УДК 37.025
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Dyachkovskaya N.A., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THEATRICAL ACTIVITIES. The article highlights a problem of the development of communication skills of modern junior schoolchildren. Description of schoolchildren unaccustomed to live communication is given. There are children who, sitting at gadgets, decide for themselves with whom they will communicate. In terms of socialization, many schoolchildren have significant difficulties in mastering communication skills. The aim of the study is to theoretically study and experimentally investigate the process of developing the communicative skills of primary school children through theatrical activities. Research objectives include to carry out diagnostics to identify the level of development of children's communication skills; to conduct classes in order to increase the level of communication of children attending a theater studio. The novelty of the research are those methods and techniques that create a positive emotional background for a sense of self-confidence; special methods are used designed to develop memory, expressiveness of speech, vocabulary of students. A school theater work plan has been developed aimed at developing the communication skills of younger schoolchildren.
Key words: communication skills, primary school children, theater activity, theater studio, lessons, diagnostics
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
Н.А. Дьячковская, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящается проблеме развития коммуникативных навыков современных младших школьников. Дается описание школьников, непривыкших к живому общению. Есть дети, которые, сидя за гаджетами, сами решают, с кем они будут общаться. В плане социализации многие школьники испытывают значительные затруднения к овладению коммуникативными навыками. Целью статьи является теоретически изучить и экспериментально исследовать процесс развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством театральной деятельности. Задачи исследования: осуществить диагностику по выявлению уровня развития коммуникативных навыков детей; провести занятия с целью повышения уровня коммуникативности детей, посещающих театральную студию. Новизной исследования выступают те методы и приемы, которые создают положительный эмоциональный фон для чувства уверенности в собственных силах; используются специальные методы, предназначенные для развития памяти, выразительности речи, словарного запаса учащихся. Разработан план работы школьного театра, нацеленного на развитие коммуникативных навыков младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младший школьник, театральная деятельность, театральная студия, занятия, диагностика
Познания современных детей и их же сверстников даже 20 лет назад многим отличаются. Нынешнее молодое поколение знает гораздо больше, чем дети их возраста начала 21 века. У них широкий кругозор, они с легкостью находят ответ логическим задачам, выполняют достаточно сложные задачи, очень мобильны и иногда знают больше, чем их родители.
Сегодня школьники, сидя за гаджетами, сами решают, с кем они будут общаться. Конечно, в развитии современных технологий есть много плюсов, но в плане социализации привыкшие к СМС-сообщениям дети испытывают значительные затруднения. Таким образом, одним из самых важных умений современной личности является овладение коммуникативными навыками.
Проблема развития коммуникативных навыков сложна, и она была исследована как в психологии, так и в педагогике. В этих областях научных знаний существует множество разработок, посвященных исследованию и разработке различных аспектов проблем, связанных с коммуникацией детей. Проблемами коммуникативных навыков младшего школьного возраста занимались многие исследователи: Выготский Л.С. [1], Безруких М.М. [2], Булыгина Л.Н. [3], Жинкин Н.И., Зайцева К.П., Зимняя И.А., Лесникова Л.В., Лисина М.И. и др. В их работах предлагаются различные методы изучения методов развития коммуникативных навыков, в том числе посредством театральной деятельности.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально исследовать процесс развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством театральной деятельности.
Задачи исследования:
- осуществить диагностику по выявлению уровня развития коммуникативных навыков детей;
- провести занятия с целью повышения уровня коммуникативности детей, посещающих театральную студию.
Новизна исследования: в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся создан положительный эмоциональный фон и воспитание чувства уверенности в собственных силах, для чего используются специальные методы, предназначенные для развития памяти, выразительности речи, словарного запаса учащихся.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и реализации плана работы школьного театра, нацеленного на развитие коммуникативных навыков младших школьников. План может быть использован педагогом дополнительного образования и студентами во время прохождения практики.
Для решения поставленных задач и достижения цели нами была разработана и осуществлена диагностическая и опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных навыков младших школьников в условиях
дополнительного образования. Все этапы работы проводились на базе МАНОУ «ДДТ имени Ф.И. Авдеевой» г Якутска, в детской театральной студии «Айар кут». Занятия реализовывались на базе городской классической гимназии в 4 «В» классе в рамках учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)».
Для диагностики уровня развитости коммуникативности учащихся мы провели анкетный опрос М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» [4]. Опрос состоял из 10 вопросов, ответы на которые учащиеся выбирали сами. Инструкция звучит следующим образом: «Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте на них только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет». Результаты определялись по количеству баллов. Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» - 2, «В» - 1.
Тестирование было проведено среди 26 учащихся в возрасте 8-10 лет. Результаты опроса показали, что большая часть группы в количестве 17 учащихся набрала от 19 до 24 баллов, что относится к среднему уровню общительности; а меньшая часть группы в количестве 9 человек набрала по 14-18 баллов, соответственно, отнесясь к низкому уровню общительности. Результаты диагностики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень развитости коммуникативных навыков по опросу М.И. Рожкова
Уровни
Высокий Средний Низкий
0% 65% 35%
Приведем некоторые ответы на вопросы. На вопрос «часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?» ответ «А» (да) дали 2 обучающихся, ответ «Б» (не всегда) дали 22 обучающихся, а ответ «В» (нет) - 2 обучающихся, что говорит о том, что большинству детей не всегда удается уговорить своих друзей делать все так, как хотят опрашиваемые.
На вопрос «всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?» ответ «А» (да) дали 4 обучающихся, ответ «Б» (не всегда) дали 7 обучающихся, а ответ «В» (нет) дали 15 обучающихся. Большинству опрашиваемых нетрудно просить прощения у своих друзей.
На вопрос «часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?» ответ «А» (да) дали 9 обучающихся, ответ «Б» (не всегда) - 15 обучающихся, а ответ
«В» (нет) - 2 обучающихся, что говорит о том, что большинство детей в решении важных дел не всегда делают все сами.
В целом мы получили средние показатели по результату данного опроса. Ни один учащийся не относится к высокому уровню развитости коммуникативных навыков. Это позволяет нам предположить причины такого результата: возможно, данные показатели являются следствием нашего времени. Во-первых, дистанционное обучение, при котором учащиеся осваивают учебную программу из дома, будучи не в учебном коллективе, классе, следовательно, уровень коммуникации снижается. Во-вторых, первая причина плавно перетекает во вторую - гаджетоза-висимость у нынешних детей. В последнее время общество все больше доверяет гаджетам и даже предоставляет их детям с младенчества. Каждый учащийся начальной школы сейчас имеет свой мобильный телефон, айпад или планшет, с которым они проводят много времени. В-третьих, возможно причиной такого показателя является высокий уровень количества актированных дней в нашей республике. Туда же входят и дни карантина в сезоны высокой заболеваемости в школах, что происходит в течение года при смене сезона, как минимум 2 раза -осенью и весной.
В связи с выявленными проблемами предлагаем как вариант развития коммуникативных навыков реализацию деятельности школьного театра, что является следующей задачей исследования: проведение занятий с помощью комплекса методов и приемов театрализованной педагогики, направленных на коммуникацию.
Итак, деятельность кружка «Айар кут» проводилась на базе городской классической гимназии в 4 «В» классе в рамках учебного курса «Культура народов республики Саха (Якутия)». На занятиях в театральной студии «Айар кут» применялись различные дидактические игры, приемы, способствующие формированию коммуникативных навыков и позволяющие сделать учебный процесс более разнообразным и интересным для учащихся.
После проведения диагностики стало ясно, что у испытуемых недостаточно сформированы такие коммуникативные навыки, как:
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение слышать, слушать и понимать речь собеседника;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- постановка вопросов;
- понимание существования различных точек зрения, принятие их во внимание во время осуществления взаимодействия.
Таким образом, нами были разработаны занятия для решения выявленных проблем во время работы кружка «Айар кут». На реализацию занятий было отведено малое количество часов. Поэтому нами было принято решение развить недостаточно сформированные коммуникативные навыки, перечисленные выше.
Сроки реализации исследовательской работы - 6 недель, 2 часа в неделю. За отведенное количество часов нами был реализован план работы и разработано 6 занятий, из них 2 - диагностика младших школьников; 2 - занятия по программе с учетом цели исследования, 2 - зачетных занятия. План реализации занятий представлен в табл. 2.
театрализованная педагогика; артикуляционные разминки; приемы «Микрофон», «Свеча»; подвижные игры.
В основном на занятиях временное ограничение достигало 45 минут, так как они проводились в рамках учебного курса «Культура народов республики Саха (Якутия)», два раза по 1,5 часа.
1. Занятие на тему «Какими бывают загадки». Цель занятия: познакомить учащихся с понятием загадки и ее видами.
Для нас целью занятия было также знакомство с классом, руководителем кружка и проведение диагностики. Перед каждым занятием педагог проводил артикуляционную гимнастику, что способствовало развитию мышц лица, дикции. В течение занятия нами была проведена дидактическая игра «Чей ряд лучше?». Цель игры: придумать как можно больше загадок на выбранную тему. Для игры педагог делит учащихся на 3 команды (по рядам) и раздаёт темы каждому ряду. Задача школьника - поднять руку и представить свою загадку классу, если он хорошо справился со своей миссией, загадка была понятна, логична, соответствует типу загадок, то педагог добавляет балл команде. В итоге выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Ученики принимали активное участие в работе. Урок прошел в двух этапах: первый -изучение темы урока, второй - проведение диагностики уровня развития коммуникативных навыков.
2. Занятие на тему «Сказки народов Севера». Цель занятия: познакомиться со сказками народов Севера, предварительно ознакомившись с народами, проживающими там, их обычаями, образом жизни [5].
Первая часть занятия была посвящена изучению темы. Педагог вел фронтальную работу, задавались наводящие вопросы и велись обсуждения. Учащиеся активно принимали участие, поднимая руку, охотно шли на контакт и высказывали свои познания в культуре народов севера. Во второй части занятия учащиеся посмотрели мультфильм по мотивам северной сказки. В конце был проведен прием «Микрофон», в ходе которого школьники могли поделиться своими впечатлениями и выразить свое отношение к персонажам, что позволяет донести свои мысли классу на интересующую тему. Мы услышали интересные умозаключения младших школьников, многие желали высказаться. Прием идеально подходит для этапа рефлексии урока.
3. Занятие на тему «Настольные национальные игры народов саха». Цель занятия: дать понятие настольных игр, изучение настольных игр народов саха.
Первая половина урока была посвящена изучению темы, мы дали понятие настольных игр, почему они так называются, вели дискуссию о том, какие игры бывают. На второй половине урока выполнялась творческая работа «Моя спортивная семья», при осуществлении которой учащимся необходимо было нарисовать рисунок своей семьи либо одного из членов семьи, занимающегося любым видом спорта. По выполнении задания желающие выходили к доске, встав перед аудиторией, и рассказывали классу, что они нарисовали. Хотелось бы отметить, что в ходе работы учащиеся хорошо показали свой кругозор, назвали очень много видов спорта, некоторые могли подробно объяснить правила, но возникли некие трудности с выступлением перед публикой, не все учащиеся изъявили желание показать свою работу.
Таблица 2
План реализации занятий студии «Айар кут»
№ Дата проведения Тема Содержание Количество часов
1. 13.03.2023 «Какими бывают загадки». Занятие-знакомство. Диагностика школьников Беседа. Первичное проведение диагностики по выявлению уровня развития коммуникативных навыков. Дидактическая игра «Чей ряд лучше» 45 мин
2. 16.03.2023 «Сказки народов Севера» Изучение темы учебной программы. Налаживание контакта с учащимися. Проведение приема «Микрофон» для вовлечения школьников в тему урока 45 мин
3. 23.03.2023 «Настольные национальные игры народов саха». Введение понятия настольных игр. Знакомство с национальными играми народа саха. Творческая работа «Моя спортивная семья» 45 мин
4. 27.04.2023 «Кукольный театр своими руками» Знакомство с понятием кукольный театр, создание своих кукол из бумаги, групповая работа по составлению своей сказки на северную тематику, выступление перед классом 1.5 часа
5. 30.04.2023 Посещение дворца детского творчества, экскурсия, подвижные игры Экскурсия по ДДТ имени Ф.И. Авдеевой. Знакомство с историей дворца, развитием дополнительного образования в республике. Подвижные игры на выявление лидерских качеств, направленные на коммуникацию в группах. Использование приема «Свеча», направленного на развитие умения высказывать свои впечатления 1.5 часа
6. 03.04.2023 Диагностика Контрольное проведение диагностики по развитию коммуникативных навыков 45 мин
Как видно в табл. 2, все занятия выстроены по принципу последовательности и систематичности.
Первое и последнее занятия проводились с целью проведения диагностики уровня развитости коммуникативных навыков младших школьников. Для получения результатов исследования были использованы следующие методы и приёмы: наблюдение и анализ деятельности детей; беседы; дидактические игры;
4. Занятие на тему «Кукольный театр своими руками». Цель занятия: знакомство с понятием «кукольный театр», создание кукол из бумаги, составление своей сказки на северный лад [5].
Данное занятие прошло насыщенно. В начале мы объяснили детям, что такое кукольный театр, какие бывают куклы, и из чего их делают. Затем рассказали о технике создания кукол из бумаги (куклы на кулачках). Потом педагог разделил
класс на группы (в каждой по 5-6 учащихся) и дал задание придумать свою сказку, распределить обязанности между каждым участником группы и представить свою работу классу. Отметим, что группы были разные, какие-то активно вели дискуссию, распределяли между собой роли, подготавливали задний фон, а у каких-то групп возникли трудности с заданием, им было тяжело распределиться, некоторые дети часто отвлекались. Групповая работа может дать педагогу очень ценную информацию: кто в мини-группах хорошо коммуницирует, может взять лидерскую позицию на себя и принимать активное участие в организации процесса выполнения задания. Продукт работы (самодельные куклы), можете посмотреть в приложении 5. По завершении работы группы выступили со своими сказками, одна группа отличилась и написала сценарий, отдельный учащийся был ответственен за его прочтение, этим они всем очень запомнились. Этот факт может позволить сделать вывод о том, что нужно давать детям время от времени свободу мысли, некоторые учащиеся несут в себе творческий потенциал, который мы, как педагоги, можем раскрыть.
5. Занятие - посещение дворца детского творчества, экскурсия, подвижные игры. Цель занятия: проведение экскурсии по ДДТ имени Ф.И. Авдеевой, знакомство с историей дворца, развитием дополнительного образования в республике.
Данное занятие осуществилось во время школьных каникул, на нем мы с младшими школьниками посетили дворец детского творчества, педагог дополнительного образования посодействовала в проведении экскурсии. Многие школьники посетили дворец впервые, дети вели себя активно, задавали много вопросов. Затем мы провели подвижные игры, направленные на коммуникацию в группах, на выявление лидерских качеств, в конце встречи был использован прием «Свеча». Он направлен на формирование следующих коммуникативных навыков: умение слышать, слушать и понимать речь собеседника; умение согласованно работать в группе; понимание существования различных позиций
Библиографический список
и точек зрения, принятие их во внимание во время осуществления взаимодействия. Младшим школьникам понравилось играть в подвижные игры. Отметим, что класс достаточно слаженный и дружный, умеют найти выход из ситуации и прийти к одному выводу.
6. Занятие - диагностика младших школьников. Была проведена та же методика, что и в начале: анкетный опрос М.И. Рожкова. Школьники продемонстрировали умение сотрудничать, слушать, слышать и понимать речь собеседника.
Проблема исследования раскрывается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [6], где сказано, что формирование знаний, умений и навыков уходит в прошлое, сейчас перед начальными школами стоит новая цель - формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников, где как раз таки, особенно выделяются коммуникативные УУД, а следствием выступают и коммуникативные навыки школьников, которые включают в себя такие умения, как слушать, слышать и понимать речь собеседника, грамотно распределять роли и согласованно выполнять их во время взаимодействия, проявлять уважение к собеседнику. Когда мы говорим о формировании коммуникативных навыков, то, помимо школьного обучения, подразумеваем кружки дополнительного образования. В рамках театральной студии «Айар кут» можно создать все условия для наиболее эффективного развития коммуникации детей, таких умений, как грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также чётко и лаконично аргументировать свою точку зрения.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что в целом полученные данные показали, что уровень развитости коммуникативных навыков изменился в лучшую сторону. Это говорит об эффективности разработанных нами занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
1. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие. Составитель Ю.Б. Гиппенрей-тер. Москва: АСТ, 2008.
2. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов. Москва: Академия, 1996.
3. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. Вопросы психологии. 2010; № 2: 149-153.
4. Рожков М.И. Диагностика общения и общительности младших школьников. Available at: https://infourok.ru/diagnostika-obsheniya-i-obshitelnosti-mladshih-shkolnikov-5478797.html
5. Иванова А.В., Чиряев А.Н. Творческая самореализация обучающихся национальной гимназии через воспитательную деятельность. Современное образование: традиции и инновации. 2021; № 2: 32-35.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/922
References
1. Vygotskij L.S. Pamyat' i ee razvitie v detskom vozraste. Hrestomatiya po obschejpsihologii. Psihologiya pamyati: uchebnoe posobie. Sostavitel' Yu.B. Gippenrejter. Moskva: AST, 2008.
2. Bezrukih M.M. Rebenokidet v shkolu. Znaete li vy svoego uchenika: posobie dlya studentov pedinstitutov. Moskva: Akademiya, 1996.
3. Bulygina L.N. O formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti shkol'nikov. Voprosypsihologii. 2010; № 2: 149-153.
4. Rozhkov M.I. Diagnostika obscheniya i obschitel'nosti mladshih shkol'nikov. Available at: https://infourok.ru/diagnostika-obsheniya-i-obshitelnosti-mladshih-shkolnikov-5478797. html
5. Ivanova A.V., Chiryaev A.N. Tvorcheskaya samorealizaciya obuchayuschihsya nacional'noj gimnazii cherez vospitatel'nuyu deyatel'nost'. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2021; № 2: 32-35.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/922
Статья поступила в редакцию 21.05.23
УДК 378.1
Mashkova N.A., teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MAINTAINING MOTIVATION WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A MIXED ABILITY CLASS. The article studies a current issue of maintaining a high level of students' motivation when teaching a foreign language in a non-linguistic university. The article studies theoretical aspects related to the formation of intrinsic and extrinsic motivation among students. The paper also analyses factors that may promote or, on the contrary, prevent learners from forming sustainable learning involvement and achieving academic success. The main part of the study reflects the generalized practical experience of applying a differentiated approach to motivating students with high and low levels of knowledge. Techniques that facilitate maintenance of high motivation within a mixed-ability group are compared separately. The research materials allow to conclude that a teacher can effectively motivate students with various levels of language proficiency, relying on a deeper understanding of the underlying motives and implementing the proposed recommendations.
Key words: motivation, intrinsic motivation, extrinsic motivation, involvement, teaching a foreign language
Н.А. Машкова, преп., Департамент английского языка и деловой коммуникации Финансового университета при правительстве РФ, г. Москва,
E-mail: [email protected]
СОХРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОУРОВНЕВОЙ ГРУППЕ
Данная статья посвящена актуальной проблеме поддержания высокого уровня мотивации учащихся при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. В статье рассматриваются теоретические аспекты, связанные с формированием внутренней и внешней мотивации у студентов. Также в работе анализируются факторы, которые содействуют и препятствуют формированию устойчивой вовлечённости обучающихся в учебный процесс. Основная часть