Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ): ДЕФИЦИТЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ): ДЕФИЦИТЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная компетентность / «глобальные компетенции» / функциональная грамотность / требования к образовательным результатам ФГОС / качество образования / ценностно ориентированная деятельность / global competence / “global competencies” / functional literacy / requirements for educational results of the federal state educational standard / quality of education / value-oriented activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Татьяна Викторовна, Дюкова Светлана Евгеньевна, Лебедева Ирина Викторовна

Авторы анализируют опыт формирования глобальной компетентности школьников в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В результате анализа публикаций, интервью учителей о деятельности по развитию функциональной грамотности по направлению «глобальные компетенции» авторы выявили методологические дефициты в деятельности учителей, связанные: а) с недостаточным осознанием формирования глобальной компетентности как ценностно ориентированной деятельности учеников на каждом этапе ее осуществления (ценностная направленность познавательной активности ученика, контекста и содержания познавательного задания, которое он выполняет), б) с недостаточной актуализацией специфических когнитивных умений (выявлять и анализировать различные мнения, подходы, точки зрения; оценивать действия и последствия; оценивать информацию; объяснять сложные ситуации и проблемы; формулировать аргументы). Авторы предлагают два методических подхода к формированию глобальной компетентности школьников в урочной деятельности на основе апробированного инструментария во взаимосвязи с достижением предметных результатов, определенных во ФГОС ООО: «от целей конкретного урока к решению задач по формированию глобальных компетенций» и «от целей формирования глобальной компетентности к решению предметных образовательных задач». Статья содержит примеры и характеристики познавательных заданий и описывает методические приемы, которые позволяют преодолеть выявленные дефициты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GLOBAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF SCHOOL DISCIPLINES (TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM): DEFICITS AND EFFECTIVE PRACTICES

The authors analyze the experience of forming the global competence of schoolchildren in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education. As a result of the analysis of publications, teachers’ interviews on the activities for the development of functional literacy on “global competencies”, the authors identify methodological deficits in the activities of teachers associated a) with insufficient awareness of global competence formation as a value-oriented activity of students at each stage of implementation (the value orientation of both: the student’s cognitive activity and the context and content of the cognitive task that he performs), b) with insufficient actualization of specific cognitive skills (identify and analyze different opinions, approaches, points of view, multiple perspectives; evaluate actions and consequences; evaluate information; explain complex situations and problems; formulate arguments). The authors propose two methodological approaches to the formation of the global competence of schoolchildren in lesson activities based on proven tools and in connection with the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education: “from the goals of a particular lesson to the formation of global competencies” and “from the goals of forming global competence to solving the goals of the lesson”. The article contains examples and characteristics of cognitive tasks and describes methodological techniques that allow overcoming the identified deficiencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ): ДЕФИЦИТЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 169-183. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 1 (90). P. 169-183.

Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2224-0772-2023-90-169-183

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ): ДЕФИЦИТЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Татьяна Викторовна Коваль1, Светлана Евгеньевна Дюкова2, Ирина Викторовна Лебедева3 1 2 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия 3 Петровский Дворец, Петрозаводск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Авторы анализируют опыт формирования глобальной компетентности школьников в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В результате анализа публикаций, интервью учителей о деятельности по развитию функциональной грамотности по направлению «глобальные компетенции» авторы выявили методологические дефициты в деятельности учителей, связанные: а) с недостаточным осознанием формирования глобальной компетентности как ценностно ориентированной деятельности учеников на каждом этапе ее осуществления (ценностная направленность познавательной активности ученика, контекста и содержания познавательного задания, которое он выполняет), б) с недостаточной актуализацией специфических когнитивных умений

Т. В. Коваль

С. Е. Дюкова

. В. Лебедева

© Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Лебедева И. В., 2023

(выявлять и анализировать различные мнения, подходы, точки зрения; оценивать действия и последствия; оценивать информацию; объяснять сложные ситуации и проблемы; формулировать аргументы). Авторы предлагают два методических подхода к формированию глобальной компетентности школьников в урочной деятельности на основе апробированного инструментария во взаимосвязи с достижением предметных результатов, определенных во ФГОС ООО: «от целей конкретного урока к решению задач по формированию глобальных компетенций» и «от целей формирования глобальной компетентности к решению предметных образовательных задач». Статья содержит примеры и характеристики познавательных заданий и описывает методические приемы, которые позволяют преодолеть выявленные дефициты.

Ключевые слова: глобальная компетентность, «глобальные компетенции», функциональная грамотность, требования к образовательным результатам ФГОС, качество образования, ценностно ориентированная деятельность

Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00058-22-01 от 18.01.2022 на 2022 год «Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе».

Для цитирования: Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Лебедева И. В. Формирование глобальной компетентности школьников средствами учебных предметов (к постановке проблемы): дефициты и эффективные практики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 169-183. doi: 10.24412/2224-0772-2023-90-169-183.

Original article

Formation of the global competence of schoolchildren by means of school disciplines (to the formulation of the problem): deficits and effective practices

Tatiana V. Koval1, Svetlana E. Dyukova2, Irina V. Lebedeva3

1 2 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

3 Petrovsky Dvorets, Petrozavodsk, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The authors analyze the experience of forming the global competence of schoolchildren in the context of the requirements of the Federal

State Educational Standard for Basic General Education. As a result of the analysis of publications, teachers' interviews on the activities for the development of functional literacy on "global competencies", the authors identify methodological deficits in the activities of teachers associated a) with insufficient awareness of global competence formation as a value-oriented activity of students at each stage of implementation (the value orientation of both: the student's cognitive activity and the context and content of the cognitive task that he performs), b) with insufficient actualization of specific cognitive skills (identify and analyze different opinions, approaches, points of view, multiple perspectives; evaluate actions and consequences; evaluate information; explain complex situations and problems; formulate arguments). The authors propose two methodological approaches to the formation of the global competence of schoolchildren in lesson activities based on proven tools and in connection with the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education: "from the goals of a particular lesson to the formation of global competencies" and "from the goals of forming global competence to solving the goals of the lesson". The article contains examples and characteristics of cognitive tasks and describes methodological techniques that allow overcoming the identified deficiencies.

Keywords: global competence, "global competencies", functional literacy, requirements for educational results of the federal state educational standard, quality of education, value-oriented activity

Funding: the article was fulfilled within the framework of the government task No. 073-00058-22-01 of 18.01.2022 "Updating and enriching the open task bank to develop functional literacy of students on a digital platform" by the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.

For citation: Koval T. V., Dyukova S. E., Lebedeva I. V. Formation of the global competence of schoolchildren by means of school disciplines (to the formulation of the problem): deficits and effective practices. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(1):171-185. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2023-90-169-183.

Введение. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ставит перед образовательными организациями и учителями-предметниками новые задачи, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся. Для их реализации требуется «обновить» методические подходы к достижению образовательных результатов: осмыслить содержательное наполнение этой деятельности в ее урочном и внеурочном форматах; овладеть новым «инструментарием» — заданиями, методическими приемами мотивации и организации

познавательной деятельности учеников; способами проверки и оценки сформированности их функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности по направлениям, непосредственно связанным с содержанием учебных дисциплин (читательская, математическая, естественно-научная, отчасти финансовая грамотность), опирается на определенный опыт, накопленный образовательными организациями в процессе участия в российских и международных исследованиях качества образования. Деятельность по их формированию развивается в рамках соответствующих предметов и сориентирована на непосредственные требования государственного стандарта, в том числе и предметные. Ряд позиций ФГОС ООО, включая требования к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, создает нормативную основу для организации деятельности педагогов по направлению функциональной грамотности «глобальные компетенции» [8]. В предыдущих работах нами было показано, какие изменения в деятельности учителей-предметников и образовательных организаций в целом позволяют формировать глобальную компетентность обучающихся [5]. Вместе с тем вопрос о методическом продвижении формирования глобальной компетентности школьников при изучении отдельных предметов, о потенциале и об эффективных практиках использования разработанного инструментария остается актуальным.

Постановка проблемы. Цель и методы исследования. Достижение результатов по «глобальным компетенциям» — одному из инновационных направлений функциональной грамотности — «не укладывается» в рамки отдельных общеобразовательных предметов. Содержание «глобальных компетенций» нацелено на формирование ценностей и социально значимых позитивно ориентированных отношений, а его предметная составляющая представлена в учебных дисциплинах из различных предметных областей (общественно-научные предметы — история, обществознание, география; естественно-научные предметы — биология, химия; предметная область «иностранные языки»). В этом плане теоретическое и практическое значение будет иметь разработка общей методики формирования глобальной компетентности обучающихся, которая охватит урочную и внеурочную деятельность педагогов — преподавателей различных учебных предметов, классных руководителей, образовательной организации в целом. Это важно еще и потому, что анализ научной и научно-методической литературы показывает скла-

дывающееся противоречие между целями формирования функциональной грамотности и требованиями к результатам ее достижения, с одной стороны, и уровнем осознания сущности функциональной грамотности и ее отдельных направлений, а также качества инструментария, используемого в практической деятельности (предлагаемыми заданиями, формами и приемами развития глобальной компетентности обучающихся), с другой стороны. Целью статьи является: а) предварительный анализ практики формирования глобальной компетентности школьников в учебной деятельности; б) описание методических подходов к формированию глобальной компетентности школьников в учебной деятельности с учетом указанного противоречия.

В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа научной и методической литературы; интервьюирование учителей; анализ результатов школьных и региональных мониторингов функциональной грамотности; анализ и самоанализ практического опыта.

В задачи авторов не входило обоснование необходимости использования в практической деятельности образовательных организаций заданий, разработанных на научной основе с учетом научно-педагогических требований. Подчеркнем, что исследование опиралось на материалы, созданные в соответствии с государственным заданием проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» в 2019-2022 годах, прошедшие внешнюю научно-педагогическую экспертизу и апробацию и представленные в Электронном банке заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ (https://fg.resh.edu.ru/) и на портале ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Ы1р:/^ку. instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/).

Ход и результаты исследования. Обсуждение. Вопросы, связанные с формированием глобальной компетентности, находятся в зоне внимания представителей педагогической науки, разработчиков заданий, методистов, учителей. Об этом свидетельствуют, например, данные отечественной поисковой системы «Яндекс» (830 тыс. результатов по запросу «глобальные компетенции» и 20 тыс. показов за сентябрь 2022 года, 682 тыс. результатов по запросу «глобальная компетентность» и 1 626 показов за сентябрь 2022 года, 5 млн результатов по запросу «глобальные компетенции, банк заданий», 3 млн результатов по запросу «глобальные компетенции, методические рекомендации»). На портале ФГБНУ

«ИСРО РАО» в разделе «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» опубликованы методические рекомендации по использованию разработанных заданий в преподавании ряда учебных дисциплин (география, обществознание, история, иностранные языки, биология, химия) [6]. Первые опыты осмысления практической деятельности педагогов-предметников представлены в методической литературе преимущественно констатирующего характера [1; 12]. Педагоги и методисты уделяют особое внимание описанию такого вида познавательной деятельности учеников, как работа над проектом (индивидуальным или групповым) [3; 4; 14], предлагают разработки занятий в нетрадиционной форме. В некоторых публикациях проявляются противоречия, названные выше. Так, сам факт использования на уроке проблемных ситуаций или текстов, к которым предлагается система вопросов, рассматривается авторами как формирование глобальной компетентности школьников. Действительно, для развития этого качества личности используются комплексные познавательные задания (кейсы), которые включают различные знакомые учителям и применяющиеся в учебной деятельности форматы (с выбором одного или нескольких верных ответов, с комплексным множественным выбором, на установление соответствия, с развернутым ответом). Однако зачастую на практике проявляется игнорирование или недооценка необходимости: а) ценностной направленности познавательной активности ученика; б) ценностного наполнения содержания задания (кейса); в) специфического контекста проявления глобальной проблемы или межкультурного взаимодействия; г) внимания к определенным познавательным умениям, характерным именно для данного направления функциональной грамотности (выявлять и анализировать различные мнения, подходы, точки зрения; оценивать действия и последствия; оценивать информацию; объяснять сложные ситуации и проблемы; формулировать аргументы) [18]. В этом плане любое задание, формирующее, например, умение работать с социальной информацией, полезно для формирования глобальной компетентности, однако не все подобные задания можно оценить как задания по «глобальным компетенциям», поскольку они изначально не ориентированы на совокупность названных выше особенностей. (Напомним, что мы рассматриваем «глобальные компетенции» как направление функциональной грамотности, в рамках которого происходит формирование и оценка глобальной компетентности как качества лич-

ности.) Ориентированная на гуманистические, духовно-нравственные ценности, ценности устойчивого развития «глобальная компетентность молодых людей может формировать наше будущее так же глубоко, как и их навыки в чтении, математике и естественных науках» [16, с. 8], так как способствует трансформации «ситуационных» ценностей в устойчивые [15, с. 271].

Некоторые интервью с учителями и администраторами образовательных учреждений также свидетельствуют об указанных дефицитах. Это проявляется в распространении мнения о необходимости целенаправленно формировать предметно-ориентированные направления функциональной грамотности, при этом «само собой происходит развитие глобальной компетентности». Приходится напомнить один из выводов, сделанных на основе анализа результатов международного исследования качества образования по «глобальным компетенциям» 2018 года, и подтвержденных в ходе анализа результатов отечественных мониторингов функционально грамотности 2019-2021 годов [7, с. 126127]: «Достижение учащимися высших уровней освоения глобальной компетентности не может проходить стихийно, а требует организации специальной подготовки» [13, с. 18], а успехи обучающихся выше в тех образовательных организациях, которые отражают в целеполагании эту задачу и осознанно организуют урочную и внеурочную деятельность учеников, которая направлена на ее решение [17].

В научно-педагогической литературе нашел отражение также вопрос о возможностях оценки некоторых компетенций школьников, существенных для формирования глобальной компетентности, с использованием моделей заданий, входящих в контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации [9]. Этот подход перспективен с позиций совершенствования контрольно-измерительных материалов и актуализирует проблему изменения подходов к оценке достижений учащегося.

Анализ публикаций показывает, что большинство методистов и практиков акцентируют значение проектно-исследовательской деятельности в формировании глобальной компетентности учащихся и описывают ее эффективные практики, в том числе связанные со становлением ценностных ориентаций [2]. Однако учитель не может полностью перенести в формат проектной деятельности освоение программы основной школы, как и предметных компонентов программы, в которых реализуются

идеи «глобальных компетенций». Какие методические пути (методические приемы, формы организации деятельности учеников), помимо организации проектов, позволяют учителю эффективно работать над «глобальными компетенциями» на уроке в основной школе?

ФГОС ООО определяет функциональную грамотность как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [10, с. 29]. «Глобальные компетенции» чрезвычайно емко определяют контекст учебных и жизненных ситуаций: связь с глобальными проблемами и вопросами межкультурного взаимодействия. Каждый урок решает конкретные задачи, связанные с достижением личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В целом ценностные установки, связанные с личностными образовательными результатами, формируются самыми различными средствами в урочной (при изучении всех учебных предметов) и во внеурочной деятельности. Опираясь на требования ФГОС ООО к личностным образовательным результатам и используя потенциал Электронного банка заданий, учитель может более эффективно решать воспитательные задачи формирования глобальной компетентности на отдельном уроке применительно к конкретной изучаемой теме. Ряд перечисленных во ФГОС ООО личностных образовательных результатов (например, «активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны», «готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков» [10, с. 43-48]) непосредственно раскрывают сущность функциональной грамотности в области «глобальных компетенций». Поэтому фактически каждый кейс, разработанный для Электронного банка, может быть использован как инструмент, помогающий учителю организовать работу по их достижению.

Вместе с тем предметное содержание учебной дисциплины создает предпосылки для более эффективного формирования тех или иных ценностей. Например, решая задачи патриотического воспитания, развития интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, учитель может опираться на задания «Проект „Народы России"» (5-й класс), «Язык народа — богатство страны» (6-й класс), «Связь поколений» (8-й класс). Развивать умения

принимать себя и других, не осуждая, осознавать эмоциональное состояние себя и других, управлять собственным эмоциональным состоянием помогают задания «Мы все разные» (5-й класс), «Здоровье — личное дело?» (8-й класс), «Друзья или соперники» (6-й класс), «Подсказать не значит помочь» (8-й класс) и т.д. Умение планировать свои поступки и оценивать их возможные последствия для окружающей среды, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения формируются с помощью заданий «Мы тоже участвуем», «Супергерои вступают в борьбу» (6-й класс), «Динозавр обращается к людям» (7-й класс), «Что мы спасаем, сажая леса» (8-й класс) и др. Задачам экологического воспитания, формирования осознанного отношения к своему поведению в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред соответствуют ценностные установки, заложенные в содержание заданий «Природа и мы» (5-й класс), «Настоящие легкие нашей планеты», «Шопоголик или ответственный потребитель» (8-й класс), «Экологичное производство» (9-й класс) и др. Педагог может использовать комплексное задание или рассмотреть только некоторые его части, учитывая в числе прочего предметные особенности формирования личностных результатов средствами конкретного учебного предмета. Методические приемы (ситуативное обучение, проблемный диалог и пр.), применяемые при этом, также определяются задачами конкретного урока.

Формированию глобальной компетентности школьников в урочной деятельности на основе апробированного инструментария во взаимосвязи с достижением предметных результатов, сформулированных во ФГОС ООО, способствуют два основных методических подхода. Первый подход можно определить как движение «от целей конкретного урока к решению задач по формированию глобальных компетенций». Он начинается с отбора необходимых материалов: обращения к Электронному банку и выбору комплексного задания (кейса), содержательно или проблемно отражающего тему урока. Анализ выбранного задания и сопоставление его познавательного и воспитывающего потенциала с требованиями к образовательным результатам и поставленными задачами урока помогают учителю определить, на каком этапе урока кейс в целом или одна из его составных частей наиболее эффективно выполнят свою «предметную» и задачу и вместе с тем будут способствовать формированию глобальной компетентности обучающихся. (Под предметной задачей мы понимаем

использование задания с целью организации освоения предметного содержания и формирования предметного умения, указанного во ФГОС ООО для каждой учебной дисциплины.)

Так, учитель географии, формируя «умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития» (один из предметных результатов изучения географии) [10, с. 99], обращается к теме устойчивого развития в 7-м классе при изучении темы «Взаимодействие природы и общества», в 9-м классе при изучении Стратегии экологической безопасности и государственных мер по переходу России к модели устойчивого развития. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «география» [11] включает также тематические блоки, отражающие Цели в области устойчивого развития (https://www.un.org/sustainabledevelopment/ ru/sustainable-development-goals/)) в частности Цель № 13, связанную с глобальным изменением климата, которое изучается на уроках в 6-м классе («Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог»), в 7-м классе («Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития»), в 8-м классе («Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия»). Названные проблемы отражены или раскрыты в кейсах «Мы тоже участвуем», «Супергерои вступают в борьбу», «Климат и наши действия» (6-й класс), «Парниковый эффект», «Динозавр обращается к людям», «Инженеры для будущего» (7-й класс), «Настоящие легкие нашей планеты», «Что мы спасаем, сажая леса» (8-й класс), «Устойчивое развитие и „зеленая" энергетика» (9-й класс).

Каждый кейс может быть использован на различных этапах урока: на этапе мотивации, при объяснении нового материала, при организации обсуждения в ходе закрепления, при проверке изученного или оценке сформированности когнитивных умений. В процессе работы школьники получают знания в области глобальных проблем. Актуализируется формирование универсальных познавательных действий, существенных для формирования глобальной компетентности, моделируются социально значимые отношения, связанные с ценностями. Например,

работа с заданием «Инженеры для будущего» нацеливает подростков на то, чтобы: 1) оценить информацию о возможностях современных технологий, которые позволяют достигать целей устойчивого развития; 2) объяснить сложные ситуации и проблемы, а именно: как новые технологии помогают повысить урожаи зерновых культур и обеспечить продовольствием население стран с засушливым климатом; 3) оценить действия и последствия: школьники устанавливают, какие последствия изменения климата приходится преодолевать для развития сельского хозяйства; 4) сформулировать аргументы о различии возможностей стран с разным уровнем социально-экономического развития противостоять изменениям климата; 5) выявить и проанализировать различные мнения о профессиональном выборе, о том, как профессия инженера способствует достижению целей устойчивого развития. Таким образом, учителя-предметники могут строить учебный процесс, органично включая в него проблематику «глобальных компетенций» и отрабатывая специфические познавательные умения, формирование глобальной компетентности опосредованно происходит при достижении предметных образовательных результатов.

В учебном процессе можно выделить время на использование второго методического подхода, суть которого — движение «от цели формировать глобальную компетентность к решению предметных образовательных задач». В этом случае развитие глобальной компетентности обучающихся как ведущая цель будет способствовать достижению предметных образовательных результатов. Например, учебное занятие посвящается рассмотрению одной из глобальных проблем и строится на одном или нескольких заданиях из Электронного банка. Алгоритм организации деятельности учеников при проведении урока можно представить следующим образом:

1-й этап — формирование или актуализация представлений о проблеме, ее проявлениях на глобальном и локальном уровнях, которая проводится на конкретных примерах. На этом этапе используются задания на оценку информации (текст, изображение, схема, таблица и пр.), полученной из разных источников.

2-й этап — анализ данных о глобальной проблеме (причинах возникновения; особенностях проявления; взаимосвязи с другими проблемами; социально-экономических и политических последствиях, к которым она приводит и пр.). Учитель может опираться на задания, которые наце-

ливают ученика на объяснение сложных ситуаций и проблем и оценку действий и последствий. На первом и втором этапах формируются знания о проблеме, понимание ее сущности и специфики.

3-й этап — обсуждение способов решения проблемы. Активно используются задания, связанные с выявлением и анализом различных подходов, мнений, точек зрения, формулированием аргументов. На данном этапе формируется осознанное отношение к глобальной проблеме и возможностям ее разрешения, понимание проблемы как личностно значимой, что мотивирует школьников на проявление социальной активности, выполнение определенных социально значимых действий. Например, обсуждение глобальных проблем, связанных с необходимостью достижения устойчивого развития, может позитивно повлиять на проявление бережного отношения к природе, на формирование принципов экологичного потребления; стимулировать выполнение простых, но значимых действий по экономии ресурсов (электроэнергии, воды и пр.) Этот воспитательный эффект проявляется и потому, что материалы, на основании которых проходила деятельность обучающихся, на каждом из трех этапов имели ценностно ориентированный характер, позволяли оценить различные модели поведения и самостоятельно сделать вывод о наиболее гуманной модели.

Заключение. Деятельность образовательных организаций, направленная на формирование глобальной компетентности школьников, активно развернулась в образовательных организациях. Тем не менее анализ опыта, накопленного за непродолжительный срок, показывает, что у учителей существуют определенные затруднения в реализации задач формирования глобальной компетентности обучающихся на уроках. Для их преодоления учителю нужно осознать связь основ глобальной компетентности с системой ценностей, определять задачи в области «глобальных компетенций» в контексте идей и требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам образовательной деятельности обучающихся; ориентироваться на систему когнитивных умений, специфичных для данного направления функциональной грамотности. Потенциал апробированных заданий по «глобальным компетенциям», реализующих ценностно ориентированный подход и ориентированный на требования ФГОС ООО, позволяет преодолеть методические дефициты. При этом в зависимости от конкретного предмета, целей и задач урока, временных ресурсов учитель

может использовать различные подходы к формированию глобальной компетентности школьников на уроке: обратиться к познавательным заданиям по «глобальным компетенциям» для достижения предметных результатов и опосредованно решать задачи реализации данного направления функциональной грамотности; фокусировать деятельность учеников на освоении «глобальных компетенций», действуя в контексте требований к предметным, метапредметным и личностным результатам ФГОС ООО. Реализация названных подходов к формированию глобальной компетентности школьников позволяет решать предметные образовательные задачи, достигать метапредметных и личностных результатов образовательного процесса.

Список источников

1. Базина Н. Г. Эффективные приемы формирования глобальных компетенций на уроках истории // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. 2022. № 4. С. 16-20.

2. Вяземский Е. Е., Непряхин В. А. Формирование гражданской идентичности школьников: поиски перспективных подходов // Непрерывное образование в контексте Будущего: сб. науч. ст. по мат-лам IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 94-100.

3. Гаврильчук Н. С. Формирование глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания // Интерактивная наука. 2022. № 2 (67). С. 18-20.

4. Зыкова Ж. В. Формирование глобальных компетенций обучающихся на уроках английского языка // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 1. С. 59-64.

5. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. «Глобальные компетенции» и образовательный процесс: что изменяется в деятельности школы и учителя? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 5. С. 39-42.

6. Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Ковалева Г. С. и др. Глобальные компетенции. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г. С. Ковалевой, Т. В. Коваль. М.: Министерство просвещения Российской Федерации; Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2021 [Электронный ресурс]. URL: http:// skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ГК_Методические%20рекомендации_2021.pdf (дата обращения: 29.09.2022).

7. Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Садовщикова О. И. Направление «глобальные компетенции»: анализ результатов проекта «Мониторинг функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 117-131.

8. Коваль Т. В., Ковалева Г. С., Дюкова С. Е. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «Глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 79-93. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-85-79-93.

9. Котова О. А., Лискова Т. Е. Формирование функциональной грамотности школьников при изучении обществознания // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 20-28.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.201021 № 287 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 30.09.2022).

11. Примерная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9

классов образовательных организаций), 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/ Primernie_rabochie_progra.htm (дата обращения: 30.09.2022).

12. ТаможняяЕ. А., Беловолова Е. А. Совершенствование методики обучения географии в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся // География в школе. 2022. № 6. С. 38-44.

13. Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. М., 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf (дата обращения: 29.09.2022).

14. Чипурных С. И. Формы организации образовательного процесса для формирования глобальной компетенции у обучающихся основной школы // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. науч. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета. М., 2020. С. 459-466.

15. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? М.: Национальное образование, 2019. 336 с.

16. Boix Mansilla V., Schleicher А. Big Picture Thinking: how to educate the whole person for an interconnected world. OECD, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://issuu.com/oecd.publishing/ docs/big-picture-thinking-educating-global-competence (дата обращения: 29.09.2022).

17. PISA 2018 Results (Volume VI): Are students ready to thrive in an interconnected world? Paris: OECD Publishing. DOI: https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

18. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (дата обращения: 30.09.2022).

References

1. Bazina N. G. Effektivnye priemy formirovaniya global'nyh kompetencij na urokah istorii // Magisterium. Zhurnal o pedagoge i dlya pedagoga. 2022. № 4. S. 16-20. [In Rus].

2. VyazemskijE.E., Nepryahin V. A. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti Shkolnikov: poiski perspektivnyh podhodov // Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Budushchego: sb. nauch. st. po mat-lam IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2021. S. 94-100. [In Rus].

3. Gavril'chuk N. S. Formirovanie global'nyh kompetencij kak odnogo iz napravlenij funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya na urokah obshchestvoznaniya // Interaktivnaya nauka. 2022. № 2 (67). S. 18-20. [In Rus].

4. Zykova Zh. V. Formirovanie global'nyh kompetencij obuchayushchihsya na urokah anglijskogo yazyka // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. 2021. № 1. S. 59-64. [In Rus].

5. Koval' T. V., Dyukova S. E. «Global'nye kompetencii» i obrazovatel'nyj process: chto izmenyaet-sya v deyatel'nosti shkoly i uchitelya? // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2021. № 5. S. 39-42. [In Rus].

6. Koval' T. V., Dyukova S. E., Kovaleva G. S. i dr. Global'nye kompetencii. Metodicheskie rekomen-dacii po formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya 5-9-h klassov s ispol'zovaniem otkrytogo banka zadanij na cifrovoj platforme / pod red. G. S. Kovalevoj, T. V. Koval. M.: Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii; Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obra-zovaniya, 2021 [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ GK_Metodicheskie%20rekomendacii_2021.pdf (data obrashcheniya: 29.09.2022). [In Rus].

7. Koval' T. V., Dyukova S. E., Sadovshchikova O. I. Napravlenie «global'nye kompetencii»: analiz rezul'tatov proekta «Monitoring funkcional'noj gramotnosti» // Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika, 2020. T. 2, № 2 (70). S. 117-131. [In Rus].

8. Koval'T. V., Kovaleva G. S., Dyukova S. E. «Bol'shie idei» i funkcional'naya gramotnost': opyt raz-rabotki modulya «Global'nye kompetencii» v programme po formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T. 1, № 4 (85). S. 79-93. DOI: 10.24412/2224-07722022-85-79-93. [In Rus].

9. Kotova O. A., Liskova T. E. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov pri izuchenii

obshchestvoznaniya // Pedagogicheskie izmereniya. 2020. № 2. S. 20-28. [In Rus].

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obsh-chego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.201021 № 287 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (data obrash-cheniya: 30.09.2022). [In Rus].

11. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya. Geografiya (dlya 5-9 klassov obrazovatel'nyh organizacij), 2021 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/Primernie_rab-ochie_progra.htm (data obrashcheniya: 30.09.2022). [In Rus].

12. Tamozhnyaya E. A., Belovolova E. A. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya geografii v kon-tekste formirovaniya funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya // Geografiya v shkole. 2022. № 6. S. 38-44. [In Rus].

13. Funkcional'naya gramotnost': global'nye kompetencii. Otchet po rezul'tatam mezhdunarod-nogo issledovaniya PISA-2018. M., 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Do cuments/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf (data obrashcheniya: 29.09.2022). [In Rus].

14. Chipurnyh S. I. Formy organizacii obrazovatel'nogo processa dlya formirovaniya global'noj kompetencii u obuchayushchihsya osnovnoj shkoly // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika: sb. nauch. st. VII Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. K 25-letiyu Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. M., 2020. S. 459-466. [In Rus].

15. Shlyajher A. Obrazovanie mirovogo urovnya. Kak vystroit' shkol'nuyu sistemu XXI veka? M.: Nacional'noe obrazovanie, 2019. 336 s. [In Rus].

16. Boix Mansilla V., Schleicher A. Big Picture Thinking: how to educate the whole person for an interconnected world. OECD, 2022 [Elektronnyj resurs]. URL: https://issuu.com/oecd.publishing/docs/ big-picture-thinking-educating-global-competence (data obrashcheniya: 29.09.2022).

17. PISA 2018 Results (Volume VI): Are students ready to thrive in an interconnected world? Paris: OECD Publishing. DOI: https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

18. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (data obrashcheniya: 30.09.2022).

Информация об авторах

Т. В. Коваль—кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. Е. Дюкова — научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования И. В. Лебедева—заместитель директора по УВР, учитель английского языка

Information about the authors

T. V. Koval — PhD (Education), Senior researcher at the Laboratory of social and humanitarian education S. E. Dyukova — Researcher at the Laboratory of social and humanitarian education I. V. Lebedeva — Deputy director of studies, English teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.