1645
Развитие компьютерного творчества учащихся в современном обществе
Стафеев С.А. [email protected]) Магнитогорский Государственный Университет
Споры о том, чему и как учить будущих специалистов, которые станут определять интеллектуальный потенциал и государственный престиж России в XXI веке, не утихли и с началом тысячелетия. Главным в этом поиске лучшей образовательной модели по-прежнему остается ее соответствие общественным потребностям. А между тем потребность общества в специалистах нового типа все увеличивается. Их дефицит уже сейчас ощущается достаточно остро.
Внедрение ЭВМ и компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности приводит к появлению новых инженерных специальностей и к росту потребности общества в специалистах, занимающихся разработкой и обеспечением информационных систем.
Широкое распространение компьютерных технологий привело к резкому росту потребностей общества в специалистах, способных наладить информационную поддержку всех видов человеческой деятельности.
Всеобщая компьютеризация и информатизация, совершенствование и кардинальное усложнение программного и аппаратного обеспечения требуют для организации современного производства не только грамотных пользователей, но и специалистов в области информационных систем высочайшей квалификации, способных наладить информационную систему конкретного производства, подстроить ее под нужды конкретных пользователей, провести грамотную настройку аппаратного и программного обеспечения и, возможно, обучить этого самого конкретного пользователя в полной степени использовать имеющиеся ресурсы.
1646
Необходимость формирования личности с высоким творческим потенциалом, личности открытой для решения многообразных проблем современной жизни, способной находить новые, нетривиальные решения, владеющей современными технологиями, активно действующей в ситуации большой степени неопределенности - делают актуальной проблему развития у школьников практических умений, исследовательской компетенции и творчества.
Успех этой работы в школе возможен только при создании специально организованной технико-технологической, учебно-методической и психолого-педагогической среды.
Изменения в содержании учебных программ, учебно-методических комплексах, требований к результатам усвоения, перспективы дифференциации образовательного процесса, до профессиональной подготовки в условиях общеобразовательной школы ставят образовательные системы перед необходимостью кооперации материальных, финансовых, кадровых ресурсов для сохранения и улучшения качества образования.
Способы и методы социально-культурной трансляции, используемые в школе, чтобы быть эффективными, обеспечивать высокое качество образования, должны соответствовать состоянию культурной, научной, и технологической составляющих современного общества.
Образование - стратегический ресурс общества. Оно является определяющим фактором, дающим возможность технологического прорыва. Образование, как специально организованный процесс постоянной передачи социально значимого опыта, может быть эффективным, если протекает в условиях, адекватных современным запросам социума, если образовательное пространство соответствует запросам пользователей услугами образования и по форме, и по содержанию, и по условиям.
1647
Новый "образ образования" тесно связан с инновационными процессами в образовательной системе. Сегодня практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в развитии инновационных процессов и готовностью педагогов к их реализации, многозначностью понятий и отсутствием критериев новаций.
На наш взгляд, главным механизмом образовательной революции является информатизация, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам общества и предоставляющая эффективные средства их освоения. «Без информатизации, - подчеркивает А.Д. Урсул, - формирование качественно новой образовательной системы, в принципе, невозможно и поэтому наиболее радикальные изменения, как можно предположить, связаны с переходом к информационному обществу, являющемуся важной чертой глобального перехода к устойчивому развитию». Следовательно, информатизация общества предопределяет коренные преобразования в системе образования, позволяя утверждать о наличии связи образовательной проблематики с проблематикой периода освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации, то есть того направления, которое получило в науке наименование информационного подхода. В образовательном процессе средней школы значительная роль при формировании информационной культуры, информационного мышления и развитии компьютерного творчества отводится предмету «информатика и основы вычислительной техники».
Сравнительная новизна учебного предмета информатика, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают учителей вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, методов и средств преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение общих
1648
дидактических принципов. При развитии компьютерного творчества к основным принципам можно отнести следующие: принцип системности, принцип научности, принцип сознательности, принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности и самостоятельности, принцип дифференциации и принцип связи теории и практики.
Соблюдение указанных принципов способствует развитию таких качеств и умений обучаемого, как самостоятельность, широта и глубина мышления, преодоление трудностей, получения результата, работоспособности.
Этому же способствует и выбор различных форм организации обучения: бригадная, звеньевая, коллективная и индивидуальная форма обучения.
Кроме того, учащиеся могут выбрать задание, способы решения, тем самым, удовлетворив познавательные потребности.
Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для творчества в информатике - решение непоставленных прикладных задач, дающих простор воображению и логике. Результат выявит и интерес к работе и выработанные умения и степень самостоятельности. В процессе решения задач проявляется интерес и вырабатываются умения самостоятельной деятельности.
Следующей задачей выделяемой в процессе развития компьютерного творчества учащихся является формирование качеств личности, способной к самоопределению.
Необходимым условием становления личностного самоопределения подростка является функционирование в образовательном учреждении педагогического пространства, включающего создание и использование ситуаций, востребующих проявление самоопределения подростков.
Предполагается, что резерв повышения эффективности становления личностного самоопределения заключается во внешней педагогической поддержке и рефлексии. Взаимодействие педагога и учащихся как субъектов собственного самоопределения заключается в организации таких формирующих
1649
обстановок и ситуаций, где активным звеном выступает совместное творчество руководителя и подростка.
Управляя коллективной учебной работой, педагог должен проявлять заботу не только о том, чтобы учащиеся усвоили знания, приобрели умения и навыки, но и целенаправленно формировать их положительные качества. Организация всей учебной деятельности должна повышать эффективность педагогического влияния на личность каждого ученика. Поэтому при конструировании форм учебной работы учитывается вся система отношений ученика в классном коллективе.
При развитии компьютерного творчества учащихся, удачной на наш взгляд является групповая форма работы. Состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. Данная форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом «здорового творческого соревнования». К групповым формам относятся бригадная и звеньевая форма учебной работы.
Приведем примеры. Учитель информатики после объяснения принципов организации циклических структур в алгоритмах у доски сразу предлагает разобрать их непосредственно за партами. Ученики в звеньях пытаются приводить примеры жизненных ситуаций, где встречаются повторяющиеся ситуации. Затрудняется один - приходят на помощь другие. Возникают условия для активного осмысления учебного материала. Учитель, проходя по классу, следит за работой учащихся. Затем в ходе фронтальной беседы разбирает все случаи затруднений и кратко формулирует выводы.
Звеньевая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в звеньях на этом этапе обучения, как и на других, способствует повышению активности учеников. Здесь она дает
1650
возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое из дополнительной литературы, они обогатят этой информацией остальных. Так повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Для эффективного развития компьютерного творчества учащихся необходимо наличие программно-аппаратного комплекса, позволяющего применять на практике полученные знания и навыки обработки информации. Это подтверждается политикой Российской Федерации, направленной на то, что уровень и качество образования должны соответствовать современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры. Основой для реализации этой политики являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2002-2010 гг.», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг». Среди основных направлений намеченных данными программами, особый интерес представляют разработка и реализация новых информационных технологий, полноправное участие учебных заведений в формировании единого образовательного пространства, технологической основой которого является унифицированная компьютерно-информационная среда.
Учет и реализация на практике вышеназванных задач, на наш взгляд, будет способствовать: развитию практических умений и творчества учащихся общеобразовательных школ в системе теория - практика; совершенствованию учебно-методической, научно-методической деятельности учителей, внедрению инновационных технологий в образование; внедрению в школьную практику новых типов технических и информационных средств обучения, современных технологий организации образовательного процесса.
Литература
1. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1.-1997.- N2.-0. 1-11.
2. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" от 28 августа 2001 г. N 630 г. Москва
3. Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ
4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.