Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРЫ-ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS / PRESCHOOL AGE / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITIES / GAMES / RESEARCH / EXPERIMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмелькова Елена Вячеславовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению и развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

обучаемого к практическому использованию своих иноязычных специальных владений в коммуникативной и речевой деятельности, которые будут развиты на следующем этапе программы подготовки.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможности применения дидактических приёмов обучения французскому языку для специальных целей, представленных в аутентичных пособиях по деловому языку, специфики разработки и содержания спецкурса. В работе актуализируется необходимость интегрирования лексики по специальности, отбора профессионально значимых ситуаций и социокультурных составляющих коммуникации. В статье изучены новые подходы, учитывающие потребности и профиль обучаемых.

Ключевые слова: иностранный язык для специальных целей, функциональный язык, деловой французский язык, ситуации профессионального общения, иноязычная коммуникативная компетенция.

Annotation. The paper deals with the application of didactic skills in the Teaching the French Language for Specific Purposes introduced by the authentic business language textbooks, the design and content peculiarities of the course. The paper actualizes the necessity of vocabulary integration and the selection of professionally significant situations and components of the socio-cultural aspect of communication. The article examines the new approaches based on students needs and profiles.

Keywords: Foreign Language for Specific Purposes, functional language, French business language, situations of professional communication.

Литература:

1. Bloomfield A., Tauzin В. Les affaires à suivre. Paris: Hachette, 2010. 192 p.

2. Danilo M., Tauzin B. Le Français de l'entreprise. Paris: CLE International, 1994. 108 p.

3. Gruneberg A., Tauzin В., Berthet A. Comment vont les affaires? Paris: Hachette, 2010. 192 p.

4. Mangiante J.-M., Parpette C. FOS et français général. Le Français sur Objectif Spécifique. Tours: Hachette, 2004. P. 153-158

УДК: 373.2

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат педагогических наук Хмельков а Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

Постановка проблемы. Модернизация дошкольного образования обуславливает разработку новых принципов, подходов, методов и технологий, которые призваны повысить эффективность личностного развития детей в современных социально-культурных и экономических условиях. Одной из актуальных проблем подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе видится необходимость развития их социально-личностного развития с целью облегчения и ускорения их адаптации к школе, а также в усвоении детьми социально-культурных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе.

Одним из основных векторов развития и образования детей по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) выступает социально-коммуникативное развитие, являющееся базовым элементом в становлении личности дошкольника. В структуру социально-коммуникативного развития входят коммуникативные умения, включающие умение детей договариваться, прислушиваться к мнению собеседника, умение задавать вопросы, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

Изложение основного материала исследования. В педагогическом словаре общение трактуется как: «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной и эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками» [6,с. 9]. Общение (коммуникативная деятельность) является необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Посредством коммуникации люди организуют различные виды деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания и взаимовлияния. Благодаря взаимодействию формируются убеждения, духовные потребности, моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Общение имеет определенную психологическую структуру: мотивы общения, цель, предмет, действия, средства и результат. Одним из результатов общения можно назвать коммуникативные умения, которые формируются у детей в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для диагностики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста была использована адаптированная нами методика «Изучение особенностей коммуникативных умений детей в сюжетно-ролевой игре» (Г. А. Урунтаева). Количественные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в ЭК и КГ

(констатирующий этап)

Группы/уровни Достаточно высокий уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень

% % %

ЭГ 13,7 39,9 46,4

КГ 15,1 40,5 44,4

Из таблицы видно, что в экспериментальной и контрольной группах доминирует недостаточный уровень развития коммуникативных умений детей, он составляет 46,4% и 44,4% соответственно. Дети в игровой ситуации долго не могли распределить роли между собой, часто ссорились из-за игрушек, не слушали друг друга; в ролевом диалоге обменивались однословными фразами и указанием на действие, игру не

сопровождали проговариванием, преимущественно преобладали невербальные средства общения. Достаточный уровень развития коммуникативных умений был выявлен у 39,9% детей ЭГ и 40,5% детей КГ. Эти дети фрагментарно показывали умения договариваться с партнерами по игре, не всегда прислушивались к мнению собеседника, возникающие конфликтные ситуации пытались разрешить конструктивным способом, но в некоторых случаях уходили от конфликта; пользовались в игре речевыми и неречевыми средствами общения. У 13,7% испытуемых ЭГ и 15,1% испытуемых КГ наблюдался достаточно высокий уровень: в игре дети легко и быстро распределяли роли между собой, правильно анализировали конфликтные ситуации и конструктивно разрешали их; в речевом диалоге активно использовали эмоционально выразительные, развернутые речевые высказывания на всем протяжении игры.

Таким образом, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию коммуникативных умений дошкольников. Приоритетным направлением в дошкольном образовании является деятельностный подход к обучению и воспитанию дошкольников. В контексте нашего исследования такой деятельностью выступает познавательно-исследовательская, заявленная в ФГОС ДО как один из видов детской деятельности, наравне с игровой, конструктивной и продуктивной. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников включает исследование предметов и объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними [9]. Спецификой исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является то, что она организуется взрослым и носит познавательную направленность.

По мнению А. С. Обухова исследовательская деятельность выступает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения [5]. В научных работах по дошкольной педагогике исследовательская деятельность дошкольника характеризуется как активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочении и систематизации (Н. А. Короткова); как определенная совокупность связанных действий (операций), при выполнении которых дети получают знания об объекте или явлении (И. П.Левашева) [2; 4]. Познавательно-исследовательская деятельность понимается как форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера (О. В. Дыбина); как моделирование в сознании ребенка картины мира, основанной на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей (И.А.Куликовская, Н.Н.Совгир) [1; 3]. Экспериментирование выделяется одним из видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности (А. Н. Поддьяков, Н. Н. Поддьяков) [7; 8].

Игры-исследования активно применялись нами в технологии познавательно-исследовательской деятельности с целью развития коммуникативных умений. В свободное время с детьми организовывались игры-исследования «Сладкое дерево», «Автомастерская» и др. Дети совместно с педагогом определив средства исследования, совершенствовали свои коммуникативные и речевые умения, действия и поступки. Во время игры «Мы - корреспонденты», дети под руководством воспитателя проводили мини-исследования на определенные темы. Сначала определялась тема игры, ставилась цель. Затем дети распределяли между собой роли корреспондента, фотографа, редактора и т.д. Далее, каждый в соответствии со своей ролью выполнял определенные действия: задавал вопросы, фиксировал ответы (зарисовывали, печатали слова и др.), «фотографировали» и т.д. В конце игры обязательно подводились итоги: выпускалась газета или «показывались новости по телевидению».

Во время проведения таких игр-исследований дети вырабатывали и выполняли правила игры, придерживались мнения партнеров по игре, разрешали ссоры, оценивали действия и поступки сверстников и т.д. Дети примеряли на себя взрослые социальные роли, копировали и повторяли в игре профессиональные действия взрослых, переживали внутреннее состояние, настроение взрослых, и это эмоционально выражалось в их речи, в действиях. Кроме того, в их играх возникали конфликтные «взрослые» ситуации (увиденные ими в реальной жизни), которые они разрешали по-разному (ссорились, старались договориться, обзывались и т.д.). У всех детей отмечался эмоциональный подъем, повышенный интерес, они с радостью выполняли предлагаемые им задания, помогали друг другу в решении возникающей проблемной ситуации, учились проявлять активность, соревновательность, инициативность и другие составляющие коммуникативного развития детей.

При проведении экспериментов в процессе непосредственной образовательной деятельности мы учили детей постановке цели работы, выполнению действий в определенной последовательности. Работая в подгруппах, они самостоятельно распределяли обязанности между собой, согласовывали свои действия со сверстниками, помогали тем ребятам, у кого что-то не получалось, оценивали полученный результат. Кроме того, они учились выполнять работу качественно, ответственно и самостоятельно, что способствовало формированию соответствующих личностных качеств. Под контролем взрослого дети осваивали способы безопасного обращения с инструментами, огнем, электроприборами и т.д.; овладевали умениями бережного отношения к ценностям природы.

Эксперименты проводились во время непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру и экологии. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы проводили эксперименты с предметами и явлениями окружающей действительности.

Мы проводили эксперименты, доступные детям («Первые ростки», «Насколько улитка быстрая?» и др.). Эксперименты включали проблемную задачу, непосредственное проведение опыта, фиксацию результатов и выводы. Эксперимент начинался с постановки проблемной задачи, которая мотивировала на поиск ответа детьми. По окончании диалога с элементами дискуссии, когда не находилось точного ответа на проблему («Сколько воды теряется при чистке зубов?») мы переходили непосредственно к проведению эксперимента, чтобы получить опытным путем ответ на волнующий вопрос, а также подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира. Во время проведения эксперимента дети делились на подгруппы и распределяли действия между собой. Кроме того, это способствовало развитию познавательного мотива общения и развитию умений детей правильно формулировать вопросы. Например, при проведении эксперимента «Бережем воду», детям предлагалось ответить на вопрос: «Может ли закончиться вода?». Поскольку точного ответа на этот вопрос не получилось, детям было предложено выяснить это экспериментальным методом.

После проведения формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного эксперимента представлены на рисунке 1.

достаточно высокий уровень

достаточный уровень

недостаточный уровень

■До_

После

13,7 30,9

39,9 50,9

46.4

18.5

Рисунок 1. Динамика уровней развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в ЭГ (контрольный этап)

Анализ рисунка позволяет нам сделать следующие выводы: достаточно высокий уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента повысился с 13,7% до 30,9%, достаточный уровень развития коммуникативных умений повысился с 39,9% до 50,9%, низкий уровень развития коммуникативных умений снизился с 46,4% до 18,5%.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что включение дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность через организованные взрослым игры-исследования и эксперименты является эффективным средством развития у них коммуникативных умений.

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению и развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, общение, коммуникативные умения, дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность, игры-исследования, экспериментирование.

Annotation. The article presents the results of an experimental study on the study and development of communication skills of children of preschool age in the process of cognitive research.

Keyword: social and communicative development, communication, communication skills, preschool age, children of preschool age, cognitive and research activities, games, research, experimentation.

Литература:

1. Короткова, H. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н. А. Короткова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.-208 с.

2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.

3. Левашева, И. И. Формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / И. И. Левашева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015 года).-2015,- С. 385-387.

4. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. С. Обухов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. -288 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

6. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и исследования и развития исследовательской деятельности [Текст] / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С. 43-47.

7. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 116 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - http: //www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/mll55.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.