Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИГРОТЕРАПИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьяненко М.А.

В статье поднимаются имеющие практическое значение вопросы развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте средствами игротерапии. Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый период - это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения со взрослыми, со своими родителями, а также сверстниками, зависит их удовлетворенность в будущем своей профессиональной и личной жизнью. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF A TEMPORARY TEAM BY MEANS OF GAME THERAPY

The article raises issues of practical importance in the development of communication skills in adolescence by means of game therapy. The relevance of the work lies in the incredible importance of communication skills in the life of any person, especially a teenager. Adolescence is the time when the fundamental foundations of future life in society are laid. If a teenager during this period successfully learns to build relationships with adults, with his parents, as well as peers, their satisfaction in the future with their professional and personal lives depends. In order to build relationships with others, it is necessary, first of all, to learn to live in peace and harmony with oneself, which is also an urgent problem of adolescence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ»

отношениями. Преобладают удаляющие чувства, такие как одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида.

Таким образом, формирование темпоральных характеристик личности старшего подростка реализуется посредством межличностного взаимодействия между родителями и детьми. На поведенческом уровне этот аспект представлен предвидением будущего, его закреплением в сознании, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов на протяжении всей жизни, и в целом объединением всех этих операций в готовности действовать определенными способами для достижения поставленных целей

Список использованной литературы:

1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 126-149.

2 Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути. Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир.,2017. № 1 Том 1. - 36 с.

3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 336 с.

4 Духновский С.В. Психология отношений личности. - монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.

5 Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 179-185.

6 Кроник А.А., Головаха Е. Психологическое время личности. - Киев: Наук. думка, 1984. - 301 с.

7 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г., 632 с.

8 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456с.

9 Солдатов Д.В., Жильцова О.Н. Психологическое время личности в подростковом возрасте. Психолого-педагогический вестник - 2011 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки).

© Лоленко Е.В., 2023

УДК 159.99

Лукьяненко М.А.

канд. психол. наук, доцент филиал ФГБОУ ВО «КубГУ», г. Славянск-на-Кубани, РФ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ

Аннотация

В статье поднимаются имеющие практическое значение вопросы развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте средствами игротерапии. Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый период — это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения со взрослыми, со своими родителями, а также сверстниками, зависит их удовлетворенность в будущем своей профессиональной и личной жизнью. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой

переходного возраста.

Ключевые слова:

подросток, общение, коммуникативные навыки, толерантность, игротерапия, развитие.

Lukyanenko M.A. cand. psychol. sciences, Associate Professor

branch of KubGU, Slavyansk-on-Kuban, Russian Federation

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF A TEMPORARY TEAM BY MEANS OF GAME THERAPY

Annotation

The article raises issues of practical importance in the development of communication skills in adolescence by means of game therapy. The relevance of the work lies in the incredible importance of communication skills in the life of any person, especially a teenager. Adolescence is the time when the fundamental foundations of future life in society are laid. If a teenager during this period successfully learns to build relationships with adults, with his parents, as well as peers, their satisfaction in the future with their professional and personal lives depends. In order to build relationships with others, it is necessary, first of all, to learn to live in peace and harmony with oneself, which is also an urgent problem of adolescence.

Key words:

teenager, communication, communication skills, tolerance, game therapy, development.

Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение — это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека. Общение — это важный фактор психологической профилактики, если человек не умеет общаться, то неизбежно это приведет к одиночеству, что может спровоцировать невротические состояния и даже привести к суициду. То есть если обобщить, то можно сказать, что компетентность в общении прежде всего предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе -собственном потенциале, психологическом потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Исследование научной литературы убеждает нас в том, что одной из основных, ключевых компетентностей, является коммуникативная компетентность. Для этого подростку необходимо знать особенности психологии человека, он должен овладеть умениями способствующие коммуникации, обладать знаниями о закономерностях восприятия и понимания, уметь слушать другого человека и воспринимать его как личность, уметь адекватно реагировать, а если необходимо оказывать влияние, давать возможность самовыражения, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты, телодвижения).

Общение приобретает особое значение в подростковом возрасте, поскольку оно является основным видом деятельности. Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности.

Нарушения общения отрицательно влияет на социальную адаптацию личности. Ребенок плохо

проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий и плохой успеваемости.

Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается познавательная активность, часто будет проявляться агрессивность при решении конфликтных ситуаций. Коммуникативные навыки - это умения и навыки общения. Дети разного возраста, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.

Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.

Начиная с самого рождения, ребенок приобретает знания и умения, применяемые при коммуникации. Но, конечно же, надо отметить, что не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Большую часть времени подросток проводит в школе, поэтому развитию коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, для эффективного развития которой он должен обладать умением правильно подбирать методы развития.

Коммуникативные навыки формируются в образовательных учреждениях и выступают одним из результатов компетентностного подхода. Использование компетентностного подхода в условиях временного коллектива позволяет получить и научиться реализовывать знания и умения в аспекте преодоления жизненных трудностей, социальной адаптации, психологического здоровья и самореализации. Однако, приходится констатировать, что сложившаяся ситуация в школьном образовании связана с недостаточным вниманием к формированию коммуникативных навыков и умений. Проблема исследования заключается в поиске, теоретическом и практическом обосновании наиболее эффективных способов развития коммуникативных навыков подростков во временном коллективе.

Таким образом, проблема формирования и развития коммуникативных навыков подростков является актуальной в психологии, и ее решение имеет важное значение, не только для конкретного человека, но и для общества в целом.

Объект исследования: коммуникативная компетентность подростков.

Предмет исследования: динамика развития коммуникативных навыков младших подростков средствами игротерапии в условиях временного детского коллектива.

Цель исследования: теоретически обосновать развитие коммуникативных навыков у младших подростков, разработать и апробировать программу развития коммуникативных навыков у младших подростков средствами игротерапии в условиях временного коллектива.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативных навыков у младших подростков в условиях временного коллектива будет более эффективно, если:

- учитывать уровень сформированности коммуникативных умений подростков,

- использовать игротерапию, направленную на развитие мотивации к коммуникативной деятельности младших подростков.

Для проверки гипотезы, сформулированы следующие задачи исследования:

- изучить коммуникативную компетентность в работах отечественных и зарубежных психологов,

- раскрыть психологические особенности подросткового возраста,

- определить возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетентности подростков,

- провести исследование и проанализировать полученные результаты,

- разработать и апробировать программу развития коммуникативных навыков у младших

подростков средствами игротерапии в условиях временного коллектива.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; анализ коммуникативной деятельности; методы математической обработки полученных данных.

В современном мире, требования к человеку также быстро меняются как и сам постоянно изменяющийся мир. Человек должен уметь быстро создать команду или войти в неё, быстро ориентироваться в пространстве, то есть быть компетентным, в плане общения. Одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности сегодня, являются компетентность и грамотность в общении. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов.

Чтобы обладать определенной успешностью, необходимо быть более коммуникативным, активным, быть социально ориентированным в компетентности, обладать определенной адаптацией к социальной действительности, быть способным осуществлять взаимодействие и управлять процессами общения [3].

На сегодняшний день отмечается низкий уровень коммуникативного общения у детей, такой уровень коммуникативной компетентности отражается в увеличении численности детей с высокой тревожностью в социальной среде и межличностной, росте одиночества, становится больше число детей с низкими социометрическими статусами, которые изолированы и отвергаются в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания в на учении сотрудничества и работы в группах, развития толерантного отношения к разнообразным точкам зрения и множеству мнений, умения слушать и слышать партнёра, а также уметь свободно, чётко и понятно излагать свои мысли, точки зрения на обсуждаемые проблемы [1].

В группе, с помощью выстроенной системы психологических упражнений и игр, у участников появляются возможности увидеть себя со стороны, свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерять много новых ролей, приобретать необходимые навыки и умения в общении, которые не удалось получить ранее в детстве, в семье, освоить новые формы поведения, принять и, в конце концов, решить свои проблемы, быть счастливым. Все это важно, так как именно в общении мы можем почувствовать себя оцененными, признанными, быть любимыми, то есть удовлетворить основные социальные потребности личности.

Пути реализации коммуникативной компетенции подростка в процессе обучения многообразны. Групповые формы работы - это одно из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. По определению Е. Н. Щурковой, групповая деятельность - это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению» [2].

На сегодняшний день стала очевидной идея необходимости обучения общению непременно в коллективной деятельности с учётом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик. Групповая деятельность оказывает положительное влияние на личность подростка и успех в обучении. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование различных видов игр. Игра создает условия реального общения её участникам.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа г. Славянска-на-Кубани.

Для исследования поведенческого компонента коммуникативной компетентности подростков использовалась методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

Итак, по мнению подростков, большинство из них имеет средний коммуникативный контроль (52 %). Это позволяет им быть искренними, но не сдержанными в своих эмоциональных проявлениях. Однако, люди с таким уровнем коммуникативного контроля в основном считаются в своем поведении с

окружающими людьми.

Значительная часть подростков считают, что их коммуникативный контроль находится на низком уровне (32 %). Поведение таких людей часто устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Однако, они способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают «неудобными» таких людей в общении по причине их прямолинейности. Такое поведение мальчиков и девочек с данным уровнем коммуникативного контроля может быть связанно с их непосредственностью и открытостью.

Меньшую часть в исследовании представляют подростки, полагающие, что их коммуникативный контроль развит на высоком уровне развития (16 %). Он позволяет людям легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, хорошо ее чувствовать. Такие люди даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они произведут на окружающих.

Для диагностики уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений был использован «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха). Полученные данные свидетельствуют о преобладании у подростков компетентного стиля (52 %) общения по сравнению с зависимым (32 %) и агрессивным (16 %) стилями.

Преобладание компетентного стиля может быть обусловлено тем, что в таком возрасте человек испытывает интерес к установлению межличностных контактов, проявляет инициативу в коммуникативном взаимодействии. Однако, ещё слабо представляет его стратегию, вследствие чего не всегда достигает цели.

Уровень развития зависимого стиля общения в среднем понижен (32 %). Таким образом, можно предположить, что взгляды подростков зависимы от оценок других, их поведение подвержено влиянию других людей в ситуации общения. Это может быть связано с тем, что современные юноши и девушки с данным стилем общения обладают некоторой психической незрелостью. Чаще это проявляется в недостаточной их самостоятельности в действиях и поступках, незрелости суждений.

В среднем уровень агрессивного стиля общения является низким (16 %). Следовательно, чаще подростки имеют тенденцию избегать проявления резкости, раздражения, гнева, категоричности суждений, негативных оценок людей и событий, которые могут задевать других людей.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

Для качественной обработки результатов исследования были определены среднеарифметические показатели по каждой шкале.

Наиболее высокие показатели выявлены по субшкалам:

- «категоричность или консерватизм в оценках других людей» (7,16),

- «неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» (8,24),

- «неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (7,68).

Анализируя результаты проведенных нами диагностик, мы пришли к выводу, что программа по развитию коммуникативных навыков младших подростков должна включать в себя проведение групповой работы направленной на следующие, выявленные нами особенности: понимание себя, своих эмоций, формирование адекватной самооценки.

Все это обеспечивает базу для дальнейшего развития коммуникативной компетентности и является крайне важным для подготовки подростка к дальнейшему саморазвитию.

Основные задачи групповой работы:

- развитие коммуникативных навыков подростков,

- развитие навыков эффективного взаимодействия,

- тренировка навыков конструктивного разрешения конфликтов,

- тренировка умения отстаивать свою точку зрения, учитывая и уважая при этом точку зрения других.

На основании результатов констатирующего этапа исследования была разработана программа направленная на развитие и формирование у подростков социальных и коммуникативных умений; на знакомство с приемами саморегуляции: происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувств и отношений с другими; на формирование временной перспективы и целеполагания, а также на увеличение чувства ответственности за свое поведение и на снижение напряженности, возникшей в результате дезадаптации в семейных либо социально-групповых взаимоотношениях.

Основная часть занятий направлена на развитие коммуникативных навыков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

По завершении работы с подростками по программе было проведено контрольное исследование по тем же методикам, что и на первом этапе исследования.

Для того чтобы проведенная работа была более объективной, мы посмотрим сравнительные результаты до и после проведения формирующего этапа эксперимента.

Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

По результатам диагностики, после проведения развивающей программы, подростки с низким самоконтролем в общении отсутствуют (0 %). Те подростки, которые на этапе констатирующего эксперимента имели низкий уровень самоконтроля (32 %) повысили его до среднего. Значительная часть детей (52 %) повысила уровень самоконтроля до максимального - высокого.

Далее было проведено сравнение изменений по показателям методики коммуникативных умений. Преобладание агрессивности в общении снизилось с 16 % до 4 %, преобладание зависимости в общении так же снизилось с 32 % до 12 %. За счет этого увеличился процент подростков с преобладанием компетентности в общении - с 52 % до 84 %.

Следовательно, программа по развитию коммуникативных навыков способствовала снижению проявления агрессивности и зависимости в общении и повысила уровень компетентности в общении у подростков.

По результатам обследования по методике «Опросник коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко наблюдается снижение средних показателей по всем шкалам, что свидетельствует о снижении уровня нетерпимости к окружающим у респондентов.

Таким образом, в целях развития коммуникативной компетентности, целесообразно вести работу в выбранном нами направлении. Однако, полагаем, что для закрепления достигнутых результатов необходима систематическая комплексная работа в рамках не только временного коллектива, но и образовательного учреждения, педагогами на уроках, а также и во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 394 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-9916-9438-4.

2. Авдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т. П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 126 с. - (Профессиональная практика). - ISBN 9785-534-07820-6.

3. Игра в тренинге: личный помощник тренера / Е. А. Леванова, А. Н. Соболева, В. А. Плешаков, Г. С. Голышев. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 368 с.

4. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического

бакалавриата / С. В. Молчанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 352 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-16443-5.

5. Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь; под научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 178 с. - (Бакалавр. Специалист. Магистр). - ISBN 978-5-534-07159-7

6. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 124 с. - (Профессиональное образование). -ISBN 978-5-534-10922-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-53400489-2.

© Лукьяненко М.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.