ЧИППКРО
УДК 378.091.398 ББК 74.58
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Корнилова Л. В.
Аннотация. В статье анализируются причины, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков. Обсуждаются вопросы модернизации начального общего образования, касающиеся здоровьесберегающих технологий, пути совершенствования компетентности педагогов начального образования в условиях курсовой подготовки.
The reasons leading to deterioration in health of children and teenagers are analyzed in the article. Questions of modernization of the initial general education, concerning health-protection technologies, a way of perfection of competence of teachers of an elementary education in the conditions of course preparation are discussed.
Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, модернизация образования, здоровый образ жизни, педагоги начальной школы.
Health-protection educational technologies, an education modernization, a healthy way of life, teachers of an elementary school.
Современные условия социально-экономического развития инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на сохранении здоровья детей и подростков. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихся детей и подростков. В связи с этим одним из приоритетных направлений реализации федеральных государственных образовательных стандартов является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Актуальность данной проблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса. Значительно повлияли на состояние здоровья детей и подростков изменения, внесённые в учебно-воспитательный процесс, повлекшие за собой увеличение объёма учебного материала, увеличение умственной деятельности учащихся в ущерб двигательной активности и, как следствие, увеличение нагрузки на центральную нервную систему и снижение резистентности детского организма. Педагоги начальной школы давно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становится всё ниже. А это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения.
Проблема совершенствования начального образования тесно связана не только с обновлением его содержания, но и более тщательным отбором технологий обучения, не влияющих на здоровье, эмоциональное благополучие младших школьников и их интерес к учению.
В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребёнка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма. Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия [1].
Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Насколько они открыты сотрудничеству с медиками? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.
К сожалению, отсутствует целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Сюда следует отнести:
1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
3. Низкий уровень санитарно-
гигиенической, просветительской работы. Вся просветительская работа направлена на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья.
4. Отсутствует мода на здоровья. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого человека.
5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха (профессиональное утомление и выгорание).
Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка и т. п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и ЗОЖ, но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно.
Чтобы педагог начальной школы начал реализовывать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровьесбережения.
Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие
ЧИППКРО
педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л. В. Занкова, С. Френе, М. Монтессори или по «технологии здоровьесбережения». Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и так далее - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:
- последовательное формирование в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,
- воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Исследования молодыхученых ЧИППКРО
Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из родового понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «Как учить?», то логичным окажется ответ - так, чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьясбережения.
Кафедрой начального образования ГОУ ДПО ЧИППКРО разработан и апробирован в системе курсовой подготовки лекционный курс «Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни», основная цель которого - актуализировать у педагогов представления и сформировать понятие ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий в образовании. В ходе занятия ведущими решаются следующие задачи:
1. познакомить педагогов с различными подходами к понятию «здоровье»;
2. выделить особенности технологий обучения, которые делают их здоровьесберегающими;
3. создать условия для формирования осознанного отношения к ЗОЖ, навыков здоровьесберегающих технологий.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и
во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50 % снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
11. Комплексная система закаливания детей.
Методической основой занятия стали принципы андрагогики. Это практико-ориенти-рованный характер, как теоретических разделов, так и подбор конкретных упражнений, заданий. Обязательным условием при планировании стал учет жизненного и профессионального опыта учителей начальных классов. Преподаватели руководствовались идеями компетентностного подхода: важна не просто информированность, а способность применить знания на практике, решать педагогические проблемные ситуации. С целью активизации педагогического мышления участников семинара ведущими использовались диалогизация образовательного процесса, интерактивный режим работы. Это не означает, что мы отказались от научнотеоретического обоснования проблем здоровь-есбережения, заменив развернутые монологические лекции инпутами - кратким, сжатым введением в тему; резюме и опорными схемами.
Опираясь на трехкомпонентное определение здоровья, занятие содержит три достаточно самостоятельных блока. Первый блок «Физическое здоровье субъектов образовательного процесса» знакомит педагогов с факторами, обуславливающими физическое здоровье, со статистическими данными об уровне заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Во время групповой работы педагоги активно обсуждали динамику физического, психического и духовного здоровья детей на протяжении последних лет. Подчеркнем, что подавляющее большинство педагогов в качестве приоритетного компонента назвали духовнонравственное здоровье, указывая на тесную взаимосвязь и взаимовлияние всех составляющих понятия «здоровье», но реальные возмож-
ЧИППКРО
ности для влияния, формирования ЗОЖ имеются в сфере физического здоровья.
Второй блок посвящен вопросам сохранения, поддержания и формирования культуры здорового образа жизни. Третий блок - практический
о, отводится анализу проведения урока с позиций здоровьесбережения. К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья можно отнести:
- методы и формы обучения;
- психологический фон уроков;
- санитарно-гигиенические условия;
- двигательный режим дня;
- рациональное питание;
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития учащихся осуществляется с первых дней поступления ученика в школу в соответствии с требованиями действующего Государственного стандарта начального образования [2].
При этом первым фактором, влияющим на здоровье детей, особенно младшего школьного возраста с неустойчивой и незащищенной психикой, является эмоциональное благополучие. Отсюда задача учителя - создать каждому ребенку такие условия, чтобы сохранить, прежде всего, эмоциональное здоровье, тогда будет сохраняться психическое и физическое здоровье, повысится творческая активность и успеваемость. Задача администрации учебного учреждения - создать условия не только для детей, но и для учителей: творческий микроклимат, ситуации успеха, а не давления и страха.
Теоретические основы здоровьесберегающей организации образовательного процесса можно представить в виде схемы:
Схема 1. Теоретические основы здоровьесберегающей организации образовательного процесса
В современной литературе и практике реформирования системы образования здоровьесберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач:
- охрана и укрепление здоровья детей,
- создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха.
Для эффективного использования здоровьесберегающих технологий учитель должен владеть объективной картиной психического и физического здоровья учеников своего класса, для чего тесно сотрудничать с медицинским работником школы и
психологом, иметь медицинские показатели по каждому ученику, в системе проводить не только профилактически мероприятия на уроке и внеклассное время по здоровьесбережению, а, что важнее всего, индивидуальные мероприятия в соответствии с медицинскими показателями. Для этого рекомендуем в каждом классе вести мониторинг здоровья, позволяющий учителю учитывать его показатели при планировании и организации образовательного процесса в целом и каждого урока в частности. Предлагаем учителю следующую схему мониторинга здоровья, в соответствии с которым учитель создает здоровьесберегающие условия для различных групп детей (в соответствии с нарушениями здоровья):
Таблица 1 Схема мониторинга здоровья
№ Ф.И. ученика, имеющего нарушения здоровья Нарушение зрения Нарушение слуха Нарушение опорно- двигательного аппарата Психосоматические заболевания Пропущено уроков по болезни за 1 полугодие Пропущено уроков по болезни за 2 полугодие
В своей работе при организации образова-теьного процесса и планировании уроков следует руководствоваться следующими требованиями, исполнение которых будет являться
профилактикой заболеваний учащихся, позволит учителю создать здоровьесберегающие, комфортные условия для эффективной деятельности учеников и учителя:
Таблица 2
Требования к профилактике заболеваний учащихся
№ Требования к организации образовательного процесса Способы реализации требований
1. Учет состояния здоровья учащихся Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предусматривает систему оперативного, текущего и поэтапного контроля за состоянием здоровья учащихся.
2. Обеспечение здоровье сберегающей направленности содержания предмета Программным материалом органично наполнен здоровьесберегающим содержанием. Обеспечена интеграция научно-образовательного компонента по горизонтали (межпредметниые связи) и вертикали (структурирование учебно-тематических блоков с определенной познавательной доминантой)
3. Учет возрастных ана-томо-физиологичес-ких и психологических особенностей детей Обучение строиться с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований.
4. Индивидуальный учет медицинских показателей здоровья детей При организации образовательного процесса учитывать заболевания, тормозящие трудоспособность детей, их деятельностную активность, повышающие возбудимость и т. д.
5. Обеспечение прочного запоминания Учитываются закономерности угасания следа, в соответствии с которым сначала необходимо частное подкрепление, а потом все более редкое.
6. Учет основных свойств процессов учащихся Разработана система правил по работе с разными типами учащихся . Особое внимание обращается на детей со слабой и инертной нервной системой.
7. Учет индивидуального стиля деятельности ученика Учебный материал способствует выявлению содержания субъективного опыта ученика и его обогащению. Учащиеся стимулируются к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, обеспечивается возможность их самообразования и саморазвития.
8. Глубокое знание и учет индивидуальных особенностей ученика Учебный процесс организован с учетом зоны актуального развития (обученность, развитость, воспитанность) и саморазвития учащихся.
9. Обеспечение мотивации Ребенок рассматривается не как объект, а как субъект обучения, он эмоционально вовлечен в процесс обучения.
10. Ориентация на формирование представлений УВП ориентируется не на передачу знаний, а на формирование представлений (на ту косвенную информацию о мире, которая используется учащимися для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире).
11. Ориентация на формирование субъективного отношения Образование строится таким образом, чтобы открывать связь того, о чем говориться, с возможностью школьников реализовывать те или иные свои потребности.
12. Личностноориентированное образование Образование осуществляется на основе принципов природосообразно-сти, культуросообразности, индивидуального подхода.
13. Обеспечение развития личности в учебной деятельности Деятельность осуществляется на основе социально- психологической модели коллективно распределительной деятельности при содержательном обобщении учебного материала по предмету.
сом»**
' А \
ЧИППКРО
14. Осознание успешности обучения Здоровьесберегающая организация образовательного процесса делает ставку на позитивные начала в ученике. Основное внимание сосредоточено на сегодняшних проблемах ребенка, обращение к прошлому используется только в поисках позитивных моментов. Учитель умеет показать успешность ученика, выбирает для детей адекватные по сложности задания.
18. Стимулирующая роль оценки Оценка деятельности ученика осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу го достижения, с учетом даже самых малых достижений ученика.
19. Радостная свобода творчества в УВП Учебный процесс максимально ориентируется на творческое начало в учебной деятельности. Предметно - информационная образовательная среда располагает разнообразием средств из различных областей творческой деятельности.
20. Исключение патогенного общения Учитель имеет высокую речевую культуру, в совершенстве владеет средствами вербального и невербального общения. Исключены откровенная грубость, равнодушие, оскорбляющая интонационная речь, речевые обороты, переносящие на ребенка ответственность за неуспех.
21. Исключение перегрузки учащихся Учитывается, что перегрузка способствует неудаче, стрессу, нервному истощению, особенно у детей с психосоматическими заболеваниями. Зачастую обострение болезни происходит от исчерпания их энергоресурса в связи с перегрузкой на уроках.
22. Обеспечение адекватного восстановления сил Предусмотрена система мер, обеспечивающих адекватное восстановление сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной активной деятельности, чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена производственной и эмоциональной активизации).
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого участника учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении.
Таким образом, перед педагогами стоит задача: сохранить, развить и правильно использовать данные жизнью силы здоровья.
Литература
1. Петров, К. И. Программа «Урок здоровья» [Текст] / Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». - М. : ООО «Август», 2010. - С. 17.
2. Тимичева, Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий [Текст] / Начальная школа. - 2009. -№ 9. - С. 62.
3. Харисов, Ф. Ф. Образование и здоровье [Текст] / Ф. Ф. Харисов. - М.: ООО изд-во «Весь мир», 2003. - 208 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин. образования и науки РФ. -М. : Просвещение, 2010. - 31 с.