Научная статья на тему 'Развитие компетентности социального взаимодействия студентов'

Развитие компетентности социального взаимодействия студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кодинцева Наталья Михайловна

The article is devoted to one of the most urgent themes in modern psychology social relations of personality in student days. The author has introduced in the article a new term for competence in the human relations sphere competence of social interaction. The competence of social interaction phenomena is considered in relation to psychological factors of its development and competence-based education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кодинцева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students' competence of social interaction

The article is devoted to one of the most urgent themes in modern psychology social relations of personality in student days. The author has introduced in the article a new term for competence in the human relations sphere competence of social interaction. The competence of social interaction phenomena is considered in relation to psychological factors of its development and competence-based education.

Текст научной работы на тему «Развитие компетентности социального взаимодействия студентов»

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ

Н.М. Кодинцева

Kodintseva N.M. Development of students’ competence of social interaction. The article is devoted to one of the most urgent themes in modern psychology - social relations of personality in student days. The author has introduced in the article a new term for competence in the human relations sphere - competence of social interaction. The competence of social interaction phenomena is considered in relation to psychological factors of its development and competence-based education.

На современном этапе развития общества психологические характеристики личности, относящиеся к области человеческих взаимоотношений, приобретают все большую значимость. В связи с этим в психологии встает вопрос о необходимости более детального изучения феномена компетентности и компетентности в области отношений личности в социальной среде в частности, а также психологических факторов, оказывающих влияние на их развитие. Еще более актуальным является вопрос о формировании и развитии компетентности в области социальных взаимоотношений в студенческом возрасте, т. к. именно в процессе обучения в вузе молодые люди зачастую впервые встают перед необходимостью самостоятельного решения задач социальной сферы жизнедеятельности.

В отечественной психологии компетентность в области отношений с другими людьми изучалась под терминами «коммуникативной компетентности», «компетентности в общении», «социально-психологической

компетентности». На наш взгляд, для изучения компетентности, относящейся к области человеческих взаимоотношений, правомерно использование термина «компетентность социального взаимодействия» (КСВ), введенного в научный терминологический аппарат И.А. Зимней [1]. Именно этот термин наиболее полно охватывает все стороны социального взаимодействия личности (формальную и неформальную сферу человеческих взаимоотношений).

Единицей анализа компетентности социального взаимодействия является решение проблемной ситуации в общении. Формально она может быть определена как представленность в ментальном опыте индивида различных типов проблемных ситуаций социально-

го взаимодействия и владение способами их решения.

Теоретический анализ исследований в области изучения феномена «компетентности» позволил выдвинуть ряд предположений о том, что процессы формирования и развития компетентности социального взаимодействия у студентов находятся под влиянием определенных психологических факторов:

Во-первых, развитие КСВ у студентов определяется интеллектуальными факторами: общим интеллектуальным развитием

личности и социальным интеллектом.

Во-вторых, на развитие КСВ оказывают влияние формально-динамические свойства личности, а именно социальный аспект темперамента [2].

В процессе исследования использовались методики:

- российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена под редакцией Е.С. Михайловой [3];

- культурно-свободный тест на интеллектуальное развитие Р. Кеттела (СИТ) [4];

- опросник структуры темперамента

В.М. Русалова (ОСТ) [4];

- разработанная автором статьи шкала диагностики компетентности социального взаимодействия [5];

- разработанные автором статьи методики внешней оценки и самооценки коммуникативных ресурсов испытуемых (опросник и анкета) [5].

Экспериментальную базу исследования составили 80 студентов государственных вузов г. Калуги в возрасте от 20 до 21 года (IV курсы): 20 студентов психологического факультета Калужского педагогического университета им. К.Э. Циолковского, 20 студентов конструкторско-механического факуль-

тета КФ Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, 20 студентов экономического факультета и 20 студентов зооинженерного факультета КФ Российского аграрного университета - МСХА, а также 6 преподавателей вышеперечисленных вузов.

Обратимся непосредственно к результатам исследования. На первом этапе исследований была разработана структурная модель КСВ, которая послужила базой для создания методики ее измерения (шкалы диагностики), и проанализированы уровни развития КСВ. Разработанная нами модель позволяет выделить в структуре КСВ три составляющих: интеллектуальную, поведенческую и эмоционально-личностную.

Исследования по созданию шкалы диагностики КСВ предполагали проведение экспертного анализа социального взаимодействия по методу критических инцидентов.

В результате экспертного анализа было выявлено 30 проблемных ситуаций социального взаимодействия, которые в дальнейшем были использованы для создания шкалы диагностики КСВ. Все проблемные ситуации, включенные в шкалу диагностики КСВ, по типу общения были поделены на две сферы: сферу формальных отношений и сферу неформальных отношений; по принципу социально-психологической направленности личности [6] на два блока: «ситуации социальной активности» и «ситуации социальных решений».

Полученные в результате опроса респондентов модели проблемных ситуаций социального взаимодействия и способы их решения были проанализированы в русле определения направлений последующего социально-психологического обучения студентов [5]. В ходе исследования была обнаружена значимая корреляция между блоками и сферами шкалы диагностики КСВ, что подтвердило согласованность и надежность методики.

Эти данные также свидетельствует о необходимости наличия в структуре компетентности социального взаимодействия интеллектуальных ресурсов для переноса продуктивных форм ментального опыта с одних типов социальных ситуаций на другие (из сферы неформальных отношений в сферу формальных и наоборот).

Использование шкалы диагностики КСВ позволило измерить и проанализировать показатели компетентности у студентов вузов различного профиля. В частности, самые высокие показатели КСВ были диагностированы у студентов-психологов, на втором месте -студенты-экономисты, далее по показателям КСВ следуют студенты-инженеры и студенты-зоотехники, что указало на определенную роль образовательных условий в развитии компетентности.

Теоретический анализ научной литературы, подтвержденный результатами шкалы диагностики, обусловил выделение трех уровней развития КСВ: контрпродуктивного, нормативного, или стереотипного, и личностно-творческого. Общая выборка студентов в соответствии с эмпирическими данными была поделена на две группы: социально-компетентных и социальнонекомпетентных. Процентное соотношение «социально-компетентных» и «социальнонекомпетентных» распределилось следующим образом: больше всего социальнокомпетентных студентов оказалось среди будущих психологов (60 % обладают личностно-творческим уровнем развития КСВ), далее следуют студенты-экономисты (45 % с личностно-творческим уровнем), затем студенты-инженеры (42 %) и студенты-зоотехники (35 %).

На втором этапе исследования проводился анализ связей между показателями развития КСВ и влияющими на это развитие факторами: уровнем общего и социального интеллекта и социальным (коммуникативным) аспектом темперамента человека [7].

Рис. 1. Распределение показателей уровня развития КСВ у студентов с различными уровнями социального интеллекта

Анализ данных с использованием метода ранговой корреляции подтвердил наличие значимой взаимосвязи между развитием КСВ и социальным интеллектом студентов. Дополнительно был проведен анализ взаимосвязи между личностно-творческим уровнем развития КСВ и социальным интеллектом, который также дал положительные результаты [8-11]. Проведенные нами исследования показали, что композитная оценка социального интеллекта позволяет диагностировать до 70 % испытуемых по уровню компетентности социального взаимодействия.

В ходе исследования также было установлено, что от 83 до 92 % испытуемых, имеющих личностно-творческий (высокий) уровень компетентности социального взаимодействия, обладают средним либо высоким уровнем общего интеллектуального развития (100 баллов и выше) и до 100 % респондентов, имеющих очень высокий уровень КСВ (свыше 45 баллов), обладают только высоким уровнем общего интеллектуального развития (свыше 110 баллов). То есть в данном случае мы можем говорить о факторе общего интеллектуального развития как определяющем условии совершенствования КСВ до ее высшего - личностно-творческого уровня. Обработка данных исследования, проводившаяся при помощи метода углового преобразования, показала наличие значимой взаимозависимости личностно-творческого уровня КСВ и общего интеллектуального развития студентов. Однако эмпирические данные одновременно указали и на то, что компетентность социального взаимодействия на двух первых уровнях - контрпродуктивном и нормативном, или стереотипном, -значимо не коррелирует с уровнем общего интеллектуального развития.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ выше 100

□ ниже 100

личн.-тв. стереот. контрпр.

Рис. 2. Распределение уровней развития КСВ у студентов с различными уровнями общего интеллектуального развития

Результаты исследования темперамента показали, что, безусловно, среди студентов с высокими показателями по шкалам социального аспекта темперамента доля социальнокомпетентных значительно выше. Анализ данных с использованием непараметрических методов математической статистики подтвердил значимую взаимосвязь между развитием КСВ и социальным аспектом темперамента. Дополнительное исследование зависимости личностно-творческого уровня КСВ и социального аспекта темперамента не дало значимых результатов, что позволило сделать вывод о преимущественном влиянии социального аспекта темперамента только на двух первых уровнях развития КСВ.

Анализ полученных в исследовании эмпирических данных зависимости развития КСВ от вышерассмотренных психологических факторов позволил нам сформулировать с помощью таблицы психологические характеристики уровней КСВ и выделенных нами в общей выборке двух групп студентов: соцнально-компе-тентных и социально-некомпетентных.

Обобщая результаты нашего исследования, можно сделать ряд выводов:

1. Компетентность социального взаимодействия студентов представляет собой интегральное новообразование психики или интеллектуальное новообразование, обеспечивающее операционализацию знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия в формальной и неформальной сферах человеческих отношений.

2. Компетентность социального взаимодействия является многоуровневым структурным образованием психики, которое в процессе своего развития проходит три уровня - контрпродуктивный, нормативный, или стереотипный, и личностно-творческий.

3. Развитие компетентности социального

взаимодействия студентов на каждом ее этапе или уровне находится под влиянием определенных психологических факторов: на

первых двух уровнях КСВ - котрпродуктив-ном и нормативном - определяющими факторами являются социальный интеллект и характеристики социального аспекта темперамента, личностно-творческий уровень развития КСВ обеспечивается, в первую очередь, влиянием интеллектуальных факторов: общим интеллектуальным развитием студентов и их социальным интеллектом.

Уровни компетентности социального взаимодействия Характеристика интеллектуального блока КСВ Характеристика Поведенческого блока КСВ Интегральная характеристика респондента по уровню коммуниткативных ресурсов

I. Контрпродуктивный уровень компетентности социального взаимодействия (низкий уровень компетентности) Уровень общего интеллекта от низкого до высокого, уровень социального интеллекта - низкий либо ниже среднего (среднеслабый) Избегает социальных контактов, либо следует в общении за ситуацией, не знает либо плохо знает нормы и стереотипы социального поведения, плохо выработаны собственные «копинг-стратегии» и «копинг-механизмы», слабо владеет механизмами развития межличностных отношений: эмпатией, рефлексией, идентификацией и аттракцией, не использует творческий подход в разрешении ситуаций социального взаимодействия Социально- некомпетентный

II. НОРМАТИВНЫЙ (СТЕРЕОТИПНЫЙ) Уровень общего интеллекта от среднего до высокого, социальный интеллект - от среднего до выше среднего В общении использует общеизвестные либо заготовленные скрипты (фреймы, схемы, сценарии) -стереотипные модели социального взаимодействия, недостаточно выработаны собственные «копинг-стратегии» и «копинг-механизмы», владеет механизмами развития межличностных отношений: эмпатией, индентификацией, рефлексией и аттракцией, обладает средним уровнем оригинальности в мышлении и поведении, редко использует нестандартные пути решения проблемных ситуаций в общении Социально- компетентный

III. ЛИЧНОСТНОТВОРЧЕСКИЙ Уровень общего интеллекта преимущественно высокий либо средний, но близкий к высокому, социальный интеллект -средний, выше среднего либо высокий В общении ориентирован на освоение характера ситуации, своеобразие партнера, учитывает собственное состояние, т. е. исходит из конкретных характеристик реальной ситуации социального взаимодействия. Знает нормы и стереотипы социального взаимодействия, но старается использовать нестандартный, творческий подход в разрешении проблемных ситуаций в общении, обладает развитыми механизмами межличностного взаимодействия: эмпатией, рефлексией, идентификацией и аттракцией, обладает высокой способностью к «ин-сайту», интуицией, имеет собственные «эвристики» и «копинг-стратегии» в решении ситуаций социального взаимодействия социально- компетентный

1. Зимняя И.А. // Высшее образование сегодня.

2003. № 5. С. 34-42.

2. Русалов В.М. // Психол. журнал. 1989. Т. 10.

С. 433-456.

3. Михайлова Е.С. // Руководство по использованию. СПб., 1996.

4. Хрящева Н.Ю. // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 101-105.

5. Кодинцева Н.М. // Психол. диагностика. 2006. № 3. С. 27-46.

6. Гуревич K.M., Раевский А.М. // Психол. журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 29-37.

7. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Калуга,

2004. С. 35-45, 61-70.

8. Егорова М.С. // Структура свойств интеллекта: иерархическая теория интеллекта Кеттела. 1997. С. 76-86.

9. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практики совершенствования коммуникативной компетентности. М., 1995.

10. Петровская Л.А. // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 438-452.

11. Холодная М.А. // РАН. Ин-т Психологии. М.; Томск, 1997.

Поступила в редакцию 13.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.