Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств обеспечения современного качества образования'

Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств обеспечения современного качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЕЙШИХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / МЕДИАТЕКА / КАДРЫ И ИКТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цивилева Л. Л.

Автор знакомит читателя с тем, как в Гуманитарно-педагогическом лицее идет успешное формирование единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей расширение информационного пространства, использования мультимедийных, интерактивных средств обучения, глобальной сети Интернет, повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся и профессиональной компетентности учителя, а в итоге повышение качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств обеспечения современного качества образования»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ной компетенции, развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и способность работать в коллективе.

Литература

1. Алексеева М.П. Формирование информационной культуры учащихся на основе использования новых информационных технологий как довузовская подготовка учащихся // Материалы I научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации». - СПб., 2000. - С.3-6.

2. Алексеева М.П., Попов И.В. Процесс информатизации на примере Октемской школы- гимназии//Материалы научно-практической конференции «Проблемы физикотехнического образования в РС (Я)». - Я., 2001. - С.36.

3. Алексеева М.П. Использование НИТ в обучении и воспитании //Интегрированное медиаобразование: Опыт школ России. - М.: ИОСО РАО, 2001.- С.215-216.

4. Алексеева М.П. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся девятого класса якутской школы на основе метода телекоммуникационных проектов. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. -195 с.

5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352с.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 220 с.

7. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. - М./СПб.: ГЛОС-СА/КАРО, 2004. - 336 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М..Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007.

9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.

Автор знакомит читателя с тем, как в Гуманитарно-педагогическом лицее идет успешное формирование единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей расширение информационного пространства, использования мультимедийных, интерактивных средств обучения, глобальной сети Интернет, повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся и профессиональной компетентности учителя, а в итоге - повышение качества образования.

Цивилева Л.Л.,

директор Гуманитарно-педагогического лицея, Республика Коми, г. Ухта

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Как могут быть связаны качество образования и ИКТ?

Информатизация как одна из актуальнейших задач государственной информационной политики, медиатека, кадры и ИКТ, дистанционное обучение

В проекте современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационной экономики, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина определяется как стратегическая цель государственной политики в области образования.

Для достижения поставленной цели существует большой арсенал средств. Каждое учебное заведение решает эту задачу по-своему, опираясь на основополагающие программные документы, в том числе, на основные направления развития приоритетного национального проекта «Образование».

Одним из таких средств является внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных (ИКТ), которые представляют собой совокупность методов, способов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора,

обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее пользователей.

В последнее время данной проблеме уделяется пристальное внимание. Это объясняется:

^ процессами интеграции электронно-вычислительной техники, современных аудиовизуальных средств, телекоммуникаций во все сферы деятельности общества, в том числе и в образование;

^ укреплением материально-технической, в том числе компьютерной базы общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование»; ^ целым рядом программ, постановлений, приказов по информатизации образования /Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации», 2006 год; Приказ Федерального агентства по образованию от 04.08.2008 года № 696 «О развитии информатизации образования в рамках ре-

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ализации ПНП «Образование» и федеральных целевых программ».

Все вышеперечисленные документы позволяют сделать вывод, что информатизация рассматривается как одна из актуальнейших задач и важнейших направлений государственной информационной политики, что владение информационными технологиями, умение вступать в коммуникацию, диалог, решать проблемы - становятся новыми составляющими современного, востребованного обществом, качества образования.

Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе ИКТ, позволяет значительно расширить область самостоятельной работы школьника с учебным материалом, что существенно повышает качество образования.

Значимость и роль данной проблемы /информатизации/ в развитии лицея, в достижении современного качества образования мы определили для себя еще в 2003 году, разработав программу «Информатизация лицея», которая включала в себя:

^ компьютеризацию - оснащение образовательной среды лицея компьютерной техникой, обеспечивающей автоматизацию процессов и методов образования, воспитания и управления;

^ развитие компьютерной грамотности и информационной культуры учителя и ученика;

^ внедрение информационно-коммуникационных технологий;

^ развитие и пополнение базы электронно-образовательных ресурсов.

Мы понимали, что для того, чтобы перейти к внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий, нужна база, нужны кадры.

Вот почему первая часть программы информатизации включала компьютеризацию, то есть насыщение образовательной среды компьютерной техникой, техническими мультимедийными средствами обучения, электронными ресурсами.

Следует заметить, что данный процесс шел довольно успешно, особенно после получения гранта ПНП «Образование».

Свидетельство тому данные таблицы:

2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год

24 ПК 37 ПК 41 ПК 49 ПК 60 ПК

23 чел. на 1 ПК 23 чел. на 1 ПК 13 чел. на 1 ПК 11 чел. на 1 ПК 9 чел. на 1 ПК

Как видно из таблицы, количество компьютеров и количество учащихся на один ПК увеличилось в 2,5 раза. В России по последним данным 20 человек на 1 ПК.

Вторым шагом в реализации Программы «Информатизация лицея» стала работа по развитию компьютерной грамотности, информационной культуры педагогических кадров.

Компьютеры, мультимедийное оборудование,

электронные носители - это все средства информатизации, которые сами по себе ничего нового не добавляют в содержание обучения, не приводят к глобальным изменениям. Возникла необходимость изменить отношение учителей к компьютерам, Интернету, к

электронным средствам обучения, заинтересовать их громадными возможностями данной техники, научить пользоваться ею при проведении учебной, исследовательской, воспитательной работы.

Вопрос подготовки кадров был решен несколькими путями:

^ прохождение учителями курсов по основам информационно-коммуникационных технологий (в Сыктывкаре, Москве и Санкт-Петербурге);

> стажировка при кафедре информационных технологий в РГПУ им. А.И. Герцена;

^ курсы на базе лицея, проводимые учителями информатики лицея (2 группы по 72 часа) в период каникул. Данный вопрос не снимается с повестки дня и сегодня.

Наличие материально-технической базы, электронных средств обучения, готовность кадров к изменениям в содержании, методах обучения - создали необходимые условия для внедрения новых образовательных технологий /ИКТ/, позволяющих развивать мотивацию к обучению, улучшать качество образовательной подготовки, формировать коммуникационную культуру и единое образовательное пространство.

Активизация и эффективность этого процесса были обеспечены во многом созданием единой информационнообразовательной среды, которая включала в себя: медиатеку, информационно-методический центр (ИМЦ), Прессцентр, телестудию и газету «Лицеист».

Медиатека - кабинет, оснащенный проекционным оборудованием и компьютерной техникой, позволяющий проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных и коммуникационных технологий по различным учебным дисциплинам, имеющий условия для хранения наборов CD дисков по разнообразной тематике и просмотра пользователями представленной информации.

Медиатека включает фонд разнообразных информационных ресурсов, которые постоянно обновляются из сети Интернет или приобретаются на средства лицея. Общий объем материалов электронной библиотеки - 87 дисков.

Вид электронного Количество Количе- Прирост

носителя учебной в медиа- ство в за 2007-2008

информации теке ИМЦ уч. год

CD 81 29 44%

DVD 6 30%

Видеокассеты - 126 10%

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

53

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Все электронные носители используются на уроках и во внеучебной деятельности.

Медиатека имеет несколько зон:

^ компьютерная зона;

^ видеозона (фоно-, видеотека);

^ место программиста.

Кроме того, в медиатеке имеются:

1) Медиаресурсы (программные продукты: обучающие программы, репетиторы для подготовки к ЕГЭ, пособия для поступающих в ВУЗы).

2) Базы данных:

^ спецкурсы,

^ элективные курсы,

^ дидактические материалы,

^ методические разработки учителей.

3) Электронные учебники.

4) Учитель и ученик в медиатеке получают и информационные услуги: индивидуальные занятие на ПК; запись на электронные носители; сканирование, распознавание текста; доступ в Интернет.

5) Виды деятельности в Интернете:

^ электронный документооборот (использование e-mail);

^ образовательная деятельность;

^ познавательная деятельность.

Наличие в лицее медиатеки, привело к тому, что в большем объеме стали использоваться Интернетресурсы, мультимедийные учебные пособия и готовые программные продукты, возросло в два раз число уроков с использование информационнокоммуникационных технологий.

Учителя - предметники совместно с учащимися активно создают презентации для компьютерной поддержки уроков (на базе медиатеки на этот вид работы потрачено 123 часа).

С помощью ресурсов медиатеки учащиеся:

^ занимаются проектной деятельностью;

^ ведут отбор материала для докладов, творческих работ, рефератов;

^ готовятся к олимпиадам, интеллектуальным марафонам;

^ ликвидируют пробелы в изучаемом предмете;

^ готовят домашние задания, дополняя материал новой информацией для углубленного изучения отдельных тем и разделов.

Иначе говоря, работа в медиатеке, использование ИКТ способствуют не только развитию коммуникативных, познавательных компетенций у ученика, но и формируют навыки и способности аналитической, самостоятельной деятельности, отбора материала, что полностью соответствует требованиям компетент-ностного подхода к оценке качества образования.

Учителя используют Интернет при подготовке и проведении уроков, для погружения в языковую среду, для создания презентаций, проведения зачетов, тестирования, реализуя принцип открытости и объективности оценки знаний обучающихся.

Интересным, на наш взгляд, стал эксперимент по дистанционному обучению при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Для этих целей была отобрана группа учащихся в количестве 15 человек, определен тьютер, с вузом был согласован режим работы и на-

значен ответственный для осуществления программного обеспечения, руководства и контроля и в лицее.

В конце 2007-2008 учебного года проведен мини -опрос учащихся об отношении к эксперименту. Вот что показали ответы:

Какие причины побудили вас выбрать дистанционное обучение?

^ Качественная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

^ Желание узнать что-то новое в изучении русского языка.

^ Интерес к дистанционному обучению, желание испытать на себе.

^ Желание получить интересную, полезную информацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Видите ли вы результаты дистанционного обучения?

^ да, результаты есть;

^ стал лучше ориентироваться в заданиях ЕГЭ; ^ теперь мне известны все вузовские требования к написанию сочинений;

^ хорошая тренировка;

^ часть «А» в заданиях ЕГЭ стала решать быстрее и эффективнее, чем раньше;

^ пока нет, но надеюсь, что результаты будут.

Чего вы ожидаете от дистанционного обучения? ^ жду новой информации;

^ повышения уровня знаний, подготовка к ЕГЭ;

^ хочу научиться работать с преподавателями ВУЗов;

^ открыть для себя что-то новое;

^ жду сложных интересных заданий.

Как видно из ответов, большинство опрошенных надеется на результаты, хочет ближе познакомиться с методикой работы вузов и т.д. Интерес к дистанционному обучению проявляют и учащиеся школ города.

Учитывая актуальность вопроса развития дистанционного обучения в рамках современной модели образования, в этом учебном году расширены варианты дистанционного обучения на основе договоров с вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова - физика, математика (начало - октябрь 2008); РГПУ им. А.И. Герцена - биология, обществознание, русский язык (ноябрь 2008); СПбГТУ - физика, химия (октябрь 2008). Подобраны составы групп, определены руководители, тьютеры.

Конечно, введение дистанционного обучения основано на длительных договорных отношениях с этими вузами. С этого года РГПУ им. А.И. Герцена, учитывая плодотворный опыт 10-летней совместной работы, определил нас базовой школой университета, что тоже полностью соответствует содержанию современной модели образования.

Следующим шагом в использовании ИКТ стала установка оборудования телевидеоконференцсвязи, которая значительно расширяет возможности общения, диалога, знакомство с опытом работы учителей, исследовательскими работами учащихся, что и направлено на обеспечение доступности качественного образования.

Первая теле-видео-связь с городами Санкт-Петербургом, Великим Новгородом, Вологдой уже продемонстрировала уникальные на сегодняшний день возможности данной аппаратуры, а участие 30 сентя-

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

бря в телеконференции «Работа учителей немецкого языка по текстовому пространству» подтвердило роль и значимость ИКТ в повышении профессиональной квалификации учителей.

Участие в проекте «Гимназический союз России» -существенная помощь и поддержка лицея в использовании современных телекоммуникационных средств и информационных технологий.

Очень важную роль в информационно-образовательной среде лицея, в использовании ИКТ играет Информационно-методический центр (ИМЦ) на базе лицейской библиотеки, способствующий созданию максимально комфортных условий для доступа пользователей к информации на всех видах носителей.

Сегодня фонд ИМЦ использует три вида носителей: традиционные (бумажные), видеоресурсы и медианосители. Основной функцией ИМЦ является информационное обеспечение образовательного процесса, а также методическое сопровождение пользователей и повышение их информационной грамотности. В своей работе сотрудники ИМЦ используют автоматизированную правовую систему «ГАРАНТ», на базе электронной информационной библиотечной программы «ИРБИС-mini» установлен Единый электронный каталог Городской публичной библиотеки, позволяющий познакомиться с ее фондом и фондами муниципальных библиотек города Ухты. ИМЦ создаёт свои полнотекстовые электронные базы: «Энциклопедия школьника», «Республика Коми», газета «Лицеист», «ЕГЭ - Олимпиады», «Методист ГПЛ», «Творчество. Сотрудничество. Поиск», «Лицей - Школа № 1», в которых можно найти методические рекомендации по различным аспектам, а также исследовательские и творческие работы учащихся и учителей лицея. С января 2008 года пользователи ИМЦ получили доступ к ресурсам сети Интернет.

Широкое применение получили ИКТ в работе лицейских средств массовой информации: газета, телестудия, сайт. На базе Пресс-центра проходит верстка

и выпуск газеты «Лицеист», на базе медиатеки ведется системная работа по обновлению сайта, где родители получают информацию о расписании занятий, о проводимых лицейских мероприятиях. Информационнокоммуникационные технологии также используются для проведения интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций: «Шаг в науку», «Творчество. Сотрудничество. Поиск»; внутри лицейских мероприятий.

Возможности использовать ИКТ ежегодно увеличиваются в связи с расширением информационнообразовательной среды. Так, например, в прошлом учебном году был создан мультимедийный кабинет физики, в этом году - математики, химии, с соответствующим оборудованием (интерактивная доска, компьютеры, проектор, сканеры), которое активно применяется на уроках, способствуя повышению мотивации к обучению, качества обученности по предмету, увеличению количества участников олимпиад, конкурсов, конференций.

В планах образовательного проекта «Создание единой информационно-образовательной среды»:

^ создание единой локальной сети в целом по лицею;

^ приобретение 2 интерактивных досок (кабинеты биологии, литературы);

^ обновление компьютерной техники;

^ завершение эксперимента по дистанционному обучению;

^ расширение за счет ИКТ открытости образовательной системы лицея для родительской общественности и города;

^ создание условий с помощью ИКТ для перехода на индивидуальные планы обучения.

Мы думаем, что педагогический коллектив «ГПЛ» успешно реализует программу Информатизации. И это не случайно. Школа будущего, какой планирует стать лицей, должна действительно опережать события и время, внедряя инновационные процессы в первую очередь.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.