Общее образование
УДК 37.03
Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы в дистанционном режиме обучения
Formation of global competencies of primary schoolchildren in distance learning
Арябкина И.В., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновский государственный университет, [email protected]
Алферьева-Термсикос В.Б., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», [email protected]
Ariabkina I., Ulyanovsk state pedagogical University the name of I.N. Ulyanov, Ulyanovsk state University, ar_irina@rambler. ru
Alfer'yeva-Termsikos V., Ulyanovsk state pedagogical University the name of I.N. Ulyanov, valerya.alferjeva@yandex. com
DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.023
Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальные компетенции, младшие школьники, социокультурное развитие в начальной школе, дистанционное обучение, виртуальная доска, виртуальные музеи, кросс-культурный метод, электронная библиотека, эвристическая беседа, проблемная беседа, тренинг, метод case-study.
Keywords: functional literacy, global competencies, primary schoolchildren, sociocultural development in primary school, distance learning, virtual board, virtual museums, cross-cultural method, electronic library, heuristic conversation, problematic conversation, training, case-study method.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью реализации приоритетных стратегий модернизации современного начального образования, одной из основных задач которого является создание условий для подготовки подрастающего поколения к взаимодействию в многокультурном мире в условиях глобализации, что составляет содержание такой составляющей функциональной грамотности, как «глобальные компетенции». Младший школьный возраст является сензитивным периодом социальной адаптации ребёнка, в связи с чем на этапе начального общего образования его необходимо знакомить с особенностями многокультурного мира; научить взаимодействовать с людьми других национальностей; оценивать и анализировать вопросы, касающиеся развития региона и страны; формировать способность воспринимать и принимать особенности культуры разных народов. В связи с тем, что информационное пространство сети Интернет является одним из эффективных способов межкультурного взаимодействия, данные компетенции могут быть сформированы с помощью современных технологий, программного обеспечения и сервисов в дистанционном режиме обучения. Авторами охарактеризованы организационные формы онлайн-занятий, педагогические методы и виртуальные дидактические средства, способствующие формированию глобальных компетенций учащихся начальной школы.
Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to implement priority strategies for the modernization of modern primary education, one of the main tasks of which is to create conditions for preparing the younger generation for interaction in a multicultural world in the context of globalization, which is the content of such a component of functional literacy as «global competencies». Primary school age is a sensitive period of social adaptation of the child, and therefore, at the stage ofprimary general education, it is necessary to familiarize him with the features of a multicultural world; learn to interact with people of other nationalities; evaluate and analyze issues related to the development of the region and the country; to form the ability to perceive and accept the peculiarities of the culture of different peoples. Due to the fact that the information environment of the Internet is one of the effective
ways of intercultural interaction, these competencies can be formed using modern technologies, software and services in distance learning. The authors characterized the organizational forms of online classes, pedagogical methods and virtual didactic tools that contribute to the formation of global competencies of primary schoolchildren.
Введение. Стратегия развития современного начального образования во многом определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения к условиям организации учебно-воспитательного процесса и результатам реализации программы, среди которых знаковым показателем качества обучения является наличие функциональной грамотности. Данная совокупность
метапредметных умений как показатель личностного развития ребёнка характеризуется способностью использовать полученные в школе теоретические знания на практике в жизненных ситуациях. С учётом реализации такого требования ФГОС НОО, как организация электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) и использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе, формирование функциональной грамотности целесообразно осуществлять, в том числе, и в дистанционном режиме обучения. Онлайн -занятия за счёт визуальной наглядности и демонстрации материала одновременно в нескольких режимах (текстовом,
мультимедийном и аудио) облегчают процесс восприятия новой информации в младшем школьном возрасте.
Методисты выделяют следующие виды функциональной грамотности (ФГ) в начальной школе: читательская ФГ, математическая ФГ, естественнонаучная ФГ, коммуникативная ФГ, финансовая ФГ, креативное мышление, а также глобальные компетенции. Практически все перечисленные составляющие функциональной грамотности представляют собой совокупность универсальных учебных действий, формирование которых возможно в рамках таких предметов как математика (математическая, естественнонаучная и финансовая ФГ), литературное чтение (читательская и коммуникативная ФГ), окружающий мир (естественнонаучная ФГ), изобразительное искусство и технология (креативное мышление). Исключение составляют «глобальные компетенции», сущностная характеристика которых не подходит под условия урочной деятельности и традиционных предметных занятий, в связи с чем наибольшей эффективностью обладает внеурочная деятельность в рамках дистанционного режима обучения. Глобальные компетенции младших школьников представляют собой такие личностные установки и навыки взаимодействия
с окружающими, которые позволяют ребёнку целостно воспринимать многокультурную картину мира, т.е. участвовать в диалоге с представителями других культур и воспринимать их позицию.
Таким образом, для современной системы начального общего образования характерно наличие противоречия между необходимостью организации дистанционных занятий, способствующих формированию глобальных компетенций младших школьников, и реальной педагогической практикой, не обеспеченной достаточным количеством методических разработок, включающих комплекс методико-технологических подходов (содержание, методы, материальная база и т.п.).
Целью данной статьи является научное обоснование использования дистанционных технологий для формирования такой составляющей функциональной грамотности учащихся начальной школы, как «глобальные компетенции».
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: проанализировать сущность понятия «глобальные компетенции» младшего школьника; охарактеризовать формы и методы организации дистанционных занятий, способствующих формированию
рассматриваемой педагогической категории.
Методология исследования.
Методологическую основу исследования составили социокультурный и системно -деятельностный подходы.
Социокультурный подход позволил рассмотреть проблему формирования глобальных компетенций младшего школьника в контексте единства культуры и социализации, т.е. воспитания личности, готовой к участию в диалоге с представителями различных культур. В соответствии с данным подходом начальная школа рассматривается как фундаментальная социокультурная база социального воспитания и развития детей. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса, направленной на решение задач воспитания и социализации, и одной из форм организации свободного времени учащихся. Младший школьный возраст - период активной социальной адаптации растущего человека, его личностного развития. В процессе
взаимодействия с миром и людьми осуществляется реализация важных потребностей ребёнка, среди которых потребность в культурном познании окружающего мира. Таким образом, начальная школа является важным этапом социокультурного развития ребёнка в процессе образования.
Системно-деятельностный подход позволил выделить составляющие глобальных
компетенций младшего школьника умения и навыки, рассмотреть способы организации деятельности (методы и формы) учащихся в дистанционном режиме обучения.
Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных учёных, посвящённые формированию функциональной грамотности на ступени начального общего образования
Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: контент-анализ психолого-
педагогической и методической литературы, анализ, синтез, классификация педагогических характеристик и понятий, абстрагирование, обобщение.
Обзор литературы. В научной литературе представлены различные трактовки термина «глобальные компетенции». Необходимо отметить, что название данного компонента функциональной грамотности изначально взято из международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA -«global competence» - буквально переводится как «глобальная компетентность», однако в русскоязычных исследованиях используется синонимичный термин «глобальные
компетенции».
А.Е. Бородина, анализируя предпосылки ФГ детей дошкольного возраста, считает, что суть данных компетенций заключается в желании ребёнка успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, на основании которого формируется умение строить эффективные социальные отношения [3, с.531]. Ю.В. Устюгова считает, что в дошкольном возрасте предпосылкой для развития глобальных компетенций в младшем школьном возрасте является формирование коммуникативных способностей ребёнка [12, с.25].
О.О. Королькова рассматривает глобальные компетенции младшего школьника как метапредметный результат курса ОРКСЭ, который проявляется в оценке идей представителей различных конфессий, направленных на решение важных социальных проблем [7, с.117].
B.Н. Лесев, Р.А. Валеева перечисляют ключевые области, изучение которых необходимо для формирования глобальных компетенций: культура и межкультурные отношения, языки, искусство, традиции и нормы представителей различных национальностей [8, с.52].
Т.А. Иванычева в качестве ключевых характеристик глобальных компетенций указывает способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения [4, с.24]. Н.Н. Асхадуллина, Д.Р. Вильданова дополняют данные характеристики таким личностным качеством, как ценностное восприятие проблем людей другой культуры, а также способность к созданию условий для коллективного благополучия в мире новых технологий [1, с .16].
Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова подчёркивают, что глобальная компетентность, как базовое формирование личности, является многомерной целью обучения на протяжении всей жизни [6, с.114]. Авторы делают вывод, что показателем сформированности рассматриваемого компонента ФГ на этапе обучения в школе является готовность личности к переработке и получению новой информации о мире, исходя из которой выстраиваются дальнейшие коммуникации в поликультурном социуме.
Л.Б. Романюк отмечает, что данный вид ФГ представляет собой готовность в условиях глобализации жить в обществе, состоящем из представителей различных культур [11, с.25]. Данное определение расширено в научной статье С.В. Кирдянкиной, где глобальные компетенции описываются как способ решения проблем, связанных с глобализацией [5, с.90]. О.Г. Масленникова, Т.А. Костюкова добавляют, что ключевым умением, составляющим данные компетенции, является способность
интегрироваться в межкультурную среду [10, с.121].
C.И. Чипурных, ссылаясь на декларированные в докладе PISA-2018 цели формирования глобальных компетенций, отмечает, что, помимо заинтересованности ребёнка в глобальных тенденциях развития общества и способности к взаимодействию с представителями различных культур, рассматриваемый компонент ФГ также включает информационную компетентность, т.е. способность эффективно использовать цифровую среду для общения [13, с.271], поскольку ключевой характеристикой глобализации в XXI веке является наличие такого мирового
информационного пространства, как Интернет. Н.В. Мамонова добавляет, что глобальные компетенции являются способом решения проблем, вызванных цифровизацией. Другими словами, ребёнок должен уметь ориентироваться в информационном потоке. Автор отмечает, что главной задачей педагога по формированию данных компетенций является подготовка учащихся к мультикультурализму в цифровой среде [9, с.70]. В.Е. Бергер, рассматривая структуру ФГ, делает вывод, что в современных условиях сформированность её компонентов (в том числе глобальных компетенций) зависит от информационной компетентности учащегося [2, с.366].
Таким образом, большинство исследователей подчёркивает, что содержание глобальных компетенций включает восприятие
многокультурного мира и готовность принимать позицию людей другой национальности, конфессии и социальной группы и способность вступать с ними в диалог. В связи с тем, что информационное пространство сети Интернет является одним из эффективных способов межкультурного взаимодействия, глобальные компетенции должны быть сформированы с помощью современных технологий,
программного обеспечения и сервисов в дистанционном режиме обучения, что способствует формированию умений поиска и анализа информации, отражающей глобальные процессы в мире.
Результаты исследования. В результате контент-анализа научных трудов, посвящённых исследованию содержания глобальных компетенций как вида функциональной грамотности, были определены составляющие данную педагогическую категорию знания, умения и навыки. Классификация данных элементов позволила выделить структуру глобальных компетенций, которая представляет собой совокупность следующих компонентов.
Когнитивный компонент - осведомлённость и заинтересованность в социально-экономических процессах, происходящих как в своём регионе и стране, так и в соседних государствах. Основу данного компонента составляют знания и представления о мировых религиях, культурах (европейская, азиатская и т.д.), а также объектах культурного наследия (архитектурные комплексы, предметы искусства, исторические места, природоохранные памятники). Данный комплекс информации должен быть адаптирован для младшего школьного возраста, т.е. включать первоначальные сведения, которые в дальнейшем будут дополнены. Задача учителя заключается в
формировании представления «многокультурный мир», которое позволит ребёнку критически оценивать ту или иную ситуацию с различных позиций. Маркерами сформированности данного компонента глобальных компетенций является степень обученности ребёнка: знания и представления об истории родного края, государственном устройстве, выдающихся деятелей культуры, национальных обычаях и традициях, нормах поведения в обществе представителей различных культур.
Эмоционально-ценностный компонент -открытость к изучению новой информации о происходящих в мире процессах, эмоциональное восприятие многокультурного мира.
Педагогическая задача при формировании данного компонента заключается в создании положительной атмосферы для изучения различных культур, а также пресечении ксенофобных взглядов. Маркерами
сформированности данного компонента глобальных компетенций является
эмоциональное восприятие многообразия культур в современном мире, отсутствие этнических, расовых и конфессиональных предубеждений и «шаблонов», готовность к коррекции собственного интолерантного поведения. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития эмпатии, в связи с чем педагогическое воздействие для формирования эмоционального восприятия различных культур основывается на обсуждении многообразия мира.
Деятельностный компонент - умение взаимодействовать (вести диалог, осуществлять коллективную учебную деятельность) с представителями различных культур;
способность оценивать и анализировать вопросы, касающиеся развития региона и страны. Маркеры сформированности данного компонента глобальных компетенций у младшего школьника: способность к адаптации в поликультурной среде; умение осуществлять поиск и анализ информации о мировых событиях, умение налаживать конструктивный диалог с представителями различных культур и национальностей, способность находить компромиссы и разрешать возникшие в споре разногласия мирным путём. Сформированность деятельностного компонента выражается в применении знаний и представлений о многокультурном мире на практике на основании эмоционально-ценностного отношения к различным народам и их культурным взглядам.
Изучение и анализ проблемы формирования глобальных компетенций учащихся начальной
школы позволяет сделать вывод, что большим педагогическим потенциалом обладает внеурочная деятельность в дистанционном режиме обучения, когда задействованы современные информационные технологии. Необходимо охарактеризовать организационные формы внеурочных онлайн - занятий, педагогические методы и средства, способствующие формированию выявленных компонентов глобальных компетенций младших школьников. ЭИОС начальной школы должна включать такой социокультурный компонент, как информационные платформы и сервисы, обеспечивающие взаимодействие с культурно-досуговыми организациями (музеями, электронными библиотеками, национальными центрами), что создаёт условия для формирования заинтересованности в изучении различных культур.
Оптимальными формами для формирования когнитивного компонента, знаний и представлений о многокультурном мире являются видеоконференция, виртуальная экскурсия. Основная задача данных дистанционных занятий заключается не только в развитии кругозора младшего школьника, но в организации обсуждений изученного, в процессе которых данные анализируются с различных позиций. В рамках дистанционных занятий учащиеся могут посетить виртуальные экскурсии, представленные в 3Б-формате на официальных страницах крупнейших музеев мира; просмотреть интерактивные экспозиции картинных галерей. Таким образом, младшие школьники, не выезжая за пределы своего региона, получают представления о культурном многообразии мира.
Педагогическая значимость знакомства детей с музейными экспозициями заключается в том, что представленная информация конкретна, визуальна, эмоциональна, а сама необычность виртуального тура, который воспринимается как компьютерная игра, даёт возможность активизировать восприятие ребёнка. В процессе организации бесед и дискуссий после знакомства с музейными экспозициями одним из наиболее эффективных методов, развивающих критическое мышление младшего школьника, является кросс-культурный. Суть данного способа обучения заключается в параллельном изучении культур, их сравнении и выделении «общего» и «частного», а также определении причин данных сходств и различий. Посредством сравнения явлений повседневности, особенностей быта, а также фольклора формируется представление учащихся о схожести многих культур, что создаёт условия для формирования у детей «толерантного
сознания». В качестве электронного средства взаимодействия необходимо использовать виртуальную доску (Jamboard, Padlet, Miro), с помощью которой в рамках группового задания учащиеся могут составить классификационные таблицы.
Организационная форма для формирования эмоционально-ценностного компонента
глобальных компетенций, эмоционального восприятия многокультурного мира, -библиотечный урок; педагогические методы воздействия - эвристическая и проблемная беседа.
Содержанием дистанционного библиотечного урока является:
— изучение оцифрованной научной литературы, загруженной в базы данных крупнейших электронных библиотек
— изучение фольклорных жанров различных народов с целью знакомства с национальным колоритом, образом жизни и традициями;
— чтение рассказов, повествующих о положительных поступках героев в различных культурах;
— знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей;
— обсуждение изученных произведений.
Таким образом, учитель формирует у
младших школьников умение анализировать, а также навык поиска первоисточников информации.
Эвристическая беседа - метод обучения и воспитания, суть которого в рамках формирования глобальных компетенций заключается в том, что младшие школьники совместно с педагогом анализируют поступки людей в предполагаемых обстоятельствах, при этом учащимся не предлагаются возможные «варианты» поведения; учителю необходимо создать условия, чтобы дети самостоятельно сформулировали способы разрешения той или иной ситуации.
В рамках проблемной беседы в дистанционном режиме педагог организует анализ смоделированных конфликтных ситуаций, причиной которых является различие в менталитете. Отличие данного метода от предыдущего состоит в том, что младшие школьники в случае затруднения смогут выбрать способы взаимодействия. Для анализа необходимо использовать оцифрованные тексты художественных фольклорных произведений, формирующих уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям определённой национальной общности.
Оптимальными формами проведения дистанционных занятий для формирования деятельностного компонента глобальных компетенций, умения взаимодействовать с представителями различных культур, являются виртуальный круглый стол, тренинг, интерактивный кейс. В основе данных способов организации внеурочной деятельности -«проигрывание» искусственно спроектированной учителем ситуации, что позволит младшим школьникам осмыслить возможные модели поведения в многокультурной среде и приобрести опыт взаимодействия.
Проведение виртуального круглого стола в дистанционном режиме не должно ограничиваться учащимися одного класса, в нём могут принять участие младшие школьники из других школ региона.
Организация межкультурного тренинга в рамках внеурочной деятельности позволит реализовать следующие задачи: знакомство учащихся с межкультурными различиями во взаимоотношениях с представителями других культур посредством «проигрывания» ситуаций, протекающих по-разному с участием представителей различных национальностей; освоение детьми характерных особенностей различных культур, в дальнейшем перенос полученного опыта на новые жизненные ситуации. Итогом тренинговых занятий должно стать овладение младшими школьниками следующим правилом поведения: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Данный постулат учит детей тому, что, попадая в чужую культуру, целесообразно уважать нормы и традиции другого народа, не навязывая своих ценностей и образа жизни. Для закрепления педагогического эффекта от активной, деятельностной включённости учащихся в проигрывание игровых эпизодов и сценок в рамках дистанционного тренинга необходим предварительный или последующий разбор конкретных ситуаций; а также анализ и рефлексия учащимися собственного поведения; фиксация сделанных выводов, которые обсуждаются коллективно.
Дистанционное занятие-кейс -
организационная форма, в основе которой метод проблемного обучения «case-study», когда младшие школьники коллективно решают проблемные задания («кейсы»), представляющие собой жизненные ситуации, доступные для восприятия детям младшего школьного возраста. Кейс может быть размещён на виртуальной доске, помимо непосредственного задания, учителю необходимо подготовить гиперссылки
на ресурсы (информационные сайты, разделы электронной библиотеки), изучив которые учащие смогут выполнить задание.
Необходимо отметить, что
охарактеризованные выше виды дистанционных занятий внеурочной деятельности, в отличие от реальных ситуаций, где различные факторы могут сдерживать человека от проявления открытых эмоциональных реакций и новых форм поведения, являются своеобразной «имитацией» реальной жизни, то есть «защищённой» и «безопасной» средой для формирования компонентов глобальных компетенций детей младшего школьного возраста.
Заключение. Контент-анализ научных трудов, посвящённых формированию глобальных компетенций как составляющей функциональной грамотности, позволил вывести следующее определение исследуемой педагогической категории.
Глобальные компетенции младшего школьника представляют собой совокупность умений интегрироваться в многокультурное общество в условиях глобализации, во-первых, основанных на сформированных знаниях и представлениях о многообразии мира; во-вторых, сопровождающихся проявлением эмоционально-ценностного отношения к различным народам и их культурным взглядам; в-третьих, реализованных посредством межкультурного взаимодействия.
Содержание внеурочной деятельности, целью которой является формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов глобальных компетенций младших школьников, включает в себя: овладение знаниями о многообразии культур; формирование специальных социальных знаний о традициях и обычаях представителей различных
национальностей; освоение опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру; участие в коллективной театрализованной деятельности; освоение способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для повышения эффективности дистанционных занятий, т.е. выборе форм, методов и средств обучения необходимо основываться на принципах сотрудничества; сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной работы.
Таким образом, дистанционные внеурочные занятия в рамках формирования глобальных компетенций младших школьников выполняют следующие функции:
— интегрирующая - объединение в одно целое различных компонентов деятельности
образовательного учреждения и окружающей социальной среды (культурных учреждений региона и страны);
- регулирующая - упорядочивание процессов в коллективной деятельности;
- развивающая - стимуляция положительных изменений в личности;
- защитная - ограждение учащихся от отрицательного влияния окружающей среды (выбор информационных ресурсов, содержащих оптимальный и доступный для восприятия ребёнка младшего школьного возраста контент);
- корректирующая - наставническая поддержка в формировании жизненных позиций.
Авторский вклад заключается в предложенной в данной статье характеристике специфики организации процесса формирования глобальных компетенций учащихся начальной
школы в дистанционном режиме обучения. Теоретическая значимость предложенного исследования заключается в уточнении понятия «глобальные компетенции», выявлении и описании их структурных компонентов и содержательных аспектов, характеристике особенностей и функциональных задач внеурочных дистанционных занятий в контексте формирования глобальных компетенций младших школьников. Практическая значимость заключается в том, что предложены организационные формы онлайн-занятий, педагогические методы и виртуальные дидактические средства, способствующие формированию глобальных компетенций учащихся начальной школы, которые могут оказать помощь в работе учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Литература:
1. Асхадуллина Н.Н., Вильданова Д.Р. Глобальные компетенции личности как императив социальной устойчивости: дидактический аспект / Н.Н. Асхадуллина, Д.Р. Вильданова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 15-19.
2. Бергер В.Е. Формирование интегративной функциональной грамотности учащихся / В.Е. Бергер // Актуальные вопросы гуманитарных наук: Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2021. - С. 364-370.
3. Бородина А.Е. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста в процессе литературного образования на родном (удмуртском) языке / А.Е. Бородина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6.
- № 4. - С. 530-536. - Б01 10.30853/ро1210091.
4. Иванычева Т.А. Формирование и развитие глобальных компетенций обучающихся как элемента функциональной грамотности / Т.А. Иванычева // Вестник ТОГИРРО. - 2022. - № 2(49). - С. 23-24.
5. Кирдянкина С.В. К вопросу о формировании глобальных компетенций учащихся / С.В. Кирдянкина // Методология современной психологии. - 2019. - № 9.
- С. 89-96.
6. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности / Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. -№ 4(61). - С. 112-123.
7. Королькова О.О. Оценка функциональной грамотности в процессе обучения комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / О.О. Королькова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования / Материалы XX Международной научно-практической конференции. -
Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. - С. 115-126.
8. Лесев В.Н., Валеева Р.А. Конструктивные особенности глобальных компетенций / В.Н. Лесев, Р.А. Валеева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 6-4(120). - С. 5154. - Б01 10.236707IRJ.2022.120.6.142.
9. Мамонова Н.В. Глобальные компетенции и глобальное языковое сознание в условиях пандемии С0УГО-19 / Н.В. Мамонова // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность / Материалы V Международной научной конференции. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. - С. 69-73.
10. Масленникова О.Г., Костюкова Т.А. Влияние академической мобильности на формирование глобальной компетентности современных обучающихся / О.Г. Масленникова, Т.А. Костюкова // Педагогический ИМИДЖ. - 2022. - Т. 16. - № 2(55). - С. 119-129. - Б01 10.32343/2409-5052-2022-16-2-119-129.
11. Романюк Л.Б. Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся / Л.Б. Романюк // Педагогическое обозрение. - 2021. - № 4(48). - С. 24-26.
12. Устюгова Ю.В. Система обучения родному языку дошкольников как основа формирования глобальных компетенций / Ю.В. Устюгова // Научно-методический журнал Поиск. - 2020. - № 5(73). - С. 2426.
13. Чипурных С.И. Формирование понимания культурного многообразия мира как одного из аспектов глобальной компетенции школьников (на примере элективного курса): Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / С.И. Чипурных // Актуальные вопросы гуманитарных наук. - М: Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2020. - С. 270-275.
References:
1. Askhadullina N.N., Vildanova D.R. Global competencies of the individual as an imperative of social sustainability: a didactic aspect / N.N. Askhadullina, D.R. Vildanova // Problems of modern pedagogical education. -2022. - № 74-2. - P. 15-19.
2. Berger V.E. Formation of integrative functional literacy of students / V.E. Berger // Actual issues of the humanities: Collection of scientific articles of bachelors, undergraduates and graduate students. - M.: Limited Liability Company "Knigodel", 2021. - P. 364-370.
3. Borodina A.E. Formation of prerequisites for functional literacy of preschool children in the process of literary education in the native (Udmurt) language / A.E. Borodina // Pedagogy: Questions of theory and practice. -2021. - T. 6. - № 4. - P. 530-536. - DOI 10.30853/ped210091.
4. Ivanycheva T.A. Formation and development of global competencies of students as an element of functional literacy / T.A. Ivanycheva // Bulletin of TOGIRRO. - 2022. - № 2(49). - P. 23-24.
5. Kirdyankina S.V. To the question of the formation of students' global competencies / S.V. Kirdyankina // Methodology of modern psychology. - 2019. - № 9. - P. 8996.
6. Koval T.V., Dyukova S.E. Global competencies r a new component of functional literacy / T.V. Koval, S.E. Dyukova // Domestic and foreign pedagogy. - 2019. - Vol. 1. - № 4 (61). - P. 112-123.
7. Korolkova O.O. Evaluation of functional literacy in the process of teaching the integrated training course "Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics" / O.O. Korolkova // Modernization of the vocational education system based on controlled evolution / Proceedings of the XX International Scientific and Practical
Conference. - Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educational Workers, 2021. - P. 115-126.
8. Lesev V.N., Valeeva R.A. Design features of global competencies / V.N. Lesev, R.A. Valeeva // International Research Journal. - 2022. - № 6-4(120). - P. 51-54. - DOI 10.23670/IRJ.2022.120.6.142.
9. Mamonova N.V. Global competencies and global linguistic consciousness in the context of the COVID-19 pandemic / N.V. Mamonova // MEDIA Education: media as a total everyday life / Proceedings of the V International Scientific Conference. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2020. - P. 69-73.
10. Maslennikova O.G., Kostyukova T.A. Influence of academic mobility on the formation of global competence of modern students / O.G. Maslennikova, T.A. Kostyukova // Pedagogical IMAGE. - 2022. - T. 16. - № 2(55). - P. 119129. - DOI 10.32343/2409-5052-2022-16-2-119-129.
11. Romanyuk L.B. Basic approaches to assessing the global competencies of students / L.B. Romanyuk // Pedagogical Review. - 2021. - № 4(48). - P. 24-26.
12. Ustyugova Yu.V. The system of teaching the native language of preschoolers as a basis for the formation of global competencies / Yu.V. Ustyugova // Scientific and methodological journal "Poisk". - 2020. - № 5(73). - P. 2426.
13. Chipurnykh S.I. Formation of understanding of the cultural diversity of the world as one of the aspects of the global competence of schoolchildren (on the example of an elective course): Collection of scientific articles of bachelors, undergraduates and graduate students / S.I. Chipurnykh // Topical issues of the humanities. - M: Limited Liability Company "Knigodel", 2020. - P. 270-275.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования Сведения об авторах:
Арябкина Ирина Валентиновна (г. Ульяновск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», заведующий кафедрой музыкально-инструментального искусства, дирижирования и музыкознания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный университет», e-mail: [email protected]
Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна (г. Ульяновск, Россия), магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», e-mail: [email protected]