УДК 378
Edieva Zh.H., assisting teacher, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, FEDERAL in the Dagestan State Pedagogical University ",
(Dagestan, Russia), E-mail: [email protected]
COMPONENTS, CRITERIA AND INDICATORS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS IN FUTURE MATHEMATICS TEACHERS. The paper identifies the structural components, criteria and indicators of formation of pedagogical skills in future mathematics teachers that have demonstrated a set of professional abilities, knowledge, skills, competencies and personal qualities related pedagogical skills and professionalism. The research helps to select the following components: humane and communicative, traditionally innovative, ethical, efficient, logical and creative components. The author identifies structural components of the future teachers of mathematics foundations of excellence demonstrated the range of professional skills, knowledge, skills, competencies and personal qualities that accompany teaching skill and professionalism.
Key words: component, criteria, indicators, pedagogical skills, future teacher of mathematics.
Ж.Х. Эдиева, ассистент каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический
университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Ф.Н. Алипханова, д-р. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Дагестан, E-mail: [email protected]
КОМПОНЕНТЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.
В данной статье выявлены структурные компоненты, критерии и показатели сформированности у будущего учителя математики педагогического мастерства, которые продемонстрировали комплекс профессиональных умений, знаний, навыков, компетенций и личностных качеств, сопутствующих педагогическим мастерством и профессионализмом. Выделены следующие компоненты: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный. Выявленные структурные компоненты сформированности у будущего учителя математики основ педагогического мастерства продемонстрировали комплекс профессиональных умений, знаний, навыков, компетенций и личностных качеств, сопутствующих педагогическим мастерством и профессионализмом.
Ключевые слова: компонент, критерии, показатели, педагогическое мастерство, будущий учитель математики.
Важной стороной личности учителя математики, который владеет основами педагогического мастерства, являются его отношение к детям, коллегам, отдельным людям, избранной профессии, к себе и своим общественным обязанностям. Структуризация основных компонентов педагогического мастерства будущего учителя математики во многом зависит от необходимости развития его творческих возможностей, его личностных и профессиональных способностей, специфических знаний и умений, а также его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Известно, что человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером, отвечающими за владение основ педагогического мастерства. Черты характера формируются сначала в семье, затем в процессе школьной и вузовской подготовки и далее - в течении всей жизни человека.
С целью более детального разбора и структуризации основ педагогического мастерства будущего учителя в рамках исследования, мы воспользовались социологическими разработками проблем структуризации (Р Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина и др.), который дал возможность использовать структурно-функциональный подход, с помощью которого мы подробно изучили способность личности будущего учителя математики - основы педагогического мастерства - и определить в нем каждый из структурных компонентов и то, какую функцию несет в себе каждый из выделенных компонентов. Г.С. Бутыгин пишет, что «структурно-функциональный подход с помощью определенной системы символов и правил, их комбинаций дает возможность проследить тесные взаимосвязи между различными элементами или компонентами изучаемой способности личности - способности взаимодействовать» [1, с. 23]. Структурные компоненты владения основами педагогического мастерства будущим учителем математики представляют собой определенную систему социально и профессионально значимых качеств, мера овладения которыми свидетельствуют о его способности к эффективной реализации профессиональной деятельности. Набор критериев, которые отвечают за владение педагогического мастерства педагога, дается следующий: целесообразность педагогической деятельности; профессиональная направленность деятельности; эффективность, продуктивность, выраженные результат
педагогической деятельности - уровень знаний, уровень воспитанности учащихся; оптимальность и эффективность выбор педагогических средств, техник и технологий; уровень творчества и креативности, содержание деятельности.
Ряд ученых считают, что компоненты педагогического мастерства представляют собой комплекс, единство интуиции и знаний, научного руководства и самоменеджмента, способность преодолевать педагогические трудности, умение чувствовать состояние детской души, тонкое и бережное отношение к личности учащегося, способность к научному анализу, воображению, перспективному исследованию (И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич). Среди компонентов педагогического мастерства личности педагога математики также наравне с педагогическими знаниями, интуицией входят умения в области педагогической техники, которая позволяет педагогу за меньший период времени добиваться больших результатов в обучении.
Среди качеств педагогического мастерства учителя можно определить четыре главных структурных компонента: способность к организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; способность убеждать; мастерство передачи знаний учащимся и формирования у них опыта самостоятельной деятельности; владение учителем педагогической техникой, средствами профессиональной деятельности.
Таким образом, компонентами педагогического мастерства могут представить речевые умения, умения владеть собственной мимикой и эмоциями, психическим состоянием, актерскими умениями, которые помогут овладеть основами педагогического мастерства ещё на этапе вузовской подготовки будущего учителя математики.
Осуществив анализ сущности и содержания педагогического мастерства учителя, мы представляем собственные структурные компоненты, характерологические качества, которые позволяют будущему учителю овладеть основами педагогического мастерства. А именно: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный [2, с. 44 -45].
Выявленные структурные компоненты можно представить схематично в следующей таблице:
Таблица1
№
Компоненты
Критерии и показатели
гс а
владение эффективными педагогическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учащимися учебного материала, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; как результат - высокие результаты тех учеников, которых принято считать отстающими, с низкой мотивацией, не желающими, не умеющими, не способными учиться; результативность и эффективность деятельности демонстрируют не только высокий процент успеваемости школьников, но и сформированный интерес учеников к предмету; способность учить всех без исключения детей; применение усвоенной теории на практике инновационными новшествами, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; способность диагностировать любое педагогическое явление, определять, какие диагностические психолого-педагогические методики можно применить к тем или другим психологическим явлениям и уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач
ге х
-Q х
0
^ с
п fe
® s
^ S
О
владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников, которые обеспечивают высокий результат воспитанности и нравственности учащихся, умение студента применять данные технологии и техники на практике,, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; как результат - высокие результаты тех учеников, которых принято считать отстающими, с низкой мотивацией, не желающими, не умеющими, не способными учиться; результативность и эффективность деятельности демонстрируют не только высокий процент успеваемости школьников, но и сформированный интерес учеников к предмету; способность учить всех без исключения детей; применение усвоенной теории на практике инновационными новшествами, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; способность диагностировать любое педагогическое явление, определять, какие диагностические психолого-педагогические методики можно применить к тем или другим психологическим явлениям и уметь находить оптимальное решение педагогических задач.
га tu а
о с;
способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями (проводить анализ фактов, событий, текстов, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, поступками и причинами, их вызвавшими, обобщать, систематизировать и классифицировать объекты, анализируя и сравнивая полученную информацию); владение педагогическим мышлением, умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, уметь расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса; умение анализировать и проектировать любую педагогическую ситуацию, уметь проектировать результаты педагогического влияния на учеников, умение определять уровень обученности и воспитанности детей, а также прогнозировать результаты обучения и воспитания; умение мыслить креативно, создавать атмосферу мыслительной активности учеников, снижать их эмоциональную напряжённость, создавать позитивный психологический климат в классном коллективе и в школе; оперативно применять свои знания, умения и навыки в любых педагогических ситуациях; способность активно пользоваться методом моделирования педагогических ситуаций и строить перспективу для эффективного влияния на личность обучаемого;
■D
. £ н
s i I !ü
г о
гуманистическое видение педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, учет и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального развитияпроявление участия, доброты, создание оптимальных условий для всестороннего обучения и развития учеников; вера в учеников и оптимизм в силы и возможности ученика; коммуникабельностью - владение хорошим голосом, внешним обаянием, речью, проявление толерантности по отношению к людям, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения, тактичность, участвливость, наблюдательность, умение взаимодействовать с учениками; умение результативно строить свои взаимоотношения с учащимися с учётом собственных нагрузок.
1
2
3
4
Безусловно, для формирования педагогического мастерства необходимо создавать все условия для обучения будущих учителей на основе современных технологий, подходов, тенденций в развитии современного высшего образования [3 - 7]. Таким образом, выявленные структурные компоненты
сформированности у будущего учителя математики основ педагогического мастерства продемонстрировали комплекс профессиональных умений, знаний, навыков, компетенций и личностных качеств, сопутствующих педагогическим мастерством и профессионализмом.
Библиографический список
1. Бутыгин Г.С. Структурный функционализм Талкотта Парсонса. Вестник РУДН. Cерия Социология. 2012; 3: 55 - 59.
2. Эдиева Ж.Х. Структура сформированности основ педагогического мастерства у будущего учителя математики. Мир науки культуры и образования. 2016; 6 (61): 44 - 45.
3. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007; 5: 120 - 124.
4. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе. Ростов-на-Дону, 2016.