов на потребляемую электроэнергию в вагоне. Имеют место скрытые дотации пассажирских перевозок, не соответствующие интересам железнодорожного транспорта, так как не стимулируют

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.