Научная статья на тему 'Фотография как средство развития композиционного мышления подростков: историография проблемы'

Фотография как средство развития композиционного мышления подростков: историография проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абросимова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фотография как средство развития композиционного мышления подростков: историография проблемы»

лее востребованной, таким образом, это свойство необходимым образом распространяется и на арт-объекты, ставшие частью среды. Модульные элементы позволяют формировать среду по определённому сценарию. Сегодня используются наиболее современные технологии, в том числе и инновации, такие как 30-моделирование.

Также всё большую роль играет инсталляция. Особым видом становится световой дизайн. Он находится на стыке обычного дизайнерского объекта и арт-объекта. При этом световой дизайн может трансформировать уже сложившуюся городскую среду, создавая арт-объекты из уже существующих предметов, не меняя их по существу, но лишь трансформируя их, создавая систему ярких и запоминающихся образов.

Сегодня в России введение в городскую среду арт-объектов становится всё более популярным и востребованным. К сожалению, часто можно увидеть подделку под арт-объект, не имеющую ни функционального значения, ни художественной ценности, тем значимей становится задача обучения молодых дизайнеров. Именно им создавать будущий облик наших городов, поэтому необходимо очень продуманно отнестись к тому, на каких образцах будут обучаться современные российские дизайнеры среды. Понимание смысла и значения введения в городскую среду арт-объектов, методов и принципов включения их в формируемое пространство - одно из необходимых условий развития грамотного и профессионального подхода к применению арт-объектов в средовом дизайне.

Н.В. Абросимова

Фотография как средство развития композиционного мышления подростков: историография проблемы

Представляется, что фотография занимает большое место в обыденной, учебной и профессиональной жизни современного человека, особенно молодежи. Это связано с легкодоступностью сегодняшних фотоаппаратов, с помощью которых молодые люди общаются, делают копии необходимых материалов, запечатлевают на память понравившиеся фотообъекты.

В связи с этим изучение основ теории композиции, применяемых в живописи, графике, архитектуре, фотографии, является важным для старших школьников, независимо от выбора будущей профессии, поскольку это развивает визуальную культуру, способствует развитию кругозора и личности в целом. Последнее связано с тем, что современная культура по большей части - культура визуальная.

91

Рассмотрим, какова степень изученности интересуемой нас темы.

Работ, посвященных заявленной теме в искусстве фотографии, автор не обнаружила, но существует огромное количество материала, раскрывающего те или иные аспекты выбранной темы. Так, теме «Фотография как искусство» посвящены, например, следующие работы. Предваряя перечисление авторов, необходимо сказать, что мы отметили такую свойственную работам по фотографии черту, как публицистичность, они написаны, как правило, в форме эссе. Это касается исследований по теории построения художественного изображения, истории и философии фотографии. Работы, имеющие отношение к технической составляющей фотографии, публицистичны в меньшей степени, а зачастую этой чертой не обладают.

Итак, к проблеме истории фотографии обращались нижеследующие авторы. Хотелось бы назвать в числе прочих советского фотожурналиста и историка фотографии В. Блюмфельда. В частности, в его работе «Из истории фотографии»1, выпущенной к 150-летию со дня изобретения фотографии, говорится о том, как изобреталась фотография, как происходило ее становление. Кроме того, данная работа написана о русском светописце С. Л. Левицком и первых дагерротипах.

Отметим также такого советского популяризатора науки и техники, журналиста, инженера по образованию, как В. Демидова. Исследуя вопросы возникновения голографии, автор анализирует историю появления фотографии (гелиографии, дагерротипа, кало-типа), раскрывая сущность света, рассказывает о том, как понимали человеческое зрение Эмпедокл, Платон, Демокрит Абдерский, Абу Али Ибн-аль-Хайсам (известный в Европе как Альгазен, Альгацен, Альхазен)2. Там же он говорит о том, как развивались идеи об оптике, рассказывая о сочинениях францисканского монаха Роджера Бэкона - исследователя-изобретателя камеры-обскуры XIII в., Леонардо да Винчи, также упоминавшем о «темной комнате» в своих заметках в 1519 г., Джамбатисте делла Порте, который тоже говорил о камере-обскуре в своем сочинении «Естественная магия» 1558 г. издания3.

Нельзя не отметить переписку изобретателей фотографии «Документы по истории изобретению фотографии»4.

Из современных российских исследователей истории фотографии, стоит назвать В. Стигнеева и В. Левашова1. Необходимо ска-

1 Блюмфельд В.П. (К 150-летию со дня изобретения фотографии). М.: Знание, 1988. 56 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство. № 4).

2 Альгазен. Оптика; Р. Бэкон. О перспективе; Он же. О зеркалах; Он же. Опус Майус; Он же. Опус Минус; Он же. Опус Тертиум.

3 См. об этом: Демидов В.Е. Пойманное пространство. М.: Знание, 1982. С. 18. (Сер. Жизнь замечательный идей).

4 Документы по истории изобретения фотографии. М.-Л., 1949.

92

зать также об авторах статей, вошедших в каталог, посвященный пикториальной фотографии в России: А.В. Логинове, Т.Г. Сабуровой, П.В. Хорошилове1 2. И, наконец, нельзя не заострить внимание на том, что история фотографии стала предметом исследования следующих авторов: В. Беньямина, К. Бажака, С.А. Морозова, К. Чи-бисова и др.3 Помимо этого, назовем автора истории фотоаппарата с иллюстрациями, демонстрирующими фотокамеры из разных коллекций, в том числе следующих производителей: «Eastman Kodak Company», «Welta-Kamera-Werka GmbH», «Universal Camera Corporation», «Nikon» и др.4

Истории российской фотографии посвящена также работа А.П. Попова5, написанная на основе документальных материалов из личного архива автора и фонда Российской государственной библиотеки искусств, а также статья М. Гурьевой6.

К списку литературы добавим такие два издания, которые посвящены вопросам архивирования, документирования, коллекционирования и каталогизации фотографии как исторического документа. Речь идет о работе, выпущенной под редакцией Г. Дюковой «Технотронные документы - информационная база источниковедения и архивоведения»7, в рамках которой рассматриваются вопросы хранения и использования таких информационных ресур-

1 Стигнеев В. Век фотографии. 1894-1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: КомКнига, 2005; Левашов В. Лекции по истории фотографии. 2-е изд. М.: ООО «Тримедиа Контент», 2012. 484 с.

2 Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы. Каталог выставки. М.: Арт-Родниик, 2002. 13б с.

3 Морозов С.А. Первые русские фотографы-художники. М.: Госкиноиздат, 1952. 119 с.; Морозов С.А. Русская художественная фотография. Очерки по истории фотографии 1839-1917. 2-е изд. М.: Искусство, 1961. 152 с.; Морозов С.А. Русские путешественники-фотографы / под ред. чл.-кор. АН СССР Д.И. Щербакова. М.: Географгиз, 1953. 184 с.; Морозов С.А. Советская художественная фотография. 1917-1957. М.: Искусство, 1958. 293 с.; Морозов С.А. Фотоглаз ученого. К 125-летию изобретения фотографии. М.: Знание, 1964. 48 с.; Морозов С.А. Фотограф-художник Максим Дмитриев. 1858-1948. М.: Искусство, 1960. 47 с., Чибисов К. В. Очерки по истории фотографии / вступ. ст. В. И. Шеберсто-ва. М.: Искусство, 1987. 254 с.; Чибисов К. В. Фотография в прошлом, настоящем и будущем / К.В. Чибисов, В.И. Шеберстов, А.А. Слуцкин; отв. ред. Ю.А. Бреслав. М.: Наука, 1988. 174 с. (Сер. Наука и техн. прогресс) и др.

4 Gustavson T. 500 cameras. 170 years of photographic innovation. NY: Sterling Signature, 2011.472 c.

5 Попов А. П. Из истории российской фотографии. М.: Издательство МГУ, 2010. 288 с.

6 Гурьева М.М. Проблемы истории фотографии // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 115. С. 338-343; см. также: Гурьева М. М. Повседневная фотография в современном культурном контексте: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2009. 22 с.

7 Технотронные документы - информационная база источниковедения и архивоведения: сб. науч. ст. / под ред. Г. Дюковой. Изд-во РГГУ, 2011. 320 с.

93

сов: изобразительных, звуковых, аудиовизуальных и электронных документов, а также научно-технической и экономической документации. Кроме того, необходимо сказать о работе В. Магитова «Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания»1, в которой автор анализирует содержание аудиовизуальных архивов (кино-, фото- и фонодокументов) Архивного фонда России. Темой фотографии как способа архивирования реальности занимается также уже упомянутая выше М. Гурьева2.

Было бы неверным не рассматривать фотографию в контексте ее понимания как средства коммуникации. В первую очередь здесь стоит отметить теоретика медиа М. Маклюэна, посвятившего фотографии, в том числе ее истории и влиянии на развитие искусства, культуры, общества и человека, немалую часть своих работ. В данном случае мы говорим о «Галактике Гутенберга»3 и «Понимании медиа»4. «В основе концепции Маклюэна представление о том, что развитие человеческого общества в первую очередь определяется развитием средств коммуникации, причем основное воздействие средство коммуникации осуществляет не передаваемым смысловым содержанием, а своими принципами организации, внутренней структурой»5. И, по мнению М. Маклюэна, от средств коммуникации зависят «формы мышления и организации опыта в обществе и практике»6.

Необходимо сказать и о следующих, занимающихся философией фотографии («исследования визуальности») исследователях: Р. Барте, В. Флюссере, О. Бойцовой, Н. Сосне, О. Гавришиной,

1

1 Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2005. 394 с.; См. также: Магидов В.М. Магидов

B. М. Кинофотофонодокументы: проблемы историографии, архивоведения и источниковедения: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1993; Магидов В.М. Зримая память истории. М., 1984 и об этом: Муравьев В.А. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания // Отечественные архивы. 2006. № 2.

C. 105-109.

2 Гурьева М.М. Фотография как архив // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 96. С. 334-339.

3 Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. А. Юдина. Киев: Ника-Центр, 2003. 432 с. (Сдвиг парадигмы. Вып . 1).

4 Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

5 Краснолистов О. Message Маклюэна. Обзор книг по массовым коммуникациям // НЛО. 2005. № 73. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/kra37-pr.html (дата обращения: 2.07.2014).

6 Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. А. Юдина. Киев: Ника-Центр, 2003. 432 с. (Сдвиг парадигмы. Вып. 1) // Цит. по: Краснолистов О. Message Маклюэна. Обзор книг по массовым коммуникациям // НЛО. 2005. № 73. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/ kra37-pr.html (дата обращения: 2.07.2014).

94

Е. Петровской, С. Лишаеве, Н. Подольском, Р. Порозове, М. Маклю-эне1 и др.

Нельзя не отметить и нижеследующих отечественных ученых советского, а затем и российского периодов. Речь идет о В. Вансло-ве и М. Кагане2. Не забывая о разносторонности интересов данных авторов, мы заостряем внимание только на их анализе проблем классификации видов искусств и анализе места художественной фотографии в спектре искусств. Проблемами места фотографии в ряду искусств занимался и С.А. Морозов3.

Кроме того, советский искусствовед С.А. Морозов4 занимался вопросами композиции в таком жанре художественной фотографии как репортаж. Данный автор работал также над вопросами жанра фоторепортажа в целом5 и темой бильдредактирования6. Перу С.А. Морозова принадлежит и работа о том, как фотография ис-

1 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.; Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 146 с.; Бойцова О.Ю. Любительское фото: визуальная культура повседневности. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 268 с.; Сосна Н. Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное. М.: Новое литературное обозрение: Институт философии РАН, 2011. 200 с. (Сер. Очерки визуальности); Гавришина О. Империя света. М.: Нов. лит. обозрение, 2011. 192 с. (Сер. Очерки визуальности); Петровская Е. Теория образа. М.: Изд-во РГГУ, 2012. 288 с.; Лишаев С. Помнить фотографией. СПб.: Изд-во Самарской гуманитар. академии: Алетейя, 2013. 140 с. (Сер. Тела мысли); Подольский Н. Ген художника в фотографической реальности. Эссе о художественной фотографии. СПб.: Лим-бус Пресс, 2013. 168 с.; Порозов Р.Ю. Визуальное как доминанта современной культуры // Политическая лингвистика. № 2(36). 2001. С. 219-229; Антропологический смысл категории «визуальные коммуникации» // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2011. № 14. С. 169-172; Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. А. Юдина. Киев: Ника-Центр, 2003. 432 с. (Сдвиг парадигмы. Вып. 1); Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц; Куч-ково поле, 2003. 464 с.

2 Каган М.С. О месте фотографии в современной культуре // Сов. фото. 1978. № 4, 5; Он же. Эстетика и художественная фотография // Сов. фото. 1968. № 2-8.

3 Морозов С.А. Фотография как искусство. М.: Знание, 1970. 64 с.; Он же. 2-е изд. М.: Знание, 1972. 32? с.; Он же. Фотография среди искусств. М.: Планета, 1971. 103 с.

4 Морозов С.А. Композиция в фоторепортаже: пособие для заочн. обучения / под ред. В.П. Микулина. М.: Фотохроника ТАСС, 1941. 92 с.

5 Морозов С.А. Методика фоторепортажа: пособие для заочного обучения / под ред. В.П. Микулина. М.: Фото-клише, 1940. 112 с.; Морозов С.А. Работа газетного фотокорреспондента: лекции для заочного обучения. М.: Искусство: Фабрика юношеской книги изд-ва «Мол. гвардия», 1937. 58 с.

6 Морозов С.А. Фотоиллюстрация в газете. В помощь ред. работникам. М.: Госкиноиздат, 1939. 136 с.

95

пользуется в географических исследованиях или в трэвел-фотографии1. Он же, а также упомянутый чуть выше К. В. Чибисов писали и о применении фотографии в научно-исследовательской работе2.

Теорией фотографии (в данном случае речь идет о создании художественного образа, художественной фотографии) занимаются следующие авторы, как правило, являющиеся практиками светописи (фотографы). В частности, хотелось бы отметить С. Пожарскую, написавшую работу о художественной фотографии «Фотомастер». В книге, по словам ее автора, в форме эссе рассказывается «о природе фотографического мастерства, о том, что такое композиционное видение, как рождается фотообраз, что такое авторский стиль в фотографии»3. Хотелось бы сказать и о не раз переиздававшейся работе А. Лапина «Фотография как...»4, рассказывающей о том, какова роль композиции в творчестве фотографа. Стоит отметить, что «.в книге затронуты вопросы зрительного восприятия, .движения глаза при восприятии плоского изображения5», а также проблемы взаимодействия документальной и художественной фотографии. Кроме того, автор выделил место в свое работе для классификации видов репортажной фотографии и принципов оценки и анализа фотографических работ6. Из отечественных авторов прошлого хотелось бы назвать фамилии следущих: Д.З. Бунимович, П.С. Воробей, Л.П. Дыко, Б.Ф. Плужников, А.В. Фомин7 и др.

Теме визуальности, визуального восприятия, визуальной картины мира, визуальных практик, визуальной культуры посвящены рао

бота Е.А. Воронцовой8 и других авторов. В частности, тема

1 Морозов С.А. Русские путешественники-фотографы / под ред. чл.-кор. АН СССР Д.И. Щербакова. М.: Географгиз, 1953. 184 с.

2 Морозов С. А. Фотоглаз ученого. К 125-летию изобретения фотографии. М.: Знание, 1964. 48 с.; Он же. Фотография в науке. М.: Гостехиздат, 1955. 63 с.; Он же. Человек увидел все. М.: Мол. гвардия, 1959. 207 с.; Фотография в науке и практике / под ред. и с предисл. К. В. Чибисова. М.: Гизлегпром; 13 типо-цинк Мособлполиграфа, 1934. 433 с.

3 Пожарская С. Фотомастер. Б. гор.: Пента, 2001. С. 4.

4 Лапин А. И. Фотография как... 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 324 с.

5 Там же. С. 4.

6 Там же.

7 Бунимович Д.З. В помощь фотолюбителю. Мн.: Беларусь, 1964. 359 с.; Воробей П.С. В помощь фотолюбителю: практ. пособие. Мн.: Полымя, 1993. 320 с.; Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М.: Высш. шк., 1988. 175 с.; Плужников Б.Ф. Занимательная фотография: Различные способы съемки и печатания. М.: Искусство, 1964. 151 с.; Фомин А.В. Общий курс фотографии: учеб. для ссузов. М.: Легк. индустрия, 1978. 336 с.

8 Воронцова Е.А. Кино как способ расширения визуального восприятия в культуре рубежа XIX-XX вв. // Аналитика культурологии. 2013. № 26. [Электрон-

96

использования фотографии в качестве средства визуализации в СМИ рассматривается в статьях В.Э. Шевченко1, Д.Н. Мухаматгалиева2.

Помимо прочего, хотелось бы обратить внимание на работу уже упомянутой ранее М.М. Гурьевой3, касающуюся повседневной фотографии.

Необходимо особо выделить работы отечественных авторов, посвятившие свои работы композиции в фотографии. Это современные российские фотографы: Н. Жолудев, П. Фисун и др.4 Поскольку художественная фотография относится к числу изобразительных искусств, было бы непростительным не сказать об историографии общих принципов композиции. Вопросам композиционного построения в изобразительном искусстве отведено место в изданиях следующих авторов: Ю.Я. Герчук, Н.Г. Ли, Н.П. Бесчаст-нов, в соавторстве - Денисенко В.И. и Штаничева В.И.5 и др. «Золотому сечению» посвящена работа Фернандо Корбалана6 и пр.

Обработке аналоговой фотографии (фотомонтажу) посвящены работы: А. Вартанова, К. Дворжака, А.П. Крылова, Ф. Оуржедника,

В.А. Родченко, Р. Сконца, Я. Шилихала, Я. Шимека, Э. Эйнгорна, В.А. Яштольда-Говорко7 и др. Об обработке (редактировании) фото-

ный ресурс]. Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/kino-kak-sposob-rasshireniya-vizualnogo-vospriyatiya-v-kulture-rubezha-xix-xx-vv (дата обращения: 05.12.2014).

1 См.: Шевченко В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 20. Т. 19 [Электронный ресурс]. Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vizualnoy-

kommunikatsii#ixzz3L3Q1kziO (дата обращения: 05.12.2014).

2

2 Мухаматгалиев Д.Н. Принцип наглядности в журналистике // Вестн. Чу-вашс. ун-та. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. Научная библиотека КиберЛе-нинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-naglyadnosti-v-zhurnalistike-1 (дата обращения: 05.12.2014).

3 См., напр.: Гурьева М.М. Повседневная фотография как объект научного исследования // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2009. № 3-2. Т. 2. С. 153-161 и др.

4 Жолудев Н. Композиция в фотографии. М.: Эксмо. 270 с.; Фисун П. Фотокомпозиция. Иллюстрированный самоучитель. М.: АСТ: Апрель, 2012. 112 с. и

др. 5

5 Денисенко В.И., Штаничева Н.С. Живопись: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2009. 271 с. (Сер. Гаудеамус).

6 Корбалан Ф. Золотое сечение. Математический язык красоты / пер. с англ. М.: Де Агостини, 2013. 160 с.

7 Крылов А.П. Фотомонтаж: учеб. пособие. М.: Курс: Инфра-М, 2012; Оур-жедник Ф. Ударная сила фотомонтажа / Фотография (ЧССР). 1973. № 3; Родченко В.А. Фотомонтаж Александра Родченко // Фотография (ЧССР). 1973. № 3; Сконец Р. К истокам фотомонтажа // Фотография (ЧССР). 1973. № 3; Шилихал Я. О фотомонтаже // Фотография (ЧССР). 1973. № 3; Шимек Я. Новый способ подготовки фотомонтажа // Фотография (ЧССР). 1973. № 3; Специальная фотографическая техника: цветная абстракция с черно-белых негативов // Фотогра-

97

изображения, используемой в издательском деле, бильредактуре, книжном деле пишут/писали: А.А. Александрова, Е.Н. Малышева, Е.Л. Мжельская, Е.Л. Пономарева, А. Суткус1.

Хотелось бы отметить и зарубежных авторов, также являющихся практикующими фотографами. В частности, стоит сказать о работе «Фотография. Искусство самовыражения»2, содержащей

фотографии автора - Б. Бэрнбаума. В его упомянутой выше работе о художественной фотографии можно узнать о том, что светопись является средством общения, формой невербальной коммуникации. Он пишет о композиции, ее элементах, о том, как происходит процесс фотографического видения, чем отличается человеческий глаз от фотоаппарата. В работе говорится также о свете, цвете, технических средствах фотографии (фильтрах, пленках, фотобумаге, цифровой фотографии), философии, творчестве, интуиции и пр.

Такому ответвлению современной непостановочной художественной фотографии, как уличная фотография (стрит-фотография), посвящена работа А. Вершовского3.

Проблемам художественной пейзажной фотографии отведено место в работе Н. Белова4. В ней автор пишет об изобразительных и технических средствах пейзажной фотографии (композиции, кадрировании, освещении, цвете, цифровой обработке фотоснимков, выборе и работе фотоаппаратов и допоборудования).

О теории фотографии также пишут Л. Фрост (общие вопросы фотоискусства), М. Клейгорн (о портретной съемке), Р. Хикс (об освещении при создании фотонатюрморта)5.

фия (ЧССР). 1972. № 2; Эйнгорн Э. Основы фотографии / пер. с чешского Голованова Л.В. М.: Искусство, 1967; Яштольд-Говорко В.А. Фотосъемка и обработка. М.: Искусство, 19б4.

1 Александрова А.А. Фотокнига на современном рынке // Кн. исслед.и мат., 1994. С. 119-122; Малышева Е.Н., Пономарева Е.Л. Фотография в периодической печати. Редакторский анализ // Изд. дело: науч.-техн. информ. сб. М., 1996. Вып. 1. С. 12-31; Мжельская Е.Л. Фоторедактирование: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: АспектПресс, 2013. 176 с.; Пономарева Е.Л. Специфика редактирования фотоизданий // Изд. дело: науч.-техн. информ. сб. М., 1995. Вып. 1. С. 3-11; Суткус А. Фотография и издательское дело // Советское фото. 1988. №7. С. 18-19.

2 Бэрнбаум Б. Фотография. Искусство самовыражения. СПб.: Питер, 2012. 336 с.

3 Вершовский А. Стрит-фотография: открытие плоскости. Кн. 1. Язык, история и эволюция идей непостановочной художественной фотографии. М.: ДаблВижн, 2012. 204 с.

4 Белов Н. Все секреты. Классическая пейзажная фотография. Минск: Харвест, 2012. 224 с.

5 Фрост Ли. Фотография. Вопросы и ответы / пер. с англ. С. С. Лосева. М.: АРТ-Родник, 2003. 128 с.; Клейгорн М. Портретная фотография. Искусство работы с моделью / под ред. А. Лапина. М.: Эксмо, 2005. 145 с.; Хикс Р., Шульц Ф. Натюрморт. Руководство по технике освещения / пер. Н.Н. Потапова. М.: Титул, 1998. 161 с. (сер. «PRO&LIGHTING»).

98

Теория оптических устройств и их развитие рассматривается в работах таких авторов, как: Б.Н. Бегунов, Я.Б. Музыченко и др.1

И, наконец, необходимо сказать о работах уже упомянутой выше С. Пожарской, а именно «Школе фотографа» - «это и теоретическое учебное пособие для начинающих фотографов, и фотоантология работ победителей фотографических фестивалей и конкурсов, и галерея фотомастеров, в которой представлены фотографии современных российских авторов, работающих в разных техниках и жанрах»2, и о «Фотобукваре»3, написанном ею совместно с А. В. Агафоновым. Эти две работы можно рассматривать как учебно-методические, которые можно использовать в процессе преподавания искусства фотографии детям разного возраста. Они будут интересны и взрослым.

Психологии искусства посвящены работы Л.С. Выготского, З. Фрейда4, психологии визуального восприятия - Р. Арнхейма5, психологии художественного творчества - А.Л. Гройсмана6, психологии творчества, креативности, одаренности - Е.П. Ильина и

С.Л. Рубинштейна7.

Вопросы развития композиционного мышления были подняты в таких источниках, каковые стали классическими. Речь идет о трудах Леонардо да Винчи8, Леона Батиста Альберти, Джорджо Вазари. Немаловажными представляются идеи и мысли о композиции живописца конца XVI - середины XVII в. Николя Пуссена, английского художника XVIII в., теоретика искусства и президента Королевской академии художеств Рейнольдса Джошуа, французского живописца XIX в. Руссо Пьера Этьена Теодора9, а также русского живописца XIX-XX вв., теоретика искусства и одного из основателей абстрак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Бегунов Б.Н. Геометрическая оптика. 2-е изд., перераб. М.: Изд-во МГУ, 1966. 207 с.; Музыченко Я. Б., Слободянюк С. В. и др. История оптики. Ч. 1. Ви-

зирные системы древности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2009. 104 с.

2 Пожарская С. Школа фотографа. М.: ИндексМаркет, 2012. 200 с.

3 Агафонов А.В., Пожарская С.В. Фотобукварь. М.: Б.и., 1993. 200 с.

4 Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968; Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 2001.

5 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2012. 392 с.; об этом: Шестаков В. Гештальт и искусство. Психология искусства Рудольфа Арнхейма. СПб.: Алетейя, 2014. 112 с.

6 Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества: учеб. пособие. М.: Когито-центр, 2003. 187 с.

7 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 448 с. (Сер. Мастера психологии); Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.

8 Леонардо да Винчи. Суждения. М.: ЭкСМО-ПРЕСС, 1999.

9 См.: Мастера искусства об искусстве. М., 1967.

99

ционизма В. В. Кандинского1. Стоит назвать и работы отечественных авторов советского периода: М. Алпатова, В.В. Ванслова,

Н.Н. Волкова, И.Т. Волкотруба, А.А. Дейнеки, В.А. Фаворского,

П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова А.А. Митькина, Е.В. Шорохова, литературу современных российских авторов: И.Б. Ветровой, О. Голубевой, Н.А. Гончаровой, К. Даглдияна, М.А. Преснякова, А.В. Свешникова.

Кроме того, тема композиционного мышления поднималась в статьях отечественных исследователей, таких как: Г. В. Бакалдина, Л.А. Батаева, С.А. Гончаренко, С.Н. Данилушкина, С.Е. Игнатьев, П.Н. Кандыбей, Е.А. Кибрик, Г.В. Копаева, Г.В. Копаева, В.В. Лебедев, Е.В. Лопасова, И.Г. Седова, В.К. Сенько, А.В. Черокова2.

1

1 Кандинским В.В. Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов // Изб. труды по теории искусства: в 2 т. М.: Гилея, 2001.

2 Бакалдина Г.В. Развитие профессионального мышления студентов-дизайнеров средствами композиционного практикума // Наука и современность. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества. 2010. № 5-1. С. 300304; Батаева Л.А. Критерии оценки развития композиционного мышления учащихся художественной школы в процессе освоения искусства силуэта // Наука и школа. М.: Изд-во МПГУ, 2014. № 1. С. 129-132; Лебедев В.В. Субъектноразвивающие компетенции в образовании // Образование и общество. 2008. № 5(52), сент.-окт. С. 62-66; Гончаренко С.А. Принципы формирования композиционного мышления будущих учителей изобразительного искусства // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Белгород: Изд-во БелГУ; Центр развития научного сотрудничества. 2008. № 1. С. 147-151; Игнатьев С.Е., Кандыбей П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. Сер. Педагогика и психология. Изд-во МГорПУ, 2013. № 4(26). С. 7794; Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопр. философии.1967. № 106; Копаева Г.В. Некоторые аспекты формирования композиционного мышления студентов художественных специальностей // Грани познания. Волгоград: Изд-во ВГСПУ, 2012. № 5(19). С. 1-4; Сенько В. К. Универсальность художественно-композиционного мышления как гармоничная основа творческой деятельности // Общественные науки. М.: Изд-во Междунар. исслед. ин-та, 2012. Т. 1. № 6. С. 199-205; Копаева Г.В. Понятийный аппарат теории композиции как когнитивная основа формирования композиционного мышления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Белгород: Изд-во БелГУ; Центр развития научного сотрудничества, 2011. № 20. С. 182-186; Копаева Г.В. Формирование композиционного мышления студентов художественных специальностей в процессе освоения пропедевтического курса композиции // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: Центр развития науч. сотр. 2011. № 23. С. 153-156; Лопасова Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) // Теория и практика общественного развития. Краснодар: ХОРС, 2012. № 8. С. 152-155; Седова И. Г., Черокова А.В. Формирование опыта композиционного мышления у студентов // Научный поиск. Шуя: Технологический центр. 2013. № 4.1. С. 59-61.

100

Нельзя забывать и о диссертационных трудах российских ученых: Л.А. Батаевой, А.В. Гаврикова, Л.Н. Зорина, К.М. Зубрилина, В. Л. Илющенко, А.П. Каретниковой, А.А. Ковалева, С.А. Никитенкова, Л.И. Панкратовой, А.В. Свешникова, Е.А. Черной, И.Н. Тихоненко1 и др.

Особую группу литературы составляют работы, посвященные фототерапии как разновидности арттерапии. Речь идет о «Руководстве по фототерапии» А. Копытина и Дж. Платтса2, сборнике «Фототерапия: использование фотографии в психологической практике» под редакцией А. Копытина, «Терапии творческим фотографированием» М.Е. Бурно3, статье «Фотовымысел аутсайдеров» В. Гаврилова и А. Олейникова4 и др.

1 Ветрова И. Б. Формирование художественно-образного мышления в про-

цессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 369 с.; Данилушкина С.Н. Развитие

композиционных способностей студентов художественно-графического факультета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1999; Зорин Л.Н. Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора: дис. . канд. архит. М., 1990. 22 с.; Зубрилин К.М. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству: автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск, 2009. 18 с.; Илющенко В. Л. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 162 с.; Каретникова А.П. Сбалансированное использование разных видов рисунка в развитии композиционного мышления студентов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 300 с.; Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 505 с.; Никитенков С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2000. 239 с.; Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: дис. . канд. пед. наук. М., 1998. 26 с.; Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве: автореф. ... д-ра искусств. СПб., 2004. 52 с.; Тихоненко И.Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 186 с.; Тихоненко И.Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов: дис. . канд. пед. наук. Омск, 2005. 186 с.; Черная Е.А. Развитие композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе изучения дисциплины «Рисунок» (на примере задания «Архитектурная панорама»): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 199 с.

2 Копытин А., Платтс Дж. Руководстве по фототерапии. М.: Когито-Центр, 2009. 184 с.

3 Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием // Практ. руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М.Е. Бурно. М.: Академический проект, 2002. С. 577-584.

4 Гаврилов В. В., Олейников А.Н. Фото-вымысел аутсайдеров // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2003. Т. 6. № 4. С. 51-65.

101

Если говорить о тематике подросткового возраста, то данная тема является весьма разработанной как за рубежом, так и в отечественной психологии развития, возрастной психологии, психологии творчества подростков1 и т. д.

Таким образом, в данной статье мы предприняли попытку рассмотреть проблему развития композиционного мышления посредством искусства фотографии. Тема имеет перспективу развития, в связи с чем автор не ставит точки в данном исследовании.

Н.С. Андреева

Технико-технологические основания генезиса культурного феномена анимации

Мультипликация прочно укоренилась в современной культуре, человек зачастую не замечает её присутствие. Именно искусство анимации «оживляет» таблицы, диаграммы и карты, заставляет «говорить и танцевать» предметы в рекламных роликах, привносит элемент «реальной» фантастичности в сферу развлечения2. Располагая неисчерпаемым источником изобразительных средств, ис-

1 См., напр., об этом: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б, Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М., 1993; Бернс Р. Я-концепция в юности; Пиаже Ж.; Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.-М., 1997; Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994; Фрейд З.; Фрейд А. Отрочество / В кн.: Психоаналиче-ское исследование ребенка. Нью-Йорк: Интернейшнл Юниверсити Пресс; Блос, Кребер, Заан; Левин К.; Колман; Элдер; Хофштеттер; Кэмпбел Р. Как любить своего подростка. СПб., 1998; Толстых А.В. Взрослые и дети. М., 1988; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 97 с.; Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 172; М.-Л., 1931. 504 с.; Кант И. Педагогика; Моисеев Н.Н.; Мудрик А.В.; Экман П. Почему дети лгут? М., 1993; Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы; Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991; Жинот Х. Родители и подросток. Ростов н/Д., 1997; Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш бейспокойный подросток. М., 1991; Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3-х кн. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995; Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн.: Беларусь, 1988. 207 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z390_page_2.html (дата обращения: 6.02.2013); Стауне Г.Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Улан-Уде, 2007; Фролова О.В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестн. Казан. гос. энергет. ун-та. 2009. № 1(1). С. 59-68.

2 Мультфильмы // Древо познания: журн. М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2002. № 2(10) С. 260.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.