Научная статья на тему 'Экспериментальное изучение творчества детей на основе анализа художественной деятельности и продуктов ручного творчества'

Экспериментальное изучение творчества детей на основе анализа художественной деятельности и продуктов ручного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ВООБРАЖЕНИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / CHILDREN''S CREATIVE WORK / EXPERIMENT / METHODS / SPATIAL ENVIRONMENT / IMAGINATION / UNCONVENTIONAL MATERIALS / ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыдыкова Гулина Мелисбековна

В статье отражена тема исследования творчества детей на основе экспериментального изучения. Эксперимент проводился в социальной групповой форме с участием респондентов учащихся школ и воспитанников детского дома. Возраст детей от 8 до 10-11 лет, выборка ребят включила 200 человек. В статье описаны 3 основных этапа экспериментального исследования, присутствуют указания использованных методик на невербальное воображение, выявлены цели и задачи этапов работы. В результате констатирующего эксперимента были выявлены различные уровни невербального творчества у двух групп детей, которые описаны в четырех показателях. Далее исследование прикладного ручного творчества и изобразительных рисунков определили отсутствие мотивации и стимулирующей среды, отсутствие креативных нетрадиционных материалов, обозначенных как факторы низкого творчества детей. В заключительной части статьи кратко изложена авторская социальная методика развития творчества детей, состоящей из взаимосвязанных компонентов. Ее основная цель влияние наставника и окружающих детей на развитие творчества через воздействие нетрадиционных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыдыкова Гулина Мелисбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF CHILDREN''S CREATIVITY THROUGH THE ANALYSIS OF ART AND products of handicraft

This article reflects the theme of research of creativity of children on the basis of the pilot study. The experiment was conducted in the social group with the participation of respondents in schools and children's home. Children ages 8 to 10-11 years, the sample of children included 200 people. The article describes the 3 main stages of the pilot study, there are indications methods used on non-verbal imagination, identified goals and objectives of the stages of work. As a result of ascertaining experiment have identified different levels of non-verbal creativity in two groups of children, which are described in the four indicators. Further study of applied handicraft and fine drawings identified lack of motivation and stimulating environment, lack of creative non-traditional materials that were identified as factors of low creativity of children. In the final part of the article gives a brief account of the author's methodology of social development of children, consisting of interconnected components. Its main goal is to influence the mentor and the surrounding children to develop creativity through the effect of non-traditional materials.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное изучение творчества детей на основе анализа художественной деятельности и продуктов ручного творчества»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-15 УДК 370.157

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОДУКТОВ РУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Сыдыкова Г.М.

В статье отражена тема исследования творчества детей на основе экспериментального изучения. Эксперимент проводился в социальной групповой форме с участием респондентов - учащихся школ и воспитанников детского дома. Возраст детей от 8 до 10-11 лет, выборка ребят включила 200 человек. В статье описаны 3 основных этапа экспериментального исследования, присутствуют указания использованных методик на невербальное воображение, выявлены цели и задачи этапов работы. В результате констатирующего эксперимента были выявлены различные уровни невербального творчества у двух групп детей, которые описаны в четырех показателях. Далее исследование прикладного ручного творчества и изобразительных рисунков определили отсутствие мотивации и стимулирующей среды, отсутствие креативных нетрадиционных материалов, обозначенных как факторы низкого творчества детей. В заключительной части статьи кратко изложена авторская социальная методика развития творчества детей, состоящей из взаимосвязанных компонентов. Ее основная цель -влияние наставника и окружающих детей на развитие творчества через воздействие нетрадиционных материалов.

Ключевые слова: творчество детей, эксперимент, методика, пространственная среда, воображение, нетрадиционные материалы, оригинальность.

EXPERIMENTAL STUDY OF CHILDREN'S CREATIVITY THROUGH THE ANALYSIS OF ART AND PRODUCTS OF HANDICRAFT

Sidikova G.M.

This article reflects the theme of research of creativity of children on the basis of the pilot study. The experiment was conducted in the social group with the participation of respondents in schools and children's home. Children ages 8 to 10-11 years, the sample of children included 200 people. The article describes the 3 main stages of the pilot study, there are indications methods used on non-verbal imagination, identified goals and objectives of the stages of work. As a result of ascertaining experiment have identified different levels of non-verbal creativity in two groups of children, which are described in the four indicators. Further study of applied handicraft and fine drawings identified lack of motivation and stimulating environment, lack of creative non-traditional materials that were identified as factors of low creativity of children. In the final part of the article gives a brief account of the author's methodology of social development of children, consisting of interconnected components. Its main goal is to influence the mentor and the surrounding children to develop creativity through the effect of non-traditional materials.

Keywords: children's creative work, experiment, methods, spatial environment, imagination, unconventional materials, originality.

Творчество детей определяется как деятельность, в результате которой создается новое. Творческий процесс есть наша жизненная энергия и тот, кто однажды её испытал, уже больше не сможет без этого жить [1,с.10].

Для изучения творчества детей был проведен социально -психологический эксперимент. Он состоял из 3 этапов:1.констатирующий 2.формирующий 3. контрольный

Цель констатирующего эксперимента:

• выявление оригинальности, беглости, разработанности решаемых задач на воображение при помощи субтеста «Фигурная форма» П.Торранса, адаптированную Ворониным и модифицированного теста Дж. Гилфорда на творческое мышление в адаптации Е.Туник, при помощи теста Вартега «Круги», методики «Эскизы» (часть 1), методики диагностики уровня дивергентного мышления.

• сравнительный анализ продуктов прикладного ручного творчества и художественной деятельности 2 групп детей: воспитанников детского дома и детей, живущих в семьях.

Задачи констатирующего эксперимента:

• Ознакомление детей с инструкцией тестов на творчество, раздача стимульного материала, наблюдение за ходом работы;

• Исследование продуктов изобразительной деятельности и прикладного творчества детей в школе и в детском доме;

• Обработка и анализ результатов;

• Подведение итогов констатирующего эксперимента;

Группы исследуемых детей:

Дети разделены на 2 группы по исследуемой проблеме: 1. Воспитанники детского дома 2. Учащиеся сш№38 и 40, живущие в полных семьях. Разделены на 3 группы по возрастной категории: 1. 8 лет 2. 9 лет. 3.10-11 лет. Исследуемая выборка состояла из 200 детей.

Ход эксперимента:

При выполнении заданий у детей обеих групп регистрировались различные показатели: дети с высокими способностями к творчеству легко справлялись, дети со средними и низкими способностями затруднялись, особенно при выполнении задач на продолжение рисунка.

Выводы 1 этапа констатирующего эксперимента:

Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод:

• Показатели факторов различаются - интерпретация тестов выявило то, что у детдомовских детей воображение более скудное, лишенное творческой энергии, оригинальность у них гораздо ниже, чем у детей второй группы

• Эмоциональное отражение - также в рисунках отражено эмоциональное состояние детдомовских воспитанников. Ребёнок в своих вымыслах и рисунках воспроизводит свое внутреннее состояние.

• Фактор одаренности - но следует отметить то, что малые показатели творческих заданий не относятся к одаренным детям детского дома. Эти дети показали высокие результаты при выполнении задач в силу того, что имеют творческую одаренность.

• Индивидуальные показатели креативности - замечены различия в выполнении заданиях, например, дети, достигшие высоких результатов в субтесте, смысл, которого заключался дорисовать фигуру, затруднялись в ответах на вербальную креативность.

2 этап констатирующего эксперимента - анализ продуктов художественной деятельности и прикладного ручного творчества.

В детском доме (Центр Социальной Адаптации Детей г.Бишкек) осуществляют деятельность художественная и войлочно - швейная мастерские. В школах №38 и 40 есть кабинеты труда, где дети выполняют различные подделки из традиционных материалов. В результате анализа продуктов ручного творчества и пространственно - художественной среды в мастерских и кабинетах труда были выявлены условия, которые способствовали низкому результату творчества.

Результат в виде диаграммы:

Соотношение факторов низкого творчества в художественной и прикладной деятельности

■ Кв. 1

■ Кв. 2

■ Кв. 3

■ Кв.4

Рис. 1.

1 - низкая мотивация, отсутствие интереса к выполнению продуктов ручного творчества, отсутствие поощрения со стороны взрослого (педагога, инструктора, психолога), отсутствие совместной деятельности детей с эмоциональным фактором;

2 - Художественно - пространственная среда не содержит условий, необходимых для пробуждения творчества;

3 - традиционные материалы и методы работы;

4 - смешанные группы по возрасту и большое количество детей

Второй этап: формирующий эксперимент - разработана социально -

психологическая методика поэтапного развития творчества детей - в ней предлагаются некоторые стимулирующие творческие задачи и упражнения для формирования у детей творческого воображения с использованием нетрадиционных современных материалов и методов работы.

Цель формирующего эксперимента: разработка содержания и занятий методики и апробация на практике творчества детей в художественной и прикладной деятельности.

Задачи формирующего эксперимента:

• Разработка содержания методики

• Поэтапное включение занятий

• Изучение и применение нетрадиционных материалов творчества

• Апробация на практике

• Анализ результатов

• Разработка практических рекомендаций

• Итоги формирующего эксперимента

Методика поэтапного развития творчества включает в себя два взаимосвязанных компонентов: 1. Эмоциональное участие 2. Деятельность детей.

Эмоциональный компонент состоит в активном целенаправленном влиянии взрослого и окружающих детей на процесс работы ребенка, выполняющего творческое созидание.

Деятельность детей состоит из реализации цикла занятий на развитие творчества в художественно - прикладной сфере.

Методика также включает с себя нетрадиционные материалы, которые встречаются в творчестве детей школьного образования и новые стимульно-творческие материалы марки «Оранжевый слон».

Под стимульно-творческими материалами подразумеваются товары для детского творчества, побуждающих детей к творческой деятельности, пробуждая игру воображения [2,с.12 ]. Эти материалы не только развивают креативность, определяющуюся как способность к творчеству, но и развивают мелкую моторику руки и интеллект. Когда развивается мелкая моторика руки, необходимая для письма, развивается и мозг ребенка, развивается внимание, память, речь, воображение. Материалы включают в себя:

Методика поэтапного развития творчества 1 этап.

Создание предметно - художественной пространственной среды:

• Регулирование температуры помещения, в котором проходит творческая деятельность;

• Окружение предметами ярких цветов, присутствующих в поле зрения

детей;

• Нетрадиционные материалы для развития творчества детей;

2 этап

• Активное участие взрослого (педагога, психолога, инструктора)

• Совместная деятельность детей с эмоциональной связью и единым содержанием творческого процесса.

Третья часть эксперимента состоял из контрольного эксперимента. В результате было выявлено то, что уровень творчества детей из экспериментальной группы (детский дом) значительно поднялся на уровень выше, чем при первоначальном исследовании. Дети проявляли стойкий интерес к заданиям, с удовольствием выполняли упражнения социальной авторской методики. Применение нетрадиционных материалов плодотворно повлияло на творчество обеих групп детей.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 434 с.

2. Щетинина И., Перевозникова Е. Методическое пособие для работы психолога. Бишкек, 2010, 93 с.

References

1. Il'in E.P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [The psychology of creativity, creativity, talent]. St. Petersburg: Piter, 2008. 434 p.

2. Shhetinina I., Perevoznikova E. Metodicheskoe posobie dlja raboty psihologa [Toolkit for the work of the psychologist]. Bishkek, 2010. 93 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сыдыкова Гулина Мелисбековна, преподаватель

Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына ул. Фрунзе, 547, г. Бишкек, 720033, Киргизия gulina-sydykova@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Sidikova Gulin Melisbekovna, teacher

Kyrgyz National University

ul. Frunze, 547, Bishkek, 720033, Kyrgyzstan

gulina-sydykova@mail. ru

Рецензент:

Шакеева Ч.А., д-р псих. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.