РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРЧАГИНА М.И.
Наиболее полно природу межличностного общения можно определить как способ взаимодействия индивидов, информационный процесс их взаимообогащения, сопереживания и взаимного понимания друг друга. В социальной психологии обычно выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое1.
Императивное общение - это авторитарная форма взаимодействия педагога с обучаемыми, достижения контроля над их деятельностью и поведением. При этом обучаемые рассматриваются как объект воздействия, выступают пассивной стороной общения.
Манипулятивное общение - общение, при котором воздействие на обучаемых осуществляется педагогом скрытно, подчас на бессознательном уровне. При манипулятивном общении педагог вводит элементы развлекательной игры, подчеркивает повышенный интерес к личности обучаемого и т.д.
Диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, априорная установка на доверие к личности учащегося и восприятие его как имеющего право на собственное мнение.
Суммируя данные подходы, можно придти к пониманию общения как процесса обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией, используемой для установки межиндивидуальных связей и взаимодействия.
В общении существенна роль обмена информацией, социально-психологических контактов, выбора соответствующих конкретной ситуации методов воздействия на собеседника, правильной реакции на его слова и действия.
Менее изучен характер и формы общения внутри педагогического коллектива, очевидно ввиду того, что педагог считается профессионально подготовленным специалистом по общению, способным находить и устанавливать формы межличностных отношений. Однако, практический опыт жизнедеятельности педагогических коллективов, особенно в современный динамичный период радикального изменения общественных отношений, показывает необходимость более глубокой научной разработки психолого-педагогических основ общения в учебных заведениях.
Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом профессиональной педагогической деятельности. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные проявления общения, на которое расходуется в среднем по всем категориям работников учебного заведения более 80% рабочего времени, а у педагогического персонала еще больше. Ведение урока, семинара, практического обучения, воспитательной работы, организация педагогических советов и методических комиссий представляет сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой.
Умение вести педагогическое общение не приходит экспромтом, для этого бывает недостаточным специального образования. Эффективное общение имеет свою природу и алгоритмы реализации. Большую роль играют не только образованность, но и коммуникабельность, общая культура человека, понимание психологии людей.
Имеются и специфические факторы оптимизации общения в педагогическом коллективе, существенно влияющие на формирование творческого климата, организацию учебно-пространственной среды. Это достигается посредством эффективных педагогических технологий, организации групповых дискуссий, тренингов и т.п. Тем самым стимулируется развитие таких ключевых квалификаций, как сотрудничество, коммуникативность, ответственность и, особенно, профессиональная компетентность педагога. Такие качества нужны для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, повышения качества обучения.
Современная система образования, как социокультурный феномен, является основным фактором познания молодым человеком новой реальности - рыночной экономики, демократических отношений, конкуренции и т.п. Компьютеризация и технологизация образования, значительно расширяя интеллектуальную деятельность обучаемых, объективно снижают возможности межличностного общения. Здесь можно отметить ряд разнонаправленных тенденций: технократизации и формализации образования, уменьшения фактора живого труда педагога. На фоне этих тенденций постепенно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого.
В организации учебно-воспитательного процесса важна мотивация активности обучаемых. Это достигается не только разнообразными приемами тестирования и другими дидактическими методами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием стимулирующей учебный труд психологической атмосферы, уважением к личности учащегося.
Проблемы мотивации учебной деятельности являются ведущими в педагогической науке и рассматриваются в трудах многих ученых (Ю.И. Дик, А.А. Кузнецов, М.П. Сибирская, В.Д. Шадриков и др.). Однако практически все они затрагивают область общего образования и не учитывают специфику профессиональной школы.
В последние годы активизировались научные исследования педагогических проблем в области профессионального образования (Глазунов А.Т., Рыкова Е.А., Четыркин К.Р., Хварцкия А.Х., и др.). Вопросам складывающихся в педагогических коллективах межличностных отношений посвящено фундаментальное социологическое исследование Смирнова И.П., Ткаченко Е.В., результаты которого изложены в работе «Социальный портрет учащегося НПО». Важные методологические подходы к исследованию проблемы педагогического общения сформули-
1 Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998, с.115
рованы в кандидатской диссертации А.Х. Хварцкия (Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования. - М., 1999).
Однако до настоящего времени теория и методика педагогического общения остаются за рамками систематических научных исследований. Не разработаны теоретические основы, структура и классификация форм педагогического общения, не раскрыты пути повышения его эффективности в процессе профессионального обучения.
В современных условиях перманентного реформирования профессионального образования ответы на эти вопросы приобретают особую значимость, поскольку потребности практических работников сфокусированы именно на них: происходящие в учреждениях НПО преобразования требуют реализации в процессе обучения системы адекватных средств достижения целей. Требуется разработка методики самосовершенствования деятельности педагога, в основе которой должна лежать профдиагностика и их личностная заинтересованность в повышении своего мастерства.
Подобная методика использована для анкетирования большой группы инженерно-педагогических работников ряда учреждений среднего профессионального образования города Москвы, проведенной в 2007 году.
Содержание анкет отражало различные аспекты педагогического общения. Их обобщение позволило вывести объективные оценки уровня сплоченности, коммуникативных и организаторских склонностей, характера общения, адаптивности инженерно-педагогических работников. При этом отдельно учитывались данные по преподавателям и мастерам производственного обучения, а также отдельно - их самооценка и мнение о своих коллегах.
Более половины респондентов (61 % преподавателей и 53 % мастеров производственного обучения) отмечают нормальный уровень присущей им коммуникабельности. Они достаточно любознательны (соответственно: 81 % и 71 %), терпимы в общении с другими (78 % и 76 %), отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости (54 % и 67 %).
Только единицы преподавателей (4 %) и немногие мастера производственного обучения (11 %), отмечают низкий уровень своей коммуникабельности, отсутствие постоянной потребности к профессиональному и неформальному общению.
Представляет особый интерес мнение респондентов о своих коллегах, свидетельствующее о том, что немалая часть из них (22 % - преподаватели, 25 % - мастера производственного обучения) имеют «излишний потенциал коммуникабельности». Их общительность «бьет ключом», они охотно берут слово на педагогических советах и совещаниях по любому вопросу, им недостает усидчивости, терпения при столкновении со сложными педагогическими проблемами, в работе с трудным контингентом учащихся.
А для некоторых преподавателей (10 %) и мастеров производственного обучения (8 %) коммуникабельность носит болезненный характер. Они привыкли быть в центре внимания, многословны в общении, вмешиваются в дела, к которым не имеют прямого отношения и берутся судить о проблемах, в которых не компетентны. Вольно или невольно они становятся источниками конфликтов в педагогическом коллективе.
В ходе анкетного опроса выявлены не только уровни и характер межличностного общения, но и степень воздействия его на решение профессиональных педагогических задач.
В частности, обнаружено, что организаторские способности несколько выше в среднем у мастеров производственного обучения (55 % опрошенных), чем у преподавателей (48 %). Это можно, видимо, объяснить характером труда мастеров производственного обучения, необходимостью индивидуального подхода к учащимся в ходе практических занятий, сплачивающим мотивом производительного труда. Правда, отсутствие более чем у половины преподавателей организаторских способностей можно оценить как явный недостаток потенциала их педагогического общения с учащимися.
Большинство опрошенных (примерно по 70 % в обеих группах) отмечают деловой стиль педагогического общения, высокую прагматичность межличностных отношений в коллективе. Вероятно, здесь, помимо административных причин, обнаруживается отпечаток рыночных отношений, проникающих в образовательную сферу, понимание инженерно-педагогическим коллективом того обстоятельства, что только общими и конструктивными усилиями можно обеспечить высокий уровень учебно-воспитательного процесса и привлечь на этой основе дополнительные внебюджетные средства.
Общий вывод, вытекающий из проведенного исследования состоит в признании наиболее профессионально важными качествами в системе «педагог-педагог» прежде всего личностных компонентов деятельности, т.е. эмоционально-волевой сферы, коммуникативных и организаторских способностей.
Обобщенные данные анкетного опроса показывают высокий уровень коммуникабельности инженернопедагогических работников. Наиболее общительны преподаватели, несколько ниже - мастера производственного обучения. Причем, данные, полученные как самооценки завышают способность к общению примерно на 20 % в сравнении с оценкой своих коллег.
Представляет интерес вывод о немногочисленности в педагогических коллективах работников, чей уровень коммуникабельности был бы ниже «нормального уровня». Более того, многие из респондентов отмечают излишнюю, навязчивую общительность своих коллег. По-видимому, это можно объяснить как особенностями педагогического труда, в основе которого всегда лежит активное межличностное общение, так и специфическими условиями места проживания респондентов - Крайнего Севера с его относительно ограниченным культурным пространством, слаборазвитой социальной инфраструктурой, традициями открытости и общительности населения полярных территорий.
Подлинная роль общения для эффективной трудовой деятельности начинает осознаваться только сейчас, в связи с переходом экономики на рыночные отношения. Для рыночной экономики, в отличие от экономики директивно-распорядительного типа, характерен принцип договорных отношений, означающий переход от управ-
ления по вертикали к взаимодействию по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. В этих условиях без умения устанавливать деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и самим собой, добиться успеха чрезвычайно трудно.
В социальной сфере, прежде всего образовании, нет такого прямого и жесткого воздействия рынка. Эта сфера продолжает оставаться бюджетным сектором государства, во многом защищенным от форм общения типа «купли-продажи», «производства-сбыта» и т.п.
Однако ввиду известных экономических трудностей переходного периода в профессиональную школу пришли элементы рыночной экономики. Острый дефицит государственного бюджета ведет к значительному недофинансированию профессиональных учебных заведений и вынужденному поиску ими внебюджетных источников финансирования путем платных образовательных услуг, продажи продукции, произведенной в процессе обучения, сдачи помещений в аренду и т.п. Поэтому при анализе психолого-педагогических аспектов общения в профессиональном учебном заведении нельзя не учитывать воздействие на них рыночных факторов.
Профессиональное общение здесь служит связующим элементом всех аспектов педагогической деятельности, главным рычагом слаженной и эффективной работы и морального удовлетворения каждого члена коллектива. Умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно, одним из важнейших, если не важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебно-воспитательной деятельности.
Структура педагогического общения может быть представлена процессуальным и содержательным компонентами.
Процессуальный компонент - это технология педагогического общения, дидактический инструментарий непосредственной коммуникации преподавателя с обучаемыми по реализации целей учебно-воспитательного процесса.
Содержательный компонент - это профессиональная компетенция педагога, его способность отобрать и применить мотивационные формы педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей личности и уровня подготовленности обучающихся при данных условиях обучения.
Эффективность педагогического общения во многом зависит от способа распространения информации, который может быть вертикальным (по уровням управления учебным заведением) или горизонтальным (между самими педагогами).
По нашим оценкам эффективность горизонтальных коммуникаций наиболее высока и достигает 85 %. Столь высокая их результативность объясняется тем, что педагоги, состоящие в равноправных отношениях партнерства, соорганизаторов общего учебного процесса, лучше понимают характер труда своих коллег, глубже знают их проблемы и сопереживают им.
Вертикальные коммуникации в педагогическом коллективе менее эффективны, чем горизонтальные. Наши наблюдения показывают, что при вертикальном способе коммуникации по схеме «сверху-вниз» эффективность общения не превышает 30 %, и, следовательно, информация от администрации учебного заведения не всегда доходит до педагогов или неадекватно воспринимается ими.
Вертикальный способ коммуникации по типу «снизу-вверх» имеет эффективность еще ниже: руководитель коллектива усваивает только 25 % информации, а его заместитель - не более 40 %.
Глубокие качественные изменения в обществе, связанные со становлением рыночной экономики, обнажили проблемы раскрытия личностных творческих способностей руководителей учебных заведений, инженернопедагогических работников и обучающихся.
В этой связи парадигма профессионального обучения, ориентированная на социальный заказ, на производство, на узкий профессионализм выпускника которую можно назвать парадигмой «подготовки», дополняется парадигмой «креативного образования», раскрытия человеком его возможностей. Это означает, что вместо передачи профессионально-образовательного наследия в виде логически завершенной системы знаний, умений и навыков, становится необходимым перенести акцент на освоение новых форм педагогического общения, позволяющих развить творчество, самообразованность и непрерывную мотивацию личности к повышению своего социально-культурного уровня.
Роль и значение педагогического общения в настоящее время усиливается и в связи с необходимостью выполнения педагогом множества социальных ролей, которые он принимает на себя в процессе учебной деятельности. В виде крупных категорий их можно классифицировать как межличностные, информационные и роли по принятию педагогических решений. Все роли взаимосвязаны и взаимодействуют с целью создания единого целого, вытекают из полномочий и статуса педагога в учебном заведении, включают все сферы его деятельности и взаимодействия с людьми. Они ставят педагога в центр сосредоточения общекультурной и специальной информации, обуславливают его просветительскую роль в обществе.
Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе. Профессиональное общение приобретает все большее значение в создании творческого климата, а через это и более эффективного осуществления функциональных задач профессионального обучения. Педагог, который владеет искусством общения, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал, более продуманно выбирает способы и средства обучения.
С помощью общения в педагогическом коллективе решаются вопросы организации труда, дисциплины, непосредственного распорядительства, выдвижения и перемещения кадров, установления нормальных взаимоотноше-
ний, формирования работоспособного коллектива. В связи с этим умение руководителя учебного заведения вступать в контакты составляет решающую предпосылку успешной образовательной деятельности.
Как видим, педагогическое общение имеет свою специфику, связанную, прежде всего, с социальной ролью педагога, его воспитывающей и высокогуманной общественной миссией, особым характером педагогического труда, отталкивающего администрирование и формализм, воздействующего на духовные стороны обучаемого способами дидактики и психологии.