УДК 370.153
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ И СРЕДЫ НА ТВОРЧЕСТВО ЖИВУЩИХ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Г.М.Сыдыкова
В данной статье рассматривается проблема творчества детей, которые живут в семье, и воспитанников детского дома. Выявлены актуальность, задачи исследования, перечислены применяемые методики исследования.
Ключевые слова: творчество, исследование, эксперимент, методики исследования, дети, проживающие в семье, воспитанники детского дома, влияние семьи и среды, художественно-прикладная деятельность, оригинальность, невербальное воображение, уровни творчества.
Проблема творчества являлась актуальной и интересной для изучения во все времена. Феномену творчества дают определения в психологии, философии, педагогике. Л.С.Выготский, известный психолог, который внес значительный вклад в изучение творчества, так определяет этот феномен: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1, с.3].
Творчество детей, являясь уникальной деятельностью, создает предпосылки для полноценного развития личности. В процессе творческой деятельности создается неоценимое условие для эстетического, эмоционального, образного восприятия действительности, которое способствует всестороннему развитию личности ребенка. Способность к творчеству, являясь уникальной особенностью ребенка, заключается не только в использовании действительности, но и в ее видоизменении. Она позволяет детям передать их восприятие окружающего мира, выразить эмоциональное состояние.
Проблема детского творчества является актуальной в современном мире, поскольку творчество не только создает предпосылки к благотворному развитию психики детей, но и рождает творческую личность, которая отличается оригинальностью и нестандартностью в решении жизненных задач.
Несмотря на потребность социума в творческих личностях, в кыргызском обществе уделяется мало внимания творчеству детей. Некоторые аспекты развития детского творчества остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития творчества детей в условиях взаимосвязи художественной и прикладной деятельности и самое главное, недостаточно изучены проблемы влияния семьи и среды на творчество детей, в частности анализ психологической литературы выявил отсутствие сравнительного анализа творчества детей, живущих в семьях и творчества воспитанников детского дома. В этом мы видим актуальность данной проблемы.
Детское творчество рассматривается в художественно-прикладной деятельности как результат реализации детьми потребности в познавательной активности. Нами было сформулировано предположение, что развитие творчества детей в художественно-прикладной деятельности будет происходить более успешно при следующем психологическом условии: в семье творческая активность будет более выраженной, чем в условиях «детского дома».
В соответствии с гипотезой мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «детское творчество в художественно-прикладной деятельности».
2. Провести сравнительный анализ творчества воспитанников детского дома и детей, живущих в семьях
Для практической реализации этих задач были использованы методики П.Торранса, Дж.Гилфорда, Вартега, субтест Е.Туник, опросники для родителей и инструкторов - экспресс-метод Джонсона, Баррона, Велша, анализ продуктов ручной деятельности.
Из проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
• Показатели факторов различаются - интерпретация тестов выявила то, что у детдомовских детей воображение более скудное, лишенное творческой энергии, оригинальность у них гораздо ниже, чем у детей воспитывающихся в семьях;
• Эмоциональное отражение - ребёнок в своих вымыслах и рисунках воспроизводит свое внутреннее состояние.
• Фактор одаренности - дети, имеющие родителей, которые регулярно забирают их на выходные дни домой, показывают высокие результаты при выполнении задач и имеют более высокую творческую одаренность.
• Индивидуальные показатели креативности - замечены различия в выполнении заданий, например, дети, достигшие высоких результатов в субтесте, смысл, которого заключался дорисовать фигуру, имели низкие результаты по показателю вербальной креативности.
В результате способности детей к творчеству были разделены на уровни: Нулевой уровень. К этому уровню относятся дети, которые не рисовали заданные элементы, а рисовали свой рисунок рядом с заданием. Первый уровень. Дети этого уровня дорисовывают элемент, но рисунок получается примитивным и скудным.
Второй уровень. Относятся дети, которые рисуют фигуру с дополнительными элементами.
Третий уровень. Здесь дети включали сюжет в главную заданную фигуру. Четвёртый уровень. Дети рисуют несколько рисунков по воображаемому сюжету.
Пятый уровень. Дети изображают заданный неоконченный рисунок оригинально, с разработанными компонентами, которые выступают как творческий качественный элемент, включенный в сюжет.
Движущая сила человечества - это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии [2, с.3]. Исследования выявили различия в творчестве детей детского дома и детей, живущих в семьях.
3
Актуальная задача, стоящая перед практиками - применение методики развития творчества детей, что предполагает использование оригинальных нетрадиционных материалов, дающих возможность плодотворного творческого развития личности ребенка.
Источники:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е издание. М: «Просвещение», 1991. 95 с.
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Издательский дом «Питер», 2012. 444 с.
References:
1. Vy'gotskiy L.S. Voobrajenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psihologicheskiy ocherk: Kniga dlya uchitelya. 3-e izdanie. M: «Prosvesch'enie», 1991. 95 s.
2. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Izdatel'skiy dom «Piter», 2012. 444s.
Зарегистрирована: 28.11.2013