Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство учителя как психолого-педагогическая проблема'

Педагогическое мастерство учителя как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASTERY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILL / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / ПЕДАГОГ / TEACHER / МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаев А. У., Гаджикурбанова Г. М.

В статье раскрыта сущность педагогического мастерства учителя как психолого-педагогическая проблема. Мастерство учителя предполагает такие профессиональные качества, которые учитывают и признают индивидуальность, уникальность личности учащегося, позволяют ему строить процесс обучения и воспитания так, чтобы предоставить ученикам максимальные благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала, креативности и лучших характерологических особенностей личности. Авторы делают вывод о том, что педагогу важно изначально оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, попробовать понять и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MASTERY OF A TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals the basics of pedagogical mastery of the teacher as a psychological and pedagogical problem. Mastery of the teacher assumes such professional qualities, which take into account and recognize the individuality, uniqueness of the student's personality, allow him to build the process of education and upbringing so as to provide the pupils with the maximum favorable conditions for revealing the creative potential, creativity and the best characterological characteristics of the individual. The authors conclude that a teacher is important to initially evaluate their possibilities for future pedagogical activities, try to understand and analyze their strengths and weaknesses, it is clear to see what professionally meaningful qualities you will need to generate training and which independently.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство учителя как психолого-педагогическая проблема»

мировоззрении, патриотических убеждениях, сознании, чувствах и качествах, проявляемых в личном поведении, повседневной жизнедеятельности и последующей результативной службе на судах морского транспорта. Её основы формируются в семье, общеобразовательной школе и вузе, и как приобретаемое личностное качество развивается, совершенству-

Библиографический список

ется, и проявляется на протяжении всей жизнедеятельности личности.

Применение специальной стратегии формирования патриотической позиции позволяет организовать этот процесс целенаправленно и на научной основе, что обеспечит наиболее высокий результат в воспитательной практике.

1. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию 01.03. 2018 г. Available at: https:// www.eg-online.ru/information

2. Ильина Н.Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011; 4: 21 - 28.

3. Лутовинов В. И. Стратегия развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на ближайшую перспективу. Available at: http://gigabaza.ru/doc/183615.html

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

5. Евлапова Т.В. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2013.

6. Прохоренко О.И. Формирование патриотической позиции старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам: на примере обществознания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2007.

7. Лыкова Т.Р Структура патриотической позиции. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4. Available at: https://science-education.ru

References

1. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina Federal'nomu Sobraniyu 01.03. 2018 g. Available at: https://www.eg-online. ru/information

2. Il'ina N.F. Strategii stanovleniya regional'noj sistemy nepreryvnogo innovacionnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011; 4: 21 - 28.

3. Lutovinov V. I. Strategiya razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na blizhajshuyu perspektivu. Available at: http://gigabaza.ru/doc/183615.html

4. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

5. Evlapova T.V. Rol' gosudarstvennyh institutov v patrioticheskom vospitanii molodezhi v usloviyah politicheskoj transformacii rossijskogo obschestva. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2013.

6. Prohorenko O.I. Formirovanie patrioticheskoj pozicii starsheklassnikov v processe obucheniya obschestvennym disciplinam: na primere obschestvoznaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2007.

7. Lykova T.R. Struktura patrioticheskoj pozicii. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; 4. Available at: https://science-education.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.18

УДК 378

Umaev A.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Gadzhikurbanova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL MASTERY OF A TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the basics of pedagogical mastery of the teacher as a psychological and pedagogical problem. Mastery of the teacher assumes such professional qualities, which take into account and recognize the individuality, uniqueness of the student's personality, allow him to build the process of education and upbringing so as to provide the pupils with the maximum favorable conditions for revealing the creative potential, creativity and the best characterological characteristics of the individual. The authors conclude that a teacher is important to initially evaluate their possibilities for future pedagogical activities, try to understand and analyze their strengths and weaknesses, it is clear to see what professionally meaningful qualities you will need to generate training and which independently. Key words: mastery, pedagogical skill, future teacher, teacher.

А.У. Умаев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Г.М. Гаджикурбанова, канд. пед. наук, ст. преподаватель каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрыта сущность педагогического мастерства учителя как психолого-педагогическая проблема. Мастерство учителя предполагает такие профессиональные качества, которые учитывают и признают индивидуальность, уникальность личности учащегося, позволяют ему строить процесс обучения и воспитания так, чтобы предоставить ученикам максимальные благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала, креативности и лучших характерологических особенностей личности. Авторы делают вывод о том, что педагогу важно изначально оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, попробовать понять и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: мастерство, педагогическое мастерство, будущий учитель, педагог.

Профессия педагога — одна из древнейших в мире. Педагог - это человек, имеющий соответствующую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью - во-

просами воспитания, образования и обучения. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Учителя, мастера

своего дела, вдохновляют учащихся своим творческим подходом к процессу обучения, легкостью манерой преподавания и с должным юмором.

В работе И.А. Зязюна «Основы педагогического мастерства» словосочетание «педагогическое мастерство» представлен автором как «комплекс характерологических свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации в профессиональной деятельности. К таким свойствам И.А. Зязюн отнес гуманистическую направленность деятельности учителя, его глубокие профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику» [1, с. 110 - 111].

Автор проблемы психологии труда и профессиональной деятельности учителя, Н.В. Кузьмина пишет, что большинство учителей - это мастера, которые смогли достаточно хорошо овладеть приёмами обучения и воспитания, добившиеся благодаря этому высокой результативности в педагогической работе. Н.В. Кузьмина даёт такое определение педагогическому мастерству, где педагогическое мастерство - это «высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в том, что в отведённое время педагог достигает оптимальных результатов»; это «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и профессионально-личностных качеств учителя» [2; с. 30]. Говоря о педагогическом мастерстве, автор в рамках данного определения выявляет авторские уровни педагогической деятельности педагога: педагогического мастерства может не быть, но отдельные его элементы в педагогической деятельности учителя и его личности предполагают возможность его реализации; если про учителя говорят, что он «хороший учитель» или «практически мастер своего дела», то по каким-то критериям окружающие учителя не считают его настоящим мастером своего дела; учитель характеризуется как мастер своего дела, если он демонстрирует конструктивную деятельность и отличается от других учителей (не мастеров) креативностью, инновационностью.

В совместной книге «Педагог: профессия и личность» ученые педагоги И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов пишут: «при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет; и далее....многие педагоги наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть и предотвратить системой определённых мер возможные затруднения; незнанием, с помощью каких действий можно подойти к конечному результату, какой должна быть последовательность этих действий. Конечная цель у учителя - не мастера обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с ближайшим прицелом» [3, с. 66 - 69]. Педагогическое мастерство же имеет ввиду умение учителя-мастера использовать в собственной работе инновационные технологии, грамотно искать и находить инновационные новшества для каждой конкретной педагогической ситуации, уметь диагностировать, прогнозировать и проектировать учебно-воспитательный процесс.

Большим подспорьем педагогу вуза в формировании у студентов основ педагогического мастерства оказывает такое дидактическое направление как учебный фильм. Научный фильм, телевидение, которыми в режиме он-лайн может пользоваться педагог вуза, повысить интерес студентов к изучаемой проблематике. Базой и теоретическим фундаментом развития педагогического мастерства будущего учителя, что дает ему уверенность, основательность, продуманность и логичность действий, являются полученные и усвоенные профессиональные знания в процессе обучения в вузе. Направленность и профессиональное знание составляют ту базу высокого уровня профессионализма в педагогической деятельности, который обеспечивает целостность педагогического мастерства и педагогических способностей.

Известные отечественные педагоги в своих трудах старались выявить профессиональные и личностные качества учителя, основываясь на мысли о том, что в основе учебно-воспитательной деятельности лежит идея индивидуальности, особенности каждой личности, каждого ученика. Поэтому педагогическое мастерство предполагало взаимодействие «учитель-ученик», которое построено с учетом индивидуальных особенностей, специфических качеств личности обоих субъектов, направленное на воспитание, развитие у учащихся талантов и способностей. Мастерство учителя предполагает такие профес-

сиональные качества, которые учитывают и признают индивидуальность, уникальность личности учащегося, позволяют ему строить процесс обучения и воспитания так, чтобы предоставить ученикам максимальные благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала, креативности и лучших характерологических особенностей личности.

Результат работы педагога, обладающего педагогическим мастерством - это такое развитие и формирование личности ученика, творческие задатки которого дошли до пределов возможного, до максимума.

А.С. Макаренко, подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения. Сложно представить общение между учителем и учениками, которое бы не несло когнитивно-познавательного или воспитательного заряда, поэтому в педагогической научной литературе и практике все чаще используется понятие «педагогическое общение». Данное общение учителя с учащимися в процессе образовательно-воспитательного процесса имеет важные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата в классе и оптимизацию учебной деятельности. А.С. Макаренко отмечал, что «нужно уметь читать человеческое лицо; ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений и переживаний; педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом» [4, с. 88]. А.С. Макаренко делал особый акцент на необходимости педагогом овладевать техникой педагогического мастерства и общения, подчеркивая, что ученики могут простить своему учителю строгость, сухость, придирчивость, порой грубость, но никогда не простят ему непрофессионализма, плохого знания своего предмета. Поэтому, мастерство учителя - это уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, постоянная готовность к работе, ясная мысль, знание воспитательного процесса.

Известно, что сама педагогическая биография каждого педагога - особенная, сугубо индивидуальная. Нужно думать, что не каждый учитель и не сразу становится мастером в педагогической науке. У кого-то на это уходят многие годы, нарабатывая педагогический опыт и профессиональные качества. Бывает, что отдельные учителя оказываются неспособными к развитию собственных профессиональных качеств, отвечающих за мастерство, оставаясь в разряде посредственных учителей. Поэтому, чтобы стать мастером своего дела, творцом, педагогу важно овладеть всеми педагогическими закономерностями и механизмами педагогического процесса, что позволит ему сформировать определенное педагогическое мышление, умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, уметь расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса [5].

Педагогическим мастерством способен овладеть тот педагог, который основывается в своей профессиональной деятельности на инновационную педагогическую теорию. Путь к педагогическому мастерству достаточно трудный, с одной стороны - педагогическая наука, педагогическая теория как упорядоченная совокупность педагогических законов и принципов, а педагогическая практика всегда конкретна, правила которой должны быть гармонично вписаны в теорию. Именно в данной гармонии и есть проявление педагогического мастерства учителя. Применение усвоенной теории на практике - и есть педагогическое мастерство учителя, требующее важных навыков теоретического мышления и педагогической логики.

Таким образом, каждому педагогу в своём профессиональном становлении приходится преодолевать путь проб и ошибок, поэтому выбирая профессию учителя, молодые люди берут на себя огромную ответственность за судьбу своих воспитанников, за их профессиональную подготовку. Будущему педагогу важно изначально оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, попробовать понять и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тара-севич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. Москва, 1989.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Издание переаб. и дополн. Санкт-Петербург, 2014.

3. Макарова Н.С., Синицына Г.П. Роль педагогического университета в инновационном развитии системы образования в регионе. Интернет-конференция «Приоритетный национальный проект как фактор системных изменений в образовании. 2008: 56 - 59.

4. Макаренко А.С. О воспитании. Москва: Издательство политической литературы, 1990.

5. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н., Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 159 - 160.

References

1. Osnovypedagogicheskogo masterstva: ucheb. posobie dlya ped. spec. vyssh. ucheb. zavedenij. I.A. Zyazyun, I.F. Krivonos, N.N. Tarasevich i dr.; Pod red. I.A. Zyazyuna. Moskva, 1989.

2. Kuz'mina N.V. Ocherkipsihologii truda uchitelya. Izdanie pereab. i dopoln. Sankt-Peterburg, 2014.

3. Makarova N.S., Sinicyna G.P. Rol' pedagogicheskogo universiteta v innovacionnom razvitii sistemy obrazovaniya v regione. Internet-konferenciya «Prioritetnyjnacional'nyjproekt kak faktor sistemnyh izmenenij v obrazovanii. 2008: 56 - 59.

4. Makarenko A.S. O vospitanii. Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1990.

5. Dubovickij I.N., Uvarova N.N., Sorokopud Yu.V. Struktura i soderzhanie kodeksa professional'noj 'etiki pedagoga v kontekste prakticheskoj realizacii gumanisticheskih idej v obrazovatel'noj praktike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 159 - 160.

Статья поступила в редакцию 27.02.18

УДК 785.1-053.2(=512.151)

Fomin V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

CHILDREN' SOUND INSTRUMENTS OF THE SOUTHERN ALTAI PEOPLE. The article continues a cycle of the author's publications dedicated to the scientific understanding the place of the simplest sounding instruments and musical instruments in the things system of children's musical folklore of the Southern Altai people. The phenomenon of the children's sound instruments is viewed from the standpoint of today's pedagogics, culturological sciences in a general context of the Altai people's traditional spiritual and material culture. The author briefly describes the ethnical and cultural significance and the functions of children's sound instruments. The author attempts to consolidate some disorganized scientific facts about the instrumental of the children's musical folklore. The author gives phonetically correct titles for a number of musical instruments (in accordance with the speech norms of the modern Altai language) for the first time, characterizes some phonic and structural (organophonic) features of the musical instruments, names the most popular materials used for their making, lists some methods of musical sound extracting. The materials of the article can be included into the educational and performing programs for the representatives of the Altai people, who are students of the Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia).

Key words: sound instruments, original (ethnical) names of instruments, phonic specifics of instruments, constructive specifics of instruments, methods of sound extraction, organophonic group.

В.П. Фомин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

Е-mail: [email protected]

ДЕТСКИЕ ФОНОИНСТРУМЕНТЫ ЮЖНЫХ АЛТАЙЦЕВ

Статья продолжает цикл авторских публикаций, посвящённых научному осмыслению места простейших звуковых орудий и музыкальных инструментов в предметной системе детского музыкального фольклора южных алтайцев. Феномен детских фоноинструментов рассматривается с позиций современного педагогической науки, культурологического знания в общем контексте традиционной духовной и материальной культуры алтайского этноса. Автор обзорно характеризует этнокультурное значение и функциональную нагрузку детских фоноинструментов. Автором впервые предпринята попытка консолидации разрозненных научных фактов об инструментальной составляющей детского музыкального фольклора южных алтайцев, впервые формулируются фонетически корректные наименования ряда музыкальных предметов (в полном соответствии с речевыми нормами современного алтайского языка), охарактеризованы некоторые фонические и конструктивные (органо-фонические) особенности музыкальных предметов, указан состав основных материалов, применяемых для их изготовления, перечислены отдельные приёмы звукоизвлечения. Материалы статьи могут быть включены в программы учебной и концер-тно-исполнительской работы алтайцев, обучающихся в Алтайском государственном институте культуры (г. Барнаул, Россия).

Ключевые слова: фоноинструменты, этническое название, фонические и конструктивные особенности, приемы звукоизвлечения, органофоническая группа.

Детские фоноинструменты - одна из наименее исследованных областей алтайского музыкального фольклора. В данной статье предпринята попытка рассмотреть их в русле традиционного бытования. Материалом послужил полевой материал, собранный автором в Кош-Агачском, Улаганском, Онгудайском районах, а также материалы, собранные фольклористами, лингвистами и музыковедами у алтайцев (алтай-кижи), так и алтайской этнической группы - теленгитов сохранивших почти все жанры алтайского фольклора. По сведениям, приводимыми Л.П. Потаповым, «теленгиты проживали по долинам рек Чуя и Аргута (Кош-Агачский район). В настоящее время теленгитами себя называют большинство жителей бассейнов рек Чулушма-на, Башкауса и Улагана (Улаганский район)» [1, с. 5]. Большое значение для анализа собранного материала имеют работы

A.В. Анохина, Л.П. Потапова, Ю.И. Шейкина, Б.М. Шульгина,

B.Ю. Сузукей, исследовавших интонационную культуру этносов

Сибири и Дальнего Востока, дающих представление о звуковой окраске, возникающей на основе сложившихся типов фонаций: вокальной, речевой, возгласной, звукоподражательной, инструментальной.

Традиционное воспитание детей южных алтайцев органически связано с образом жизни этноса, типом хозяйственной деятельности и социальными отношениями. Оно воспроизводит и повторяет ранее сложившиеся образы поведения, осуществляет диахронную передачу богатства национального фольклора от поколения к поколению.

Изучение детского фольклора - важнейший источник для понимания генезиса и закономерностей фольклора для решения теоретических проблем фольклористики, её преемственности, варьирования и переосмысления.

А.Н. Веселовский утверждал, что изучая истоки фольклорных явлений, следует обратиться, прежде всего, к тому, к чему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.