УДК 159.922.8 (045)
КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
COMMUNICATIVE AFFIRMATIONS OF MALE AND FEMALE ADOLESCENTS
© С.А. Васюра
Удмуртский государственный университет (Россия, Ижевск)
© S.A. Vasyura Udmurt State University (Russia, Izhevsk)
© Д.А. Бояршинова Экономико-математический лицей № 29;
Удмуртский государственный университет (Россия, Ижевск)
© D.A. Boyarshinova Lyceum of Economics and Mathematics № 29; Udmurt State University (Russia, Izhevsk)
В статье анализируются результаты исследования коммуникативных установок у мальчиков и девочек старшего подросткового возраста. Выявлены различия реальных и идеальных коммуникативных установок мальчиков и девочек. Девочкам свойственен гармоничный стиль общения в сочетании с эго -состояниями Взрослый и Родитель, а мальчики этот стиль проявляют в сочетании с эго-состоянием Дитя.
The article presents the survey results of communicative affirmations of male and female adolescents. It distinguishes real and ideal communicative affirmations of boys and girls. Girls are inclined to the harmonious style of communication combined with ego states of the Adult and the Parent, and in boys this style is in combination with an ego state of the Child.
Ключевые слова: подросток; коммуникативная установка; позиция в общении; стиль общения.
Keywords: the teenager, communicative affirmation, a communication stand, communication style.
Вопросы, связанные с гендерным поведением подростков, в последнее время входят в число активно обсуждаемых учеными и практиками. Как известно, на формирование личности в подростковом возрасте существенное влияние оказывает половое созревание [7]. Современные требования воспитания и индивидуального подхода к подросткам не могут быть поняты без учета психологических особенностей пола, тендерного самосознания школьника.
Как отмечает Ф. Райс, в начале подросткового периода общение имеет гомо-социальный характер, то есть дети предпочитают контактировать со сверстниками своего пола, позднее общение становится гетеросоциальным - наблюдается тенденция к коммуникативному взаимодействию с представителями обоих полов [7]. Возможность самореализации мальчиков и девочек подросткового возраста в общении во многом определяется их коммуникативными установками.
В психологических исследованиях различия в общении мальчиков и девочек объясняются тем, что дети проходят социализацию в раздельных по полу группах и усваивают различные культурные нормы социального взаимодействия. С позиций теории социального научения А. Бандуры наблюдение за реальным взаимодействием людей, сопровождаемое моделированием и обратной связью, дает возможность человеку научиться вести себя в определенных социальных ситуациях с максимальной личной выгодой [2]. Теория социальных ролей Э. Игли рассматривает социальные ожидания относительно представителей мужского и женского пола. Так, от женщин ожидается эмоциональная теплота, заботливость, так как подобные характеристики входят в их социальную роль, поддерживаемую социальными институтами [9].
В указанных теориях объясняется феномен социализации представительниц женского пола через усвоение модели социальной зависимости, проявляющейся
в общении как направленность на поддержку партнеров, раскрытие личной информации о себе, через избегание конфликта. Представители мужского пола социализируются посредством властного утверждения и независимости, отражающихся в общении в ограничении поддержки партнеров и избегании самораскрытия.
Целый ряд психологических исследований посвящен анализу гендерных особенностей общения и межличностных отношений подростков [1 ; 4 ; 6 ; 8 ; и др.]. Т.П. Авдулова изучала потребность в общении и самоконтроль у подростков с разными гендерными типами личности. Она определила, что подростки с преобладанием феминных и андрогинных черт личности в своем большинстве имеют высокие показатели потребности в общении, выраженной стремление к поддержанию общения и расширению сферы общения. Для них важны межличностные отношения в целом, доброжелательность и отзывчивость. Подростки с маскулинным типом личности проявляют среднюю и низкую потребность в поддержании общения. Эта потребность не является для маскулинных подростков доминирующей, они не стремятся к новым контактам. Маскулинные, феминные и андрогинные подростки отличаются по уровню коммуникативного самоконтроля. Первые характеризуются средним или высоким уровнем самоконтроля, вторые имеют средний уровень самоконтроля в общении, но реагируют на изменения ситуации взаимодействия, готовы подстраиваться под партнера в большинстве случаев. Ан-дрогинные подростки имеют высокий или средний самоконтроль в общении, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации общения.
Выявляя представления школьников 14-16 лет о дружбе и дружеском общении, Е.В. Юркова установила, что девочки, в отличие от мальчиков, более склонны рассматривать дружбу как удовлетворение потребности в общении.
Н.В. Ланина разработала и реализовала программу психолого-педагогической работы с подростками и их родителями [6]. Эта программа включала коррекцию и поддержку позитивного полоролевого развития
подростков. Групповые занятия с подростками проводились как в однородных по признаку пола группах - мальчиков и девочек, так и в смешанных группах. Как показала Н.В. Ланина, преимущественно в однородных группах развивались навыки общения, которые обеспечивают успешную полоролевую адаптацию. А в смешанных группах были созданы условия для развития оптимальных коммуникативных установок взаимодействия мальчиков и девочек между собой, навыков взаимопонимания и сотрудничества.
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме, многие вопросы ген-дерных особенностей общения подростков остаются неизученными. Нами был исследован такой аспект, как особенности коммуникативных установок мальчиков и девочек подросткового возраста. Следует отметить, что на современном этапе психологического знания коммуникативные установки по-разному осмысливаются психологами. А.Н. Ивашов и Е.В. Заика считают, что коммуникативные установки личности обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров [5]. В.В. Бойко определяет коммуникативную установку личности как готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным способом, что обусловлено имеющимся опытом общения, сложившимися оценками и переживаниями их сущности. Таким образом, автор рассматривает установку как клише реагирования, как привычку отвечать определенным способом на знакомые жизненные ситуации, повторяющиеся социальные явления, часто встречающиеся типы людей. В качестве компонентов коммуникативных установок В.В. Бойко выделяет:
а) знания о конкретных типах партнеров;
б) переживание опыта общения с конкретными типами партнеров; в) оценки конкретных типов партнеров (позитивные, нейтральные, негативные); г) стремление выразить установки к конкретным типам партнеров [3].
В контексте данной статьи мы будем использовать понятие коммуникативных установок, предлагаемое вышеназванными авторами. Исследование проводилось на
выборке 224 школьников старшего подросткового возраста (118 мальчиков и 106 девочек). Применялась методика изучения коммуникативных установок, авторы которой (А.Н. Ивашов, Е.В. Заика) выделяют 12 позиций (установок) в общении [5]. В данной работе рассматривался один из трех компонентов коммуникативных установок - собственные позиции подростка в общении. В состав коммуникативных установок помимо собственных позиций в общении входят также: а) предпочитаемые позиции других людей, с которыми человеку удается установить глубокие взаимоотношения; б) степень глубины взаимоотношений, на которую человек ориентирован в общении. Позиции как компонент установки образуются пересечением трех эго-состояний (Дитя, Ребенок, Взрослый) с четырьмя типами общения (гармоничный, формальный, отгороженный, конфликтный). Подростки ранжировали 12 карточек с кратким описанием основных позиций в общении, ставя на первое место то, что присуще для них в большей мере, и на последнее то, что присуще в меньшей мере. Коммуникативные установки (позиции в общении) подростков анализировались в двух видах: а) реальные (каковы коммуникативные установки в действительности на сегодняшний день); б) идеальные (какими подросток предпочитает их видеть для себя в будущем, в идеале).
При обработке данных исследования использован критерий углового преобразования Фишера (ф) для сравнительного анализа коммуникативных установок у мальчиков и девочек - старших подростков.
В результате исследования было выявлено, что наиболее часто встречающиеся коммуникативные установки мальчиков заключаются в «собирании фактов, хладнокровном расчете и взвешивании, планировании заранее, обладании "железной" логикой, умении держать себя в руках» (позиция в общении - формальный Взрослый) - 15,3% мальчиков; общаясь, мальчики «оригинальничают, острят, играют, используют уловки в своих интересах, притворяются и фантазируют» (позиция в общении - гармоничное Дитя) -28,8% мальчиков. В целом в выборке мальчиков выявлены все двенадцать позиций в общении.
У девочек чаще встречаются следующие коммуникативные установки: во «взаимном договоре, творческом союзе, сопереживании и понимании других, обмене мыслями и чувствами» (позиция в общении - гармоничный Взрослый) -27,4% девочек; в «опеке другого, готовности оказать поддержку, тревоге за других, доброжелательного и доступного объяснения, сглаживания конфликтов» (позиция в общении - гармоничный Родитель) - 26,4% девочек. В выборке девочек не выявлена такая позиция в общении, как отгороженный Родитель.
Данные сравнительного анализа коммуникативных установок мальчиков и девочек с применением критерия углового преобразования Фишера (ф) представлены в таблице 1 (показаны только значимые различия).
Позиция в общении Выборка Ф Р
Мальчики Девочки
Гармоничный Взрослый 7,6% 27,4% 4,058 p < 0,01
Формальный Взрослый 15,3% 4,7% 2,742 p < 0,01
Гармоничное Дитя 28,8% 10,4% 3,557 p < 0,01
Гармоничный Родитель 8,5% 26,4% 3,639 p < 0,01
Таблица 1
Различия реальных коммуникативных установок (позиций в общении)
мальчиков и девочек
Как видно из таблицы 1, выборки мальчиков и девочек значимо различаются по четырем из двенадцати коммуникативных установок (позиций в общении), рассматриваемых в реальном плане. Различий в позициях, включающих отгороженный и конфликтный стили общения, не выявлено. Позиции «гармоничный Взрослый» и «гармоничный Родитель» чаще встречаются у девочек, а позиции «формальный Взрослый» «и гармоничное Дитя» - у мальчиков. Следует отметить, что выявленные различия вполне соответствуют гендерным стереотипам, в частности, представители мужского пола менее эмоциональны и более формальны в общении, чем представители женского пола.
Установлены идеальные коммуникативные установки подростков. Мальчики предпочитают в будущем, в идеале иметь такие позиции в общении, как формальный Взрослый (33%) и гармоничное Дитя (25,3%). Кроме того, некоторые мальчики-подростки хотели бы иметь позицию «конфликтный Взрослый» (7,7%), то есть обладать непоколебимой системой
взглядов, логически обосновывать свои убеждения. Для мальчиков не характерна такая идеальная позиция в общении, как конфликтное Дитя. Девочки хотели бы оставаться такими, какими они являются, их устраивают позиции гармоничного взрослого (21,9%) и гармоничного родителя (33,3%). В качестве идеальных позиций девочками не выбираются три позиции, связанные с отгороженным стилем общения: Дитя, Взрослый, Родитель. Отметим, что отгороженность от партнера по общению не соответствует стереотипу женственности и не противоречит стереотипу мужественности. Ориентация девочек-подростков на гендерные нормативы и стандарты способствует формированию стилей общения, в которых имеет место открытость, эмоциональность, а также нивелированию проявлений отгороженности в контактах с людьми.
Данные сравнительного анализа идеальных коммуникативных установок мальчиков и девочек представлены в таблице 2 (показаны только значимые различия).
Таблица 2
Различия идеальных коммуникативных установок (позиций в общении) мальчиков и девочек
Позиция в общении Выборка Ф Р
Мальчики Девочки
Формальный Взрослый 33% 9,4% 4,108 p < 0,01
Гармоничный Родитель 9,9% 33,3% 4,033 p < 0,01
Гармоничное Дитя 25,3% 15,6% 1,654 p < 0,05
Конфликтный Взрослый 7,7% 2,1% 1,852 p < 0,05
Гармоничный Взрослый 3,3% 21,9% 4,162 p < 0,01
Мальчики и девочки отличаются по пяти позициям в общении, если рассматривать идеальное Я. Достоверных различий между мальчиками и девочками в идеальных позициях в общении, включающих отгороженный стиль, не обнаружено. Иметь в будущем позиции «формальный и конфликтный Взрослый», «гармоничное Дитя» предпочитают больше мальчики, чем девочки. Девочки тяготеют к таким коммуникативным установкам, как гармоничный Родитель, гармоничный Взрослый.
Итак, в результате проведенного исследования было выявлено:
1. Мальчикам свойственны позиции в общении: гармоничный стиль общения, эго-состояние Дитя и формальный стиль общения, эго-состояние Взрослый.
2. Девочкам присущи позиции в общении: гармоничный стиль общения, эго-состояние Взрослый и гармоничный стиль общения, эго-состояние Родитель.
3. Мальчики и девочки значимо различаются по реальным и идеальным коммуникативным установкам, в частности,
девочки чаще используют гармоничный стиль общения в сочетании с эго-состо-яниями Взрослый и Родитель, а мальчики этот стиль проявляют в сочетании с эго-состоянием Дитя. В идеале коммуникативные установки мальчиков, в отличие от девочек, могут реализоваться в формальном типе общения, эго-состоянии Взрослый, а также в конфликтном типе общения, эго-состоянии Взрослый и гармоничном типе общения, эго-состоянии Дитя. Девоч-
ки, по сравнению с мальчиками, больше стремятся к установкам, заключающимся в гармоничном типе общения в сочетании с эго-состоянием Родитель или Взрослый.
Результаты проведенного исследования могут быть учтены педагогами и школьными психологами как при организации индивидуального подхода к подростками, так и в работе с однородными и смешанными по признаку пола группами подростков.
Литература
1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве // Психологические исследования [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн. 2009. № 5(7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 14.01.2014).
2. Бандура А. Теория социального научения : пер. с англ. / под ред. Н.Н. Чубарь. СПб. : Евразия, 2000.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996.
4. ВоронцовД.В. Гендерная психология общения : монография. Ростов н/Д : ЮФУ, 2008.
5. Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 162-167.
6. Ланина Н.В. Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье : автореф. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2000.
7. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
8. Юркова Е.В. Особенности стилей дружеского межличностного взаимодействия в зависимости от типа социальных представлений о дружбе // Психология человека: интегративный подход в психологии / под ред. В.Н. Панферова, Е.Ю. Коржовой. СПб. : РГПУ, 2004.
9. Eagly A., Jonson B. Gender and leadership stile: a meta-analysis // Psychological bulletin. 1990. Vol. 108, № 2. P. 233-256.
Сведения об авторах
Васюра Светлана Александровна, доцент кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета.
E-mail: [email protected].
Бояршинова Дарья Алексеевна, педагог-психолог Экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска, магистрант Удмуртского государственного университета.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.