Научная статья на тему 'Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством'

Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPOSITION / COMPOSITIONAL THINKING / PRIMARY-SCHOOL CHILDREN / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Сергей Евгеньевич, Кандыбей Павел Наумович

В статье рассматриваются современные подходы к обучению младших школьников композиции в системе дополнительного образования. Предложен комплекс упражнений, в ходе выполнения которых оттачивается умение детей работать с образами (создавать их, оперировать ими), формируется композиционное мышление и развиваются композиционные навыки. Восприятию информации о вариативности геометрической организации пространства способствует использование опорных композиционных схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Primary-school Children''s Compositional Thinking in the Fine Arts Classroom

The article dwells upon current approaches to teaching composition to primary-school children in the system of additional education. The suggested exercitation polishes up children's skills of working with images (creating and operating them), forms compositional thinking and develops compositional skills. The use of support compositional schemes mrthers infoimation comprehension of variability of geometrical spatial structuring

Текст научной работы на тему «Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством»

С.Е. Игнатьев, П.Н. Кандыбей

Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством

В статье рассматриваются современные подходы к обучению младших школьников композиции в системе дополнительного образования. Предложен комплекс упражнений, в ходе выполнения которых оттачивается умение детей работать с образами (создавать их, оперировать ими), формируется композиционное мышление и развиваются композиционные навыки. Восприятию информации о вариативности геометрической организации пространства способствует использование опорных композиционных схем.

Ключевые слова: композиция; композиционное мышление; младшие школьники; дополнительное образование.

Специфика искусства, в том числе изобразительного, заключается в том, что в основе любого произведения лежит композиция. Следовательно, успешность овладения изобразительной грамотой, уровень развития творческого потенциала учащихся находится в прямой зависимости от того, в какой степени процесс преподавания ориентирован на развитие композиционных навыков.

Мышление, связанное с построением композиции, часто называют композиционным. В исследованиях последних лет заметно возросло внимание художников-педагогов к развитию данного вида мышления. Значительный вклад в формирование единого понимания феномена композиционного мышления внесли А.В. Свешников, Л.И. Панкратова, В.Л. Илющенко, С.А. Ники-тенков, А.В. Гавриков и др.

Л. Панкратова отмечает, что «в понятии "композиционное мышление" прямо указана познавательная и операциональная стороны мышления и специфика продукта мышления — изображение на плоскости, созданное по законам композиции» [9: с. 9], а в исследовании В. Илющенко [4] композиционное мышление рассматривается как разновидность творческого мышления, в котором особую важность играет организация художественного пространства.

Большинство авторов [1, 8] солидарны в том, что продуктом композиционного мышления является изображение, выполненное художественными средствами. При восприятии художником окружающей действительности в его сознании возникает огромное количество динамичных и подвижных образов,

которые рождаются под впечатлением не только действительности, но и под влиянием пережитого жизненного опыта, размышлений, эмоций. Мысленные операции (от смутных представлений до конкретного решения художественного образа) характеризуются тем, что одни явления и признаки предметов в них усиливаются, а другие, наоборот, затушевываются. Сила и направленность этих изменений определяют индивидуальный характер творческой личности художника, стиль его творческого мышления и произведения.

Композиционное мышление выполняет функцию посредника между образным рядом и «сочиненным» художественным произведением, имеющим определенную и законченную структуру. Облекаясь в соответствующую композиционную форму, внутреннее, духовное становится видимым. Композиция позволяет визуализировать образ, воспроизвести его в воображении зрителя.

Большинство художников-педагогов считают, что ключевым моментом в композиционной деятельности, как и в любом творческом процессе, является наличие замысла и его продуманность.

Замысел можно сравнить с микроскопической льдинкой, на которой начинают образовываться кристаллы. Появляется снежинка, она растет в каждый момент времени, меняя свою форму. В природе не бывает двух одинаковых снежинок. Появление замысла (видение внутренним взором) дает толчок рождению образа. Обычно вначале это лишь сгусток мыслей и чувств автора, и нужно сильное, развитое воображение, чтобы конкретизировать и воплотить его, используя для этого и впечатления внешнего мира, и выразительные возможности художественных материалов. Зрительная память позволяет сохранять и воспроизводить именно такие ситуации, лица, формы, цветовые сочетания, которые передадут замысел наиболее ярко и полно.

Композиционные соображения у взрослого художника возникают прежде, чем начинается работа карандашом. Выбирается формат листа и распределяется на нем изобразительный материал. Приводятся во взаимосвязь отдельные компоненты. Погружение в процесс поиска композиционной выразительности осуществляется методом многочисленных проб, раскрывающих ядро образа. По выражению художника-педагога А.С. Григорьева, «забота о совершенствовании ее (композиции) не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе над картиной» [11: с. 38].

Композиционная грамота — не свод правил, простое знание которых обеспечит успех. Композицию нельзя выстроить, следуя некоторому универсальному алгоритму. Способы композиционной выразительности должны осваиваться ребенком (в данном случае младшим школьником) на практике в ходе выполнения серии творческих заданий под руководством педагога.

Нельзя не сказать о логически целесообразной последовательности в композиционной работе. На основании научных исследований известного советского психолога Я.А. Пономарева можно утверждать, что необходимым условием создания художественного образа изобразительными средствами

является внутренний план действий [10]. При обучении ребенка композиции также важно приучить его выстраивать последовательность ведения работы, которая позволит гораздо легче подойти к выразительному композиционному решению и которая впоследствии должна перерасти во вполне осознанную привычку.

Целесообразная последовательность композиционной работы:

1) создание условий для возникновения замысла;

2) вербализация образа;

3) первоначальное композиционное решение в схематичном изображении;

4) разработка эскиза композиции;

5) уточнение деталей;

6) завершение работы. Оценка результатов.

Для успешного развития композиционного мышления учащихся нами разработан комплекс учебно-творческих упражнений, направленных на формирование замысла как основы художественного образа и отработку технических приемов, которые исподволь подводят ребенка к осмыслению основных структурно-композиционных преобразований, позволяющих перенести замысел на бумагу. «Любая реалистическая композиция имеет внепредметную геометрию, — отмечает А.А. Ковалев. — Форма, как способ представления содержания, имеет свою структуру и организацию» [7: с. 10]. Таким образом, одной из целей наших занятий являлось изучение закономерностей организации внутренней структуры формы и анализ составляющих ее элементов.

Предлагаемая программа занятий имеет «спиралевидный» способ развертывания содержания учебного материала, когда одни и те же композиционные понятия изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. Полученные знания закрепляются в творческих заданиях, которые подбираются таким образом, чтобы при их выполнении происходил поэтапный переход от усвоенных знаний и представлений о композиционных категориях к умению эффективно пользоваться ими. При подготовке дидактического материала преподаватель должен активно использовать культурно-информационный аспект Интернета.

В качестве первых «установочных» упражнений нами предлагаются упражнения типа «Календарь», «Афиша». Ключевые понятия теории композиции, такие как «равновесие», «ритм», не заучиваются, а постепенно осваиваются в процессе работы над изображением, входят в словарь ребенка.

Упражнение «Календарь» предназначено для детей 7-8 лет, которые только начинают заниматься в художественной школе.

Задача: разъяснение основных понятий композиции. При составлении календаря установить отношение между частями, связать их в единое целое. Части: информационная (наименование месяцев, дат), художественная.

Все пространство листа разбито на две части. Информационную часть можно разместить внизу и сбоку. В первом случае формат изображения вытянут по горизонтали, во втором — по вертикали.

80

вестник мгпу ■ серия «педагогика и психология»

Обсуждаем, что вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (рис. 1).

Рис. 1. Примеры построения вертикальной и горизонтальной композиции

Педагогический результат: дети познакомились с понятием «композиция», оперировали понятиями «часть», «целое».

Упражнение «Афиша».

Задача: Представить композицию на заданную тему с помощью предлагаемых наборов геометрических фигур, стараясь передать особенности ритма, симметрии.

Изучение закономерностей композиции можно начать с простейших элементов (например, два квадрата, одна линия), затем предложить набор более сложных (например, четыре разновеликих прямоугольника и линия). Методом проб и ошибок достигается гармоничное расположение элементов на плоскости по отношению к друг другу, их уравновешенность в целом, что и составляет суть композиции (рис. 2-3). На основании окончательных вариантов были составлены эскизы для афиш.

В практике преподавания для успешного освоения трудных для восприятия тем используется методика опережающего обучения, при которой краткие основы темы даются преподавателем задолго до того, как начнется изучение ее в полном объеме. Это могут быть краткие упоминания темы или ассоциации; большое значение имеют схемы композиции (опоры для мысли). Новые знания, благодаря продуманному структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и ее многократному повторению, надежно осваиваются.

Рассмотрим пример игрового задания, ориентированного на поиск аналогий, которые способствуют развитию композиционного сознания. Используя сетевые ресурсы, преподаватель подбирает несколько изображений картин, написанных художниками в разное время и в различной манере. Предлагается наиболее важные элементы сюжета соединить линиями (рис. 4).

Рис. 2. Варианты построения композиции на основе трех геометрических фигур

Рис. 3. Варианты построения композиции на основе шести геометрических фигур

Рис. 4. Примеры композиционных схем

Вместе с преподавателем школьники участвуют в процессе поиска, рассуждают. Наглядный материал подбирается таким образом, что дети убеждаются: элементы расположены не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры. Выделив 2-3 наиболее выразительных типа композиционных схем, преподаватель предлагает учащимся самостоятельно распределить предлагаемые картины на группы по типам схем. Завершающей в каждой группе является собственная композиционная импровизация.

Таким образом накапливается теоретический багаж для последующей самостоятельной творческой работы, развивается острота восприятия композиции. Поскольку информация о вариативности геометрической организации пространства воспринимается в виде опорных композиционных схем, облегчается ее усвоение. Дети учатся чувствовать, понимать, анализировать произведения живописи, в том числе и свои собственные.

Развитию непосредственности, вариативности и гибкости композиционного мышления способствуют упражнения по превращению образной композиции в композицию пятен и наоборот. На экране монитора детям демонстрируют специально отобранные цветные репродукции с жанровых картин признанных мастеров. Выбор работ продиктован возможностью их использования для анализа основных правил и приемов композиции.

Далее учитель в программной среде Photoshop обесцвечивает изображение, методом levels/smart blur преобразует изображение в тональные пятна. Во время этих действий дети учатся понимать, как уравновешивать части композиции по массе и тону.

Использование круговой композиции для создания определенного эмоционального настроения обсуждалось на примере работы М. Стомера «Исав и Иаков» (рис. 5). Художник сознательно выбирает круговую композицию для отражения драматической семейной сцены, так как такая композиция создает эффект замкнутого пространства.

Рис. 5. М. Стомер. Исав и Иаков

На картине Б. Кустодиева «Масленица» разнонаправленное движение ныряющих по ухабистой дороге саней передает буйное веселье (динамизм ситуации). Изображение кажется движущимся, если его части передают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы (обращаем внимание на ритм пятен на первом плане) (рис. 6).

Рис. 6. Б. Кустодиев. Масленица

Опыт анализа художественных впечатлений должен сочетаться с опытом самостоятельных творческих проявлений. Дети выполняют упражнение по превращению найденной индивидуальной композиции тональных пятен в образную композицию, сохраняя выбранные композиционные соотношения частей (рис. 7). Развивается творческое воображение, которое характеризуется в том числе и богатством продуцируемых образов.

Рис. 7. Варианты построения композиций на основе комбинации пятен

Затем решается обратная задача. На экране монитора в программной среде Photoshop случайным образом размещены пятна различной величины и

произвольной формы. На эти изображения накладывается подвижная рамка-прямоугольник меньшего размера. Перемещая рамку, дети находят несколько гармоничных комбинаций пятен внутри этого «видоискателя», отмечая цветом, где будет расположен центр композиции. Основанием для выбора служит ощущение равновесия композиции. Дети учатся из целого выделять главное, отсекать лишнее, находить композиционный центр.

Так как для обучения младших школьников целесообразными объектами для художественного восприятия являются произведения в жанре натюрморта, несколько занятий нужно посвятить композиционному анализу работ мастеров живописи этого жанра. С помощью специальных компьютерных программ можно изменить детали композиции и ее цвет: передвинуть и трансформировать элементы, убрать или заменить предметы, изменить цветовую гамму или только цвет фона. При обсуждении возникающих вариантов дети убеждаются в том, что каждая деталь в картине имеет свой смысл, который «уходит» с изменением чего-либо в целостной композиции.

Например, в натюрморте Я.Ф. ван Эса мы, удалив со стола рассыпанные фрукты (рис. 8), предлагали детям заполнить пустоту, используя предметы (плоды), которые отличались размером и цветом. При их подборе и компоновке дети учатся цельно видеть всю группу предметов в целом и «собирать» композицию по цвету.

При обсуждении натюрмортов полезно вернуться к теме перспективных построений, напомнить и наглядно продемонстрировать на экране монитора, что круг в перспективе превращается в эллипс, причем чем ближе к уровню горизонта (высота наших глаз), тем значительнее перспективные изменения круга.

Натюрморты обычно ставят ниже уровня глаз рисующего, чтобы его горизонтальная плоскость была видна в перспективном сокращении. В 3Б-среде создаются объемные модели китайской чаши и тарелки, формируется сцена, повторяющая пропорции и расположение предметов в натюрморте Я.Ф. ван Эса. При изменении угла зрения (выше - ниже) прослеживается степень перспективных сокращений окружностей. Далее вместо китайской вазы с малиной в модель вставляем вазу с клубникой (из натюрморта Л. Муайон), изначально написанную под другим углом зрения. Дети сразу отмечают неоднородность нового предмета по цвету, а после рассуждений замечают и несоответствующие ракурсные сокращения.

Полученная и переработанная информация должна быть сохранена в памяти школьника с тем, чтобы в любой момент ее можно было бы воспроизвести и в случае необходимости применить в изобразительной деятельности. Известно, что наибольшая эффективность запоминания происходит в период активной деятельности [2]. Поэтому в конце занятия детям предлагается составить из имеющихся дома предметов натюрморт и сфотографировать его. На следующем занятии обсуждаются и анализируются выполненные фотографии натюрмортов, выбираются лучшие.

Для развития воображения, постановки глаза, способности цельно видеть эффективна серия упражнений, изложенная П.Н. Кандыбеем [5]. Проследим и

Рис. 8. Варианты композиционного размещения элементов на основе натюрморта Я.Ф. ван Эса

охарактеризуем педагогические условия эффективной композиционной работы младших школьников на занятии тематическим рисунком.

Для придания уроку игрового характера дети распределялись на группы по 3-4 ребенка. Каждой группе предлагался набор загадок, заранее продуманных таким образом, чтобы из ответов на них можно было сочинить полноценные сюжеты и выполнить тематические композиции.

При организации занятий нами учитывались рекомендации методистов: чередовать задания с умственной нагрузкой с заданиями по составлению схем, рисунков, чертежей, так как объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека; менее развито у ребенка и умение распределять внимание.

Необходимо отметить, что современный уровень развития общества и сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, то есть мыслить отвлеченно. В результате ряда исследований было выявлено, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании соответствующих условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал [2].

На стадии формирования замысла ученику необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся у него знания и личный творческий опыт на заданную тему, стимулировать воображение и придать ему определенную направленность. Для этого целесообразно создать обстановку, напоминающую «мозговой штурм». Например, каждому ученику предлагается рассказать о ситуации, созвучной разрабатываемому сюжету («Мороз», «Летний день», «На прогулке», «В зоопарке»), «все, что приходит в голову». Художник-педагог фиксирует идеи учеников быстрым наброском либо оперативно подобранной картинкой из интернет-источников. Обстановка на занятии должна поддерживать устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Педагог — координатор, побуждая воображение и фантазию ребенка, обогащая копилку зрительных образов, обращаясь к памяти и пробуждая ассоциации ученика, предоставляет недостающие знания для генерации возможных вариантов решения художественной задачи.

Личное отношение ребенка к окружающей действительности, его эстетический опыт являются материалом, на базе которого рождается замысел. Замыслу придается выразительный образ, некоторая мысленная пространственная картина — первооснова композиционного решения. В процессе дальнейшей работы исходный замысел в той или иной степени модифицируется (конкретизируется, дополняется, обогащается).

Многие выдающиеся русские художники на этапе первоначального композиционного поиска использовали формальные моменты — максимально обобщенная форма в поисковых эскизах, набросках помогала им пластически выстраивать сюжет. «Первоначальный композиционный расчет, то есть воображаемая

композиционная схема, обычно кладется художником в основу первичной мысли о будущей полноценной картине. Она впоследствии... наполняется живым действием... Схемы играют большую подсобную роль, способны многое упростить, систематизировать, обобщить и уяснить» [11: с. 119].

Вместо эскизов на занятиях с младшими школьниками мы использовали схемы композиции, где геометрические фигуры являлись символами (замещали портреты) сказочных персонажей. Например, при иллюстрации композиции басни С. Михалкова «Портрет» круг, треугольник и прямоугольник символизировали зайца, осла и медведя соответственно. Кроме того, для передачи глубины пространства каждая фигура была заготовлена в двух размерах — меньшем и большем. При работе над схемами композиций придавалось значение расположению фигур на рисунке (пространстве листа). Персонажи, которые впереди, располагались ниже и были большего размера, те, которые дальше, — выше и фигурами меньшего размера. Это делалось для того, чтобы основная задача композиции — размещение героев, выделение главных персонажей путем их соответствующего окружения, передача глубины и портретного сходства решались последовательно, а не параллельно (все сразу ребенок не в состоянии охватить).

Для генерации вариантов сюжета использован педагогический прием «вхождение в картину» — рассматривались все возможные ситуации с точки зрения различных героев (рис. 9-10).

Выполнение серии вариативных схематических композиционных поисков облегчает проговаривание (развернутое словесное разъяснение всех совершаемых операций), заставляет рассуждать, выделять тональные пятна, чувствовать ритм.

Отношения между учеником и педагогом на данном этапе работы должны носить характер инициативного сотрудничества. От преподавателя требуется внимательный анализ вариантов композиционных построений и их обсуждение, в ходе которых оттачиваются композиционные навыки учащихся и опыт работы с образами. Необходимо привить детям интерес к «пробам» в композиционной работе.

Далее следует работа над вариантами окружающей природы, обстановки помещения, атрибутов жилища (в зависимости от сюжета). При реализации выбранного композиционного мотива на листе основное внимание уделяется поиску тональных и цветотональных решений, выразительному изображению персонажей.

В ходе дальнейшей практической композиционной деятельности первоначальный образ уточняется и совершенствуется. Необходимо научить детей достаточно кропотливо работать на предпоследнем этапе — уточнение деталей (проработка первого плана, обобщение второго, исправление замеченных недостатков и т. д.), обогащающих эмоциональную окраску и интерпретацию образа.

Нужно сформировать у юного художника потребность критически оценивать сделанное изображение. В естественном развитии такая оценка возникает при переходе детей из младшего школьного возраста в средний; чтобы подвести детей к этому раньше, нужна целенаправленная работа художника-педагога. Мы практиковали не только проведение выставок в конце полугодия, но и вы-

Рис. 9. Медведь и осел. Разработка композиции иллюстрации

Рис. 10. Осел и заяц. Разработка композиции иллюстрации

борочное попарное сравнение на каждом занятии двух-трех работ, каждая из которых в чем-то превосходит другую, и в то же время в чем-то уступает. Такая оценка может служить ориентиром для учащихся в дальнейшей работе, в которой могут учитываться отмеченные ошибки, а в перспективе они не должны повторяться. Замечено, что к работе других детей младшие школьники относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим мы применяли коллективное обсуждение работ по общим для всех критериям (пропорции отдельных элементов, выделение главного элемента и т. д.).

Использование предлагаемой системы упражнений оттачивает умение детей работать с образами (создавать их, оперировать ими), формирует композиционное мышление и развивает композиционные навыки.

Занятия по композиции имеют интегративный характер, выраженный в их связи с дисциплиной «История искусств». Показано, что педагогическая модель использования формального метода построения изображения в поисково-организационном этапе работы над композицией полезна для работы с младшими школьниками. При создании различного рода опорных схем усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и его последующее успешное использование в собственной композиционной деятельности.

В процессе усвоения информации на занятиях задействованы оба полушария головного мозга (визуальное восприятие наглядного материала и логический его анализ), благодаря чему обеспечивается наиболее эффективная работа, информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые термины).

Так как педагог-художник должен сегодня осуществлять свою творческую деятельность в информационной среде, необходимо более активно развивать медиакомпетенции в области информационных технологий и компьютерных средств обучения при подготовке преподавателей ИЗО в вузах. Это в свою очередь отразится на качестве художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Литература

1. Гавриков А.В. Формирование композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов средствами наброска пейзажа: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Гавриков. - М., 2007. - 272 с.

2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / А.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.

3. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. -208 с.

4. Илющенко В.Л. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Л. Илющенко. - М., 2000. -162 с.

5. Кандыбей П.Н. Компьютерные технологии в развитии композиционных навыков на занятиях изобразительным искусством / П.Н. Кандыбей // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 87-90.

6. Кандыбей П.Н. Творческое развитие личности младших школьников на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования / П.Н. Кандыбей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2012. - № 2 (9). - С. 134-137.

7. Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук / A.A. Ковалев. - M., 2006. - 505 с.

8. Никитенков С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / CA. Никитенков. - M., 2000. - 239 с.

9. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования ВУЗа на занятиях изобразительным искусством: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Панкратова. - M., 1998. - 232 с.

10. Пономарёв Я.А. Психология творчества. - M.: Наука, 1976. - 304 с.

11. Школа изобразительного искусства: В 10-ти вып. - Вып. 7. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Искусство, 1966. -128 с.

Literatura

1. GavrikovA.V. Formirovanie kompozicionnogo my'shleniya studentov xudozhest-venno-graficheskix fakul'tetov pedvuzov sredstvami nabroska pejzazha: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / A.V. Gavrikov. - M., 2007. - 272 s.

2. Gamezo M.V. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psixologiya: ucheb. posobie / A.V. Gamezo, E.A. Petrova, L.M. Orlova. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2009. - 512 s.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej: ucheb. posobie dlya vuzov / S.E. Ignat'ev. - M.: Akademicheskij proekt; Fond «Mir», 2007. - 208 s.

4. Ilyushhenko V.L. Aktivizaciya kompozicionnogo my'shleniya studentov xu-dozhestvenno-graficheskix fakul'tetov na zanyatiyax po risunku portreta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / V.L. Ilyushhenko. - M., 2000. -162 s.

5. Kandy'bej P.N. Komp'yuterny'e texnologii v razvitii kompozicionny'x navy'kov na zanyatiyax izobrazitel'ny'm iskusstvom / P.N. Kandy'bej // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. - 2012. - № 6. - S. 87-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kandy'bej P.N. Tvorcheskoe razvitie lichnosti mladshix shkol'nikov na zanyatiyax IZO v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya / P.N. Kandy'bej // Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika i psixologiya. - 2012. - № 2 (9). - S. 134-137.

7. Kovalev A.A. Teoriya i praktika formal'nogo metoda postroeniya izobrazheniya v sisteme professional'noj i special'noj podgotovki xudozhnika-pedagoga: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk / A.A. Kovalev. - M., 2006. - 505 s.

8. Nikitenkov S.A. Kompozicionnoe my'shlenie kak faktor tvorcheskogo razvitiya studentov xudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / S.A. Nikitenkov. - M., 2000. - 239 s.

9. Pankratova L.I. Formirovanie kompozicionnogo my'shleniya studentov fakul'teta pedagogiki i metodiki nachal'nogo obrazovaniya VUZa na zanyatiyax izobrazitel'ny'm iskusstvom: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / L.I. Pankratova. - M., 1998 - 232 s.

94

вестник мгпу ■ серия «педагогика и психология»

10. Ponomaryov Ya.A. Psixologiya tvorchestva. - M.: Nauka, 1976. - 304 s.

11. Shkola izobrazitel'nogo iskusstva: V 10-ti vy'p. - Vy'p. 7. - 2-e izd., ispr. i dop. -M.: Iskusstvo, 1966. -128 s.

S.E. Ignatiev, EN. Kandybey

Development of Primary-school Children's Compositional Thinking in the Fine Arts Classroom

The article dwells upon current approaches to teaching composition to primary-school children in the system of additional education. The suggested exercitation polishes up children's skills of working with images (creating and operating them), forms compositional thinking and develops compositional skills. The use of support compositional schemes furthers information comprehension of variability of geometrical spatial structuring.

Keywords: composition; compositional thinking; primary-school children; additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.