Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ / ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ригина С. В.

Статья знакомит читателя с проблемой постижения школьниками мира художественного творчества. Предлагаемые формы организации занятий, методы и приемы помогут педагогу научить младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли, сформировать у них такие качества, как уверенность в себе, самостоятельность, раскрепощенность во время публичных выступлений, креативность, толерантность, а также навыки рефлексивно-оценочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»

восприятия музыкальных произведений помогает им более уверенно, свободно и грамотно составлять высказывания, допускать меньше речевых ошибок.

О результативности такой работы свидетельствуют и итоги проведенных нами диагностических исследований уровня развития связной речи учащихся в 1-м и 3-м классах. Сравнительный анализ входной и промежуточной диагностики позволяет сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативно-речевых умений учащихся вырос. Они приобретают умения анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в ее условиях, планировать, самостоятельно составлять речевое высказывание и корректировать его.

Речь детей становится более грамотной, образной, эмоциональной, меньше времени уходит на подбор нужных и бо-

лее точных слов, более яркими делаются предложения, то есть повышается уровень развития связной речи учащихся. Эффект этой работы проявляется как в непосредственном речевом совершенствовании детей, так и в существенном повышении уровня развития их познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Воробьева, В. И. Сочинения по картинам в начальных классах / В. И. Воробьева, С. К. Тивикова. — Тула : Родничок ; М. : Астрель, 2002.

2. Сперанская, Г. Л. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи / Г. Л. Сперанская, И. А. Ледник. — СПб. : Речь, 2007.

3. Фокина, С. Л. Беседы о музыке / С. Л. Фокина // Начальная школа. — 1990. — № 10.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

С. В. РИГИНА,

учитель начальных классов

лицея № 165 им. 65-летия ГАЗа Н. Новгорода

Статья знакомит читателя с проблемой постижения школьниками мира художественного творчества. Предлагаемые формы организации занятий, методы и приемы помогут педагогу научить младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли, сформировать у них такие качества, как уверенность в себе, самостоятельность, раскрепощенность во время публичных выступлений, креативность, толерантность, а также навыки рефлексивно-оценочной деятельности.

168

И. Г. ГРИНБЕРГ. Сочинения на основе восприятия.

Образовательная система: теория и практика

Ключевые слова: развитие речи учащихся, программа театральной студии, социализация личности учащихся, социальный проект, коммуникативная компетенция, выразительность речи, синтез искусств, ситуация успеха

Необходимо влиять на молодое поколение искусствами трех родов: посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма.

Аристотель

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу?

Мы считаем, что ввести школьников в мир литературы помогают занятия во внеурочное время в театральной студии. Они способствуют работе над текстом литературного произведения, формированию литературных представлений, обогащению духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязи всех видов речевой деятельности.

Кроме того, благодаря этим занятиям, развиваются личность ребенка, его память, формируются интеллект и уровень общей культуры, представление о многообразии мировой и отечественной литературы, совершенствуются навыки чтения.

В лицее № 165 на базе начальной школы в течение пяти лет существует театр-студия «Маленькая страна». За это время подготовлены к постановке и представлены на суд зрителей 10 спектаклей, посвященных вечным темам: дружбе, взаимовыручке, щедрости и другим. Трудно переоценить влияние данных постановок на формирование личности учащихся начальной школы.

Целями создания театральной студии явились социализация личности учащихся, их эмоционально-эстетическое развитие. В ходе работы дети приобщаются к театральной культуре, знакомятся с разными видами театра; создаются условия для развития природных способностей учащихся, их речи, для совместной театральной деятельности детей и взрослых.

Программа реализуется в три этапа. Первый этап (1-е классы) — мотивацион-но-ориентировочный. На данном этапе педагогу необходимо заинтересовать учащихся новым видом деятельности, ее результатом, нацелить их на участие в творческом процессе.

Школьники изучают разновидности кукольных театров (настольный, пальчиковый, перчаточный), посещают и обсуждают детские спектакли нижегородских театров, работают в творческой мастерской по изготовлению театральных кукол. За первый год обучения было поставлено три спектакля: «Ку-ка-ре-ку!», «Колобок», «Новогодняя сказка».

Второй этап (2—3-е классы) — операционально-исполнительный. На этом этапе учащиеся знакомятся с театром теней (на базе японского театра), с принципом управления тростевыми куклами, а также с драматическим театром. Продолжает работать творческая мастерская, но на новом уровне сложности: юные мастера создают тростевых кукол, эскизы костюмов и декораций. Затем при участии родителей изготавливают костюмы и декорации. Итог работы на этом этапе — постановка пяти спектаклей по сценариям, написанным детьми в соавторстве с родителями и педагогами: «Зай-кин праздник», «Репка», «Жадина», «Сказка о глупом мышонке», «Петрушка-помощник».

Третий этап (4-е классы) — рефлексивно-оценочный — помогает детям в процессе самопознания. Ребята теперь не просто исполнители, направляемые волей педагога, — они активно выражают себя в творчестве: импровизации, сочинении

и разработке индивидуальных и групповых этюдов, написании сценариев. Параллельно творческая мастерская осваивает изготовление кукол-марионеток, ростовых кукол, атрибутики для спектаклей, подготовку фонограмм.

Спектакли (за год их поставлено два — «Красная Шапочка» и «Конфетный сон») становятся более сложными с точки зрения драматургии и сценографии, их герои обладают многоплановыми характеристиками, театральные постановки отличаются более трудными для разработки мизансценами, в них действуют сложные в управлении куклы.

В рамках социального проекта юные артисты студии «Маленькая страна» посетили МДОУ Автозаводского района и порадовали своим творчеством зрителей-дошкольников.

В ходе работы над данным проектом ученики приобрели опыт взаимодействия с другими людьми в процессе решения коммуникативных задач, научились высказывать свое мнение и воспринимать точку зрения другого человека, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Учащиеся овладели умениями и навыками в области декоративно-прикладного творчества, что значительно обогатило опыт их творческой деятельности.

В процессе работы над сценариями и постановками были созданы условия для развития речи учащихся, — а это одна из проблем, стоящих перед современной школой. Важно начинать подобную работу уже в начальных классах, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью. Хорошее знание родного языка — ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

Применение детьми разнообразных речевых средств выразительности — важнейшее условие их интеллектуального, речевого и художественного развития.

Речь юного артиста должна быть естественной и яркой, захватывающей и удерживающей внимание зала, должна включать элементы импровизации. Следовательно, возникает потребность в систематической работе над речью выступающих со сцены детей. Особое внимание на занятиях уделяется заданиям ситуативно-ролевого характера (играм, тренингам), направленным на освоение детьми коммуникативной, языковой и речевой компетенций.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Применение детьми разнообразных речевых средств выразительности — важнейшее условие их интеллектуального, речевого и художественного развития.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и предполагает использование вербальных (интонация, лексика и синтаксис) и невербальных (мимика, жесты, поза) средств. Для развития выразительности речи на занятиях создаются такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь посторонних слушателей.

Театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, тем самым способствует развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Работая с художественными произведениями, дети учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С интеллектуальным развитием тесно связано развитие речи: активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия в театральной студии способствуют развитию:

3 речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции на материале скороговорок и стихов;

3 умения пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, восхищение и т. п.), находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом, подбирать рифмы к заданным словам, строить диалог между героями разных сказок, самостоятельно выбирая партнера;

3 умения рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять коллективную сказку;

3 наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;

3 способности верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), импровизировать на темы знакомых сказок, сочинять этюды по сказкам и на заданную тему.

Известно, что младшим школьникам свойственен «наивный реализм» — полное отождествление литературы и жизни, непонимание условного мира искусства. Они с интересом читают, говорят о собственных переживаниях по поводу прочитанного, но не видят автора, его отношения к героям, событиям.

Вместе с тем, образная сила художественного слова, воспринимаемая при чтении далеко не всегда и не всеми в должной мере, на сцене, благодаря звучащему слову и действию актера, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью.

Театральная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения, ведь каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть смысл,

_ Образовательная система: теория и практика

значение, цель простейших действий человека. Актер играет на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает... В словах на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев. Чем содержательнее пьеса, богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты исполнителями их характеры, тем больше мы узнаем о жизни, тем полнее становится наше представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Мы начинаем лучше понимать смысл отдельных действий людей в жизни, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать поступки окружающих и свои. Полноценно воспринимая искусство, дети вместе с персонажами и автором произведения проживают их судьбы, насыщая память бесценным эмоциональным духовным опытом, который непосредственно влияет на сферу чувств, определяя направленность формирующейся личности, ее самовосприятие, жизненные установки, ценностные ориентации.

Театр помогает легче, ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса ребенка. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитый спектакль помогает им определить отношение к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть не похожими на отрицательных.

Увиденное и, самое главное, исполненное школьниками в театре расширяет их кругозор и надолго остается в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами и родителями, что способствует развитию речи и умения выражать чувства.

Театральная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения, ведь каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность.

Сила непосредственного эмоционального воздействия театра во многом связана с синтетическим характером данного искусства, в котором, по словам В. Г. Белинского, «могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия...»*. Благодаря такому синтезу, во-первых, усиливается воздействие спектакля на зрителя, во-вторых, каждое из искусств, входящее в этот союз, приобретает новые, дополнительные средства выразительности.

Театр — одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Идеи и образы в этом виде искусства раскрываются в действиях живого человека, актера, непосредственно, в самый момент творчества, воздействующего на зрителя.

Во время подготовки каждого спектакля в классе царит неповторимая творческая атмосфера, способствующая всестороннему развитию личности ребенка, его социализации и личностному росту. Дети раскрепощаются, приобретают прочный навык публичных выступлений. Отметим, что и родители относятся к деятельности нашей театральной студии с живым интересом, принимают непосредственное участие в изготовлении реквизита — декораций, кукол, костюмов.

Деятельность театра-студии «Маленькая страна» направлена прежде всего на формирование у учащихся эмоционально-чувственного отношения к действительности, ощущения значимости и полезности собственной деятельности, на создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Таким образом, деятельность театра-студии «Маленькая страна» направлена прежде всего на формирование у учащихся эмоционально-чувственного отношения к действительности, ощущения значимости и полезности собственной деятельности, на создание ситуации успеха для каждого ребенка. Это, в свою очередь, способствует формированию у детей уверенности в себе, самостоятельности, раскрепощенности во время публичных выступлений, навыков рефлексивно-оценочной деятельности.

Не секрет, что проблема утраты интереса к учебе, отсутствия познавательной мотивации значительно «помолодела». Уже не 9—10-классники, а 5-клас-сники нехотя идут в школу, глаза их потухли, и «очарованы» они исключительно улицей, примитивными мультиками, комиксами, к чему добавляются отчуждение и холодность в отношениях с учителями и родителями. Грустно, не правда ли? Но пока дети хотят играть, этого не случится. «Маленькая страна» ждет их: здесь они герои, творцы, созидатели. Они решают посильные задачи и обретают уверенность в себе, учатся правильно и красиво говорить на родном языке, общаются с единомышленниками в стенах любимой школы, под опекой родителей и педагогов.

Таким образом, уже в начальной школе закладывается фундамент для полного и всестороннего изучения предметов гуманитарного цикла. Дети учатся чувствовать слово, мыслить образами, проникать в мир произведений искусства, примерять на себя жизненный опыт литературных героев.

* Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 1. М. : Изд-во АН СССР, 1953. С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.