Научная статья на тему 'Развитие компьютерного творчества учащихся в современном обществе'

Развитие компьютерного творчества учащихся в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеев С. А.

В статье отмечено влияние компьютерных технологий и информационной среды общества на состояние и проблемы современного образования. Подчеркнута роль информатизации, как главного механизма образовательной революции и выделено значение предмета информатика в образовательном процессе, как основного предмета направленного на формирование информационной культуры, информационного мышления и развитие компьютерного творчества учащихся. Выполнен анализ основных дидактических принципов соблюдение которых способствует эффективному развитию компьютерного творчества учащихся. Рассмотрены и описаны в применении к развитию компьютерного творчества формы организации учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of computer creativity of pupils in the modern society

The article deals with the influence of computer technologies and information environment on the state and problems of modern education. Information supply is regarded to be the main mechanism of educational revolution while computer science is defined as the main subject which aim in formation of information culture, thinking and developing creative abilities of the pupils. The article describes the analyzing in working with the computer of the basic didactic principles for developing effective computer creativity of pupils, and the forms of organization of creative computer studies.

Текст научной работы на тему «Развитие компьютерного творчества учащихся в современном обществе»

1645

Развитие компьютерного творчества учащихся в современном обществе

Стафеев С.А. [email protected]) Магнитогорский Государственный Университет

Споры о том, чему и как учить будущих специалистов, которые станут определять интеллектуальный потенциал и государственный престиж России в XXI веке, не утихли и с началом тысячелетия. Главным в этом поиске лучшей образовательной модели по-прежнему остается ее соответствие общественным потребностям. А между тем потребность общества в специалистах нового типа все увеличивается. Их дефицит уже сейчас ощущается достаточно остро.

Внедрение ЭВМ и компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности приводит к появлению новых инженерных специальностей и к росту потребности общества в специалистах, занимающихся разработкой и обеспечением информационных систем.

Широкое распространение компьютерных технологий привело к резкому росту потребностей общества в специалистах, способных наладить информационную поддержку всех видов человеческой деятельности.

Всеобщая компьютеризация и информатизация, совершенствование и кардинальное усложнение программного и аппаратного обеспечения требуют для организации современного производства не только грамотных пользователей, но и специалистов в области информационных систем высочайшей квалификации, способных наладить информационную систему конкретного производства, подстроить ее под нужды конкретных пользователей, провести грамотную настройку аппаратного и программного обеспечения и, возможно, обучить этого самого конкретного пользователя в полной степени использовать имеющиеся ресурсы.

1646

Необходимость формирования личности с высоким творческим потенциалом, личности открытой для решения многообразных проблем современной жизни, способной находить новые, нетривиальные решения, владеющей современными технологиями, активно действующей в ситуации большой степени неопределенности - делают актуальной проблему развития у школьников практических умений, исследовательской компетенции и творчества.

Успех этой работы в школе возможен только при создании специально организованной технико-технологической, учебно-методической и психолого-педагогической среды.

Изменения в содержании учебных программ, учебно-методических комплексах, требований к результатам усвоения, перспективы дифференциации образовательного процесса, до профессиональной подготовки в условиях общеобразовательной школы ставят образовательные системы перед необходимостью кооперации материальных, финансовых, кадровых ресурсов для сохранения и улучшения качества образования.

Способы и методы социально-культурной трансляции, используемые в школе, чтобы быть эффективными, обеспечивать высокое качество образования, должны соответствовать состоянию культурной, научной, и технологической составляющих современного общества.

Образование - стратегический ресурс общества. Оно является определяющим фактором, дающим возможность технологического прорыва. Образование, как специально организованный процесс постоянной передачи социально значимого опыта, может быть эффективным, если протекает в условиях, адекватных современным запросам социума, если образовательное пространство соответствует запросам пользователей услугами образования и по форме, и по содержанию, и по условиям.

1647

Новый "образ образования" тесно связан с инновационными процессами в образовательной системе. Сегодня практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в развитии инновационных процессов и готовностью педагогов к их реализации, многозначностью понятий и отсутствием критериев новаций.

На наш взгляд, главным механизмом образовательной революции является информатизация, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам общества и предоставляющая эффективные средства их освоения. «Без информатизации, - подчеркивает А.Д. Урсул, - формирование качественно новой образовательной системы, в принципе, невозможно и поэтому наиболее радикальные изменения, как можно предположить, связаны с переходом к информационному обществу, являющемуся важной чертой глобального перехода к устойчивому развитию». Следовательно, информатизация общества предопределяет коренные преобразования в системе образования, позволяя утверждать о наличии связи образовательной проблематики с проблематикой периода освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации, то есть того направления, которое получило в науке наименование информационного подхода. В образовательном процессе средней школы значительная роль при формировании информационной культуры, информационного мышления и развитии компьютерного творчества отводится предмету «информатика и основы вычислительной техники».

Сравнительная новизна учебного предмета информатика, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают учителей вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, методов и средств преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение общих

1648

дидактических принципов. При развитии компьютерного творчества к основным принципам можно отнести следующие: принцип системности, принцип научности, принцип сознательности, принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности и самостоятельности, принцип дифференциации и принцип связи теории и практики.

Соблюдение указанных принципов способствует развитию таких качеств и умений обучаемого, как самостоятельность, широта и глубина мышления, преодоление трудностей, получения результата, работоспособности.

Этому же способствует и выбор различных форм организации обучения: бригадная, звеньевая, коллективная и индивидуальная форма обучения.

Кроме того, учащиеся могут выбрать задание, способы решения, тем самым, удовлетворив познавательные потребности.

Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для творчества в информатике - решение непоставленных прикладных задач, дающих простор воображению и логике. Результат выявит и интерес к работе и выработанные умения и степень самостоятельности. В процессе решения задач проявляется интерес и вырабатываются умения самостоятельной деятельности.

Следующей задачей выделяемой в процессе развития компьютерного творчества учащихся является формирование качеств личности, способной к самоопределению.

Необходимым условием становления личностного самоопределения подростка является функционирование в образовательном учреждении педагогического пространства, включающего создание и использование ситуаций, востребующих проявление самоопределения подростков.

Предполагается, что резерв повышения эффективности становления личностного самоопределения заключается во внешней педагогической поддержке и рефлексии. Взаимодействие педагога и учащихся как субъектов собственного самоопределения заключается в организации таких формирующих

1649

обстановок и ситуаций, где активным звеном выступает совместное творчество руководителя и подростка.

Управляя коллективной учебной работой, педагог должен проявлять заботу не только о том, чтобы учащиеся усвоили знания, приобрели умения и навыки, но и целенаправленно формировать их положительные качества. Организация всей учебной деятельности должна повышать эффективность педагогического влияния на личность каждого ученика. Поэтому при конструировании форм учебной работы учитывается вся система отношений ученика в классном коллективе.

При развитии компьютерного творчества учащихся, удачной на наш взгляд является групповая форма работы. Состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. Данная форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом «здорового творческого соревнования». К групповым формам относятся бригадная и звеньевая форма учебной работы.

Приведем примеры. Учитель информатики после объяснения принципов организации циклических структур в алгоритмах у доски сразу предлагает разобрать их непосредственно за партами. Ученики в звеньях пытаются приводить примеры жизненных ситуаций, где встречаются повторяющиеся ситуации. Затрудняется один - приходят на помощь другие. Возникают условия для активного осмысления учебного материала. Учитель, проходя по классу, следит за работой учащихся. Затем в ходе фронтальной беседы разбирает все случаи затруднений и кратко формулирует выводы.

Звеньевая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в звеньях на этом этапе обучения, как и на других, способствует повышению активности учеников. Здесь она дает

1650

возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое из дополнительной литературы, они обогатят этой информацией остальных. Так повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Для эффективного развития компьютерного творчества учащихся необходимо наличие программно-аппаратного комплекса, позволяющего применять на практике полученные знания и навыки обработки информации. Это подтверждается политикой Российской Федерации, направленной на то, что уровень и качество образования должны соответствовать современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры. Основой для реализации этой политики являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2002-2010 гг.», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг». Среди основных направлений намеченных данными программами, особый интерес представляют разработка и реализация новых информационных технологий, полноправное участие учебных заведений в формировании единого образовательного пространства, технологической основой которого является унифицированная компьютерно-информационная среда.

Учет и реализация на практике вышеназванных задач, на наш взгляд, будет способствовать: развитию практических умений и творчества учащихся общеобразовательных школ в системе теория - практика; совершенствованию учебно-методической, научно-методической деятельности учителей, внедрению инновационных технологий в образование; внедрению в школьную практику новых типов технических и информационных средств обучения, современных технологий организации образовательного процесса.

Литература

1. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1.-1997.- N2.-0. 1-11.

2. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" от 28 августа 2001 г. N 630 г. Москва

3. Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ

4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.