Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION LEGISLATION / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / E-GOVERNMENT / OPEN GOVERNMENT / DIGITAL GOVERNMENT / INFORMATION SECURITY / CYBERSECURITY / ELECTRONIC PUBLIC SERVICES / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Намиг Масим Оглы

На основании анализа основных концепций «электронного правительства (e-government)», «открытого правительства (open government)», «цифрового правительства (digital government)» и практики их реализации в Азербайджанской Республике показаны цели и основные направления развития правового обеспечения электронного правительства. Целью развития правового обеспечения электронного правительства является совершенствования системы государственного управления, повышения открытости и прозрачности работы государственных органов, подотчетности всей системы государственных органов перед обществом и вовлечение граждан в процессы государственного управления на основе использования современных информационных технологий и цифровых информационных ресурсов. Рассмотрены достижения и проблемы в области правового регулирования деятельности средств массовой информации, обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, обеспечения информационной безопасности в Азербайджанской Республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AZERBAIJAN REPUBLICE -GOVERNMENT CONCEPT

The main purpose of the e-government concept is use of modern information technologies and digital information resources for improvement of public administration system, transparency of public authorities, accountability of public authorities before society, participation of citizens in public administration. The influence of the open government concept and the digital government concept on the e-government concept are analysed. Problems of mass media legislation, ensuring access to public authorities information, information security support in the Azerbaijan Republic are considered in the article

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

С© ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Я

УДК 34-04 МАМЕДОВ Намиг Масим оглы,

ББК 67.4 аспирант кафедры правовой информатики

Московского государственного юридического университeта

им. О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация: На основании анализа основных концепций «электронного правительства (e-government)», «открытого правительства (open government)», «цифрового правительства (digital government)» и практики их реализации в Азербайджанской Республике показаны цели и основные направления развития правового обеспечения электронного правительства.

Целью развития правового обеспечения электронного правительства является совершенствования системы государственного управления, повышения открытости и прозрачности работы государственных органов, подотчетности всей системы государственных органов перед обществом и вовлечение граждан в процессы государственного управления на основе использования современных информационных технологий и цифровых информационных ресурсов.

Рассмотрены достижения и проблемы в области правового регулирования деятельности средств массовой информации, обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, обеспечения информационной безопасности в Азербайджанской Республике.

Ключевые слова: информационное общество, информационное законодательство, информационно-телекоммуникационные технологии, электронное правительство, открытое правительство, цифровое правительство, информационная безопасности, кибербез-опасность, электронные государственные услуги, средства массовой информации.

MAMEDOV Namig Masim,

post-graduate of legal informatics department of the Moscow state Law University named O.E. Kutafin (MSLA)

DEVELOPMENT OF THE AZERBAIJAN REPUBLICE -GOVERNMENT CONCEPT

Annotation: The main purpose of the e-government concept is use of modern information technologies and digital information resources for improvement of public administration system, transparency of public authorities, accountability of public authorities before society, participation of citizens in public administration.

The influence of the open government concept and the digital government concept on the e-government concept are analysed.

Problems of mass media legislation, ensuring access to public authorities information, information security support in the Azerbaijan Republic are considered in the article.

Key words: information society, information legislation, information and telecommunication technologies, e-government, open government, digital government, information security, cybersecu-rity, electronic public services, mass media.

В информационном обществе в большинстве государств электронное правительство (e-government) и электронное управление (e-governance) рассматриваются как инструменты, которые используются

правительствами по всему миру для модернизации системы государственного управления. Однако инициативы по созданию электронного правительства существенно отличаются друг от друга по своим приоритетам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Согласно Концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее» главной стратегической целью является достижение этапа развития, характеризующегося полным обеспечением в Азербайджане устойчивого экономического роста и высокого социального благосостояния, эффективного государственного управления и верховенства закона, всех прав и свобод человека, активным статусом гражданского общества в общественной жизни страны [1].

На первых этапах развития электронного правительства в большинстве стран делался акцент на технологичность управления [2]. Деятельность органов исполнительной власти строится на основе их административных регламентов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). На этом этапе информационным технологиям отводится обеспечительная роль в системе государственного управления [3].

Последующее реформирование привело сначала к рассмотрению государственного управления как процесса, построенного и связанного воедино при помощи информационных технологий, а затем к появлению предпосылок к качественному обратному воздействию технологий на государственное управление. Активное внедрение ИКТ в государственный менеджмент способствует созданию прозрачной информационной среды, повышению открытости власти, более эффективному взаимодействию власти и населения, становлению и упрочению электронной демократии в России [4].

Эта трансформация нашла отражение в появлении и развитии концепции открытого правительства.

Термин «открытое правительство» (open government) означает не правительство как набор организационно-технологических инструментов, а особое состояние системы государственного управления. Открытое правительство мыслится, с одной стороны, как прозрачность и доступность информации о деятельности органов исполнительной власти, а с другой - как участия и вовлечения граждан в систему государственного управления, включая базовую защиту гражданских прав [5].

Формы участия граждан в таком информационном взаимодействии разнообразны. Это -общественные консультации по проектам законов, иных нормативных актов, различных программ; референдумы по вопросам, затрагивающим интересы определенных групп населения или отдельных территорий; так называемая

народная экспертиза (проекты, обобщающие идеи и жалобы граждан на дорожные проблемы, проблемы городской инфраструктуры, незарегистрированные свалки и т.п.), интерактивное взаимодействие граждан с государственными органами, включая электронные петиции [6].

Конечно, концепция открытого правительства не может не учитывать особенности, вытекающие из информатизации управленческих процессов. Внедрение информационных технологий во все сферы государственной деятельности позволяет объединить разделенные информационные ресурсы, ускорить процессы переработки информации и обмена ею, сократить время принятия управленческих решений, обеспечить все виды информационного взаимодействия государственных структур между собой и с гражданами.

Таким образом, можно констатировать, что трактовка электронного правительства эволюционировала от предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде к системе механизмов и принципов открытого государственного управления.

Азербайджан с 2011 г. присоединился к странам, реализующим концепцию открытого правительства.

Следует отметить, что принципы открытого правительства являются неотъемлемой частью антикоррупционной политики и реформ управления, проводимых в Азербайджанской Республике. В Национальной стратегии по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией, принятой в 2007 г. [7], были предусмотрены многочисленные меры, направленные на поощрение и развитие основных принципов открытого правительства. Основные направления, связаны с расширением электронного правительства, особенно в использовании ИКТ для оказания государственных услуг, повышении прозрачности в добывающих отраслях, расширении участия общественности в деятельности государственных органов и т.д.

27 апреля 2016 г. Президент АР утвердил Национальный план действий по поощрению открытого правительства на 2016 - 2018 годы (URL: http://ru.president.az/articles/19581). План охватывает 58 мероприятий, сгруппированных по 11 направлениям. Его главной целью заявлено расширение применения принципов открытого правительства, введение новых механизмов для предотвращения коррупции, усиление общественного контроля и деятельности институтов гражданского общества и защита прав предпринимателей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

В настоящее время концепция электронного правительства претерпевает новые трансформации. Страны - лидеры электронного правительства переходят к следующему этапу системы предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций - к стадии «цифрового правительства». Опираясь на преобразования, произведенные в ходе предыдущих этапов формирования электронного правительства, эта стадия подразумевает полный перевод услуг в цифровой формат от обращения за этими услугами до их исполнения и достижение такого положения дел, когда ведомственные процессы опираются преимущественно на данные, а не на документы [8].

Процессы цифровизации системы государственного управления продиктовали свои принципы электронного правительства:

• принцип презумпции цифровых данных и услуг (цифровые по умолчанию). Данный принцип используется для перепроектирования и реинжиниринга административных процессов для предоставления услуг по цифровым каналам с целью извлечения из этого максимальной эффективности и продуктивности. Все государственные услуги должны предоставляться в цифровой форме. А тем гражданам, кто не может самостоятельно воспользоваться цифровой услугой, должна быть оказана помощь в получении такой услуги вместо предоставления нецифровой альтернативы;

• принцип полной цифровизации (цифровые от начала до конца). Услуги электронного правительства должны иметь полностью цифровой интерфейс. Цифровой административный процесс дает ряд преимуществ. Во-первых, он более эффективен и управляем. Во-вторых, он позволяет отслеживать движение информации и документов, в том числе обеспечивает постоянное информирование клиентов о прохождении важных этапов. В-третьих, он обеспечивает возможность применения автоматизирова-ных технологий обработки цифровых данных, в том числе автоматизированного принятия решения;

• принцип «правительство как платформа». В электронном правительстве модель взаимодействия обычно состояла в том, что пользователь взаимодействовал непосредственно с веб-сайтом или мобильным приложением правительства. Стратегия цифрового правительства предусматривает разнообразные модели взаимодействия, в которых разрешается и поощряется участие сервисов или приложений третьих сторон в цепочке предоставления услуги. Это обусловливается желанием стиму-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

лирования инноваций в области предоставления услуг.

14 марта 2018 г. Президент Азербайджана подписал Указ о мерах по развитию электронного правительства и переходу на цифровое правительство. Поставленные в нем задачи направлены на дальнейшее совершенствование системы государственного управления. Государственному агентству по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджана поручено осуществление и регулирование государственной политики в области дальнейшего развития электронного правительства.

В числе основных мер, предусмотренных Указом, названы: организация обмена цифровой информацией между информационными системами и резервами государственных органов, дальнейшее ускорение процесса электронизации государственных услуг, координация деятельности разных госструктур для создания эффективных и работоспособных электронных услуг.

Агентству поручено подготовить проекты Правил формирования, реализации, интеграции и архивирования государственных информационных резервов и систем и Плана действий по переходу на цифровое правительство.

Таким образом, электронное правительство как одно из сложнейших социально-правовых явлений может быть исследовано с различных точек зрения: политической, экономической, организационной. Особый интерес представляют изучение его правовой природы.

Необходимость развития законодательства Азербайджанской Республики в рассматриваемой области обусловлена новыми государственными задачами, поставленными в Концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее», реформированием системы государственного управления и определением места электронного правительства в общей системе реформирования государственного управления.

В реализации поставленных целей Азербайджан сегодня уже добился значительных успехов. Согласно отчету «Измерение информационного общества - 2017», опубликованном на сайте Международного телекоммуникационного союза (ITU) [9], Азербайджан занял 65 место в мире по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (IDI).

Основы концепции электронного правительства Азербайджанской Республики были заложены в Концепции «Электронное правительство», разработанной в рамках Национальной стратегии по информационно-коммуникационным технологиям во имя развития Азер-

байджанской Республики (2003 - 2012-е годы) [10] и Государственной программы «Электронный Азербайджан» [11]. Цель данной Концепции - повышение эффективности и оперативности деятельности государственных органов с широким применением информационно-коммуникационных технологий, упрощение и либерализацию связей государственных органов с населением, бизнес-учреждениями, а также между собой. Данная концепция создаёт условия для налаживания отношений между гражданином и чиновником с обеспечением прозрачности и достоверности информации о деятельности государственных органов.

Портал «Электронное правительство» (e-gov.az) является ключевым инструментом, поддерживающим работу с гражданами и предприятиями государственного и частного секторов. Он призван снизить количество запрашиваемых у граждан документов за счет того, что различные органы взаимодействуют друг с другом в электронном виде. Сегодня на портале «Электронное правительство» Азербайджана доступны более 373 услуг из 478, утвержденных электронных услуг. Ставится и активно решается задача перевода платформы «Электронного правительства» на «облачные» технологии.

По заявлению главы отдела по внутреннему контролю и аудиту аппарата министерства Таира Мамедова, в 2017 г. Министерство связи и высоких технологий Азербайджана ускоряет процесс интеграции открытых баз данных государственных и частных структур в портал «открытое правительство» - data.gov.az [12]. Наличие открытых баз данных госведомств дает толчок развитию сектора ИКТ, появлению новых электронных услуг, увеличению числа мобильных приложений и создает удобства для электронного взаимодействия госучреждений и общества.

Посредством портала data.gov.az граждане и бизнес-структуры могут с легкостью находить созданные государственными органами и являющиеся открытыми информационные базы и использовать их в подготовке услуг индивидуальной направленности. Являясь составной частью портала е-правительства, портал представляет сборник информационных ресурсов государственных органов. В соответствии с существующим законодательством представленные открытые данные регулярно обновляются, а технологии предоставления доступа совершенствуются.

Одна из главных целей создания портала data.gov.az - предоставление гражданам, организациям и общественным объединениям воз-

можностей для участия в управлении государством. Кроме этого предусмотрены технологии удобного доступа к открытым государственным информационным ресурсам, а также инструменты поощрения инновационных идей.

Опыт зарубежных стран показал, что современные концепции электронного правительства требуют дальнейшего развития механизмов широкого «вовлечения» гражданского общества в систему государственного управление, к которым относятся институты жалоб, петиции, голосования, референдумы, опросы, конкурсы идей, повышение роли СМИ, включая поддержку журналистских расследований, повышение общественного контроля над деятельностью государственных учреждений.

Очевидно, что проведение экономических и административных реформ невозможно без реализации Национальной стратегии развития телекоммуникационных и информационных технологий, которая была разработана в конце 2016 г. Институтом информационных технологий (ИИТ) Национальной академии наук Азербайджана [13].

Во исполнение данной программы разработана «Стратегическая дорожная карта по развитию телекоммуникаций и информационных технологий» [14]. К 2020 г. 70% территории Азербайджана должно быть покрыто оптоволоконными сетями связи, а к 2025 г. - и все 95%. К работающим сейчас в стране Delta Telecom и Azertelecom должен добавиться, как минимум, третий магистральный оператор связи.

Приложенные усилия позволили Азербайджанской Республике добиться значительных успехов в развитии электронного правительства.

Задачу максимально полной «включенности» каждого субъекта информационных отношений в систему государственного управления и другие процессы развития информационного общества невозможно осуществить без решения проблемы обеспечения государством информационной безопасности участников информационного взаимодействия.

В Азербайджане вопрос информационной безопасности рассматривается в качестве неотъемлемой части национальной безопасности. Государство присоединилось к европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.). В 2012 г. Указом Президента АР создан орган по обеспечению кибербезопасности - Центр электронной безопасности при Министерстве связи и информационных технологий. Центр координирует деятельность субъектов информа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

ционной инфраструктуры в области кибернетической безопасности, собирает и анализирует информацию об электронных угрозах (киберата-ках, незаконном проникновении, вредоносных компьютерных программах) для информационных систем и сетей, оказывает методическую поддержку в области противодействия электронным угрозам.

Однако решение вопросов противодействия преступности в сфере компьютерной информации в полной мере не обеспечивает информационную безопасность государства, его граждан и организаций. Под информационной безопасностью понимают такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства [15; 16].

При информационном обмене в системе государственного управления, предоставлении гражданами и организациями информации, необходимой для получение государственных услуг, весьма остро стоит проблема, связанная с реализацией права субъектов на конфиденциальность охраняемой законом информации, и в первую очередь персональных данных гражданина. Перед государственным органом стоит задача обеспечения безопасности и конфиденциальности таких сведений при их использовании.

В 2010 г. принят Закон Азербайджанской Республики «О персональных данных» [17], который регулирует отношения по поводу оборота персональных данных и призван обеспечить права субъекта персональных данных, в том числе при их использовании в системе государственного управления.

В апреле 2016 г. в Европейском Союзе введен новый единый для европейского пространства регламент Европейского парламента и совета по защите личных данных GDPR — General Data Protection Regulation. Регламент ЕС 2016/679Э заменил рамочную Директиву о защите персональных данных 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. и установил новые правила обработки персональных данных, которые обязательны для международного IT-рынка. Для адаптации информационных систем под новые правила было выделено два года, и с мая 2018 г. GDPR начал свое действие. Создан новый орган — Европейский совет по защите данных (European Data Protection Board — EDPB).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Очевидно, что принятие указанного регламента отразится на азербайджанском законодательстве о персональных данных. Это связано прежде всего с тем, что Азербайджан выстраивает с Евросоюзом экономическое партнерство и ратифицировал Европейскую конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при обработке персональных данных. В то же время это связано с проблемой обработки персональных данных лиц с двойным гражданством.

Таким образом, современное информационное законодательство Азербайджанской Республики позволило решить целый ряд вопросов, связанных с реализацией концепции электронного правительства. Вместе с тем существующие тенденции развития информационного общества приводят к необходимости дальнейшего развития законодательства в области реализации открытости государственного управления, свободы средств массовой информации и обеспечения информационной безопасности.

Список литературы:

[1] Концепция развития «Азербайджан -2020: взгляд в будущее» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://a-r.az/ru/ node/417#.WJyw1PjvUbc (дата обращения: 16.05.2018).

[2] Богдановская И.Ю. Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода // Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества. М., 2012. С. 165.

[3] Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). М.: ИД «Юриспруденция», 2015. С. 37.

[4] Холопов В.А. Правовые аспекты совершенствования институтов непосредственной демократии и информационного обеспечения местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 113.

[5] Open government declaration - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.opengovpartnership .org/sites/www. opengovpartnership.org/files/page_files/OGP_ Declaration.pdf (дата обращения: 16.05.2018).

[6] Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: монография / отв. ред. И.Г. Тимошенко. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2015. С. 6.

[7] Национальная стратегия по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией утверждена распоряжением Президента АР 28 июня 2007 года № 2292 // Азербайджан. 2007. № 168.

[8] Digital government 2020: prospects for Russia: Цифровое правительство 2020: перспективы для России (Russian) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http ://documents. worldbank. org/curated/

en/690171468181130951/Цифровое-правитель-ство-2020-перспективы-для-России (дата обращения: 16.05.2018).

[9] ITC Development Index 2017 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html (дата обращения: 16.05.2018).

[10] Распоряжение Президента АР от 17 февраля 2003 г. № 1146 «Об утверждении Национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003 - 2012 годы)» // Азербайджан. 2003. № 38.

[11] Распоряжение Президента АР от 11 августа 2010 г. № 1055 «Об утверждении Государственной программы по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2010 - 2012 годы (Электронный Азербайджан)» // Азербайджан. 2010. № 174.

[12] Азербайджан ускоряет интеграцию открытых баз данных в портал «Открытое правительство» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.trend.az/business/ it/2718063.html (дата обращения: 16.05.2018).

[13] Национальная стратегия развития телекоммуникационных и информационных технологий - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.ict.az/ru/content/88 (дата обращения: 16.05.2018).

[14] Azarbaycan Respublikasinda telekommunikasiya va informasiya texnologiya larinin inkiçafina dair Strateji Yol Xaritasi - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// azertag.az/store/files/Strateji_yol_xeritesi/_ Telekommunikasiya_v9_informasiya_texnolo-giya lannin_inki§afina_dair_strateji_yol_x9rit9si.pdf (дата обращения: 16.05.2018).

[15] Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50, ст. 7074.

[16] Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Крот-кова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции "Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право" - Первые Бачиловские чтения / / Государство и право. 2018. № 9.

[17] Закон АР от 11 мая 2010 . №998-IIIQ «О персональных данных» // Азербайджан. 2010. № 121.

Spisok literatury:

[1] Koncepciya razvitiya «Azerbajdzhan -2020: vzglyad v budushchee» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://a-r.az/ru/ node/417#.WJyw1PjvUbc (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[2] Bogdanovskaya I.Yu. Metody analiza elektronnogo gosudarstva: k vyrabotke kompleksnogo podhoda // Evolyuciya gosudarstvennyh i pravovyh institutov v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva. M., 2012. S. 165.

[3] Talapina E.V. Gosudarstvennoe upravlenie v informacionnom obshchestve (pra-vovoj aspekt). M.: ID «Yurisprudenciya», 2015. S. 37.

[4] Holopov V.A. Pravovye aspekty sovershenstvovaniya institutov neposredstvennoj demokratii i informacionnogo obespecheniya mestnogo samoupravleniya // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2011. № 4. S. 113.

[5] Open government declaration -[Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.opengovpartnership.org/sites/www. opengovpartnership.org/files/page_files/OGP_ Declaration.pdf (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[6] Otkrytoe pravitel'stvo za rubezhom. Pravovoe regulirovanie i praktika: monografiya / otv. red. I.G. Timoshenko. M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF: INFRA-M, 2015. S. 6.

[7] Nacional'naya strategiya po povysheniyu prozrachnosti i bor'be s korrupciej utverzhdena rasporyazheniem Prezidenta AR 28 iyunya 2007 goda № 2292 // Azerbajdzhan. 2007. № 168.

[8] Digital government 2020: prospects for Russia: Cifrovoe pravitel'stvo 2020: perspektivy dlya Possii (Russian) [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://documents. worldbank.org/curated/

en/690171468181130951/Cifrovoe-pravitel'stvo-2020-perspektivy-dlya-Possii (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[9] ITC Development Index 2017 -[Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index. html (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[10] Rasporyazhenie Prezidenta AR ot 17 fevralya 2003 g. № 1146 «Ob utverzhdenii Nacional'noj strategii po informacionnym i kommunikacionnym tekhnologiyam vo imya razvitiya Azerbajdzhanskoj Respubliki (2003 -2012 gody)» // Azerbajdzhan. 2003. № 38.

[11] Rasporyazhenie Prezidenta AR ot 11 avgusta 2010 g. № 1055 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy po razvitiyu svyazi i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

informacionnyh tekhnologij v Azer-bajdzhanskoj Respublike na 2010 - 2012 gody (Elektronnyj Azerbajdzhan)» // Azerbajdzhan. 2010. № 174.

[12] Azerbajdzhan uskoryaet integraciyu otkrytyh baz dannyh v portal «Otkrytoe pravitel'stvo» - [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.trend.az/business/ it/2718063.html (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[13] Nacional'naya strategiya razvitiya telekommunikacionnyh i informacionnyh tekhnologij - [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.ict.az/ru/content/88 (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[14] Azarbaycan Respublikasinda telekommunikasiya va informasiya texnologiya larinin inki§afina dair Strateji Yol Xaritasi - [Elektronnyj resurs] -

Rezhim dostupa: URL: https://azertag.az/store/files/ Strateji_yol_xeritesi/_Telekommunikasiya_v9_ informasiya_texnolo-giya lanmn_inki¡jafina_dair_strateji_ yol_x9rit9si.pdf (data obrashcheniya: 16.05.2018).

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 g. № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2016. № 50, st. 7074.

[16] Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Obzor Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Informacionnoe prostranstvo: obespechenie informacionnoj bezopasnosti i pravo" - Pervye Bachilovskie chteniya // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 9.

[17] Zakon AR ot 11 maya 2010 . №998-IIIQ «O personal'nyh dannyh» // Azerbajdzhan. 2010. № 121.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: рецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; у/ первая корректура рукописи;

у/форматирование и подготовка рукописи к верстке; Sверстка рукописи;

S вторая корректура рукописи и снятие вопросов, возникших в процессе верстки текста, согласование с автором сверстанного текста руко писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.