Научная статья на тему 'Счетная палата РД: новый этап развития внешнего государственного финансового контроля'

Счетная палата РД: новый этап развития внешнего государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОЛНОМОЧИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РД / ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Расулов Т. Ф.

В настоящей статье проанализированы основные положения Закона РД от 15 ноября 2011 года № 72 «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольносчетных органов муниципальных образований».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Счетная палата РД: новый этап развития внешнего государственного финансового контроля»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

УДК 347.73(075.8)

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РД: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Расулов Т.Ф., аудитор Счетной палаты РД

E-mail: temir65@mail.ru

В настоящей статье проанализированы основные положения Закона РД от 15 ноября 2011 года № 72 «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований».

Ключевые слова: контрольно-счетные органы, внешний государственный финансовый контроль, полномочия Счетной палаты РД, объекты финансового контроля, оценка эффективности предоставления налоговых льгот, финансово-экономическая экспертиза.

THE ACCOUNTING CHAMBER RD: A NEW STAGE OF DEVELOPMENT THE EXTERNAL

STATE FINANCIAL CONTROL

Rasulov T.F., auditor of the accounts chamber RD

In this article analyses the main provisions of the Law of rd of November 15, 2011№ 72 «On the chamber of accounts of the Republic of Dagestan and non-which issues of the activity of the control-accounting bodies of municipal formations».

Key words: control-accounting bodies, external public-the financial control, and the powers of the accounting chamber rd, objects of financial control, the assessment of the efficiency of granting tax benefits, financial and economic expertise.

Прошедший год для контрольно-счетных органов РФ примечателен тем, что был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1] (далее -Федеральный закон № 6-ФЗ), который придал новое направление развитию внешнего финансового контроля.

Федеральный закон № 6-ФЗ закрепил за контрольно-счетными органами статус «постоянно действующего органа внешнего государственного и муниципального

финансового контроля». При этом предусматривается, что только контрольно-счетные органы осуществляют внешний государственный финансовый контроль.

Утверждая общие, единые для всех контрольно-счетных органов правила,

Федеральный закон № 6-ФЗ дает возможность субъектам РФ самим регулировать отдельные вопросы с учетом региональных особенностей. Так, в 9-ти статьях Федерального закона № 6-ФЗ содержатся нормы, предоставляющие субъекту РФ право самостоятельно решать вопросы организации и деятельности органа внешнего финансового контроля.

В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ Народным Собранием РД 1 ноября 2011 года принят Закон РД «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» [2] (далее - Закон РД), в котором нашли отражение практически все вопросы, касающиеся деятельности Счетной палаты РД (далее - Счетная палата), наиболее важными из них являются:

- срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной

палаты;

- порядок определения структуры и состава Счетной палаты;

- штатная численность Счетной палаты, которая устанавливается отдельным постановлением Народного Собрания РД;

- порядок внесения предложений о кандидатурах на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты;

- порядок планирования деятельности и составление плана работы Счетной палаты;

- порядок и форма уведомления должностными лицами Счетной палаты об опечатывании помещений, а также об изъятии документов и материалов;

- порядок направления и сроки предоставления информации, документов и материалов по запросам Счетной палаты;

- сроки представления пояснений и замечаний руководителей проверяемых органов и организаций по актам Счетной палаты.

Для рассмотрения вопросов

планирования и организации контрольной деятельности образована Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят председатель, заместитель председателя и аудиторы Счетной палаты.

Право внесения предложений о кандидатурах на должность Председателя Счетной палаты, наравне с Президентом РД и Председателем Народного Собрания РД, предоставлено группе депутатов Народного Собрания РД численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания РД. А кандидатуры на должности заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты вносятся в Народное Собрание РД Президентом РД.

В Законе РД приведены нормы, устанавливающие права, обязанности и ответственность должностных лиц Счетной палаты. Определены требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты, установлены гарантии статуса должностных лиц Счетной палаты. Кроме того, приведен перечень должностей, относящихся к должностным лицам Счетной палаты - председатель, заместитель председателя, аудиторы и инспекторы Счетной палаты, которые подлежат государственной защите в соответствии с федеральным

законодательством о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Говоря об основных положениях Закона РД, необходимо также отдельно выделить ряд норм, определяющих полномочия Счетной палаты, а именно:

- контроль за исполнением республиканского бюджета РД и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- экспертиза проектов законов о республиканском бюджете РД и бюджете территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета РД, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета РД, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности РД;

- оценка эффективности предоставления налоговых льгот, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета РД, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств;

- финансово-экономическая экспертиза проектов законов РД и нормативных правовых актов органов государственной власти РД в части, касающейся расходных обязательств РД, а также республиканских целевых программ;

- анализ бюджетного процесса в РД и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета РД бюджетам муниципальных образований, а также проверка местного бюджета;

- подготовка информации о ходе исполнения республиканского бюджета РД, бюджета территориального государственного

внебюджетного фонда РД, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Народное Собрание РД и Президенту РД;

- мониторинг исполнения республиканского бюджета РД и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Законом РД определено, что внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в отношении:

- органов государственной власти и государственных органов РД;

- органов территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- органов местного самоуправления;

- государственных учреждений и унитарных предприятий РД;

- иных организаций, если они используют государственное имущество РД;

- иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов и гарантий, за счет средств республиканского бюджета РД.

Необходимо отметить, что

большинством перечисленных прав и полномочий Счетная палата была наделена Законом РД от 14 июня 1996 года № 9 «О Счетной палате Республики Дагестан» [3] (утратил силу в связи принятием Закона РД от 15.11.2011 г. № 72) еще до принятия Федерального закона № 6-ФЗ, в соответствии с которым обеспечивался полноценный контроль за использованием средств республиканского бюджета РД, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД, бюджетов муниципальных образований, управлением и распоряжением государственным имуществом РД.

Одним из важных положений, установленных в Законе РД, являются полномочия по осуществлению финансово-экономической экспертизы проектов законов РД и нормативных правовых актов органов государственной власти РД в части, касающейся расходных обязательств РД, а также республиканских целевых программ, по результатам которой Счетная палата подготавливает и представляет

соответствующие заключения. Одновременно Счетная палата осуществляет полномочия по финансово-экономической экспертизе не только нормативных правовых актов (проектов законов), рассматриваемых и принимаемых Народным Собранием РД, но и нормативных актов, принимаемых органами исполнительной власти.

Здесь надо отметить, что для Счетной палаты в настоящее время это направление деятельности является приоритетным, так как позволяет предотвратить различные нарушения и недостатки еще на стадии формирования и планирования экономических и бюджетных показателей.

В Законе РД установлены нормы, которые в силу определенных обстоятельств не могут быть в полной мере исполнены должностными лицами Счетной палаты. Так, непредставление по запросам Счетной палаты информации и документов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий влечет за собой ответственность, установленную федеральным законодательством и (или) законодательством РД. Ответственность за указанные нарушения, в соответствии со статьями 1.3.1 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях [4], установлена Кодексом РД об административных правонарушениях [5], которым также определены должностные лица Счетной палаты, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе за:

- нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

- нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Однако из трактовки пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 6-ФЗ вытекает, что должностные лица Счетной палаты имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, только в случае, если такое право предусмотрено федеральным

законодательством.

Федеральным законом № 6-ФЗ и Законом РД на Счетную палату возлагаются полномочия по оценке эффективности предоставления налоговых льгот, исполнение которых на практике будет затруднено. В целях

реализации данных полномочий требуется проведение соответствующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы. Источником информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот служат, прежде всего, сведения, относящиеся к сфере налоговых правоотношений, которые налоговые органы относят к налоговой тайне и которые в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса РФ [6] не подлежат разглашению.

Принятие Федерального закона № 6-ФЗ и Закона РД не сняло проблемы по устранению дублирования и параллелизма в деятельности органов финансового контроля.

В соответствии со статьями 149, 157 и 264.4 Бюджетного кодекса РФ [7], Законом РД от 6 июня 2005 года № 23 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношения в Республике Дагестан» [8] и Законом РД от 15 ноября 2011 года № 72 «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» Счетная палата осуществляет:

- контроль за исполнением республиканского бюджета РД и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД;

- внешнюю проверку годового отчета об исполнении республиканского бюджета РД, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда РД.

Однако проведение указанных мероприятий сопряжено с определенными трудностям в связи с тем, что федеральными органами финансового контроля и их территориальными подразделениями

осуществляется дублирование проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий, обусловленное полномочиями, установленными бюджетным законодательством.

В республике принимаются меры по упорядочению деятельности органов

финансового контроля. Так, в соответствии с Указом Президента РД от 30 июня 2006 года № 52 «О мерах по упорядочению работы органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции» [9] ежегодно составляется Сводный план контрольных мероприятий, панируемых и

проводимых Счетной палатой,

Территориальным управлением Федеральной службы бюджетно-финансового надзора и Управлением бюджетно-финансового надзора Министерства финансов РД.

Анализ выполнения Сводного плана контрольных мероприятий показывает, что указанными органами не обеспечивается в полной мере взаимодействие в проведении контрольных мероприятий, в результате все еще наблюдается дублирование проводимых проверок. Ими не осуществляется обмен информацией о результатах проведенных проверок, не обеспечивается организация совместных комплексных проверок с целью исключения дублирующих проверок

деятельности одной организации (учреждения) по аналогичному кругу вопросов. Более того, в их деятельности не применяются единые стандарты в проведении проверок и единые подходы в квалификации выявляемых нарушений бюджетного законодательства.

Одной из новых норм в Законе РД - это обязательное требование применения при осуществлении финансового контроля стандартов внешнего государственного контроля, которые разрабатываются Счетной палатой в отношении органов государственной власти и государственных органов РД, органов территориального государственного

внебюджетного фонда РД, органов местного самоуправления, государственных учреждений и предприятий РД в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой РФ.

В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется федеральным законодательством, а также законами субъектов РФ, в связи с чем в Законе РД установлено, что:

- стандарты внешнего муниципального финансового контроля утверждаются муниципальными контрольно-счетными органами в соответствии с общими требованиями, разрабатываемыми Счетной палатой;

- должностные лица контрольно-счетных органов муниципальных образований в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов должны

незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя контрольно-счетного органа муниципального образования;

- документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, представляются по запросам контрольно-счетных органов муниципальных образований в 14-дневный срок;

- пояснения и замечания к актам представляются в срок до 7 дней со дня получения акта.

Следует отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных

органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и принятый в соответствии с ним Закон РД «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований», безусловно, повышает роль и значение Счетной палаты как органа внешнего государственного финансового контроля, что, конечно же, возлагает новые обязанности и дополнительную ответственность на ее должностных лиц для обеспечения независимого финансового контроля.

Литература

1. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 903.

2. О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований: Закон РД от 15.11.2011 г. № 72 // Дагестанская правда. 2011. 18 ноября.

3. О Счетной палате Республики Дагестан»: Закон РД от 14.06.1996 г. № 9 (ред. от 05.04.2010 г.) (утратил силу в связи принятием Закона РД от 15.11.2011 г. № 72) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1996. № 6. Ст. 272.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях от 07.06.2006 г. № 32 (ред. от 02.03.2012 г.) // Дагестанская правда. 2006. 14 июня.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012 г.) // Российская газета. 1998. 6 августа.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) // Российская газета. 1998. 12 августа.

8. О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан: Закон РД от 06.06.2005 г. № 23 (ред. от 01.02.2012 г.) // Дагестанская правда. 2005 .10 июня.

9. О мерах по упорядочению работы органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции: Указ Президента РД от 30.06.2006 г. № 52 (ред. от 04.09.2010 г.) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2006. № 6. Ст. 352.

Поступила в редакцию 24 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.