Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных навыков у школьников'

Развитие коммуникативных навыков у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6077
1223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / ДИАГНОСТИКА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ НАВЫКИ ШКОЛЬНИКОВ / DIAGNOSTICS OF SCHOOLCHILDREN'S COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL APTITUDES / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL INCLINATIONS / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL SPHERES OF A PERSONALITY / ISEDT RAS SCIENCE AND EDUCATION CENTRE FOR ECONOMICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ирина Александровна

В статье обозначена актуальность формирования и развития коммуникативных и организаторских способностей у школьников как один из значимых аспектов подготовки будущих научных деятелей. Рассмотрены результаты исследований, проводимых в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, по выявлению и развитию коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of schoolchildren's communicative skills

The article highlights the relevance of formation and development of communicative and organizational spheres of schoolchildren as one of the important aspects of future scientists training. The connection between the development of a person's inclinations and his/her successful future activity is pointed out. The article provides the results of a research carried out in the ISEDT RAS Science and Education Centre for Economics and Information Technologies. These results are taken into consideration in the activities aimed at the development of schoolchildren's communicative and organizational skills.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных навыков у школьников»

УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)

© Королева И.А.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье обозначена актуальность формирования и развития коммуникативных и организаторских способностей у школьников как один из значимых аспектов подготовки будущих научных деятелей. Рассмотрены результаты исследований, проводимых в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, по выявлению и развитию коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся.

Коммуникативные и организаторские склонности, диагностика и методы развития, коммуникативные и организаторские навыки школьников.

приобретает проблема подготовки обучающихся к продуктивной коммуникации и реализации своих способностей в сфере взаимодействия «человек-человек» [5, с. 134].

Динамичные изменения в мире и необходимость адекватного реагирования на них делают актуальным развитие коммуникативной сферы детей в условиях школьного обучения. Об этом свидетельствуют исследовательские работы различных авторов, посвящённые проблемам коммуникативной сферы (Б.Н. Головин, В.С. Грехнев, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Л.М. Митина, В.П. Симонов, Э.Й. Хитарова, Ю.И. Емельянов, Н.В. Яковлева и др.).

В рамках обучения в Научно-образовательном центре Института социальноэкономического развития территорий РАН в г. Вологде (НОЦ ИСЭРТ РАН) осуществляется обучение, ориентированное на экономический и научно-исследовательский интерес в области экономики региона у школьников.

Цели российского образования, направленные на долгосрочную перспективу в обучении и воспитании школьников, предполагают решение важнейших задач, которые связаны с формированием у обучающихся способности к адаптации на рынке труда. Наиболее существенными они становятся в период поиска наукой и социально-педагогической практикой оптимальных путей подготовки молодых людей к новым социальным отношениям, складывающимся сегодня в российском обществе.

На современном этапе развития образовательной системы особое значение

КОРОЛЕВА Ирина Александровна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]

Чтобы успешно реализоваться в данной сфере деятельности, необходимо обладать качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности работающего. Наиболее важными из них являются умения устанавливать и поддерживать связи с другими людьми и организовывать свою деятельность и деятельность окружающих. Поэтому одним из аспектов подготовки успешного учёного-экономиста становится развитие его коммуникативной и организаторской сфер.

В связи с этим НОЦ ставит перед собой задачу формирования и развития коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся [6, с. 228], а в образовательную программу включены все необходимые мероприятия (табл. 1).

Осознавая важность развития коммуникативных и организаторских склонностей, педагоги НОЦ используют на уроках активные методы обучения, которые имеют практическую направленность. Для них характерны игровое действие и творческий характер обучения, интерактивность, использование разнообразных видов коммуникации, диалог и полилог.

Преподаватели выстраивают урок, исходя из знаний и опыта обучающихся, деятельностного подхода к обучению, групповой формы организации работы, вовлечения в процесс всех органов чувств, движения и рефлексии.

Вместе с тем необходимо не только формировать и развивать склонности школьников, но и проводить мониторинг результатов, поэтому с 2008 года в цикл диагностик школьников Научно-образовательного центра вошло исследование коммуникативных и организаторских склонностей для определения уровней их развития [6, с. 230] (рис. 1).

Для проведения диагностики использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» («КОС-2»)

В.В. Синявского и Б.А. Федоришина [9, с. 263], которая адаптирована для школьников и позволяет учитывать их индивидуальные и личностные особенности.

По результатам диагностики у каждого испытуемого выявляются уровни развития коммуникативных и организаторских склонностей (очень низкий, низкий, средний, высокий, высший) и даётся их краткая характеристика (табл. 2).

Таблица 1. Содержание систематической работы по развитию коммуникативной и организаторской сфер личности школьников

Направление деятельности Виды и формы мероприятий

Знакомство обучающихся с научной деятельностью, вовлечение их в научно-исследовательскую работу на ранних этапах обучения (с 5 класса) - занятия в рамках курса «Основы исследовательской деятельности»; - участие в конференциях, семинарах, проводимых на базе НОЦ.

Проведение развивающей тренинговой работы со школьниками - занятия в рамках курсов «Азбука общения», «Деловое общение», «Основы делового общения», «Риторика», «Социология»; - развивающие занятия с элементами тренинга, деловые игры на формирование и развитие коммуникативных навыков («Я и ты!», «Я и команда», «Я - руководитель?», «Публичное выступление» и др.).

Привлечение школьников к участию в мероприятиях, способствующих развитию коммуникативных и организаторских склонностей - Дискуссионный клуб «Юный экономист»; - Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН; - конкурс научно-исследовательских работ и эссе; - тематические недели («Неделя науки», «Неделя этикета», «Неделя предпринимательства» и др.).

Обеспечение взаимодействия школьников с представителями различных профессий и сфер деятельности - экскурсии на предприятия и в организации экономической направленности; - тематические встречи-беседы.

Рисунок 1. Система диагностик школьников НОЦ

Диагностика эмоционального состояния школьников на уроке в НОЦ

Диагностика адаптированное™ школьников первого года обучения

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей школьников

Диагностика мотивационной сферы школьников

Диагностика профессиональных предпочтений школьников

Таблица 2. Характеристика уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей

Уровень КОС Баллы Характеристика уровней КОС

Очень низкий 1 - 4 Сфера коммуникативных и организаторских способностей не развита. Испытуемые стремятся избегать контактов, мало общаются даже в узком кругу, испытывают дискомфорт в ситуации вынужденного взаимодействия с малознакомыми людьми [1, с. 168]. В организаторской деятельности не проявляют инициативы, скованны, часто им сложно принимать решения самостоятельно.

Низкий 5 - 8 Испытуемые не стремятся к общению, предпочитают проводить время в одиночестве. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми [8, с. 62]. Не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Средний 9 - 12 Испытуемые стремятся к контактам с людьми, отстаивают своё мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности [8, с. 63].

Высокий 13 - 16 Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована в достаточной мере. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях [1, с. 168].

Высший 17 - 20 Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована полностью. Испытуемые быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения [9, с. 264]. Отстаивают мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы в деятельности.

В психологической диагностике 2011/12 уч. г. принял участие 131 школьник 8 - 11 классов. В целом результаты исследования позволяют говорить о высоком уровне развития исследуемых склонностей у испытуемых.

Распределение уровней развития коммуникативных склонностей практически одинаково в каждом классе (рис. 2): наибольшую часть составляют обучающиеся с высшим уровнем (в 8 классах - 41,6%; в 9 классах - 42,4; в 10 классах - 38,6; в 11 классах - 32%).

Испытуемые со средним и высоким уровнями находятся в диапазоне от 17,2 до 30% и от 26,9 до 30,7% соответственно. Низкий уровень коммуникативных склонностей не выявлен у школьников 9 классов, у 8 классов он составляет 13,7%, у 10 классов - 11,5, у 11 классов - 10%.

Данные по шкале организаторских склонностей представлены на рисунке 3. Так, в каждом из классов преобладает доля испытуемых с высоким уровнем организаторских склонностей

Рисунок 2. Распределение испытуемых по уровням развития коммуникативных способностей по параллелям исследуемых классов (в % от количества опрошенных в классе, 2011/12 уч. г.)

Рисунок 3. Распределение испытуемых по уровням развития организаторских способностей по параллелям исследуемых классов

(в % от количества опрошенных в классе, 2011/12 уч. г.)

(в 8 классах - 58,6%; в 9 классах - 42,3; в 10 классах - 42,3; в 11 классах - 42%). Высший уровень исследуемых склонностей не больше 17,2% - в 8 классах; 27 - в 9 классах; 34,7 - в 10 классах;

16% - в 11 классах. Доля испытуемых с низким уровнем мала: от 3,4% школьников в 8 классах до 4% в 11 классах, у обучающихся 9 классов он не выявлен.

Диагностика показала, что у большей части опрошенных каждого класса средний, высокий и высший уровни развития как коммуникативных, так и организаторских склонностей, что свидетельствует о полноценном развитии коммуникативной сферы школьников. Очень низкий уровень по обеим шкалам в результате исследования определён не был. Необходимо отметить, что по результатам диагностики степень развития организаторской сферы обучающихся ниже, чем коммуникативной, что может быть обусловлено недостаточно полной возможностью реализации потенциала школьников в данной области. Показатели диагностики школьников 8-9 классов больше по сравнению с обучающимися

10 - 11 классов, что связано с несколько завышенной (в силу возрастных особенностей) самооценкой.

Особый интерес для исследователей представляет анализ динамики формирования и развития склонностей у школьников НОЦ в период их обучения с 8 по 11 классы. Приведём результаты по одной группе испытуемых, полу-

ченные в ходе ежегодного осуществления диагностики коммуникативных и организаторских склонностей за 2008 -2012 уч. гг. Отметим, что данный класс на момент 2011/12 уч. г. являлся выпускным (11 класс; рис. 4).

К концу обучения в НОЦ у школьников

11 класса перестал наблюдаться очень низкий уровень развития коммуникативных склонностей (с 1,7 до 0%), существенно уменьшились показатели низкого (с 21,2 до 12,5%) и среднего (с 35 до 25%) уровней развития исследуемых качеств. Показатели высокого и очень высокого уровней при некоторых изменениях остались значительными: 33,3 и 29,2% соответственно.

Диагностика позволила выявить аналогичную тенденцию и в развитии организаторских склонностей у испытуемых за период обучения в НОЦ (рис. 5): очень низкий, низкий и средний уровни развития исследуемой склонности уменьшились с 2,4 до 0%; с 16 до 4,2% и с 43,2 до 33,3% соответственно, а высокий и очень высокий увеличились: с 28,2 до 37,5% и с 11,6 до 25%.

Рисунок 4. Динамика уровней развития коммуникативных склонностей у группы испытуемых за период 2008 - 2012 гг. (в % от количества опрошенных в группе)

Рисунок 5. Динамика уровней развития организаторских склонностей у группы испытуемых за период 2008 - 2012 гг. (в % от числа опрошенных в группе)

Данные результаты свидетельствуют о постепенном, нескачкообразном повышении уровней как коммуникативных, так и организаторских склонностей за период обучения данного класса в НОЦ.

Таким образом, в процессе социализации личности происходит развитие у обучающихся коммуникативных и организаторских склонностей, а значит, есть возможность максимально их совершенствовать.

К концу обучения большая часть обучающихся обладает достаточно высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей. Школьники постоянно расширяют круг своих знакомств, планируют деятельность, успешно отстаивают своё мнение, активно принимают участие в конкурсах, олимпиадах, деловых играх, написании научно-исследовательских работ, выступают на научно-исследовательских конференциях, защищают собственные творческие проекты и т. д.

Исходя из результатов диагностики одной группы испытуемых в период 2008 - 2011 уч. гг., можно сделать вывод

о положительном влиянии профессионально ориентированного обучения на развитие важных качеств для успешной деятельности школьников в будущем. Из этого следует, что в процессе обучения, вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, участия в мероприятиях, организуемых НОЦ, происходит формирование необходимых ученику качеств и практических умений.

Необходимо также отметить, что проведение диагностики коммуникативных и организаторских склонностей в рамках работы группы социально-психологического сопровождения обучающихся НОЦ способствует не только познанию школьниками индивидуальных свойств личности, но и профессиональному определению, а также выявлению лидеров в классах, которые могут сплотить ученический коллектив.

Таким образом, в современных условиях жизни актуализируется развитие у индивида склонностей, обеспечивающих платформу для будущей профессиональной деятельности. Существенную роль в этом играет система образования.

С учётом потребности региона в научных кадрах НОЦ ИСЭРТ РАН в процессе экономического образования школьников способствует развитию коммуникативных и организаторских сфер обучающихся. Были сделаны шаги по реализации данного направления работы со школьниками и проведено исследование, позволяющее проанализировать результаты отдельного класса за период 2008 -2012 уч. гг.

Подводя итоги, отметим, что опыт работы НОЦ по развитию коммуникативных и организаторских склонностей у школьников помогает формировать и развивать качества, необходимые для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Так, за период 2008 - 2012 уч. гг. показатели высокого уровня коммуникативных склонностей у обучающихся возросли в 1,4 раза (с 24,6 до 33,3%), очень высокого уровня - в 2,6 раза (с 11,1 до 29,2%). Показатели организаторских склонностей также увеличились - в 1,3 раза (с 28,2 до 37,5%; высокий уровень) и в 2,1 раза (с 11,6 до 25%; очень высокий уровень) соответственно.

Сформированные умения помогают школьникам в профессиональном определении, реализации своих возможностей в различных сферах деятельности, в частности в научно-исследовательской, что отвечает запросам современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

2. Боброва, О.Ф. Очно-заочная система обучения исследовательской деятельности - инновационное направление в системе образовательного пространства Белгородской области [Текст] / О.Ф. Боброва // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 32-38.

3. Егорихина, С.Ю. Формирование коммуникативной сферы молодых учёных [Текст] /

С.Ю. Егорихина, В.И. Попова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 3(59). - С. 99-107.

4. Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю.И. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

6. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография [Текст] / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.

7. Леонидова, Г.В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодёжью [Текст] / Г.В. Леонидова, А.В. Куликова, М.В. Кукушина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. - 60 с.

8. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности [Текст] / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - Ленинград, 1989. - 97 с.

9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002. - C. 263-265.

10. Хитарова, Э.Й. Культура личностной коммуникации [Текст] / Э.Й. Хитарова. - СПб, 2011. -165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.