Научная статья на тему 'Анализ контрольной деятельности Счетной палаты РД и повышение ее эффективности'

Анализ контрольной деятельности Счетной палаты РД и повышение ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джанатлиева А.М.

В статье проводится анализ и дается оценка эффективности контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой РД, а также приводятся рекомендации по усилению роли бюджета в развитии экономики Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ контрольной деятельности Счетной палаты РД и повышение ее эффективности»

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РД И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© Джанатлиева А.М.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

В статье проводится анализ и дается оценка эффективности контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой РД, а также приводятся рекомендации по усилению роли бюджета в развитии экономики Республики Дагестан.

Ключевые слова контрольные мероприятия, Счетная палата, бюджетные средства, нарушения.

В соответствии с задачами, определенными Законом РД «О Счетной палате Республики Дагестан», Планом работы на 2011 год Счетной палатой РД в 2011 г. было проведено 82 контрольных мероприятия, в ходе которых проверена деятельность 25 муниципальных образований, 57 республиканских министерств, ведомств, государственных учреждений и организаций. Основные показатели контрольной работы Счетной палаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Выявленные нарушения по результатам деятельности Счетной палаты РД на 1.01.2012 г. [1]

Контрольные мероприятия

1. Количество контрольных мероприятий 82

2. Объем проверенных средств, млн. руб. 27423,1

3. Выявлено нарушений, млн. руб.

в том числе:

1) нецелевое использование бюджетных средств 96,1

2) завышение стоимости выполненных работ 13,6

3) неэффективное использования бюджетных средств, 1802,6

в том числе дебиторская задолженность 305,6

4) неправомерные расходы 2093,6

5) несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов 756,7

6) осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка 428,6

7) неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств 792,7

8) предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка 21,6

9) содержание сверх рекомендованной численности работников и автотранспорта 43,4

10) списание денежных средств и товарно-материальных ценностей без полного пакета оправдательных документов 10,4

4. Направлено представлений 70

5. Подготовлено аналитических записок 19

Соискатель, юрист-консультант в гильдии строителей Северо-Кавказского федерального округа.

Финансы и налоговая политика

81

По итогам 2011 года восстановлено в бюджеты всех уровней - 72,1 млн. рублей. За допущенные нарушения на основании представлений Счетной палаты уволены 9 человек, привлечены к дисциплинарной ответственности (выговора, замечания) 71 чел., оштрафованы 47 должностных лиц, сокращена сверхнормативная численность служащих и автотранспорта.

В Послании Президента Народному Собранию РД вопросу эффективности бюджетных расходов, в том числе на муниципальном уровне, уделено особое внимание. В частности, отмечался формализм и низкая исполнительская дисциплина в работе республиканских и муниципальных органов исполнительной власти, многочисленные нарушения при проведении конкурсных торгов, а также ухудшение ситуации с поступлением доходов в республиканский бюджет РД. Учитывая сложившуюся ситуацию, по вопросам соблюдения требований бюджетного законодательства при организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях РД уделялось повышенное внимание.

В этой связи Счетной палатой РД в 2011 году было проведено 25 контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Республики Дагестан. Всего в ходе контрольных мероприятий в муниципальных образованиях выявлены финансовые нарушения, в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств - 93,1 млн. руб.;

- завышение стоимости выполненных работ - 6,1 млн. руб.;

- неэффективное использование бюджетных средств - 1251,2 млн. руб.;

- дебиторская задолженность - 265,2 млн. руб.;

- неправомерные расходы - 1620,4 млн. руб.;

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов -

3.0 млн. руб.;

- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка - 21,6 млн. руб.;

- осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка - 378,5 млн. руб.;

- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета -

216.0 млн. руб.;

- содержание штатных работников и автотранспорта сверх рекомендованной численности - 42,9 млн. руб.;

- недостача денежных средств и материальных ресурсов - 8,2 млн. руб.;

- неперечисление, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств - 588,4 млн. руб.;

- списание денежных средств и товарно-материальных ценностей без оправдательных документов, в том числе без всего необходимого перечня - 7,1 млн. руб.

Всего, по итогам проверок в муниципальных образованиях, по состоянию на 1 января 2011 г. восстановлено в бюджеты 50,7 млн. руб.

82

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Наибольшее число нарушений бюджетного законодательства связано с неправомерными расходами бюджетных средств - 1620,4 млн. руб. Неэффективное использование бюджетных средств было выявлено во всех проверенных муниципальных образованиях. Сумма нарушений составила 1516,4 млн. руб.

Нарушение, связанное с неперечислением, либо несвоевременным перечислением бюджетных средств получателям бюджетных средств (недофинансирование) отмечено в 24 из 25 проверенных муниципальных образований, общая сумма нарушений составила 588,4 млн. руб.

Нарушения, в связи с осуществлением муниципальных закупок составили 378,5 млн. руб.

В ходе проверок было выявлено несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов. Так, в доходах бюджетов по проверенным объектам не были отражены средства в сумме 216,0 млн. руб.

Также были зафиксированы нарушения, связанные с предоставлением государственных или муниципальных гарантий. Общая задолженность по кредитам, выданным под гарантии местных бюджетов, составила 21,6 млн. руб. Анализ результатов проверок показывает, что работа органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных гарантий и обеспечению возврата средств местных бюджетов, уплаченных на основании данных гарантий находится на низком уровне, что подтверждается наличием просроченной задолженности по ранее предоставленным муниципальным гарантиям. Одной из основных причин такого положения является то, что муниципальные гарантии предоставляются без соблюдения требований статьи 115.2 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой муниципальная гарантия должна предоставляться только после проведения проверки финансового состояния получателя гарантии. Следует отметить, что перечисленные нарушения характерны для всех муниципальных районов и городских округов.

За 2011 год Счетной палатой РД проведено 57 проверок целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета РД министерствам, ведомствам, учреждениям и организациям, в ходе которых выявлены финансовые нарушения, в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств - 3,0 млн. руб.;

- завышение стоимости выполненных работ - 7,5 млн. руб.;

- неэффективное использование бюджетных средств - 245,9 млн. руб.;

- дебиторская задолженность - 40,4 млн. руб.;

- неправомерные расходы - 473,2 млн. руб.;

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов -1,6 млн. руб.;

- осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка - 50,1 млн. руб.;

- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета -

540,7 млн. руб.;

Финансы и налоговая политика

83

- неперечисление, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (недофинансирование) -204,4 млн. руб.

Всего по итогам проверок восстановлено 21,4 млн. руб.

Значительную часть нарушений составили неправомерные расходы -

473,2 млн. рублей. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, неотраженные доходы - 540,7 млн. руб. Осуществление государственных закупок с нарушением установленного порядка - 50,1 млн. руб.

В рамках реализации результатов контрольной деятельности Счетная палата РД тесно взаимодействует с правоохранительными органами.

Соответствующие показатели, характеризующие взаимодействие Счетной палаты РД с правоохранительными органами, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Мероприятия по взаимодействию Счетной палаты РД с правоохранительными органами на 1.01.2012 г. [1]

Меры реагирования

1. По результатам выявленных финансовых нарушений направлено материалов в правоохранительные органы, из которых: 69

- в органы прокуратуры 27

- в органы внутренних дел 23

- в УФСБ РФ по РД 8

- в СУ СК РФ по РД 11

2. Возбуждено уголовных дел 7

3. Вынесено обвинительных судебных приговоров 3

4. Количество протоколов об административных правонарушениях 52

5. Общая сумма административных штрафов (тыс. руб.) 179,3

Следует отметить, что данная работа строилась на основе тройственного Соглашения о взаимодействии, заключенного между следственным управлением Следственного комитета РФ по РД, Министерством внутренних дел по республике и Счетной палатой РД.

Результатом реализации Соглашения явилась активизация совместной деятельности с органами внутренних дел и в частности с подразделениями по экономической безопасности и противодействию коррупции. Только в указанные подразделения Счетной палатой РД направлено 18 материалов проверок, в которых усматривались признаки преступлений и коррупционных правонарушений, по которым возбуждено 2 уголовных дела и вынесен один судебный приговор. Оставшиеся материалы находятся на рассмотрении.

В рамках вышеназванного Соглашения осуществлялось взаимодействие со следственным управлением Следственного комитета по РД, в адрес которого Счетной палатой РД направлено 11 материалов проверок, по которым возбуждено 5 уголовных дел и вынесено два судебных приговора.

Кроме того, комплекс вопросов, связанных с проверочной деятельностью, рассматривался на совещаниях межведомственной рабочей группы по

84

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

противодействию правонарушениям в сфере экономики и финансов при Прокуратуре РД.

В тоже время, все еще остается ряд проблем, требующих совместных усилий для их разрешения. В частности, это вопросы установления единой правоприменительной практики при квалификации выявляемых правонарушений, отсутствие которой, влечет ненадлежащую уголовно-правовую оценку части материалов Счетной палаты РД. В связи с чем необходима соответствующая правовая оценка совершаемых должностных преступлений, таких как халатность, служебный подлог, превышение или злоупотребление должностными полномочиями, и др.

Особое внимание Счетная палата уделяла антикоррупционной составляющей своей деятельности в рамках республиканской целевой программы «О противодействии коррупции в Республике Дагестан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Дагестан от 1 апреля 2009 года № 90.

В целях внедрения комплекса мероприятий по выявлению фактов нецелевого использования и хищения бюджетных средств, Счетной палатой РД реализован План дополнительных контрольных мероприятий, направленных на повышение результативности выявления финансовых нарушений коррупционной направленности и деяний, содержащих признаки должностных преступлений. Отличительной особенностью названного Плана является то, что в его основе был запланирован комплекс тематических проверок наиболее коррупциогенных сфер хозяйственной деятельности, а также тех бюджетных направлений, где согласно проведенному мониторингу, повышен риск нецелевого использования и хищения бюджетных средств.

В рамках развития системы собственной (внутренней) антикоррупционной безопасности в целях выявления, предупреждения и профилактики элементов коррупции среди гражданских служащих, осуществляющих контрольные функции, в Счетной палате:

- создано и функционирует специальное подразделение - инспекция по экспертному контролю, осуществляющая перепроверку материалов контрольного мероприятия, а в случае необходимости также и выборочную повторную проверку с выездом на место проведения проверки;

- принят в новой редакции Этический кодекс сотрудников Счетной палаты, определяющий нормы поведения;

- создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов;

- определено должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Счетной палате Республики Дагестан, осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими

Финансы и налоговая политика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85

государственные должности и должности гражданской службы в Счетной палате Республики Дагестан;

- в рамках совершенствования аудиторских методов и процедур, направленных на выявление, предупреждение и профилактику элементов коррупции, в программе каждого предстоящего контрольного мероприятия в обязательном порядке предусмотрен раздел «выявление коррупционных правонарушений».

Таким образом, результаты контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой РД в 2011 году, позволяют сделать следующие выводы: исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется с многочисленными недостатками и нарушениями. Допускаются нарушения по ведению учета и отчетности, в методологии и нормативном обеспечении. При расходовании средств республиканского бюджета не все получатели бюджетных средств принимают действенные меры к экономному и эффективному их использованию. Управление государственной и муниципальной собственностью осуществляется недостаточно эффективно.

В целях решения указанных вопросов и усиления роли бюджета в стимулировании роста экономики Республики Дагестан необходимо:

- сформировать систему оценки эффективности использования органами исполнительной власти финансовых ресурсов;

- провести работу по оптимизации бюджетных расходов. Определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, на основе тщательного анализа и инвентаризации бюджетных расходов. При принятии решений о финансировании должен быть определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать их достижение. В конечном итоге необходим переход к финансированию конечного результата, конкретных бюджетных услуг;

- совершенствовать механизмы межбюджетных отношений с необходимостью установления обязательств по повышению качества управления муниципальными финансами и повышения результативности их деятельности;

- совершенствовать механизм государственных и муниципальных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, при котором исключались бы случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с некомпетентными, недобросовестными исполнителями;

- расширить практику предварительного контроля, обеспечивающего наибольшую результативность контрольной деятельности.

Реализация поставленных задач позволит обеспечить решение первоочередных социально-экономических проблем республики.

Список литературы:

1. Отчет о деятельности Счетной палаты Республики Дагестан за 2011 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.