Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности'

Развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
294
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП КРЕАТИВНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ / УМЕНИЯ / PRINCIPLE OF CREATIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CREATIVE QUALITIES OF THE PERSONALITY / READINESS / ABILITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябова Екатерина Владимировна, Ростовцева Вероника Михайловна

Развитию коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности свойственна специфика содержания компетенции и готовности студента, с присущими им эксплицитными и имплицитными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рябова Екатерина Владимировна, Ростовцева Вероника Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE CONTEXT OF THE PRINCIPLE OF CREATIVITY

Specifics of the maintenance of competence and readiness of the student, with inherent them explicit and implitsitny characteristics are peculiar to development of communicative competence of a context of the principle of creativity.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 96-99.

УдК 378.1 ББК 88.1

развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности

Е. В. Рябова, В. М. Ростовцева

ФГБОУ ВПО «Томский политехнический университет», Томск, Россия

Развитию коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности свойственна специфика содержания компетенции и готовности студента, с присущими им эксплицитными и имплицитными характеристиками.

Ключевые слова: принцип креативности, коммуникативная компетенция, креативные качества личности, готовность, умения.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов на материале обучения их иностранному языку связаны с готовностью обучающихся пользоваться иноязычными средствами сообразно ситуациям общения, что предполагает актуализацию преимущественно продуктивного, а не репродуктивного характера речи. Продуктивность речи рассматривается в тесной взаимосвязи с творческим аспектом деятельности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать условия, побуждающие студентов к творчеству. Известно, что теория педагогического творчества входит в состав полите-оретического комплекса — креатологии — науки, изучающей законы творчества человека [2]. В этом плане постановка вопроса об актуализации аспекта креативности в учебном процессе по иностранному языку в современной высшей школе представляется вполне обоснованной.

Наше понимание принципа креативности заключается в следующем: это идея, которая определяет вектор созидательности и творчества деятельности субъектов образования, как студентов, так и преподавателей, благодаря чему развивается способность личности порождать новое, творить [1]. Эта способность, как важное личностное проявление, обусловлена не только внутренними факторами, например, мотивацией, уверенностью в общении и др., но и внешними, такими как окружающая среда, наличие установки к созиданию, творчеству в использовании средств иностранного языка, реакция на это со стороны партнёров по общению и т. д. Главное предназначение этого принципа — возбуждать воображение и способствовать созданию нового (для обучающихся) речевого продукта. В настоящей статье мы не ставим задачи теоретического обо-

снования указанного принципа развития коммуникативной компетенции, что потребовало бы широкого контент-анализа специальной научной литературы. Основываясь на практико-ориенти-рованном подходе, центрируем внимание на анализе самой возможности применения принципа креативности в развитии коммуникативной компетенции студентов, изучающих иностранный язык, с одной стороны, а с другой, на выявлении специфических черт этой компетенции применительно к указанным условиям.

Материалы и методы исследования. Основными средствами решения поставленной задачи были педагогические наблюдения за учебным процессом по иностранному языку в Томском государственном университете и анкетирование 150 студентов неязыковых факультетов, изучающих английский и немецкий языки. Предмет исследования: понимание / интерпретация креативности студентами, готовность к креативной деятельности с целью развития коммуникативной компетенции. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования показал отсутствие существенных расхождений. На основании этого можно утверждать, что использование принципа креативности не зависит от изучения того или иного языка.

Результаты исследования и их обсуждение. Большинство студентов (почти 80 %) продемонстрировали в своих ответах уверенность в том, что понимают это явление и могут его интерпретировать как важное личностное качество. Используя формат множественного выбора (пять позиций из 18 предложенных), подавляющее большинство участников анкетирования указали следующие признаки креативности личности: «фантазия», «уникальность, «нестандарт-

ность»; более половины респондентов отметили «талант / одарённость», «искусство». Однако такой признак, как «свобода», «самостоятельность» осознается лишь 30 %; корреляция креативности и «общения» представлена в 10 % ответов. Таким образом, в целом студенты корректно понимают суть креативности, следовательно, это можно воспринимать как своеобразную мотивационную основу к использованию принципа креативности в развитии коммуникативной компетенции средствами иностранного языка. Тем не менее настораживает тот факт, что студенты воспринимают качество креативности личности как некоторую природную данность, предрасположенность: 79 % респондентов считают «одарённость» и «гениальность» первоисточником креативности, но только 20 % соотносят его с «трудолюбием», что вполне объясняет низкие показатели в отношении принятия «самостоятельности» и «общения» как важных характеристик креативности личности. Поскольку развитие коммуникативной компетенции осуществляется в контексте общения, ориентировано на высокую степень самостоятельности студента в использовании языковых и речевых средств и как процесс характеризуется известной трудоёмкостью, то мы можем констатировать наличие своеобразного противоречия: креативность предполагает целенаправленную активную позицию личности, однако в понимании её студентами доминирует своего рода «пассивный характер».

Полученные результаты по другим позициям анкетирования также подтверждают наше мнение в отношении указанного противоречия. Так, 39 % респондентов «сталкиваются с креативностью в повседневной жизни», а на вопрос «нужна ли креативность в жизни?» положительно ответили 62 %. Следовательно, потенциал креативности востребован. Ситуации, в которых студенты сталкиваются с креативностью в своей учебной / профессиональной деятельности отметили 37 %, однако целесообразность креативности в учебной /профессиональной деятельности, предусматривают только 25 %, при том что 45 % вообще не смогли определиться с ответом по данной позиции анкетирования. Аналогичная картина наблюдается в плане подготовки по иностранному языку: 67 % считают возможной реализацию креативности в своей учебной / профессионально-ориентированной деятельности, против высказались только 6 %. Вместе с тем на вопрос о том, «желательна ли креативность в процессе изучения ино-

странного языка», положительно ответили 46 % при 54 % неопределившихся по данной позиции; а на вопрос о том, «обязательна ли креативность в процессе изучения иностранного языка», ответы распределились так: 9 и 70 %.

Таким образом, результаты свидетельствуют о существенных проблемах в воплощении так называемого «вектора творчества» учебной и профессионально-ориентированной деятельности студентов, а также о реально имеющихся препятствиях в реализации принципа креативности. Перспектива преодоления препятствий в его применении для развития коммуникативной компетенции студентов связана, на наш взгляд, с развитием самопроцессов, прежде всего, рефлексии, которые, как показали наблюдения и результаты последующего анкетирования, заметно повышают у студентов рейтинг таких признаков креативной личности, как «общение», «коммуникация», «самостоятельность».

Для успешной реализации принципа креативности необходимо создавать дополнительные условия в ходе организации учебного процесса по иностранному языку. В настоящей статье мы остановимся на одном из них, имеющем важное методическое значение: представление о специфике коммуникативной компетенции, развитие которой осуществляется в контексте указанного принципа. В научном плане уже ставился вопрос о лингвистической креативности студента университета, в частности, в диссертационном исследовании Г А. Халюшовой [3]. Цитируемый автор отмечает следующие показатели креативности и креативной личности: оригинальность и нестандартность; характер реакции, подчёркивая её беглость; эмоциональность, фантазия, гибкость; анализ и рефлексия; самостоятельность и деятельность [3]. Мы полностью разделяем мнение Г А. Халюшовой в отношении значимости указанных показателей, однако в проекции на процесс развития коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности они являются, с одной стороны, слишком обобщёнными, а с другой, не дифференцируют собственно компе-тентностные качества и организационные аспекты учебной деятельности по их формированию и развитию. Поэтому целесообразна их конкретизация. Охарактеризуем каждый из признаков более подробно.

Оригинальность и нестандартность в содержании коммуникативной компетенции актуализируются в комплексе специальных умений:

- отходить от шаблонов и ярлыков в раскрытии и разработке определённой коммуникативной ситуации;

- создавать вариативность идей и проявлять гибкость мышления;

- производить редкие, необычные идеи, искать пути решения сложных, нестандартных заданий;

- использовать по-новому имеющийся коммуникативный опыт для разрешения возникающих трудностей в процессе коммуникации и т. д.

Речевая реакция, характеризующаяся в первую очередь скоростью её поступления и беглостью речи, выражается в умениях:

- быстро предложить разнообразные варианты решения задания;

- планировать / оценивать количество времени на выполнение задания и грамотно его использовать;

- реагировать на устные коммуникативные задания, соблюдая нормальный темп речи.

Такие качества, как эмоциональность, фантазия, гибкость, воплощаются в специфических умениях, которые в разной степени сочетают лингвистические и экстралингвистические факторы, обусловливающие порождение речи;

- умение раскрывать свои эмоции, мысли, ощущения при решении коммуникативных заданий, реализация своего я в процессе коммуникации;

- умение подключать фантазию, воображение к решению нестандартных заданий,

- умение «украшать» продуцируемую речь (как в устной, так и письменной форме) разнообразными средствами языка - эпитетами, сравнениями, описаниями и другими;

- умение в процессе своей речи гибко переключаться с одной проблемы на другую, генерировать идеи, рассматривать разные аспекты объекта и т. д.

Анализ и рефлексия как структурные элементы коммуникативной компетенции, развиваемой в контексте принципа креативности, проявляются двупланово:

- эксплицитно — в умениях формулировать критику, давать оценку различным явлением, выражать своё отношение к предмету речи;

- имплицитно — в умениях анализировать и

на основе данных проведённого анализа вырабатывать лучшую стратегию деятельности; в способности познавать себя, свою деятельность, свои трудности и ошибки.

Самостоятельность и деятельность характеризуют высокий уровень самопроцессов, о чем свидетельствуют умения и способности:

- осуществлять самоанализ, владение само-рефлексией и самоконтролем;

- разрабатывать проблему и самостоятельно находить пути её решения;

- поддерживать мотивацию для собственной работы;

- создавать благоприятную атмосферу, условия для собственной работы;

- действовать уверенно, без опаски и страха допустить ошибку и быть смешным; рисковать;

- обратиться за помощью в нужный момент и продолжить работу и т. д.

Предпринятое нами уточнение содержания коммуникативной компетенции, которая развивается у студентов университета в процессе их обучения иностранному языку в контексте принципа креативности, позволило и конкретизировать структурные компоненты этой компетенции, детализировать её критерии и их показатели. В аспекте методики это важно для выявления факта сформированности компетенции либо определения достигнутого уровня.

Заключение. Опираясь на имеющийся опыт, студенты имеют вполне корректное представ ле-ние о феномене креативности; и хотя готовность студентов к актуализации принципа креативности имеет преимущественно имплицитный характер, в совокупности это обусловливает вполне реальную возможность применять принцип креативности с целью развития коммуникативной компетенции студентов, изучающих иностранный язык. Успешность этого процесса зависит от понимания специфики содержания коммуникативной компетенции, развиваемой в указанном контексте, и целенаправленно создаваемых условий по преодолению «пассивной позиции» студентов при актуализации потенциала креативности личности.

Список литературы

1. Словарь современных понятий и терминов / общ. ред. В. А. Макаренко. 4-е изд., дораб. и доп. М. : Республика, 2002. С. 123.

2. Субетто, А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства / А. И. Субетто. Тольятти, 1999. 208 с.

3. Халюшова, Г А. Развитие лингвистической креативности студента университета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Гульфия Альмянсуровна Халюшова. Оренбург, 2005. 198 с.

Сведения об авторах рябова Екатерина Владимировна — аспирант кафедры иностранных языков энергетического института Томского политехнического университета, Томск, Россия. [email protected]

ростовцева Вероника Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков энергетического института Томского политехнического университета, Томск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).

Education and Healthcare. Issue 3. P. 96-99.

development of communicative competence in the context of the principle of creativity

E. V. Ryabova

Graduate Student of Chair of Foreign Languages of Power Institute of Tomsk Polytechnical University, Tomsk, Russia.

karjabka@yandex. ru

V. M. Rostovtseva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages of Power Institute of Tomsk Polytechnical

University, Tomsk, Russia. [email protected]

Specifics of the maintenance of competence and readiness of the student, with inherent them explicit and implitsitny characteristics are peculiar to development of communicative competence of a context of the principle of creativity.

Keywords: principle of creativity, communicative competence, creative qualities of the personality, readiness, abilities.

References

1. Dictionary of modern concepts and terms / con. ed. V. A. Makarenko. 4th ed.; Dorab. and add. M. : The Republic, 2002. P. 123.

2. Subetto, A. I. Ontology and phenomenology of pedagogical skills / A. I. Subetto. Togliatti, 1999. 208 p.

3. Khalyushova, G.A. Development of linguistic creativity university student : dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. / G. A. Khalyushova. Orenburg, 2005. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.