16 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
УДК 37.02
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОУ ВПО РБИУ)
Д.В. Козленков, проректор по внеучебной работе НОУ ВПО «Русско-британский институт
управления» е-mail: [email protected]
Аннотация
На примере проектных недель РБИУ в статье рассматривается специфика применения проектного обучения с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, умения формулировать и реализовывать проекты в непосредственном контакте с представителями бизнес-сообщества.
Ключевые слова: компетентностный подход, проектное обучение, проектные недели, квазипрофессиональная деятельность.
Современные исследования в сфере образования подчеркивают отличие компетентного специалиста от квалифицированного, которое по их мнению заключается в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в работе.
Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволяет предотвратить возникновение достаточно распространенной ситуации, когда обучащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их применении при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Способы реализации компетентностного подхода пока вызывают больше споров и вопросов, чем однозначных ответов. Поиски адекватных методик, средств и комплексов оценки ведутся до сих пор. Одной из основных проблем них является недостаточность компетентности выпускника для решения реальных задач, т. к. для этого требуется приобретение профессионального опыта.
Умение применить полученные знания в рамках традиционной высшей школы выявлялось с помощью решения контрольных задач, выполнения курсовых работ, зачетных и экзаменационных заданий. Наконец, комплексная оценка приобретенных знаний, умений и навыков предполагалась в рамках итоговых испытаниях при защите дипломных работ. Сегодня многие из вышеперечисленных видов работы справедливо вызывают нарекания из-за частых примеров замены личного труда обучающегося переписыванием или даже копированием готовых вариантов. Для более эффективного усвоения учебного материала разрабатываются новые активные и интерактивные методы обучения: деловые игры, кейс-стади, проекты.
На сегодняшний день формы оценки результатов обучения остаются прежними, и добиться повышения качества образования, приведения модели образования в соответствие с сегодняшними потребностями возможно, совершенствуя традиционные пассивные и применяя новые активные методы обучения. Если обучающийся овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, если в процессе обучения ему придется выполнять задания, требующие применения этих знаний, то необходимый уровень компетентности он, несомненно, получит.
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 17
В последнее время появилась тенденция привлекать специалистов-практиков к формированию учебных планов образовательных организаций высшего образования (далее -ОО ВО) и к решению вопроса приобретения практических навыков в течение обучения.
Одним из вузов Челябинской области, наиболее активно внедряющих подобную форму работы, является Русско-Британский институт управления. Развитие
компетентностного подхода здесь происходит путем внедрения проектного обучения. Проектное обучение - это новаторство в системе образования, инновационная образовательная парадигма, которая реализуется путем интеграции проектных недель в учебный процесс в рамках дисциплины «Проектный практикум». Стратегическая цель применения данной технологии - повышение конкурентоспособности выпускников РБИУ на рынке труда за счет формирования у них соответствующих компетенций.
В течение учебного года все обучающиеся задействованы в уникальных проектах, которые реализуют в рамках двух проектных недель. Главная задача проектной деятельности заключается в том, чтобы в будущем обучающиеся могли выполнять проекты для реального бизнеса, предлагать свои бизнес-решения, создавать во время учебы в институте готовые проектные команды и организовывать свое собственное дело. Завершая обучение в ОО ВО, обучающийся уже имеет портфолио реализованных проектов.
Инициировать проект может преподаватель, обучающийся, представитель бизнеса, руководитель компании. Для каждого проекта составляется аннотация, в которой определяется его цель и результат, ограничения проекта, количество участников. Командная и индивидуальная работа по реализации проекта представлена на портале РБИУ: паспорт проекта, план реализации проекта с утвержденными задачами каждого участника и конечным результатом.
Обучающиеся выполняют различные виды проектов:
- учебные проекты предполагают освоение полученных на занятиях знаний путем их практического применения в различных формах;
- целью социальных проектов является приобретение обучающимися социального опыта, что подразумевает под собой любую социально значимую деятельность и взаимодействие людей в рамках этой деятельности (к таким проектам мы относим волонтерские и добровольческие);
- в рамках бизнес-проектов обучающиеся учатся сотрудничать с предпринимателями, они создают команды для решения реальных бизнес-задач, которые ставят перед ними наши партнеры. Среди бизнес-партнеров РБИУ «Альфа-банк», «Сбербанк», ресторан «Меллиот», «Ризалт Консалтинг», Туристическая метапоисковая система www.momondo.ru, ТС «SPAR» и ТС «Молния», веб-студия «СИНТА», ТРК «Фокус», «Библио-глобус», «Суперстрой», «Инсит», Издательский дом «Налоговый лоцман», «Золотое яблоко» и компания «Аэрофлот - российские авиалинии».
Обобщив вышесказанное, можно утверждать, что проектное обучение является одним из успешных инструментов формирования нужного набора компетенций выпускника. Наличие же собственного портфолио проектов, реализованных с участием конкретного обучающегося, и описание его функционала при решении той или иной бизнес-задачи, повышает конкурентноспособность выпускников при дальнейшем трудоустройстве.
18 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
DEVELOPMENT OF COMPETENCE APPROACH BY IMPLEMENTING PROJECT
TRAINING (FOR EXAMPLE ON RBIM)
D. V. Kozlenkov, prorector of "Russian-British Institute of Management»
e-mail: [email protected]
Abstract
On the example of design RBIM weeks, the article discusses the specifics of the application of design training with a view to the formation of professional competencies of future professionals, the ability to formulate and implement projects in direct contact with representatives of the business community.
Keywords: competence approach, project training, project weeks, professional activities.