Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ'

РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / АУДИТОР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балаева Залина Алиевна, Ступникова Оксана Емельяновна

В статье рассматриваются основные аспекты деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, обосновывается необходимость осуществления государственного финансового контроля и предлагаются меры к его совершенствованию на примере Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONTROL ACTIVITIES IN THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE CONTROL AND ACCOUNTING CHAMBER OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

The article discusses the main aspects of the activities of the Control and Accounting Chamber of the Republic of Ingushetia, justifies the need for state financial control and suggests measures to improve it on the example of the Control and Accounting Chamber of the Republic of Ingushetia

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ»

УДК 338.242.2

Балаева З.А.1 Ступникова О.Е.2

развитие контрольной деятельности в регионе НА ПРИМЕРЕ КОНТРОльНО-СЧЕТНОй ПАлАТы республики ИНГУШЕТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, обосновывается необходимость осуществления государственного финансового контроля и предлагаются меры к его совершенствованию на примере Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия.

Ключевые слова: финансовый контроль, контрольно-счетный орган, контрольно-счетная палата, аудитор, цифровизация.

Balaeva Z.

Stupnikova O.

DEVELOPMENT OF CONTROL ACTIVITIES IN THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE CONTROL AND ACCOUNTING CHAMBER OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Abstract. The article discusses the main aspects of the activities of the Control and Accounting Chamber of the Republic of Ingushetia, justifies the need for state financial control and suggests measures to improve it on the example of the Control and Accounting Chamber of the Republic of Ingushetia

Keywords: financial control, control and accounting body, control and accounting chamber, auditor, digitalization.

Постигшая мир пандемия коронавируса, практически парализовавшая развитие международных отношений, заставила государства сосредоточиться на собственных проблемах, обнажив серьезные пробелы в государственном управлении: отсутствие эффективной обратной связи между центром и регионами, разрозненность финансов и отсутствие у органов управления всех уровней алгоритма

действовать в непредвиденных чрезвычайных ситуациях.

Вследствие этого возрастает важность своевременных изменений, способствующих модернизации и всестороннему развитию существующих государственных институтов. Определенная несогласованность в действиях федерального центра и регионов, отсутствие слаженных действий стали толчком к

1 Балаева Залина Алиевна, магистрант 2 курса, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС г. Пятигорск, e-mail: zalina.balaeva@bk.ru Zalina Balaeva, 2-d Graduate Student, direction of training «Public and municipal administration», North-Caucasus institute-brunch of the Russian Presidential academy of national economy and public administration, Pyatigorsk, e-mail: zalina.balaeva@bk. ru

2 Ступникова Оксана Емельяновна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики, управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС г. Пятигорск, e-mail: oks-ev@yandex.ru, т. (879397-38-54)

Oksana Stupnikova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics, Management and Law, North-Caucasus institute-brunch of the Russian Presidential academy of national economy and public administration, email: oks-ev@yandex.ru, phone: (8793-97-38-54)

усилению внимания контрольно-надзорных органов за соблюдением законодательства РФ - от привычного исполнения бюджетных обязательств до проведения адресных федеральных выплат медицинским работникам.

Вопросы российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности, проблемы формирования критериев эффективности государственного контроля постоянно обсуждаются на федеральном и региональном уровне, представляя широкий интерес для изучения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью предупреждения нецелевого использования бюджетных средств на региональном уровне.

Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе, во многом зависит от эффективно организованной системы финансового контроля как на федеральном, так и на региональном уровне. Обязательным условием эффективности осуществления социально-экономической политики государства и действенности финансового контроля является обеспечение полноты и своевременности формирования доходов и обоснование бюджетных расходов. В этом контексте предметом государственного финансового контроля является формирование, владение, распределение и использование денежных средств и консолидированного государственного бюджета, а объектом государственного финансового контроля выступает широкий круг лиц (как юридических, так и физических), использующих в своей деятельности государственную собственность, денежные средства бюджета, природные ресурсы, льготы по импорту, экспорту или налогообложению и т. д.

Контрольная деятельность в любом субъекте РФ направлена на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства. Осуществлению контрольно-надзорной деятельности

в регионах, в большей степени финансирующихся за счет федерального бюджета (дотационных регионах), традиционно уделяется особое внимание.

Нынешнее социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, а также низкой обеспеченностью объектами социальной сферы. Негативное воздействие эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, внесло свои коррективы в социально-экономическую ситуацию как в целом по стране, так и по Республике Ингушетия. Ревизию целевого и эффективного использования средств, получаемых из федерального бюджета и распределяемых по основным сферам жизнедеятельности региона, организует Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия.

Становление и развитие Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия как института внешнего государственного финансового контроля проходило в условиях постоянного совершенствования нормативной правовой базы, материально-технического, методического и кадрового обеспечения. По мере накопления опыта, совершенствования форм и методов работы, законодательной базы формировались разнообразные методики проверок, совершенствовалась практика контрольной и экспертно-аналитической деятельности, активно внедрялись новые формы финансового контроля. Сегодня палата уделяет большое внимание укреплению взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, входящих в СКФО, муниципальными органами внешнего финансового контроля Республики Ингушетия.

Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия осуществляет свою деятельность на основе годовых планов работы, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно, с учетом требований Закона Республики Ингушетия от 28.09.2011 г. №27-РЗ «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия».

Согласно официальной информации, обнародованной на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия [1], в 2019 году Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия осуществляла свою деятельность согласно целям и задачам, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» №6-ФЗ от 7 февраля 2011 года [2]. В результате работы, проводимой Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия, Народное Собрание Республики Ингушетия и исполнительные органы государственной власти региона в течение года получали объективную информацию о качестве функционирования участников бюджетного процесса на территории республики, а также целевом и эффективном использовании ими бюджетных

средств. Правоохранительными и надзорными органами республики дана правовая оценка нарушениям, установленным Контрольно-счетной палатой и приняты соответствующие меры реагирования.

Основными организационными формами осуществления Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия внешнего государственного финансового контроля являются контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. В целях осуществления контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия в 2019 году проведено 17 проверок, в том числе с использованием принципа аудита 3 мероприятия, совместно с правоохранительными и надзорными органами 1 проверка.

В 2019 году объектами контрольных мероприятий стали 120 учреждений и организаций республики с объемом бюджетных средств в размере порядка 7,0 млрд. рублей (Рисунок 1).

Рисунок 1. динамика проведенных Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия контрольных мероприятий и проверенных объектов в 2017-2019 гг. [1]

В ходе контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2019 году, установлены нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере, допущенные главными распорядителями и получателями средств рес-

публиканского бюджета, муниципальными образованиями республики на общую сумму 1 543 467,2 тыс. рублей или 22,1 % от объема проверенных бюджетных средств (Рисунок 2).

Динамика финансовых нарушений, выявленных КСП РИ

2018 гад 2019 гол

?8%

71%

19% 9%

В шцлпциия к нцгкни ..............

м надо пиния ■ццши^и'шгкрашоут.интыши к л ¡ило« «ик и их и штрека! ичпнкп ' НАдоиииия г>и ое1П]*1ЧЕЛ*нми гчмзтЕвракаиых 1Пк>пш.'ии«.и.лычи енлшн ьорнлщчьъцх.ши

||||Ы1' нарушения

Рисунок 2. динамика финансовых нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия в 2018-2019 гг.

В 2018 году по нецелевому назначению министерствами и ведомствами республики израсходовано 123 242,1 тыс. рублей, отмечены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг учреждениями на сумму 5 773,9 тыс. рублей.

Бюджетом недополучено неналоговых доходов на общую сумму 251,2 тыс. рублей, выявлены нарушения порядка и условий оплаты труда работников на сумму 114,4 тыс. рублей.

Ущерб, нанесенный бюджету республики, составил 3 371,3 тыс. рублей, как неэффективное использование бюджетных средств отмечены расходы на сумму 4 301,8 тыс. рублей.

При ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской отчётности отмечены нарушения на сумму 294 105,1 тыс. рублей.

Нарушения при осуществлении государственных закупок составили 9 924,3 тыс. рублей.

Также выявлены различные нарушения иного характера на общую сумму 1 102 383,1 тыс. рублей, из которых 1 088 743,4 тыс. рублей связаны с предоставлением субсидий на выполнение государственного задания без наличия заключенных соглашений, определя-

ющих права, обязанности и ответственность сторон. Приоритетное внимание Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия уделяла аудиту государственных программ. В 2019 году Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия был проведен аудит трех республиканских программ.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия проведена экспертиза годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.

В заключении Палаты отражены ряд отрицательных моментов, относящихся к исполнению бюджета за 2019 год. В частности, отмечается, что доходная и расходная части республиканского бюджета исполнены в объемах ниже запланированных назначений на 2018 год.

Как показала экспертиза, в нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и статьи 30 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Ингушетия объемы финансирования 8 государственных программ не соответствуют уточненным бюджетным назначениям, предусмотренным законом о республиканском бюджете на 2018 год.

Проведенный анализ показал, что процент охвата контрольными мероприятиями расходов бюджета достаточно низкий и может отрицательно отразиться на оценке полноты и достоверности представленных отчетных данных. Направлением по контролю за расходованием средств бюджета Республики Ингушетия руководит 3 аудитора, за которыми закреплены 12 инспекторов (то есть все инспекторы, предусмотренные штатным расписанием). Контрольно-счетная палата должна охватывать контрольными мероприятиями минимум 50% поступивших в местный бюджет средств. Снижение показателя, прежде всего, связано с полной загруженностью имеющихся согласно штатному расписанию инспекторов в связи с чем направлением по контролю за доходами и источниками финансирования дефицита бюджета сегодня занимается только три аудитора (без привлечения инспекторов), чего явно недостаточно. При этом следует отметить, что в современных условиях повышается роль неналоговых доходов бюджета при решении вопросов недопущения бюджетного дефицита.

Контрольно-счетная палата Республики Ингушетия систематически анализирует итоги проводимых контрольных и аналитических мероприятий, контролирует выполнение представлений, направленных по результатам проверок. На основании вышесказанного можно констатировать, что в Республике Ингушетия наметилась тенденция к значительному сокращению финансовых нарушений и нецелевого расходования бюджетных средств. Безусловно, этому способствовали эффективные меры, принятые в рамках модернизации контрольно-надзорной деятельности в регионе, а именно:

- всесторонняя ориентация при осуществлении бюджетных расходов Республики Ингушетия на обозначенные приоритеты и планируемые результаты государственной политики;

- исключение необоснованного принятия новых расходных обязательств и невыполнения действующих;

- поэтапное совершенствование системы оплаты труда в бюджетной сфере, направлен-

ное на обеспечение повышения заработной платы с усилением ее стимулирующей функции и проведением мероприятий по оптимизации расходов.

Наряду с положительными аспектами анализ деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия способствовал выявлению нарушений и недостатков:

• низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, ответственных за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета;

• низкий уровень внутреннего финансового контроля за соблюдением действующего законодательства при расходовании средств бюджета и использовании имущества;

• слабый контроль руководителей государственных учреждений в части ведения бухгалтерского учета.

Экономическому развитию Республики Ингушетия долгое время препятствовали сложные внутриполитические конфликты, происходящие на соседних территориях. Был разрушен весь хозяйственный потенциал, накопленный за годы существования СССР [3]. При этом географическое положение Ингушетии создает широкие социально-экономические предпосылки для всестороннего развития республики: собственные стартовые позиции, привлекательный внешнеэкономический потенциал в перспективе позволят вывести экономику региона на траекторию стабильного экономического роста, обеспечив существенное сокращение дотаций из федерального бюджета.

Эффективной контрольно-надзорной деятельности в Республике Ингушетия препятствуют также трудности в подборе и подготовке квалифицированных кадров, осуществляющих финансовый контроль. Необходимость качественной экспертизы проектов бюджетов и внешнего аудита их исполнения, проведение различного рода проверок, внедрение новых форм и методов финансового контроля обуславливают наличие завышенных требований, предъявляемых к уровню профессиональных знаний финансовых контролеров [4]. Подготовка компетентных специалистов данной области требует существенных временных и материальных затрат, что в свою очередь может

сказаться на качестве финансового контроля.

Наиболее разумным методом модернизации контрольно-надзорной деятельности в регионах РФ, как уже неоднократно отмечалось в правовом поле, является разработка единой концепции осуществления финансового контроля в регионах РФ, которая отражала бы принципиально важные положения государственного контроля независимо от сферы реализации [5]. В первую очередь должны быть четко определены сущность, цель, задачи и принципы финансового контроля, формы и методы его осуществления. Кроме того, концепция должна включать критерии эффективности аудиторских проверок, информацию о правах аудиторов, сроках проверок и другую исчерпывающую информацию, способствующую максимальной открытости и прозрачности проводимых мероприятий. Разработка и внедрение такой концепции будет способствовать совершенствованию всей системы финансового контроля и эффективности контрольно-надзорной деятельности отдельных государственных органов [5].

Не менее важным направлением совершенствования деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия выступает цифровизация. Информационно-коммуникационные технологии и услуги представляют наиболее активно раскручивающийся сектор российской экономики и являются главным фактором в развитии многих областей социально-экономической сферы. Отсутствие

информационно-аналитических систем в работе любого контрольно-счётного органа существенно затрудняет его работу. Пандемия коронавируса продемонстрировала высокую важность повсеместного внедрения цифровых технологий, ведь с их помощью решается большинство повседневных рабочих вопросов - от организации онлайн-обучения до организации конференц-связи, удаленной работы [6]. Цифровизация сегодня проникает во все сферы деятельности человека и, безусловно, не может обойти стороной осуществление финансового контроля. В целях организации удаленного проведения контрольных и экс-пертно-аналитических мероприятий, автоматизированной обработки данных, в том числе автоматизированного выявления нарушений объектами контроля, требуется повсеместное внедрение информационно-аналитической системы.

Сегодня, в эпоху тотальных перемен в мироустройстве, в условиях закрытия государственных границ и сосредоточения на внутренних целях государства для эффективной борьбы с угрозой распространения коронави-русной инфекции, Россия переживает период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общественного устройства, в котором финансовый контроль должен занимать особое место, а осуществляющие его органы должны стать надежной опорой государству в осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия: [Электронный ресурс] // http://kspri.ru/

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ: [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru.

3. Матиев О.З. Антикризисные мероприятия в Ингушетии // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - №7 - С. 4-9.

4. Мержо М.Ш. Влияние инвестиций на социально-экономическое развитие республики Ингушетия // АНО ИД «Научное обозрение».- 2018.- №1 - С. 11-15.

5. Добролюбова Е.И. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - №4. -С.19-24.

6. Кидаева Э.Э. Антикризисные меры стимулирования предпринимательской деятельности в регионе // Статистика и экономика. - 2020. - №1 - С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.