НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ НАД ГРАНТАМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Леднева Светлана Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье поднимается актуальная для современной практики профессионального образования проблема использования научно-исследовательской деятельности студента в вузе с точки зрения не только профессионального, но и личностного развития будущего специалиста. В условиях увеличения значимости человеческого фактора для эффективного функционирования организации большое внимание должно быть уделено развитию у студентов навыков социального взаимодействия. Автором рассматривается феномен социально-психологической компетентности будущего специалиста как фактор успешности его взаимодействия в трудовом коллективе. Выделяются когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты структуры данного феномена. Анализируются возможности, которые предоставляет для развития каждого из компонентов социально-психологической компетентности студента его участие в совместной с преподавателем работе над грантами.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, научно-исследовательская деятельность студента, развитие будущего специалиста.
ATTRACTING STUDENTS TO WORK AT GRANTS AS A FACTOR OF SHAPING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALIST
Ledneva, Svetlana A.
PhD, Assistant Professor of the Department for Labour Economy and HR Management of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article discusses a problem acute for present day professional education, i.e. the problem of using student's research work in university not only as professional but also as personal
development of the future specialist. While the importance of the human factor for effective functioning of the organization is rising, special attention should be paid to the development of students' skills of social interaction. The author investigates the factor of social and psychological competence of the future specialist as a component of his/her successful interaction in the team. The article analyzes opportunities offered for the development of student's social and psychological competence by his/her cooperation with the lecturer in work at grants.
Keywords: general cultural competences, student's research work, development of the future specialist.
Ключевым показателем результативности современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда. Выработанные в процессе обучения профессиональные и социально-психологические компетенции позволят будущему специалисту не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и найти свое место в организации, стать частью ее трудового коллектива. В этой связи одной из важных задач, стоящих перед современным вузом, является создание условий для наиболее полного раскрытия не только познавательного, но и психосоциального потенциала студента.
Анализ специальной литературы обнаружил, что большинство исследований влияния развивающего ресурса образовательной среды вуза на развитие личностных и социальных качеств специалиста сосредоточено в области эффективной вузовской подготовки работников педагогической сферы (С. С. Белова, И. В. Дрыгина, Д. В. Ушаков, Е. А. Шмелева и др.), атомной сферы (Е. Н. Булатова), а также инженеров (О. В. Егоров, Е. В. Крылова, А. А. Обознов), медицинских работников (Н. В. Яковлева) и специалистов в области экономики и управления (Н. В. Байдакова, A. A. Деркач, О. В. Забелина, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова и др.) [1; 2; 3].
В данном случае речь идет не только о повышении уровня его интеллектуально-творческих способностей, обеспечивающих усвоение и последующее регулярное обновление знаний, умений и навыков, но
и о формировании соответствующего уровня социально-психологической компетентности. Именно она обеспечивает будущему члену трудового коллектива возможность для совершенствования его социальной перцепции, социального прогнозирования, овладения стратегиями и тактиками эффективного поведения в различных социальных ситуациях.
Относясь к числу характеристик личности человека, имеющих множество разнообразных проявлений в его жизнедеятельности, социально-психологическая компетентность представляет собой многоаспектное явление. В этой связи ее стоит рассматривать как интегративное личностное образование, т. е. качественно своеобразное сочетание интеллектуально-творческих способностей, индивидуально-личностных особенностей и социальных качеств личности, обеспечивающих ей успешность в профессиональной деятельности и эффективную самореализацию в обществе [5].
Рассматривая практические аспекты процесса формирования социально-психологической компетентности, стоит отметить, что она является составляющей не только успешного профессионального, но и общекультурного развития человека, связанного с совершенствованием его способности жить и эффективно взаимодействовать с окружающим социумом.
Формируя структуру данного явления, можно выделить три основных ее компонента: когнитивный, ценностный и поведенческий (рисунок).
В первый и третий компоненты структуры социально-психологической компе-
тентности будущего специалиста мы поместили такие социально ориентированные особенности его личности, как социальный интеллект и профессионально значимые личностные качества. На наш
взгляд, именно они являются фундаментом, без которого невозможно осуществление какой-либо профессиональной деятельности совместно с коллективом, а также продвижение в карьере.
Социально-психологическая компетентность
Ценностный компонент
Система социально значимых ценностей, мотивов, установок
Социальная направленность деятельности
Социальная ответственность за результаты деятельности
Поведенческий компонент
Стратегии и тактики группового взаимодействия
Индивидуальные стратегии и тактики поведения
Социально-психологическая адаптация
Рис. Структура социально-психологической компетентности будущего специалиста как значимого элемента внутреннего потенциала его личности
В рамках развития когнитивного компонента социально-психологической компетентности будущего специалиста в вузе следует отметить необходимость изменения подходов и форм работы со студентами. Они должны позволять не только обучать, но и развивать такие социально-психологические компетентности, как умение предвидеть возникновение проблемы, ее правильное восприятие, анализ возможных вариантов ее решения с выбором оптимального для той или иной ситуации взаимодействия с коллективом.
В поведенческий компонент структуры рассматриваемого нами феномена были включены элементы, представляющие собой инструментальный аспект его реализации в практике социального взаимодействия будущего специалиста с коллегами и руководством. Развитие способности к разностороннему анализу, формированию и отстаиванию собственной позиции, уважению чужой точки зрения, умению работать в команде, подчиняя свое «я-индиви-дуальное» «я-групповому» - одна из важнейших задач, которую должен решать вуз в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста.
Исследование, проведенное Н. Н. Зени-
ной и В. В. Корсаковой в рамках ассесмент-центра руководителей низшего и среднего звена крупной транспортной компании, убедительно доказывает, что без этих навыков и умений сегодня нельзя представить себе высокий уровень эффективной деятельности специалиста. Среди ключевых компетенций, служащих индикаторами оценки уровня развития специалиста в области управления, выделяются способность к лидерству, эффективному взаимодействию с подчиненными, грамотному делегированию полномочий и др. При этом многие из принявших участие в исследовании руководителей в качестве направлений своего дальнейшего профессионального развития выделили необходимость формирования у себя подобных навыков [4].
В ценностном компоненте представленной модели структуры социально-психологической компетентности будущего специалиста мы объединили мотивацион-но-ценностные ориентации сотрудника, определяющие его морально-нравственный облик как члена общества, как субъекта экономической деятельности, как члена профессионального сообщества и отдельно взятого организационного кол-
лектива. Применительно к личности специалиста мы сочли необходимым включить сюда такие элементы, как профессионально значимые мотивы и установки личности, социальную направленность деятельности и ответственность за ее результаты перед коллективом.
Сегодня активно обсуждается проблема негативного влияния последствий деятельности человека, результатов научно-технического прогресса на среду нашего обитания. Экологические, демографические и социальные проблемы общества напрямую связаны с безответственной экономической политикой целых государств, а также отдельно взятых корпораций и предприятий. Это делает особенно актуальной проблему формирования у будущего специалиста соответствующих профессиональной деятельности морально нравственных установок, ориентирующих его на оценку своего поведения с позиции нравственных, общественно значимых ценностей.
Важность, которую имеет не только процесс обучения, но и само время, проведенное будущим молодым специалистом в стенах высшего учебного заведения, только подчеркивает актуальность создания развивающей среды для формирования социально-психологической компетентности у будущих молодых специалистов в рамках его профессиональной подготовки в вузе. Одним из эффективных инструментов ее развития может стать привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляемой вузом. При этом социально-психологическая компетентность должна носить коллективный характер и выступать в форме кооперации и партнерства как с преподавателем, так и со студентами своей или другой группы.
В этом случае, солидаризируясь с точкой зрения В. А. Миронова и Э. Ю. Майкова, в качестве ее основных задач можно выделить:
а) обеспечение диалектического единства учебного процесса и подготовки студен-
тов к реальной практической научно-исследовательской деятельности;
б) создание среды для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой молодежи;
в) превращение научно-исследовательской работы студентов в социально-профессионально полезную и высокорезультативную деятельность;
г) поиск талантливой молодежи, обладающей способностями и интересом к научной деятельности;
д) воспитание и развитие у студентов профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для успешного осуществления подобной деятельности для нужд самой организации [7].
Имеется большое количество видов научно-исследовательских работ, заложенных непосредственно в учебный план подготовки специалистов в области управления персоналом. Наиболее эффективной работой с точки зрения формирования социально-компетентного выпускника вуза, на наш взгляд, является привлечение студентов к совместной с преподавателем и друг с другом работе над грантами.
Как отмечают А. Ракитов и Л. Романко-ва, до недавнего времени только четверть профессорско-преподавательского персонала вузов (25,4%) и 22,1% студентов активно принимали участие в научных исследованиях. Число же студентов, научно-исследовательская работа которых была оплачена, составляет всего 1,4% от общей численности студентов [8].
В настоящее время количество выполненных вузом НИР признается важным показателем эффективности его деятельности, позволяющим ему успешно конкурировать с отечественными и зарубежными вузами в различного рода рейтингах. Участие профессорско-преподавательского состава вуза в реальных научно-исследовательских проектах позволяет обогатить содержание преподаваемых дисциплин информацией об актуальных разра-
ботках и новейших тенденциях науки и практики, повысить его исследовательскую и публикационную активность за счет анализа и обобщения материала, собранного в рамках эмпирических исследований. С точки зрения мотивационно-сти-мулирующего воздействия эта деятельность для молодых преподавателей является хорошим способом заявить о себе в научно-профессиональной среде, а для опытных специалистов - повысить и укрепить свой престиж как действующего и постоянно развивающегося исследователя. Привлечение к этой работе студенческой аудитории в рамках совместной научно-исследовательской деятельности преподавателя и студентов позволяет еще более расширить развивающие возможности данного вида деятельности вуза с точки зрения развития будущих специалистов.
Нами был проанализирован опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры управления персоналом РГТЭУ, а также экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова по привлечению студенческого коллектива к участию в НИР по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента труда и занятости города Москвы, осуществленных в 20082015 гг.
В содержание деятельности студентов по первому гранту входили поиск и анализ теоретического материала по проблемам формирования индивидуальных систем мотивации труда на основе использования основных типологий личности. Во втором гранте студенты были привлечены к проведению и первичной обработке данных опросов молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет на предмет выявления затруднений в их трудоустройстве в Москве. Опрос молодежи студентами проводился как в территориальных подразделениях Центров занятости, так и на улицах столичного мегаполиса. Безусловно, процесс привлечения студентов в каждом из двух грантов реализовывался в двух различных формах организации. В работе, выполненной по
заказу Минобрнауки, студенты привлекались в качестве равноправных участников проекта, соавторов в поиске информации и обобщении мирового, а также отечественного опыта формирования индивидуальных систем мотивации труда на основе использования основных типологий личности.
В рамках гранта Департамента труда и занятости города Москвы студенты участвовали в качестве соисполнителей для осуществления «полевых» исследовательских процедур, обработки и первичного анализа полученных данных в ходе опроса молодежи по проблемам трудоустройства в Москве.
Каждая из выделенных форм организации имеет свои достоинства, позволяя решить целый комплекс задач в рамках формирования профессиональной и социально-психологической компетентности будущего специалиста. И если значимость подобных форм взаимодействия студентов для развития его профессиональных компетенций довольно широко представлена в работах различных авторов (В. И. Бай-денко, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.), то их влияние на социально-психологическую сторону развития менее освещено в литературных источниках. С этой позиции предпринятая нами попытка анализа влияния совместной научно-исследовательской деятельности преподавателя и студента над грантами как фактора развития социально-психологической компетентности будущего специалиста представляется актуальной.
Первая из выделенных форм совместной со студентами НИР предполагает их интенсивное взаимодействие с преподавателем, часто берущим на себя роль научного руководителя рабочей группы, а также авторитетного наставника молодых исследователей. Она наилучшим образом подходит для работы со студентами 2-3 курсов вуза, уже имеющими опыт написания первых теоретических научных работ (реферата, курсовой работы) и желающими расширить и углубить его.
В данном случае научно-исследовательский проект делится между несколькими преподавателями на части-главы. За каждым из них закрепляется рабочая группа студентов (2-4 человека), совместно с которыми они должны найти и проанализировать информацию по проблеме своей части НИР. Затем, поделив материал на еще более мелкие части и распределив их между студентами, необходимо написать главу общего текста.
Среди наиболее активно развивающихся элементов социально-психологической компетентности можно выделить социальную ответственность за результаты своей деятельности, систему социально значимых мотивов, ценностей и установок. В случае если преподаватель не стремится интенсифицировать личное общение между участниками группы, то в рамках поведенческого компонента вышеуказанного феномена активное развитие у студентов может получить такой его элемент, как индивидуальные стратегии и тактики поведения. Здесь роль преподавателя заключается не только в идейном лидерстве, организации сотворчества и контроле за работой группы студентов, но и в индивидуальной системе психологической и профессиональной поддержки каждого студента, тактичной оценке, стимулирующей к совершенствованию подготовленного им материала.
Заинтересованность студентов в качественном выполнении работы поддерживалась внутренним интересом к разрабатываемой ими проблематике и возможностью использовать полученные материалы НИР при написании статей (дающих им дополнительные баллы при поступлении в магистратуру) и в своей будущей выпускной квалификационной работе.
Вторая форма социального взаимодействия студентов и преподавателя в совместной работе над грантом по заказу Департамента труда и занятости города Москвы при кажущейся простоте является более сложной с социально-психологической точки зрения. Она предполагает, что
студенты, делясь на группы для проведения опроса молодежи в территориальных отделах Центров занятости 11 округов Москвы и на улицах города, должны представлять собой слаженную команду. Только в этом случае они смогут справиться с задачей налаживания социально-психологического контакта внутри группы, с участниками опроса, а также с работниками территориальных подразделений Центров занятости.
Кроме того, задание по обработке и анализу полученных первичных данных дается не на одного, а на группу студентов. Это позволяет поставить их в ситуацию необходимости согласовывать свои интеллектуальные выводы, а также свои интересы и потребности с предложениями, интересами и потребностями других участников группы.
К числу наиболее активно стимулируемых к развитию качеств социально-психологической компетентности при данной форме осуществления НИР можно отнести все элементы когнитивного компонента, а также такие элементы двух других компонентов, как социальная направленность деятельности, социальная адаптация, стратегии и тактики группового взаимодействия. В данном случае наиболее предпочтительна роль преподавателя как организатора, координатора и контролера работы группы. Он направляет усилия группы студентов, беря на себя всю работу по ее техническому оснащению (подготовка и распечатка опросников для практического исследования, разработка соответствующих форм для обработки и представления полученных результатов и т. д.) и организационному обеспечению (взаимодействие с заказчиком и его территориальными подразделениями, в которых проводился опрос).
Заинтересованность студентов 3-4 курсов в эффективной реализации проекта поддерживалась приобретением профессиональных умений и навыков в области проведения и интерпретации результатов социологического исследования, навыков
эффективного взаимодействия с людьми, а также возможностью получить материалы для выполнения практической части диплома. Кроме того, если деятельность в НИР связать с содержанием практики, включенной в учебный план подготовки бакалавра, то это также становится хорошим способом стимулирования студентов к эффективному участию в этой работе.
Оценивая результативность использования привлечения студента к работе над грантами как фактор развития социально-психологической компетентности будущего специалиста, можно выделить следующие показатели ее эффективности:
- положительная динамика в развитии выделенных в рамках когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов элементов социально-психологической компетентности;
- увеличение уровня сплоченности и самоорганизации коллектива группы студентов;
- повышение уровня эффективности взаимодействия и взаимопонимания студентов и преподавателей выпускающей кафедры;
- качественные изменения в реализации студенческого самоуправления в вузе;
- снижение количества групповых и межличностных конфликтов в группе, демонстрация со стороны студентов более эффективных тактик и стратегий конфликтного поведения;
- повышение уровня ответственности каждого студента перед группой за ре-
зультаты своей деятельности в ходе участия студенческой группы в последующих университетских мероприятиях как учебного, так и внеучебного характера;
- положительные оценки руководителями практики от лица принимающей организации уровня развитости выделенных нами элементов социально-психологической компетентности у студентов.
Безусловно, это далеко не полный перечень положительных эффектов от совместной работы над грантами преподавателей и студентов. Кроме вышеуказанных показателей, она положительным образом сказывается и на развитии выделенных в образовательном стандарте профессиональных компетенций будущего специалиста. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, проблема развития профессионально значимых личностных качеств в условиях глобализации и увеличения социально-профессиональной мобильности специалиста приобретает все большую актуальность. А эффективно выстроенная совместная научно-исследовательская работа преподавателя и студентов позволяет сформировать у последних целый комплекс свойств и качеств личности, когнитивных способностей, а также поведенческих тактик и стратегий, дающих ему возможность успешно выстраивать и поддерживать заданную основным производственным процессом систему профессиональных и межличностных взаимоотношений.
Список литературы
1. Белова С. С., Валуева Е. А., Коробкина Е. Ю., Лаптева Е. М, Ушаков Д. В. Формирование социально-личностной компетентности в образовании // Психологические проблемы современного российского общества : сборник статей / Российская академия наук, Институт психологии. - М., 2012. - С. 338-361. - (Серия «Психология социальных явлений»).
2. Деркач Л. Л., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М. : РАГС, 2010.
3. Забелина О. В., Байдакова Н. В. Проектирование процесса профессионального развития студента экономического факультета на базе исследования регионального рынка труда // Мир образования и образование в мире. - 2013. - № 4. - С. 121-125.
4. Корсакова В. В., Зенина Н. Н. Формирование индивидуальных программ развития управленческих компетенций по результатам оценки руководителей среднего звена
транспортной компании / / Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 5. -URL: http://naukovedenie.ru/PDF/225TVN515.pdf
5. Леднёва С. А. Социально-психологическая компетентность будущего специалиста: понятие и методы развития в условиях вуза / / Международная торговля и торговая политика. - 2014. - № 2 (82). - С. 126-136.
6. Манахов С. В. Развитие научной деятельности в вузах - новый приоритет государственной научно-технической политики России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 8 (62). - С. 29-36.
7. Миронов В. А., Майкова Э. Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов : монография. - Тверь : ТГТУ, 2004.
8. Ракитов А., Романкова Л. Кадры высшей школы: молодежная политика // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 3-12.
References
1. Belova S. S., Valueva E. A., Korobkina E. Yu., Lapteva E. M., Ushakov D. V. Formirovanie sotsial'no-lichnostnoy kompetentnosti v obrazovanii [Developing Social and Personal Competence in Education]. Psikhologicheskie problemy sovremennogo rossiyskogo obshchestva, sbornik statey [Psychological Issues in Today's Russian Society: collection of articles], Russian Academy of Sciences, the Institute of Psychology. Moscow, 2012, pp. 338-361. (Series 'Psychology of Social Phenomena'). (In Russ.).
2. Derkach A. A., Zazykin V. G., Markova A. K. Psikhologiya razvitiya professional [Psychology of Developing the Professional]. Moscow, RAGS, 2010. (In Russ.).
3. Zabelina O. V., Baydakova N. V. Proektirovanie protsessa professional'nogo razvitiya studenta ekonomicheskogo fakul'teta na baze issledovaniya regional'nogo rynka truda [Designing the Process of Professional Development of Economics Faculty Student on the Basis of Regional Labour Market Research]. Mir obrazovaniya i obrazovanie v mire [The World of Education and Education in the World], 2013, No. 4, pp. 121-125. (In Russ.).
4. Korsakova V. V., Zenina N. N. Formirovanie individual'nykh programm razvitiya upravlencheskikh kompetentsiy po rezul'tatam otsenki rukovoditeley srednego zvena transportnoy kompanii [Designing Individual Programs for Developing Managerial Competences Based on Results of Appraising Middle Managers in Transportation Company]. Intemet-zhumal «Naukovedenie» [Internet-Journal 'Naukovedeniye'], 2015, Vol. 7, No. 5. (In Russ.). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/225TVN515.pdf
5. Led^va S. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya kompetentnost' budushchego spetsialista: ponyatie i metody razvitiya v usloviyakh vuza [Social and Psychological Competence of the Future Specialist: Notion and Methods of Development in University]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2014, No. 2 (82), pp. 126136. (In Russ.).
6. Manakhov S. V. Razvitie nauchnoy deyatel'nosti v vuzakh - novyy prioritet gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politiki Rossii [The Development of Research Activity in University as a New Priority of State Research and Technical Policy in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 8 (62), pp. 29-36. (In Russ.).
7. Mironov V. A., Maykova E. Yu. Sotsial'nye aspekty aktivizatsii nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov vuzov, monografiya [Social Aspects of Intensifying Research Work of University Students, monograph]. Tver', TGTU, 2004. (In Russ.).
8. Rakitov A., Romankova L. Kadry vysshey shkoly: molodezhnaya politika [Higher School Personnel: Youth Policy]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2001, No. 4, pp. 3-12. (In Russ.).