Е. В. Козловская. Реализация принципа креативности на начальном этапе обучения.
УДК 378.147.026.9
Е. В. Козловская
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Рассматривается принцип креативности сквозь призму готовности студента к креативной деятельности на начальном этапе изучения иностранного языка (ИЯ). Представлены цели, содержание и результаты анкетирования, которое позволяет получить разностороннюю информацию о степени готовности студентов к креативной деятельности, то есть о наличии у студентов определенных навыков, умений, знаний и способностей для креативной деятельности.
Ключевые слова: принцип креативности, готовность студента к креативной деятельности, факторы неготовности студента к креативной деятельности.
Теория и практика обучения развиваются вместе с обществом, наукой и прогрессом. Появляются новые принципы обучения, а прежние и известные совершенствуются для решения новых задач. К числу последних, безусловно, относится принцип креативности, который становится одним из ключевых моментов образовательной парадигмы нового тысячелетия. Под принципом креативности в педагогике понимается ориентация на творческое начало в образовательном процессе, которое стимулирует развитие креативных и творческих качеств личности. Базовым моментом данного принципа является формирование у студентов способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, т. е. самостоятельно приобретать опыт в различных сферах деятельности. Умение создавать новое, находить решение нестандартных задач стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека, поэтому реализация данного принципа приобретает в наши дни актуальное значение.
Реализация этого принципа в современных условиях имеет поэтапный характер, что обусловливает ряд требований к организации образовательного процесса [1]. Начальный этап обучения любому предмету во многом предопределяет успешность реализации принципа креативности, а в его содержании ключевая роль принадлежит готовности обучающихся к осуществлению креативной деятельности [2]. Поэтому цель настоящей статьи заключается в том, чтобы определить и охарактеризовать эту готовность не только как личностное, но и как компетентностно значимое качество студентов на примере обучения иностранному языку (ИЯ). Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: уточнить понятие «готовность к креативной деятельности»; определить степень готовности студентов к креативной деятельности; выявить факторы, препятствующие формированию готовности. В качестве средств решения поставленных задач были выбраны метод контент-анализа современных научных работ, по-
священных феномену креативности в образовательной сфере, и метод анкетирования студентов.
Известные ученые, представители разных научных направлений и школ обращаются к исследованию креативности как процесса, продукта и качества личности, ее разнообразных форм и типологических характеристик: Ф. Баррон, Д. Б. Богоявленская, Л. Е. Варфоломеева, Н. Ф. Вишнякова, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, А. М. Матюшкин, Е. Торренс, Е. Е. Туник, Е. А. Яковлева и др. Однако работы, посвященные реализации принципа креативности на начальном этапе обучения той или иной учебной дисциплины и готовности студентов к креативной деятельности, встречаются значительно реже и рассматриваются преимущественно с позиции психологических наук [3].
В различном контексте категорию «готовность» рассматривают И. Б. Бодрова, Т. А. Воронова, Ф. Н. Гоноболин, А. А. Деркач, Т. В. Иванова, Е. Ю. Карпова, А. Г. Ковалёв, Я. Л. Коломинский, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, Н. В. Лысых, В. Н. Тарасова, Д. Н. Узнадзе и др. Вслед за И. Б. Бодровой, Т. А. Вороновой, Н. В. Лысых авторы рассматривают готовность к креативной деятельности как системную характеристику, в структуру которой входят несколько компонентов. Перечислим эти компоненты и кратко охарактеризуем их в проекции на конкретную учебную дисциплину - иностранный язык:
- психологическая готовность - отсутствие негативных эмоций и страха, обусловленных новизной и вероятной трудностью выполняемых заданий;
- интеллектуальная готовность - общие и специальные способности обучающихся, система знаний, умений и навыков по иностранному языку;
- эмоционально-волевая готовность связана с отношением обучающихся к образованию и развитием самопроцессов, в частности саморегуляции, саморефлексии;
- социальная готовность - коммуникативные способности и ответственность, осознанность своих действий в ситуациях выбора;
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
- мотивационная готовность - познавательные и профессиональные интересы обучающихся, склонности, желание, любознательность, любопытство и т. д.
С целью изучения готовности студентов к осуществлению креативной деятельности был выбран метод анкетирования как наиболее целесообразный. Анкета позволяет в рамках использования одного средства сформулировать задания-вопросы по самым разнообразным позициям и способна представить исчерпывающий материал для статистической обработки. В связи с этим следует кратко охарактеризовать содержание анкеты, использованной авторами для решения поставленных в настоящей статье задач.
Цель анкетирования заключалась в следующем: выявить факт наличия (отсутствия) готовности студентов к выполнению креативной деятельности, а также определить степень выраженности (проявления) этой готовности и сопоставить результаты в отношении родного и иностранного языков. В анкетировании приняли участие 150 студентов неязыковых специальностей, изучающих английский и немецкий языки.
По своей форме анкета являлась смешанной. В ней представлены 16 заданий вопросного типа, из которых 11 заданий имеют простую и безвариантную систему ответов (да, нет, не знаю), 4 задания содержат вариативную систему представленных ответов (выберите из приведенных ниже ответов), 1 вопрос без предложенного варианта ответа, поскольку предполагается свободно конструируемый ответ на основе личного опыта студентов (приведите пример креативного задания).
Принимая во внимание характер вопросов в анкете, все их условно можно разделить на две группы: имплицитные и эксплицитные, т. е. ответы на данные вопросы будут напрямую указывать на готовность студента к креативной деятельности по использованию языковых средств (как на родном языке, так и на начальном этапе обучения иностранному языку), и вопросы, которые дают косвенную информацию о такой готовности студента.
Имплицитные вопросы делятся, в свою очередь, на группу вопросов, ответы на которые могут показать степень понимания студентами самого феномена креативности, восприятие креативности как интегративного или врожденного качества личности, осознание студентами возможности и необходимости применения креативности в процессе изучения иностранных языков, а также роли креативности в жизни и учебной деятельности студента. Эксплицитные вопросы содержат две группы вопросов, которые показывают желание и мотивацию студентов к выполнению креативной деятельности и психологическую, эмоциональную готов-
ность к данной деятельности. Все вопросы в анкете позволяют получить разностороннюю информацию о степени готовности студентов к креативной деятельности.
Полученные результаты показывают, что присутствует заметный разброс мнений. Следует отметить, что большинство студентов, участвовавших в анкетировании, принимают и положительно относятся к феномену креативности как в жизни, так и в плане будущей профессиональной деятельности (62 и 67 % соответственно). Большая часть (92 %) считает, что основной результат использования креативности в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) заключается в поддержании интереса к процессу изучения ИЯ.
Сопоставительный анализ полученных в анкетировании результатов свидетельствует о различии в желании студентов выполнять креативную деятельность на родном языке и иностранном (83 против 55 %). Больше половины опрошенных полагают, что они готовы к креативной деятельности, но при этом такое же количество (52 %) студентов утверждают, что они ощущают в себе страх (неуверенность, опасения, сомнения) при выполнении креативной деятельности. Указанные факторы становятся своеобразным личностным барьером на пути актуализации готовности студента к креативной деятельности, сдерживающим тем самым успешную реализацию принципа креативности на начальном этапе обучения иностранному языку.
Следует отметить важный факт, что предшествующий учебный опыт студентов не всегда может быть опорой в реализации принципа креативности в обучении. Так, при выполнении задания со свободно конструируемым ответом только 5 % описали креативные задания, 24 % предприняли попытку сформулировать самыми общими словами такой пример на занятиях по языку («рассказать историю», «написать сказку», «поговорить об интересных вещах» и т. д.). Большинство студентов (59 %) не смогли привести пример креативного задания, а 12 % предложили задание, не относящееся к креативному («посмотреть интересный фильм», «пересказать любимую и интересную книгу», «читать анекдоты и интересные истории на иностранном языке» и т. д.).
Опираясь на данные анкетирования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, больше половины студентов имеют желание выполнять креативные упражнения на родном языке и практически в два раза меньше студентов желают выполнить данные упражнения в процессе изучения ИЯ. Чуть больше половины респондентов заявляют, что готовы выполнять креативные упражнения, и практически столько же отмечают, что их сдерживают негативные эмоции и страх при решении
Е. В. Козловская. Реализация принципа креативности на начальном этапе обучения...
креативных упражнений. Большинство студентов не часто сталкиваются с явлением креативности в повседневной жизни и учебной деятельности, поэтому они отводят ей незначительную роль. Таким образом, была выявлена частичная готовность студентов к креативной деятельности при обучении иностранному языку.
Во-вторых, в связи с этим определен ряд факторов, негативно влияющих на степень готовности студентов к креативной деятельности и препятствующих реализации принципа креативности в обучении ИЯ: незнание, непонимание либо искаженное понимание явления креативности (представление креативности как врожденного качества уникальной личности); отсутствие примеров креативной деятельности в повседневной жизни и в процессе обучения; психологическая неготовность или страх перед нестандартными, необычными способами действий, приемами обучения, упраж-
нениями и т. д.; отсутствие мотивации к саморазвитию и обучению. Однако при этом следует отметить, что у студентов присутствует желание к креативной деятельности.
Таким образом, следует сделать вывод, что ситуация в целом имеет противоречивый характер: у студентов присутствует желание к креативной деятельности, они понимают и принимают креативность как желательное явление в процессе обучения, однако у них низкая степень готовности к креативной деятельности. Это предполагает необходимость совершенствовать методику обучения, проводить целенаправленную работу по обеспечению готовности студентов к креативной деятельности на занятиях по иностранному языку; тем самым будут создаваться условия успешной реализации принципа креативности при обучении ИЯ как важного средства развития и воспитания творческой личности студента.
Список литературы
Дамбуева А. Б. Развитие креативности студентов в процессе изучения курса общей физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1. С. 22-24.
Буртовая Н. Б. Методы развития профессиональных способностей студентов-менеджеров // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 5. С. 142-149.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.
Козловская Е. В., аспирант, преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634034. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.03.2014.
E. V Kozlovskaya
REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF CREATIVITY IN THE BEGINNING OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING
In this article the principle of creativity is considered through the student's preparedness to creative activity in the beginning of foreign language learning. The purpose of the present article is in defining and characterizing this preparedness not only as personal, but also significant quality of students within competence-based approach on the example of training in a foreign language. For achievement of this goal we defined the following tasks: to clarify the concept "preparedness for creative activity"; to define degree of preparedness of students for creative activity; to reveal the factors interfering preparedness formation. The article presents the purposes, contents and results of the questioning, which allows to get versatile information on degree of student's preparedness to creative activity.
Key words: principle of the creativity, student's preparedness to creative activity, factors of unavailability.
References
1. Dambueva A. B. Razvitie kreativnosti studentov v prozesse izucheniya kursa obshei fisiki [Developing creativity of students when taking the course in general physics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 1, рр. 22-24 (in Russian).
2. Burtovaya N. B. Metodi razvitiya professionalnikh sposobnostey studentov-menedzherov [The methods of development of professional abilities of students-managers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 5, pp. 142-149 (in Russian).
3. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [Psychology of creative abilities]. Moscov, Akademiya Publ., 2002. 320 p. (in Russian).
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634034. E-mail: [email protected]