Научная статья на тему 'Развитие конструктивных отношений у воспитанников детского дома посредством художественно прикладного творчества'

Развитие конструктивных отношений у воспитанников детского дома посредством художественно прикладного творчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
60
Поделиться
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИОМЕТРИЯ / EDUCATION / ORPHANAGE / SOCIALIZATION / ART AND APPLIED ARTS / SOCIOMETRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыдыкова Гулина Мелисбековна

Данная статья направлена на решение проблемы контруктивных отношений и взаимоотношений детей воспитанников детского дома. Автором описан феномен творчества, как фактора развития позитивного отношения воспитанноков детского дома, стимулирующего социальную адаптацию детей. В статье представлены особенности детей воспитанников детского дома, сцущественно отличающие их от детей, воспитывающихся в семье, приведены причины проблем их социализации. Автором представлены результаты эмпирического исследования, описывающего результаты внедрения в практику детского дома группового художественно-прикладного творчества.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыдыкова Гулина Мелисбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF A CONSTRUCTIVE RELATIONSHIP AT THE ORPHANAGE THROUGH ART CRAFTS CREATIVITY

This article addresses the problem of the constructive relations and relations of children children's home. The author describes the phenomenon of creativity as a factor in the development of a positive attitude vospitannokov orphanage, stimulating social adaptation of children. The article presents the features of a children's home, was significantly different from their children living in the family, given the reasons for the problems of their socialization. The author presents the results of empirical research describing the results of the implementation in practice of the orphanage group art and crafts.

Текст научной работы на тему «Развитие конструктивных отношений у воспитанников детского дома посредством художественно прикладного творчества»

УДК 316

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Г.М. Сыдыкова

Аннотация. Данная статья направлена на решение проблемы конструктивных отношений и взаимоотношений детей - воспитанников детского дома. Автором описан феномен творчества, как фактора развития позитивного отношения воспитанников детского дома, стимулирующего социальную адаптацию детей. В статье представлены особенности детей - воспитанников детского дома, существенно отличающие их от детей, воспитывающихся в семье, приведены причины проблем их социализации. Автором представлены результаты эмпирического исследования, описывающего результаты внедрения в практику детского дома группового художественно-прикладного творчества.

Ключевые слова: воспитание, воспитанники детского дома, социализация, художественно-прикладное творчество, социометрия

DEVELOPMENT OF A CONSTRUCTIVE RELATIONSHIP

AT THE ORPHANAGE THROUGH ART - CRAFTS CREATIVITY

G.M. Sydykova

Abstract. This article addresses the problem of the constructive relations and relations of children - children's home. The author describes the phenomenon of creativity as a factor in the development of a positive attitude vospitannikov orphanage, stimulating social adaptation of children. The article presents the features of a children's home, was significantly different from their children living in the family, given the reasons for the problems of their socialization. The author presents the results of empirical research describing the results of the implementation in practice of the orphanage group art and crafts.

Keywords: education, orphanage, socialization, art and applied arts, sociometry

Семья является главным фактором на пути успешной социализации и интеграции детей в социум. Наличие в обществе различных социальных неблагополучных положений людей приводят к тому, что дети оказываются вне семьи, ресурс семьи становится недоступным для них. При социальном познании внешнего мира дети лишаются своего главного посредника - родителей и, следовательно, теряют возможности для нормальной социальной адаптации и социализации. Этим обусловлено появление в обществе особой категории детей, не имеющих семейного окружения и утративших попечение родителей, которые нуждаются в особой поддержке со стороны других взрослых и общества.

Дети, воспитывающиеся вне семьи, в условиях детского дома, характеризуются отчетливо выраженными деструктивными отношениями, нарушенной социальной адаптацией. У многих детей детского дома наблюдается слабость сознательной регуляции поведения, частые вспышки агрессии, низкая степень рефлексивной активности [4]. Наличие

материнской и эмоциональной депривации обуславливает высокую тревожность, страхи, эмоциональную нестабильность. У них проявляется «аффект неадекватности», который выражается в непонимании воспитанниками, того, что их сверстники имеют подобные им проблемы и испытывают такие же чувства - они редко проявляют сопереживание и сочувствие [1]. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт [5]. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общении с взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении[1].

Проведенное нами исследование феномена развития отношений детей посредством творчества свидетельствует о том, что в Кыргызстане не изучена данная проблема.

Наблюдения за детьми, воспитывающимися в Центре Социальной Адаптации детей (детский дом г. Бишкек), показывают, что большинство из них демонстрируют деструктивные формы взаимодействия. Они часто конфликтуют, не владеют способами групповой кооперации, у них высокий уровень неприятия друг друга, агрессивного, враждебного отношения.

Наряду с этим, дети испытывают большую потребность во внимании, заботе и влиянии взрослого наставника. Учитывая эти особенности взаимодействия и

взаимоотношений детей, воспитывающихся в детских домах Кыргызстана, возникает научная и практическая необходимость в разработке приемов и методов развития

конструктивных отношений и

взаимоотношений детей, следовательно, формирования позитивного социально-

психологического климата детского дома.

Вместе с этим, следует отметить, что особенности социального поведения детей, воспитывающихся в детских домах,

сформировались вследствие негативного

психологического группового опыта, который появился в результате пребывания в

неблагоприятных для развития детей семьях, в уличных компаниях, то есть в контексте определенного группового общения. В этой связи, мы поставили задачу изменения особенностей взаимодействия,

взаимоотношений детей из детского дома при помощи применения специально

разработанных взрослым наставником групповых занятий, направленных на вовлечение детей в художественно-прикладное творчество. Данный вид творчества выступает инструментом не только эстетического развития детей, но и развивает конструктивные отношения посредством создания общего продукта творчества [2;3].

На следующем этапе исследования задачей эмпирического изучения выступило выявление динамики отношений воспитанников кыргызского детского дома в результате их участия в групповом художественноприкладном творчестве. Для исследования взаимоотношений детей была проведена социометрия с детьми, проживающими в детском доме. Результаты отражены на рисунке 1.

«члены, набравшие по одному положительному выбору»; 5- «отверженные»; 6- «нереферентные члены»; 7-8- «члены, набравшие по два отрицательных выбора»; 9 - «члены, набравшие по одному отрицательному выбору»;

Рисунок 1. Диаграмма положительных и отрицательных выборов детей по социометрии (х1 - положительные выборы детей; х2 - отрицательные выборы детей)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели свидетельствуют о том, что в группах детей выше тенденции неприятия, нежелания жить в одном домике. Данные результаты привели к необходимости создания авторской групповой методики. Она содержит стимулирующие творческие задачи и ситуации с использованием нетрадиционных

современных материалов для формирования

конструктивного взаимодействия детей. Групповые занятия с детьми проводились регулярно в течение пяти месяцев. После этого с воспитанниками детского дома была повторно проведена социометрия.

Результат социометрии отражен на следующей диаграмме (рис.2).

выборы детей

Диаграмма повторной социометрии после применения методики развития творчества

Рисунок 2. Отражение выборов детей после повторной социометрии (х 1 - положительные выборы детей; х 2 - отрицательные выборы детей)

После применения методики групповой художественно-прикладной деятельности у детей увеличилось количество положительных выборов по социометрии, а результаты выборов «отверженных» показали

положительную прогрессию. Это значит, что совместные коллективные занятия снизили уровень неприятия детей друг друга, повысили коммуникацию, дети стали терпимее относиться к «отверженным» членам группы.

Для сравнения показателей творчества и взаимоотношений в детском коллективе исследование было проведено также с детьми, проживающими в семье. Данные дети характеризовались более высокими

показателями беглости, разработанности и оригинальности в диагностических методиках на невербальное творчество, чем воспитанники из детского дома и более лучшими взаимодействиями друг с другом.

Для реализации цели исследования, необходимо было также исследовать

отношение взрослых - родителей, в частности, матерей детей, проживающих в семьях и воспитателей детского дома к проблеме детского творчества. Изучение привело к этнокультурным особенностям кыргызских женщин в восприятии творчества детей. Выявилось, что кыргызские женщины путают творчество с одаренностью, талантом. Матери детей с высокими показателями невербального творчества поощряли детское творчество и

прилагали усилия для его развития. Матери детей с низкими показателями невербального творчества, а также воспитатели детского дома не ценили детское творчество и негативно относились к его проявлениям. Это привело к выводу о том, что отношение взрослых играет огромную роль для развития творчества детей и будет целесообразным применение

специально организованных занятий для

развития конструктивных отношений

воспитанников детского дома через художественное - прикладное творчество.

Формирование конструктивных отношений оказывает влияние на любую человеческую деятельность, в нашем исследовании, на художественно-прикладную, что делает обозначенную деятельность для детей наиболее привлекательной, так как

реализуется их потребность в общении и взаимодействии. Значительное место занимают в сотрудничестве детей детского дома благоприятные конструктивные отношения в детской группе, коллективе - это особенно существенно, так как взаимодействие происходит ежедневно. Поэтому важным является создание таких условий, при которых дети чувствуют себя в группе комфортно, тем самым реализуются их потребности в позитивном общении, в развитии через освоение творческой деятельности.

Литература: References:

1. Дубровина И. В. О развитии детей, оставшихся без родителей. М. 1995.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект. 2003.-304 с.

3. Мелик - Пашаев А.А. Новлянская З.И. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М: Бином. 2012 - 144 с.

4. Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е издание. Питер.2005 г. - 400 с.

5. Шипицына Л.М. Психология детей - сирот. Учебное пособие. СПб. Изд. СПбГУ. 2005 г. - 628с.

1. Dubrovina I. V. O razvitii detej, ostavshihsja bez roditelej. M. 1995.

2. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologija hudozhestvennogo tvorchestva. M.: Akademicheskij Proekt. 2003.-304 s.

3. Melik - Pashaev A.A. Novljanskaja Z.I. Stupen'ki k tvorchestvu: hudozhestvennoe razvitie rebenka v se-m'e. M: Binom. 2012 - 144 s.

4. Prihozhan A. M., Tolstyh N.N. Psihologija sirotstva.2-e izdanie. Piter.2005 g. - 400 s.

5. Shipicyna L.M. Psihologija detej - sirot. Uchebnoe posobie. SPb. Izd. SPbGU. 2005 g. - 628 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Сыдыкова Гулина Мелисбековна (г.Бишкек, Кыргызстан), старший преподаватель кафедры психологии, Кыргызский НациональныйУниверситет им.Ж.Баласагына, e-mail: gulina-sydykova@mail.ru

Data about the author:

Sydykova G.M. (Bishkek, Kyrgyzstan), senior lecturer in psychology, Kyrgyz NatsionalnyyUniversitet im.Zh.Balasagyna, e-mail: gulina-sydykova@mail.ru