УДК 37.09(470.12)
В. И. Попова, И. А. Королёва
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Представлен опыт функционирования системы социально-психологического сопровождения школьников в процессе обучения в учреждении дополнительного образования (на примере Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, г. Вологда). Передана сущность системы, особенности ее организации и основное содержание деятельности специалистов. В качестве показателей эффективности работы приведены и проанализированы данные, полученные по результатам диагностических исследований, проведенных в период функционирования учреждения.
Ключевые слова: Научно-образовательный центр, социально-психологическое сопровождение и поддержка обучающихся, диагностическое исследование, развивающее занятие, психологическая профилактика и просвещение, консультационная деятельность.
В последнее время в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-пе-дагогическое сопровождение [1]. Стремительное развитие этого направления обусловлено расширением представлений о целях образования, которые стали в гораздо большей степени ориентироваться на всестороннее развитие и воспитание личности школьника, обеспечение его физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья. В осуществлении такого рода поддержки процесса обучения видится реакция образовательной системы на определенные запросы практики, а именно применения не только педагогических, но и психологических знаний в процессе воспитания и развития детей.
В связи с этим психологическое сопровождение и поддержка обучающихся становятся неотъемлемой частью системы образования [2] и нуждаются в разработке и анализе, структурировании и апробации различных систем для школ, учреждений дополнительного образования, досуговых центров и др.
Так, в деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда, далее - НОЦ ИСЭРТ РАН) особая роль отводится психологическому знанию в организации учебного процесса [3].
НОЦ представляет собой инновационную структуру, многоступенчатую систему подготовки высо-коквалицированных кадров в области экономики и управления по цепочке «школа - вуз - аспирантура» [4]. Осуществляемое в нем дополнительное школьное образование большей частью представлено очным факультативом по экономике, который посещают 590 школьников 5-11-х классов из профильных классов и общегородских групп школ. Обучение осуществляется 22 сотрудниками и аспирантами ИСЭРТ РАН по курсам: «Экономика», «Информатика», «Программирование», «Углубленное изучение
математики», «Основы исследовательской деятельности», «Азбука общения», «Социология» и др.
Одним из основных принципов деятельности учреждения является тесная взаимосвязь психологической и методической составляющих организации учебного процесса в НОЦ [5] (рис. 1). Взаимодействие представленных компонентов в процессе обучения школьников позволяет создавать комплексные условия для развития и осуществления системы деятельности по формированию необходимых для обучающихся компетенций.
Рис. 1. Взаимодействие методического и психологического компонентов в образовательном процессе НОЦ
Раскроем сущность психологической составляющей организации учебного процесса, которая в практическом воплощении являет собой систему социально-психологического сопровождения обучающихся в образовательном процессе НОЦ. Она основана в первую очередь на комплексности, непрерывности учебного процесса, междисциплинарности методов его реализации, приоритете интересов участников, конфиденциальности получаемых данных и информированности школьников о ходе и содержании сопровождения [6], создании ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности школьников [7] .
Деятельность по психологической поддержке обучающихся осуществляют специалисты группы социально-психологического сопровождения (СПГ НОЦ ИСЭРТ РАН). Она включает в себя целый ряд направлений, формирующих целостную систему комплек-
^стема социальнопсихологического сопровождения школьников Диагностическое - Психологические диагностики состояний и индивидуально-личностных особенностей детей
Развивающее Развивающие занятия (курсы, тренинги)
Просветительское Психологическое просвещение (тематические недели)
Профориентационное, Профориентационная работа и индивидуальное
консультационное консультирование
Рис. 2. Система комплексного социально-психологического сопровождения школьников и педагогов в образовательном процессе НОЦ
сного психологического сопровождения школьников в образовательном процессе НОЦ (рис. 2).
Раскроем специфику каждого из представленных направлений и приведем данные, свидетельствующие о результатах их функционирования в период существования НОЦ.
I. Диагностическое направление работы - наиболее приоритетное и масштабное по своему содержанию, включающее в себя проведение на протяжении всего учебного года психологических диагностик, исследующих разнообразные стороны личностного развития школьников в процессе обучения. Они представляют собой своеобразный цикл исследований, который повторяется каждый учебный год, что позволяет наблюдать динамику развития компетенций школьников в продольном срезе. Акцентируем внимание на основных диагностических исследованиях, проводимых в НОЦ, и приведем полученные данные в динамике с момента их применения.
1. Диагностика уровня адаптации школьников первого года обучения (проводится с 2007/08 уч. г.) направлена на определение того, насколько комфортно чувствуют себя данные ученики в НОЦ, как им удалось освоиться в новом образовательном учреждении. Исходя из разработанной сотрудниками СПГ методики, выделяются три уровня адаптации испытуемых: высокий, средний, низкий. В таблице 1 представлена динамика оценки адаптации школьников в период 2007/08-2012/13 уч. гг. Эти данные позволяют выявить рост показателей адаптации школьников в образовательном процессе НОЦ более чем на 41 %, что свидетельствует об улучшении условий учреждения в отношении прохождения в нем школьниками адаптационного периода.
Обучающихся, находящихся на высоком уровне адаптации к новому учебному заведению, можно охарактеризовать как школьников, в полной мере владеющих информацией о деятельности НОЦ, проявляющих повышенный интерес к экономике и исследовательской деятельности.
2. Диагностика эмоционального состояния школьников в процессе обучения (применяется с 2003/04 уч. г.) проводится в соответствии с авторской методикой В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарая и М. П. Мирошникова «Самочувствие. Активность. Настроение» [8].
Таблица 1
Динамика оценки адаптации школьников НОЦ первого года обучения в период 2007/08 - 2012/13 уч. гг. (в % от количества опрошенных)
Учебный год
Уровни адаптации 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13
1 этап 2 этап
Высокий 56,5 37,4 41,7 47,6 73 75,8 78,9
Средний 35,4 55,7 58,3 50 19,2 24,2 21,1
Низкий 8,1 6,9 0 2,4 7,8 0 0
Для удобства анализа приводится динамика показателей по трем шкалам: «самочувствие», «активность», «настроение». Так, результаты исследования эмоционального состояния школьников в период 2003/04 - 2012/13 уч. гг. являются стабильными, устойчивыми и находятся в пределах нормы (от 4,5 до 5,5 балла), что обеспечивает положительный эмоциональный фон образовательного процесса (рис. 3). Показатели по шкале «активность» практически на протяжении всего пред-
6 5 4 3 2 1 0
2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13
уч.г. уч.г. уч.г. уч.г. уч.г. уч.г. уч.г. уч.г. уч.г. уч.г.
□ Самочувствие Ш Активность И Настроение
Рис. 3. Динамика показателей эмоционального состояния школьников в процессе обучения в НОЦ ИСЭРТ РАН
(в баллах, по 7-балльной шкале)
ставленного периода находятся на порядок ниже (например, в 2003/04 уч. г. средний балл по шкале «настроение» равен 5,5, «самочувствие» - 5,3, «активность» - 4,5), однако не выходят за пределы нормы. Такая тенденция свидетельствует о создании оптимально благоприятного эмоционального фона для обучения школьников.
Это исследование позволяет проводить корректировку учебного курса, оказывать помощь педагогу в занятиях так, чтобы вызвать у учеников желание изучать предмет и в то же время нивелировать факторы, снижающие интерес к обучению.
3. Диагностика лидерских качеств обучающихся проводится с 2005/06 уч. г. по методике В. В. Синявского и Б. А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности» [8].
В табл. 2 представлены показатели данной диагностики у одной группы испытуемых. Так, в пери-
Динамика показателей лидерских способностей г/
(в % от числ
од 2008/09 - 2011/12 уч. гг. у школьников исследуемого класса очень низкий уровень развития коммуникативных склонностей сошел на нет. Таким же образом показатель низкого уровня снизился на 8,7 %, а среднего уровня развития исследуемых качеств - на 10 %. Показатели высокого и очень высокого уровней при незначительных вариациях к концу обучения школьников в НОЦ остались на высоких значениях: 33,3 и 29,2 % соответственно.
Положительная тенденция наблюдается и в развитии организаторских способностей у школьников за период обучения в НОЦ: очень низкий уровень уменьшился на 2,4 %, низкий - на 11,8 %, средний - на 9,9 %. Высокий и очень высокий увеличились на 9,3 и 13,4 % соответственно. К концу обучения большая часть детей обладает достаточно высокими показателями по исследуемым параметрам.
Таблица 2
ппы испытуемых в период 2008/09 - 2011/12 уч. гг. опрошенных)
Уровни способностей Коммуникативные способности Организаторские способности
Учебный год Учебный год
2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12
Очень высокий 11,1 28 33,6 29,2 14,2 11,6 21,6 25
Высокий 31 29,2 24,6 33,3 28,2 31,5 32,8 37,5
Средний 35 27,6 24,5 25 43,2 39,6 32,8 33,3
Низкий 21,2 14,2 16 12,5 12 16 11,1 4,2
Очень низкий 1,7 1 1,3 0 2,4 1,3 1,7 0
В целом проведение данного исследования позволяет сделать прогнозы насчет успешности как учебной, так и профессиональной деятельности школьников.
4. Мониторинг профпредпочтений обучающихся выпускных классов НОЦ применяется с 2003/04 уч. г. с целью выявления и анализа профессионального выбора подростков, а также доминантных мотивов, которыми руководствуются школьники при выборе учебного заведения.
Анализ динамики результатов мониторинга показывает, что общая численность выпускников НОЦ в период 2003/04 - 2011/12 уч. гг. составила 346 человек. Полученные данные за этот период свидетельствуют о положительной динамике доли выпускников, поступивших в вузы. Рост их количества в период 2003/04 - 2011/12 уч. гг. составил 40 % (с 53 до 93 %). Вместе с тем увеличилась численность абитуриентов, выбирающих экономиче-
ские специальности для дальнейшего обучения на 15 % (с 28 до 43 %; табл. 3).
Важным является то, что на момент проведения исследования (апрель-май) более 60 % школьников НОЦ уже вполне определяются с выбором учебного заведения для продолжения обучения.
Таким образом, проводимая в рамках диагностического направления работа является целенаправленной, системной и выступает в качестве своеобразного индикатора деятельности Научнообразовательного центра.
II. Развивающее направление работы представляет собой динамичную структуру, гибкую по своему содержанию, быстро реагирующую на изменения и потребности образовательного процесса. Основное ее содержание заключается в разработке и проведении элективных курсов по психологии общения для 5-10-х классов. Программы курсов разработаны по принципу усложнения и, в зависи-
Таблица 3
Результаты поступления в средние и высшие учебные заведения выпускников очного факультатива
НОЦ в 2003/04 - 2011/12 уч. гг., человек
Показатель Учебный год Всего, чел.
2003/04 2005/06 2009/10 2010/11 2011/12
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Численность выпускников 34 100 42 100 41 100 12 100 64 100 346
Поступивтттие в вузы 18 53 32 78 41 100 11 92 58 93 282
На экономические специальности вуза 5 28 16 39 17 41 4 33 25 43 113
мости от возраста детей, разбиты на два блока: 5-8-е и 9-10-е классы (табл. 4).
Курс по психологии общения для 5-8-х классов («Азбука общения») в основном направлен на формирование у школьников первоначальных знаний по психологии общения, на развитие у них стремле-
общения. Основное внимание в них сконцентрировано на деловых играх, в процессе которых участники учатся налаживать и поддерживать необходимые контакты с людьми, формируют навыки ассер-тивного поведения в конфликте, осваивают основные принципы этики делового общения, знакомясь с различными его формами: деловыми беседами, переговорами, публичными выступлениями и т. д.
Другая сторона данного направления реализуется в разработке и проведении тематических разовых занятий со школьниками. Так, в практику развивающей работы включены следующие ежегодные циклы занятий:
- «Психологическая подготовка к сдаче экзаменов», направленное на формирование и развитие представления школьников о психологических аспектах подготовки к экзаменам (9 и 11 кл.);
- «Технологии эффективной учебы», ориентированное на овладение обучающимися основными
Занятия проходят в виде деловых игр, творческих встреч, показов тематических фильмов и т. д. Помимо полезной информации, которую получают ребята в ходе участия в данных мероприятиях, они приобретают навыки эффективного общения, ведения дискуссии, внимательного и доброжелательного отношения к партнерам, эмоциональную свободу, развивают внимание и скорость реакций.
IV. Консультационное направление работы предоставляет обучающимся, педагогам и родителям возможность обращения по мере необходимости к специалисту за консультацией, способствует повышению эффективности и продуктивности образовательного процесса в НОЦ. Встречи психологов происходят в индивидуальном порядке по жела-
ния к познанию себя, своих эмоций и чувств, групповому взаимодействию, активизации коммуникативных навыков и творческого мышления детей.
Циклы занятий 9-10-х классов («Деловое общение», «Этика делового общения») обращены на подготовку школьников к различным ситуациям
приемами, способствующими наилучшему прохождению учебного процесса (7, 8, 10 кл.).
Данные занятия проходят в игровой форме, предполагающей активное взаимодействие участников, и содержат информацию теоретико-практического характера, необходимую школьникам для наиболее эффективной организации своего времени, учебной деятельности и т. д. Все это способствует активизации личностных ресурсов участников при решении возникающих в процессе обучения социально-психологических проблем [9].
III. Просветительское и профилактическое направление работы носит вспомогательный характер и заключается в психологическом сопровождении проводимых совместно с учебно-методической группой мероприятий (табл. 5). Они нацелены на расширение интеллектуального и духовного кругозора участников образовательного процесса и профилактику неблагоприятных ситуаций.
нию клиентов. Для реализации данного направления практикуются такие формы работы, как беседа, деловая игра, тренинг, дискуссия, просмотр информационных фильмов.
Таким образом, мы представили опыт функционирования системы социально-психологического сопровождения школьников в учреждении дополнительного образования, направленной на обеспечение успешности дальнейшей учебы школьников в НОЦ.
Содержательные итоги этой работы подтвердили актуальность и практическую значимость осуществляемой деятельности и позволили определить дальнейшие шаги по развитию и совершенствованию системы социально-психологического сопровождения, которые видятся в:
Таблица 4
Курсы психологических дисциплин в НОЦ
Название курса Формы Контроль домашних заданий
«Азбука общения» Психогимнастические упражнения, групповые игры, тесты, индивидуальная работа и т. д. Рисунок, мини-сочинение, эссе, творческие задания и т. д.
«Деловое общение», «Этика делового общения» Мини-лекции, деловые игры, групповая и индивидуальная работа, творческие проекты, тесты, арт-тера-певтические тренинги, ролевые игры и т. д. Анализ ситуации, рассуждение, разыгрывание ситуаций, сочинение и т. д.
Таблица 5
Мероприятия, проводимые в рамках тематических недель НОЦ
Тематические недели Проводимые мероприятия
«Неделя этикета» «Этикет и этика - что это?», «Гражданин Этикет» и др.
«Неделя психологии» «Психология - для нас!», «Личные и профессиональные качества психолога», «Загадки восприятия» и др.
«Неделя здоровья» «Здоровье - это здорово», «На страже здоровья» и др.
«Неделя дорожной безопасности» «Моя безопасность», «Я - пешеход!» и др.
- продолжении системного обеспечения поддержки и сопровождения учебного процесса на основании накопленного опыта;
- актуализации развивающего компонента в системе работы с целью становления и развития всесторонне развитой личности, обладающей чертами культурного, социально активного мобильного человека;
- совершенствовании разработанного инструментария для расширения и повышения эффективности содержания проводимых исследований.
Реализация перечисленных шагов будет способствовать повышению эффективности социально-
психологического сопровождения участников учебного процесса и деятельности Научно-образовательного центра в целом.
Результаты функционирования системы с 2003/04 уч. г. позволяют говорить о действенности сложившегося комплекса диагностической, развивающей, профилактически-просветительской и консультационной работы со школьниками в учебном процессе. В связи с этим многолетняя практика Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН может быть положена в основу программ психологической поддержки и сопровождения в подобных образовательных учреждениях.
Список литературы
1. Лукьянова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в предпрофильном и профильном обучении // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 19.02.2013. URL: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie -detey -v-predprofi lnom-i
2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-51-513/16 // Школьный психолог. 2004. № 4. С. 53-58.
3. Попова В. И., Кельсина А. С. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы // Проблемы развития территории. 2011. № 1. С. 110-119.
4. Леонидова Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 272 с.
5. Королева И. А., Зябкина О. Ю. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 435-444.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: Ин-т общегуманитарных исследований: АпрельПресс, 2009. 224 с.
7. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. С. 59-64.
8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
C. 263-265.
9. Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательном учреждении / под ред. Е. М. Поляковой. Вологда: ВГПУ, «Русь». 2003. 82 с.
Попова В. И., зав. отделом, кандидат экономических наук.
ФБГУН «Институт социально-экономического развития территорий РАН».
Ул. Гоголя, 56а, Вологда, Россия, 160014.
E-mail: [email protected]
Королёва И. А., педагог-психолог, инженер-исследователь.
ФБГУН «Институт социально-экономического развития территорий РАН».
Ул. Гоголя, 56а, Вологда, Россия, 160014.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.03.2013.
V I. Popova, I. A. Koroleva
ORGANIZATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PUPILS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
The article presents the system of social and psychological students’ support in the training process in educational institution of further education (for example, the Research and Education Centre of Economy and Information Technology, Vologda). It shows the essence of the system, especially its organization and the main content of the experts’ activity. As performance indicators presented and analysed the data obtained from the results of diagnostic studies in the period of institution functioning.
Key words: Research and Education Centre, the social and psychological support and support of students, diagnostic research, developing lecture, psychological prevention and education, consultancy.
Popova V. I.
Federal State Institution of Science Institute of Social and Economic Development of Russian Academy of Sciences.
Ul. Gorkogo, 56A, Vologda, Russia, 160014.
E-mail: [email protected]
Koroleva I. A.
Federal State Institution of Science Institute of social and economic developers Russian Academy of Sciences.
Ul. Gorkogo, 56A, Vologda, Russia, 160014.
E-mail: [email protected]