Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ПРАВА'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
диалоговое обучение / коммуникативной технологии / коммуникативные компетенции / функциональная грамотность / уроки права / dialogue learning / communication technologies / communication competencies / functional literacy / law lessons

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратов В. М.

В статье раскрываются теоретические основы диалогового обучения, его преимущества для развития коммуникативных компетенций и формирования функциональной грамотности учащихся. Представлены практические примеры использования диалогового обучения на уроках права: дискуссии, беседа, дебаты, ролевые игры, проектная деятельность и т.д. Статья представляет интерес для учителей права, методистов, а также для всех, кто интересуется вопросами развития коммуникативных компетенций и формирования функциональной грамотности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES VIA DIALOGUE LEARNING: EXPERIENCE OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY IN LAW LESSONS

The article reveals the theoretical foundations of dialogue learning, its advantages for developing communicative competencies and forming functional literacy of students. Practical examples of using dialogue learning in law lessons are presented: discussions, conversations, debates, role-playing games, project activities, etc. The article is of interest to law teachers, methodologists, as well as to all those interested in the development of communicative competencies and the formation of functional literacy of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ПРАВА»

УДК 37

Кондратов В.М.

студент

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ПРАВА

Аннотация: в статье раскрываются теоретические основы диалогового обучения, его преимущества для развития коммуникативных компетенций и формирования функциональной грамотности учащихся. Представлены практические примеры использования диалогового обучения на уроках права: дискуссии, беседа, дебаты, ролевые игры, проектная деятельность и т.д. Статья представляет интерес для учителей права, методистов, а также для всех, кто интересуется вопросами развития коммуникативных компетенций и формирования функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: диалоговое обучение, коммуникативной технологии, коммуникативные компетенции, функциональная грамотность, уроки права.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современном образовательном процессе требует применения инновационных подходов и новаторских методов с целью повышения его эффективности. Это может достигаться через развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, которые способствуют полноценной интеграции личности в широкомасштабные социальные процессы.

Современные требования к обучению гуманитарным предметам включают использование коммуникативных образовательных технологий. Они способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, что

позволяет развивать навыки критического мышления. Важным аспектом становится умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основе полученной информации1.

Помимо этого, современные образовательные технологии ориентированы на развитие творческого мышления. Они способствуют формированию у учащихся различных компетенций, в том числе и коммуникативных. Все это помогает подготовить учащихся к глобальным вызовам современного общества, где грамотность и аналитические навыки являются ключевыми факторами успеха.

Что же такое коммуникативные компетенции? Коммуникативная компетенция — это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Примеры умений, которые можно развить у учащихся:

• вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности,

• поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения (жесты, мимика),

• слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению,

• высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение,

• грамотно разрешать конфликты в общении,

• стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости своё речевое поведение и корректно завершать ситуацию общения.2

Развитию этих умений могут способствовать коммуникативные технологии, которые включают в себя различные элементы: практическую направленность обучения в школах, коммуникативную и лингвистическую основу процесса обучения, комплексную организацию учебного материала,

дифференцированный подход к обучению и общую интенсификацию процесса обучения3.

Коммуникативный метод обучения основывается на пяти ключевых принципах: принципе вовлечения речи и мышления, принципе индивидуализации с акцентом на личностный аспект, принципе функциональности, принципе ситуативности и принципе новизны. Суть обучения, основанного на коммуникативных образовательных технологиях, заключается в создании условий, способствующих активному познавательному взаимодействию учащихся и развитию их функциональной грамотности. Основная идея заключается в развитии способности учеников активно участвовать в процессе обучения в качестве активных агентов, работать сообща и демонстрировать свои коммуникативные навыки. Следовательно, коммуникативные технологии используются в общеобразовательных школах для развития функциональной грамотности учащихся и стимулирования их учебной и познавательной деятельности.4

Коммуникативные технологии зачастую являются интерактивными. В частности, к ним можно отнести учебные дискуссии, «круглые столы», учебные конференции, которые предполагают познавательную деятельность обучающихся, связанную с активным обменом мнениями и суждениями по определенной проблеме. Выбор формы практического занятия зависит от особенностей изучаемого материала, степени его проблемности5.

При этом необходимо понимать, что дискуссия - это управляемый педагогом процесс, только в этом случае, возможно поддерживать отношения доброжелательности и чувство психологической безопасности ее участников. Учащиеся осваивают также роль организаторов и ведущих в различных видах дискуссионных занятий. В качестве примера можно привести следующие практические занятия: круглый стол по теме: «Правовое государство и гражданское общество», учебная конференция по теме: «Структура органов государственной власти Российской Федерации», семинар проблематизация по теме: «Антикоррупционная деятельность».

Диалоговое обучение можно разделить на два этапа:

Этап 1: Постановка учебной проблемы.

На этом этапе основное внимание уделяется определению темы урока и его проблемы. Для вовлечения учеников используются:

• стимулирование с помощью диалога в проблемной ситуации.

• подводящий диалог: направляет беседу

• объявление темы урока с использованием мотивирующей техники: представление темы урока в привлекательной манере, например, с помощью наводящих на размышления вопросов, анекдотов или мультимедийных материалов.

Этап 2: Поиск решения (формирование и усвоения новых знаний).

На этом этапе акцент делается на поиске решений и содействии усвоению новых знаний. Обычно используются следующие методы ведения диалога:

• диалог, побуждающий к выдвижению гипотез: побуждение учащихся выдвигать гипотезы, делать прогнозы и изучать потенциальные решения рассматриваемой проблемы. Этот диалог способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем.

• диалог, который приводит к знаниям, формулированию выводов и доказательств: вовлечение студентов в диалог, который позволяет им делать выводы, представлять доказательства и поддерживать свои идеи. Этот процесс позволяет учащимся принимать активное участие в уроке, при этом знания приобретаются посредством диалога как с учителем, так и с одноклассниками6.

Диалоговое обучение может быть реализовано через использование метода конкретных ситуаций (Case-study). Этот метод включает в себя специально подготовленные материалы в виде конкретных смоделированных ситуаций, разрешить которые можно в порядке обсуждения или дискуссии. Получив в письменном виде пример правовой ситуации, ученики сначала изучают и обсуждают его в группе, предлагают вариант решения, а затем обсуждают в аудитории совместно с учителем7. Такая учебная ситуация должна

готовиться специально с учетом конкретных целей и задач занятия и содержания обучения.

Достоинством метода практических ситуаций является то, что у учеников наряду с формированием знаний и практических умений, могут развиваться и коммуникативные умения.

Беседа - это динамичный обмен идеями и информацией между двумя или более людьми. Он служит методом диалогического обучения, способствуя вовлеченности, пониманию и исследованию различных точек зрения.

В беседе ученики имеют возможность поделиться своими мыслями, активно слушать других и участвовать в содержательном обмене мнениями. Это совместный процесс, который поощряет взаимное уважение, непредубежденность и поиск новых идей. Посредством беседы учащиеся могут развивать свои коммуникативные навыки, способности к критическому мышлению и расширять свою базу знаний.

Существуют три типа беседы:

1) Беседа-дебаты, характеризующиеся существенными различиями во мнениях, когда каждый человек приходит к своему собственному решению. Обычно используются такие выражения, как "Да, это так!" и "Нет, не так!"

2) Кумулятивные беседы, в которых каждый участник принимает и соглашается с точками зрения, выраженными другими, способствуя обмену знаниями.

3) Ознакомительные беседы, в которых все участники предоставляют соответствующую информацию, и идеи каждого человека считаются ценными, но подлежат тщательной оценке. Участники задают вопросы друг другу, обосновывая всю предоставленную информацию и коллективно стремясь к консенсусу.

Следовательно, диалогическое обучение реализуется с помощью нескольких форм работы, включая коллективные усилия, сотрудничество в паре и групповые занятия.

Во время самостоятельной работы любой ученик может обратиться за помощью к своему партнеру по парте или к кому-то, кто уже выполнил задание. Однако вместо того, чтобы получать готовый ответ, они участвуют в совместном решении проблем, коллективно исследуя различные пути для достижения решения. Дискуссия между двумя учениками может расшириться до включения третьего участника или перерасти в обсуждение в небольшой группе.

Стратегии, используемые в диалогическом обучении, включают:

1) Стратегия "Консультанта", которая предполагает целенаправленное разделение группы. Ученики, которые впоследствии могут выступать в качестве консультантов в других группах, группируются вместе. Каждая группа получает задание, и после его выполнения консультант выслушивает ответы. Они могут задавать уточняющие вопросы любому члену группы. Если возникают какие-либо спорные вопросы, они решаются совместно. Эксперт оценивает работу группы в ходе всестороннего анализа выполнения задач всеми группами.

2) "Работа в уголке": каждой группе дается конкретная тема для обсуждения, например, "Права ребенка". Используя листы формата А1 или А2, в установленные сроки и после общего обсуждения они пишут свою версию ответа в любом формате, который они выбирают. Каждая группа работает с маркерами определенного цвета. Плакат передается из группы в группу. Учащиеся изучают письменную информацию и используют свои цветные маркеры для добавления, комментирования и пометок по любым спорным моментам. Работа продолжается до тех пор, пока плакат не вернется в первоначальную группу. Каждая группа проверяет все, что было добавлено, коллективно отвечает на любые спорные вопросы, которые были отмечены. Во время защиты своей работы они оценивают внесенные дополнения, указывают на свое согласие или несогласие и обосновывают свою позицию.

3) "Интервью": задаются подготовленные вопросы, либо те, которые были подготовлены дома, либо в течение определенного периода времени.

Собеседование может проводиться в парах или путем выбора одного человека из группы для собеседования с кем-либо из другой группы. Те, кто сидит в аудитории, также могут участвовать, представляя себя представителями.

4) "Эксперт": перед началом работы учитель назначает "экспертов", которые будут оценивать работу группы. Определяется их уровень знаний по заданной теме, и материал обобщается, что приводит к выводам. Также определено, что должно быть включено в работу группы. Каждая группа завершает свою работу, а затем к ним присоединяется "эксперт", чтобы услышать их версию. По истечении назначенного срока эксперты переходят в другую группу. В итоге, каждая группа получит обратную связь от 3-4 экспертов. После завершения работы каждая группа защищает свою версию.

Диалоговое обучение представляет собой эффективный метод развития коммуникативных компетенций и формирования функциональной грамотности на уроках права. Этот подход, разделённый на этапы постановки целей и поиска решений, активно вовлекает учеников в процесс обучения, делая их центральной фигурой учебного процесса. На первом этапе, через постановку вопросов и создание мотивационных ситуаций, стимулируется диалог и активное участие учащихся. Второй этап способствует приобретению новых знаний и развитию навыков аргументации и критического мышления через активное участие в диалогах и обсуждениях.

Использование диалогового обучения на уроках права позволяет создать интерактивную образовательную среду, где ученики развивают свои коммуникативные способности, учатся аргументировать свои позиции и решать юридические задачи. Это не только повышает их функциональную грамотность, но и готовит их к эффективному взаимодействию в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. Таким образом, диалоговое обучение является ключевым инструментом в современном образовательном процессе, способствующим всестороннему развитию учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 11;

2. Асхадуллина Н. Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. С. 25;

3. Афанасьева С. Г., Ерофеева О. Ю., Панарина Л. Ю. Информационно-образовательная среда по формированию и оценке развития функциональной грамотности // МНИЖ. 2020. №10-2 (100). С. 9;

4. Долгова М. Н. Диалоговое обучение учащихся в начальной школе // Педагогическая наука и практика. 2021. №4 (34). С. 75. [7] Мануйлова Л. М., Максимов А. С. Формирование правовой грамотности подростков как педагогическая проблема // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. №3. С. 99;

5. Кузнецова А.Н., Собянин Ф.И. Технические компоненты формирования коммуникативной компетенции в читательской грамотности посредством диалогового обучения// Современные проблемы науки и образования. -2021.-№4., URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30975 (дата обращения: 16.05.2024);

6. Мавлянова А. А. Интенсивные технологии диалогового обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности // Обществознание и социальная психология. 2022. № 6(36). С. 34;

7. Ткаченко Т. А. «Формирование навыков общения и этических представлений у детей». М., «Книголюб». - 2005. - С.56;

8. Щуринова И. А., Белянкова Е. И. Интерактивные формы занятий по методике преподавания социальных дисциплин // Проектирование и реализация

образовательного процесса на основе: материалы конференции ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 393

Kondratov V.M.

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

(Tula, Russia)

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES VIA DIALOGUE LEARNING: EXPERIENCE OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY IN LAW LESSONS

Abstract: the article reveals the theoretical foundations of dialogue learning, its advantages for developing communicative competencies and forming functional literacy of students. Practical examples of using dialogue learning in law lessons are presented: discussions, conversations, debates, role-playing games, project activities, etc. The article is of interest to law teachers, methodologists, as well as to all those interested in the development of communicative competencies and the formation offunctional literacy of students.

Keywords: dialogue learning, communication technologies, communication competencies, functional literacy, law lessons.

1 Асхадуллина Н. Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. С. 25;

2 Кузнецова А.Н., Собянин Ф.И. Технические компоненты формирования коммуникативной компетенции в читательской грамотности посредством диалогового обучения// Современные проблемы науки и образования. -2021.-№4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30975;

3 Афанасьева С. Г., Ерофеева О. Ю., Панарина Л. Ю. Информационно-образовательная среда по формированию и оценке развития функциональной грамотности // МНИЖ. 2020. №10-2 (100). С. 9;

4 Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 11;

5 Шуринова И. А., Белянкова Е. И. Интерактивные формы занятий по методике преподавания социальных дисциплин // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО : материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 22-23 марта 2016 го;

6 Долгова М. Н. Диалоговое обучение учащихся в начальной школе // Педагогическая наука и практика. 2021. №4 (34). С. 75;

7 Мануйлова Л. М., Максимов А. С. Формирование правовой грамотности подростков как педагогическая проблема // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. №3. С. 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.