УДК 342.5
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ОРГАНА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
М.В. Тапинова
Рассмотрены отдельные аспекты, характеризующие место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля как органов парламентского финансового контроля. Автором на примере Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики дается характеристика правового положения контрольно-счетного органа субъекта РФ, на основании анализа практического материала подробно исследуется организация ее деятельности.
Ключевые слова: Федеральное Собрание; Счетная палата РФ; парламент; контрольно-счетный орган субъекта РФ; закон; государственный финансовый контроль; правовой статус; субъекты РФ; Контрольно-счетная палата; Чувашская Республика.
M.V. Tapinova. ORGANIZATION OF ACTIVITY OF CHAMBER OF CONTROL AND ACCOUNTS IN THE CHUVASH REPUBLIC AS BODY OF EXTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL
Separate aspects characterizing the place and the role of control and account bodies in the system of the state financial control as bodies of parliamentary financial control are considered. The author on the example of Chamber of Control and Account of the Chuvash Republic gives the characteristic of a legal status of control and account body of the territorial subject of the Russian Federation. The organization of its activity on the basis of the practical material analysis is studied in detail.
Keywords: Federal Assembly; Audit Chamber of the Russian Federation; parliament; control and account body of the territorial subject of the Russian Federation; law; state financial control; legal status; territorial subjects of the Russian Federation; Chamber of Control and Account; Chuvash Republic.
Основополагающим звеном в системе государственного финансового контроля в Российской Федерации являются органы контроля по линии законодательной власти. Не случайно Конституция Российской Федерации определяет, что в целях обеспечения осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (п. 5. ст. 101) [1], статус которой Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. «О Счетной палате Российской Федерации» установлен как постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), подотчетного Федеральному Собранию [2].
Как отмечается рядом исследователей, финансовый контроль, осуществляемый органами, образованными законодательной властью, намного шире, чем тот, который проводится органами финансового контроля по линии исполнительной власти. По их мнению, если основной задачей в системе контроля исполнительной власти является выявление нарушений в использовании финансовых средств, то контрольно-счетные органы не ограничиваются только этим. Они дают оценку деятельности
органов исполнительной власти по их управлению, а также насколько эффективно ими были использованы финансовые ресурсы страны и конкретного региона [6].
Для осуществления контроля средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов законодательными органами субъектов Федерации созданы собственные контрольно-счетные органы. Их статус и компетенция определены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [3], а также конституциями (уставами) субъектов и законодательными актами регионов. Таким образом, федеральный закон закрепил единую государственную политику в области развития независимого внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне. Реализация данного правового акта способствует повышению эффективности контроля за использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации и соблюдением установленного порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в их собственности.
До принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г., как отмечает М.В. Демидов, в ряде субъектов Российской Федерации контрольно-счетные органы входили в структуру законодательных органов и не обладали организационной и функциональной независимостью. Их деятельность могла быть приостановлена в связи с прекращением деятельности законодательного органа. Они были зависимыми финансово, поскольку средства на их содержание предусматривались в сметах расходов парламентов регионов [5]. Такая ситуация не создавала благоприятные условия и не способствовала укреплению и развитию парламентского финансового контроля на уровне регионов.
В настоящее время положение контрольно-счетных органов регионов существенно изменилось. Это можно наглядно продемонстрировать на примере Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики. Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 13 сентября 2011 г. «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» [4] Контрольно-счетная палата Чувашской Республики является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Чувашской Республики, образуемым Государственным Советом Чувашской Республики, и подотчетна ему. Она обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Контрольно-счетная палата является государственным органом, обладает правами юридического лица. Она имеет в оперативном управлении необходимое для осуществления своих полномочий имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Деятельность Контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется палатой в форме контрольных или экспертно-аналити-ческих мероприятий.
При осуществлении внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией и законодательством Чувашской Республики, а также стандартами внешнего финансового контроля. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется ею:
1) в отношении органов государственной власти Чувашской Республики и государственных органов республики, органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Чувашской Республики;
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы и организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата осуществляет контрольные мероприятия, обязаны представлять по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой составляется соответствующий акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На его основании составляется отчет. При проведении экспертно-аналити-ческого мероприятия палата составляет отчет или заключение.
Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. План работы палаты утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому. Планирование осуществляется с учетом результатов контрольных и эксперт-но-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Государственного Совета Чувашской Республики, предложений и запросов Главы Чувашской Республики. Их предложения и запросы рассматриваются коллегией Контрольно-счетной палаты в десятидневный
срок со дня их поступления. В связи с поступившими поручениями Государственного Совета Чувашской Республики, предложениями и запросами Главы республики текущий план работы Контрольно-счетной палаты подлежит изменению в течение 30 дней со дня их поступления в Контрольно-счетную палату.
Практика деятельности контрольно-счетных органов в регионах показывает, что из года в год активнее становится их деятельность. По данным Ассоциации контрольно-счетных органов России [7], в 2013 г. в 79 регионах контрольно-счетными органами субъектов было проведено 9390 контрольных и экспертно-ана-литических мероприятий, в том числе 3314 контрольных и 6076 экспертно-аналитических. С использованием принципов аудита эффективности было проведено 480 мероприятий, что составило 5,1% их общего количества.
В ходе осуществления контрольных мероприятий контрольно-счетными органами регионов было выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 177676,1 млн руб., в том числе нецелевое использование средств в размере 2083,93 руб. Также было обнаружено неэффективное использование государственных средств на сумму 68319,3 млн руб.
В результате принятых контрольно-счетными органами регионов организационно-правовых мер были устранены финансовые нарушения на сумму 60042,7 млн руб. Из этой суммы 7047,12 млн руб. было возмещено денежными средствами.
Достаточно эффективно осуществляет свою деятельность и Контрольно-счетная палата Чувашской Республики. Так, в 2013 г. ею было проведено 150 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 60 контрольных и 90 экспертно-аналитических мероприятий [8]. Контрольные мероприятия были осуществлены в отношении:
- 25 главных администраторов бюджетных средств в части внешних проверок годовой бюджетной отчетности;
- 9 главных распорядителей в части целевого и эффективного использования бюджетных средств;
- 3 муниципальных образований в части использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики;
- 4 муниципальных образований в части использования бюджетных средств, выделенных на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований, в том числе на развитие городской дорожной инфраструк-
туры и создание благоприятных и безопасных условий для участников дорожного движения (г. Чебоксары), на модернизацию системы общего образования Чувашской Республики (Ка-нашский район), на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья (г. Канаш и Цивильский район);
- 40 учреждений, включая Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и иные организации, использующие имущество, находящееся в государственной собственности Чувашской Республики, либо являющиеся получателями бюджетных средств.
Контрольными мероприятиями были охвачены средства на общую сумму 51372,6 млн руб. (в 2012 г. - 32205,9 млн руб., в 2011 г. -11803,6 млн руб.), в том числе:
- средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 41166,5 млн руб., или 80,1% в общем объеме проверенных средств;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета - 55,5 млн руб. (0,1%);
- средства бюджетов муниципальных образований - 48,9 млн руб. (0,1%);
- средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 5320,9 млн руб. (10,4%); иные средства - 4780,8 млн руб. (9,3%).
Проведенными проверками были выявлены финансовые нарушения на общую сумму 618,2 млн руб., в том числе подлежащие восстановлению (возмещению) - 4,2 млн руб. В 2013 г. объем восстановленных (возмещенных) средств, в том числе по нарушениям, выявленным в предыдущие годы, составил 5,1 млн руб. Общая сумма выявленных в 2013 г. финансовых нарушений по сравнению с 2012 г. уменьшилась на 367,1 млн руб., по сравнению с 2011 г. увеличилась на 401,3 млн руб.
Из общей суммы финансовых нарушений неэффективное использование денежных средств и материальных ресурсов составило в сумме 125,1 млн руб., нецелевое использование бюджетных средств - 0,3 млн руб. и другие финансовые нарушения (неправомерное расходование средств; неэффективное управление средствами; искажение отчетности; недопоступление платежей в бюджеты разных уровней и другое) - 492,8 млн руб.
В течение 2013 г. Контрольно-счетной палатой была проведена экспертиза четырех проектов законов Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и плановый
период 2014 и 2015 годов» и четырех проектов законов «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». По итогам рассмотрения законопроектов были подготовлены и направлены Государственному Совету Чувашской Республики заключения, в которых предложено принять законопроекты в установленном порядке.
Планом работы Контрольно-счетной палаты на 2013 г. также предусматривалось проведение 31 проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики (в 2012 г - 28, в 2011 г - 25). Фактически было проведено 35 контрольных мероприятий, из которых 4 - внеплановых. Дополнительные контрольные мероприятия проводились по вопросам, связанным с обращениями депутатов Государственного Совета Чувашской Республики (3 обращения) и граждан (1 обращение). В течение 2013 г. одно контрольное мероприятие было осуществлено совместно с Контрольным управлением Главы Чувашской Республики.
Из общего количества плановых контрольных мероприятий 23 было проведено в соответствии с поручениями Государственного Совета Чувашской Республики; 2 - по предложению Администрации Главы республики; 1 -по предложению Счетной палаты Российской Федерации и 5 было инициировано Контрольно-счетной палатой.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Контрольно-счетной палатой в 2013 г. проведен аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 гг.
Установленный на сегодняшний день правовой статус Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в целом позволяет осуществлять независимый и систематический контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств государства на региональном уровне.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. О Счетной палате Российской Федерации: федер. закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1649.
3. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: федер. закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 903.
4. О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики: закон Чувашской Республики от 13.09.2011 г. № 58 (ред. от 30.07.2013 г.) // Собр. законодательства Чувашской Республики. № 9, ст. 821.
5. Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 27.
6. Демидов М.В. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации: правовой статус и проблемы его унификации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 33.
7. Официальный сайт АКСОР. URL: http: www.ach-fci.ru /AKSOR/info.
8. Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики. URL: http://kcp. cap.ru.
ТАПИНОВА Марина Валерьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TAPINOVA, Marina Valeryevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]