УДК 378.12
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА 3
Ш. Рустамова, Ф. Кадырова, М. Кулдашев, С. Рахимова. Гиждуванский педагогический колледж (Бухарская область, Узбекистан)
«Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученнку, как отец, мать - тн будет лучше того учителя, который прочел все ккиги, но не тмеет любви н н к делу, ни к ученикам. Еслиучитель соединяет в ссбе любовь к делу и к ученику, он - совтршттныый учитель».
Л. Н. Толстой.
Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Его более конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям действия преподавателя; достижение результатов обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.
С внутренней стороны педагогическое мастерство - это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство - выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
Мастер - это человек, «особенно сведущий или искусный в деле своем». Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной,
3 Статью рекомендует к публикации: Бахтиёр Рахманович Адизов (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Якимец Светлана Викторовна - к. п. н., доцент (Орск, Россия).
методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, профессиональная педагогическая направленность.
Уникальный пример владения педагогическим мастерством в отечественной педагогике представляет деятельность А.С. Макаренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствующий себя, воспринимающий труд как радость.
Основой становления педагогического мастерства является профессиональное знание. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии.
Важная особенность профессионального педагогического знания - комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза - решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности.
Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание мастера-педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.
Еще один элемент педагогического мастерства - форма организации поведения преподавателя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога.
Педагогическая техника - это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения. К. С. Станиславский говорил, что мало таланта - нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой.
Большое значение педагогической технике придавал А. С. Макаренко. Он писал: «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет».
Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Первая группа умений - владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи.
Вторая - дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.
Критериями мастерства педагога выступают:
- целесообразность деятельности (направленность);
- продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся);
- оптимальность (выбор средств);
- творчество (содержание деятельности).
Как и любая другая, педагогическая деятельность включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающийся своей спецификой.
Цель деятельности преподавателя направлена на всестороннее развитие личности обучающегося. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в систему социальных связей, помогает реали-зовывать природные возможности человека в овладении общественным опытом.
Управление деятельностью другого человека (воспитание, обучение) возможно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Она близка и понятна преподавателю, который строит будущее. Осознавая, как это сложно, педагоги-мастера всегда выстраивают логику своей деятельности с опорой на потребности учащихся.
Специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.
Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем. Человек - активное существо с неповторимыми индиви-
дуальными качествами, с собственным пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и ее субъектом, деятелем. Он может относиться по-своему к педагогическому воздействию, воспринимая его через свой внутренний мир и свои установки. Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска.
Одновременно с педагогами на учащегося, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в разных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию воспитания, перевоспитания и самовоспитания личности.
Субъект - это тот, кто воздействует на воспитанника, - педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия - личность преподавателя, его знания и умения. Если учащийся не воспринимает педагога, критически относится к его знаниям, поступкам, тогда он будет сопротивляться его воздействию. Подлинным воспитателем становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования педагога.
Также выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты психолого-педагогической деятельности.
Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика. Общительность, коммуникабельность - это не только потребность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность и дающее подпитку творческому самочувствию педагога. Коммуникабельность помогает развитию персептивных способностей, таких, как профессиональная зоркость и наблюдательность. Профессиональная зоркость заключается в умении проникать во
внутренний мир своего ученика, находить с ним общий язык, помогает грамотно мотивировать и поощрять его.
Таким образом, педагогическое мастерство - это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Педагог воспитывает своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, педагог - мастер в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности. Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, но и со стороны всего общества.
Литература:
1. Коротов В. М. Введение в педагогику. - М.: Изд-во УРАО, 2003.256 с.
2. Мавлонова Р. ва бошк. Педагогика: Олий укув юртларининг бошла^ич таълим методикаси факультети талабалари, педагогика лицейлари ва коллеж укувчилари учун дарслик. - Т.: Укитувчи, 2001.512 б.
3. Реан А. А.и др. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. -Санкт-Петербург: Питер, 2001.- 432 с.
4. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. препод., аспирантов. - М.: Изд-во "Совершенство", 2008. - 368 с.
Rustamova Sh., Kadyrova Е, Kulclashev М., Rahimova S. Pedagogicheskoe kak professionalizm peclagoga. Rustamova, Е Kadyrova,
М. КикС^еу S. Rahimova // Nauka. Mysl'. - 2014. - № 6.
— • —
Сведения об авторах Шахноза Рустамова, Фатима Кадырова, Мирджон Кулдашев,