УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)
© Королева И.А.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ
В статье обозначена актуальность формирования и развития коммуникативных и организаторских способностей у школьников как один из значимых аспектов подготовки будущих научных деятелей. Рассмотрены результаты исследований, проводимых в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, по выявлению и развитию коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся.
Коммуникативные и организаторские склонности, диагностика и методы развития, коммуникативные и организаторские навыки школьников.
приобретает проблема подготовки обучающихся к продуктивной коммуникации и реализации своих способностей в сфере взаимодействия «человек-человек» [5, с. 134].
Динамичные изменения в мире и необходимость адекватного реагирования на них делают актуальным развитие коммуникативной сферы детей в условиях школьного обучения. Об этом свидетельствуют исследовательские работы различных авторов, посвящённые проблемам коммуникативной сферы (Б.Н. Головин, В.С. Грехнев, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Л.М. Митина, В.П. Симонов, Э.Й. Хитарова, Ю.И. Емельянов, Н.В. Яковлева и др.).
В рамках обучения в Научно-образовательном центре Института социальноэкономического развития территорий РАН в г. Вологде (НОЦ ИСЭРТ РАН) осуществляется обучение, ориентированное на экономический и научно-исследовательский интерес в области экономики региона у школьников.
Цели российского образования, направленные на долгосрочную перспективу в обучении и воспитании школьников, предполагают решение важнейших задач, которые связаны с формированием у обучающихся способности к адаптации на рынке труда. Наиболее существенными они становятся в период поиска наукой и социально-педагогической практикой оптимальных путей подготовки молодых людей к новым социальным отношениям, складывающимся сегодня в российском обществе.
На современном этапе развития образовательной системы особое значение
КОРОЛЕВА Ирина Александровна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]
Чтобы успешно реализоваться в данной сфере деятельности, необходимо обладать качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности работающего. Наиболее важными из них являются умения устанавливать и поддерживать связи с другими людьми и организовывать свою деятельность и деятельность окружающих. Поэтому одним из аспектов подготовки успешного учёного-экономиста становится развитие его коммуникативной и организаторской сфер.
В связи с этим НОЦ ставит перед собой задачу формирования и развития коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся [6, с. 228], а в образовательную программу включены все необходимые мероприятия (табл. 1).
Осознавая важность развития коммуникативных и организаторских склонностей, педагоги НОЦ используют на уроках активные методы обучения, которые имеют практическую направленность. Для них характерны игровое действие и творческий характер обучения, интерактивность, использование разнообразных видов коммуникации, диалог и полилог.
Преподаватели выстраивают урок, исходя из знаний и опыта обучающихся, деятельностного подхода к обучению, групповой формы организации работы, вовлечения в процесс всех органов чувств, движения и рефлексии.
Вместе с тем необходимо не только формировать и развивать склонности школьников, но и проводить мониторинг результатов, поэтому с 2008 года в цикл диагностик школьников Научно-образовательного центра вошло исследование коммуникативных и организаторских склонностей для определения уровней их развития [6, с. 230] (рис. 1).
Для проведения диагностики использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» («КОС-2»)
В.В. Синявского и Б.А. Федоришина [9, с. 263], которая адаптирована для школьников и позволяет учитывать их индивидуальные и личностные особенности.
По результатам диагностики у каждого испытуемого выявляются уровни развития коммуникативных и организаторских склонностей (очень низкий, низкий, средний, высокий, высший) и даётся их краткая характеристика (табл. 2).
Таблица 1. Содержание систематической работы по развитию коммуникативной и организаторской сфер личности школьников
Направление деятельности Виды и формы мероприятий
Знакомство обучающихся с научной деятельностью, вовлечение их в научно-исследовательскую работу на ранних этапах обучения (с 5 класса) - занятия в рамках курса «Основы исследовательской деятельности»; - участие в конференциях, семинарах, проводимых на базе НОЦ.
Проведение развивающей тренинговой работы со школьниками - занятия в рамках курсов «Азбука общения», «Деловое общение», «Основы делового общения», «Риторика», «Социология»; - развивающие занятия с элементами тренинга, деловые игры на формирование и развитие коммуникативных навыков («Я и ты!», «Я и команда», «Я - руководитель?», «Публичное выступление» и др.).
Привлечение школьников к участию в мероприятиях, способствующих развитию коммуникативных и организаторских склонностей - Дискуссионный клуб «Юный экономист»; - Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН; - конкурс научно-исследовательских работ и эссе; - тематические недели («Неделя науки», «Неделя этикета», «Неделя предпринимательства» и др.).
Обеспечение взаимодействия школьников с представителями различных профессий и сфер деятельности - экскурсии на предприятия и в организации экономической направленности; - тематические встречи-беседы.
Рисунок 1. Система диагностик школьников НОЦ
Диагностика эмоционального состояния школьников на уроке в НОЦ
Диагностика адаптированное™ школьников первого года обучения
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей школьников
Диагностика мотивационной сферы школьников
Диагностика профессиональных предпочтений школьников
Таблица 2. Характеристика уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей
Уровень КОС Баллы Характеристика уровней КОС
Очень низкий 1 - 4 Сфера коммуникативных и организаторских способностей не развита. Испытуемые стремятся избегать контактов, мало общаются даже в узком кругу, испытывают дискомфорт в ситуации вынужденного взаимодействия с малознакомыми людьми [1, с. 168]. В организаторской деятельности не проявляют инициативы, скованны, часто им сложно принимать решения самостоятельно.
Низкий 5 - 8 Испытуемые не стремятся к общению, предпочитают проводить время в одиночестве. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми [8, с. 62]. Не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Средний 9 - 12 Испытуемые стремятся к контактам с людьми, отстаивают своё мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности [8, с. 63].
Высокий 13 - 16 Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована в достаточной мере. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях [1, с. 168].
Высший 17 - 20 Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована полностью. Испытуемые быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения [9, с. 264]. Отстаивают мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы в деятельности.
В психологической диагностике 2011/12 уч. г. принял участие 131 школьник 8 - 11 классов. В целом результаты исследования позволяют говорить о высоком уровне развития исследуемых склонностей у испытуемых.
Распределение уровней развития коммуникативных склонностей практически одинаково в каждом классе (рис. 2): наибольшую часть составляют обучающиеся с высшим уровнем (в 8 классах - 41,6%; в 9 классах - 42,4; в 10 классах - 38,6; в 11 классах - 32%).
Испытуемые со средним и высоким уровнями находятся в диапазоне от 17,2 до 30% и от 26,9 до 30,7% соответственно. Низкий уровень коммуникативных склонностей не выявлен у школьников 9 классов, у 8 классов он составляет 13,7%, у 10 классов - 11,5, у 11 классов - 10%.
Данные по шкале организаторских склонностей представлены на рисунке 3. Так, в каждом из классов преобладает доля испытуемых с высоким уровнем организаторских склонностей
Рисунок 2. Распределение испытуемых по уровням развития коммуникативных способностей по параллелям исследуемых классов (в % от количества опрошенных в классе, 2011/12 уч. г.)
Рисунок 3. Распределение испытуемых по уровням развития организаторских способностей по параллелям исследуемых классов
(в % от количества опрошенных в классе, 2011/12 уч. г.)
(в 8 классах - 58,6%; в 9 классах - 42,3; в 10 классах - 42,3; в 11 классах - 42%). Высший уровень исследуемых склонностей не больше 17,2% - в 8 классах; 27 - в 9 классах; 34,7 - в 10 классах;
16% - в 11 классах. Доля испытуемых с низким уровнем мала: от 3,4% школьников в 8 классах до 4% в 11 классах, у обучающихся 9 классов он не выявлен.
Диагностика показала, что у большей части опрошенных каждого класса средний, высокий и высший уровни развития как коммуникативных, так и организаторских склонностей, что свидетельствует о полноценном развитии коммуникативной сферы школьников. Очень низкий уровень по обеим шкалам в результате исследования определён не был. Необходимо отметить, что по результатам диагностики степень развития организаторской сферы обучающихся ниже, чем коммуникативной, что может быть обусловлено недостаточно полной возможностью реализации потенциала школьников в данной области. Показатели диагностики школьников 8-9 классов больше по сравнению с обучающимися
10 - 11 классов, что связано с несколько завышенной (в силу возрастных особенностей) самооценкой.
Особый интерес для исследователей представляет анализ динамики формирования и развития склонностей у школьников НОЦ в период их обучения с 8 по 11 классы. Приведём результаты по одной группе испытуемых, полу-
ченные в ходе ежегодного осуществления диагностики коммуникативных и организаторских склонностей за 2008 -2012 уч. гг. Отметим, что данный класс на момент 2011/12 уч. г. являлся выпускным (11 класс; рис. 4).
К концу обучения в НОЦ у школьников
11 класса перестал наблюдаться очень низкий уровень развития коммуникативных склонностей (с 1,7 до 0%), существенно уменьшились показатели низкого (с 21,2 до 12,5%) и среднего (с 35 до 25%) уровней развития исследуемых качеств. Показатели высокого и очень высокого уровней при некоторых изменениях остались значительными: 33,3 и 29,2% соответственно.
Диагностика позволила выявить аналогичную тенденцию и в развитии организаторских склонностей у испытуемых за период обучения в НОЦ (рис. 5): очень низкий, низкий и средний уровни развития исследуемой склонности уменьшились с 2,4 до 0%; с 16 до 4,2% и с 43,2 до 33,3% соответственно, а высокий и очень высокий увеличились: с 28,2 до 37,5% и с 11,6 до 25%.
Рисунок 4. Динамика уровней развития коммуникативных склонностей у группы испытуемых за период 2008 - 2012 гг. (в % от количества опрошенных в группе)
Рисунок 5. Динамика уровней развития организаторских склонностей у группы испытуемых за период 2008 - 2012 гг. (в % от числа опрошенных в группе)
Данные результаты свидетельствуют о постепенном, нескачкообразном повышении уровней как коммуникативных, так и организаторских склонностей за период обучения данного класса в НОЦ.
Таким образом, в процессе социализации личности происходит развитие у обучающихся коммуникативных и организаторских склонностей, а значит, есть возможность максимально их совершенствовать.
К концу обучения большая часть обучающихся обладает достаточно высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей. Школьники постоянно расширяют круг своих знакомств, планируют деятельность, успешно отстаивают своё мнение, активно принимают участие в конкурсах, олимпиадах, деловых играх, написании научно-исследовательских работ, выступают на научно-исследовательских конференциях, защищают собственные творческие проекты и т. д.
Исходя из результатов диагностики одной группы испытуемых в период 2008 - 2011 уч. гг., можно сделать вывод
о положительном влиянии профессионально ориентированного обучения на развитие важных качеств для успешной деятельности школьников в будущем. Из этого следует, что в процессе обучения, вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, участия в мероприятиях, организуемых НОЦ, происходит формирование необходимых ученику качеств и практических умений.
Необходимо также отметить, что проведение диагностики коммуникативных и организаторских склонностей в рамках работы группы социально-психологического сопровождения обучающихся НОЦ способствует не только познанию школьниками индивидуальных свойств личности, но и профессиональному определению, а также выявлению лидеров в классах, которые могут сплотить ученический коллектив.
Таким образом, в современных условиях жизни актуализируется развитие у индивида склонностей, обеспечивающих платформу для будущей профессиональной деятельности. Существенную роль в этом играет система образования.
С учётом потребности региона в научных кадрах НОЦ ИСЭРТ РАН в процессе экономического образования школьников способствует развитию коммуникативных и организаторских сфер обучающихся. Были сделаны шаги по реализации данного направления работы со школьниками и проведено исследование, позволяющее проанализировать результаты отдельного класса за период 2008 -2012 уч. гг.
Подводя итоги, отметим, что опыт работы НОЦ по развитию коммуникативных и организаторских склонностей у школьников помогает формировать и развивать качества, необходимые для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.
Так, за период 2008 - 2012 уч. гг. показатели высокого уровня коммуникативных склонностей у обучающихся возросли в 1,4 раза (с 24,6 до 33,3%), очень высокого уровня - в 2,6 раза (с 11,1 до 29,2%). Показатели организаторских склонностей также увеличились - в 1,3 раза (с 28,2 до 37,5%; высокий уровень) и в 2,1 раза (с 11,6 до 25%; очень высокий уровень) соответственно.
Сформированные умения помогают школьникам в профессиональном определении, реализации своих возможностей в различных сферах деятельности, в частности в научно-исследовательской, что отвечает запросам современного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
2. Боброва, О.Ф. Очно-заочная система обучения исследовательской деятельности - инновационное направление в системе образовательного пространства Белгородской области [Текст] / О.Ф. Боброва // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 32-38.
3. Егорихина, С.Ю. Формирование коммуникативной сферы молодых учёных [Текст] /
С.Ю. Егорихина, В.И. Попова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 3(59). - С. 99-107.
4. Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю.И. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
6. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография [Текст] / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.
7. Леонидова, Г.В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодёжью [Текст] / Г.В. Леонидова, А.В. Куликова, М.В. Кукушина. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. - 60 с.
8. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности [Текст] / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - Ленинград, 1989. - 97 с.
9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002. - C. 263-265.
10. Хитарова, Э.Й. Культура личностной коммуникации [Текст] / Э.Й. Хитарова. - СПб, 2011. -165 с.