УДК 371
Edieva Zh.Kh., senior teacher, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
LEVELS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MASTERY IN FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS. The research reveals levels of development of teachers' skills in the future teacher of mathematics. The work shows that a student's knowledge of the basics of pedagogical mastery presupposes the presence of a humanistic vision of the pedagogical process, attitude towards the student as the main value, possession of communicative techniques and methods of pedagogical communication; ability to combine traditional, progressive folk traditions and customs in professional activities and, at the same time, to use in practice innovative technologies of training and education; increasing student interest in the discipline; ability to think logically. It is important for a future teacher of mathematics to have an ability to full argument, logical rigor and harmony of conclusions, logical skills to analyze facts, events, texts, to establish cause-and-effect relationships between facts, events, actions and causes that caused them, to generalize, systematize and classify objects.
Key words: level, component, pedagogical skills, future teacher of mathematics.
Ж.Х. Эдиева, ст. преп. каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование».
В данной статье выявлены уровни сформированности педагогического мастерства у будущего учителя математики. Выявлено, что владение студентом основами педагогического мастерства предполагает наличие гуманистического видения педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения; умение сочетать в профессиональной деятельности традиционные, прогрессивные народные традиции и обычаи и, одновременно, использовать в практике инновационные технологии обучения и воспитания; повышение интереса учеников к изучаемой дисциплине; способность к логическому мышлению. Так же крайне важно владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями - проводить анализ фактов, событий, текстов, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, поступками и причинами, их вызвавшими, обобщать, систематизировать и классифицировать объекты.
Ключевые слова: уровень, компонент, педагогическое мастерство, будущий учитель математики.
Среди качеств педагогического мастерства учителя можно определить четыре главных структурных компонента: способность к организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; способность убеждать; мастерство передачи знаний учащимся и формирования у них опыта самостоятельной деятельности; владение учителем педагогической техникой, средствами профессиональной деятельности. Определив структурные компоненты основ педагогического мастерства будущего учителя математики, а именно: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный, мы перешли к выявлению уровней сформированности педагогического мастерства.
Гуманно-коммуникатиеный компонент
Высокий уровень предполагает: глубокое гуманистическое видение педагогического процесса, гуманистическое отношение к ученику, как к главной ценности, учет и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального развития; проявление участия, доброты, создание оптимальных условий для всестороннего обучения и развития учеников; глубокая вера в учеников и оптимизм в силы и возможности ученика; высокая коммуникабельность - владение хорошим голосом, внешним обаянием, речью, проявление толерантности по отношению к людям, владение современными и традиционными коммуникативными техниками и техникой педагогического общения, тактичность, наблюдательность; умение результативно строить свои взаимоотношения с учащимися; направленность на развитие духовных сил ребёнка, его любознательности, творчества, самостоятельности.
Средний уровень предполагает: гуманистическое видение педагогического процесса, хорошее отношение к ученику, как к главной ценности, учёт и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность определенного развития; проявление участия, стремление к созданию условий для всестороннего обучения и развития учеников; верит в учеников и возможности ученика; способен к общению - владеет собственным голосом, речью, проявляет толерантность по отношению к людям, владеет коммуникативными техниками и техникой педагогического общения, достаточно тактичен и умеет взаимодействовать с учениками; старается строить свои взаимоотношения с учащимися; проявление направленность на развитие духовных сил ребёнка, его любознательности, творчества, самостоятельности.
Низкий уровень предполагает: недостаточное видение педагогического процесса в гуманистическом аспекте, относится к ученикам избирательно, чаще к успешным ученикам, проявляет в отношениях отсутствие учета и признания индивидуальности, уникальности личности учащегося, не прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность определенного развития; не всегда участлив, не стремится к созданию условий для всестороннего обучения и развития учеников; не всегда верит в учеников и возможности ученика; слабо владеет собственным голосом, речью, не всегда
проявляет толерантен по отношению к людям, не знает и не владеет коммуникативных техниками и техникой педагогического общения, не старается строить свои взаимоотношения с учащимися; не проявляет направленность на развитие духовных сил ребёнка, его любознательности, творчества, самостоятельности.
Традиционно-инновационный компонент
Высокий уровень предполагает: активное сочетание, гармонию в профессиональной деятельности традиционных, прогрессивных народных традиций и обычаев и, одновременно, инновационных технологий обучения и воспитания; с одной стороны, умение применять инновационные формы и методы, грамотно сочетая их с прагматическим пониманием целей и задач обучения и воспитания детей; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - широкое использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев.
Средний уровень предполагает: определенное сочетание в профессиональной деятельности традиционных, прогрессивных народных традиций и обычаев, забывая применять инновационные технологии обучения и воспитания; проведение обучения в интерактивном режиме; попытка повысить интерес учеников к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - иногда использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев.
Низкий уровень предполагает: студент не владеет и не использует в педагогической деятельности одновременно и инновационные и традиционные методы воспитания и обучения; придерживается только традиционных методы и методов народной педагогики, забывая о инновационной педагогике; иногда удается привлечь интерес учеников к изучаемой дисциплине; не всегда получается приблизить учебный процесс к практике повседневной жизни; использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев; владеет нравственно-этическими категориями в системе духовных ценностей чеченцев.
Этико-результатиеный компонент
Высокий уровень предполагает: глубокое владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников, которые обеспечивают высокий результат воспитанности и нравственности учащихся, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; как результат - высокие результаты тех учеников, которых принято считать отстающими, с низкой мотивацией, не желающими, не умеющими, не способными учиться; результативность и эффективность деятельности демонстрируют не только высокий процент успеваемости школьников, но и сформированный интерес учеников к предмету; способность учить всех без исключения детей; при-
менение усвоенной теории на практике инновационными новшествами, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач.
Средний уровень предполагает: определенное владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников; владеет в определенной степени методами самоуправления, самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; не всегда есть желание и результат учить всех без исключения детей; отсутствие применения усвоенных в теории и реализация на практике инновационных новшеств, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; попытка диагностировать педагогическое явление и уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач.
Низкий уровень предполагает: недостаточное владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников; не владеет в определенной степени методами самоуправления, самоорганизации, не знает методов овладения самоменеджментом; слабое знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; не всегда есть желание и результат учить всех без исключения детей; отсутствие применения усвоенных в теории и реализация на практике инновационных новшеств, приносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, постоянно стимулирующий в среде педагогической общественности интерес к результатам своего труда; попытка диагностировать педагогическое явление, и уметь находить оптимальное решение для ряда педагогических задач.
Логико-креативный компонент
Высокий уровень предполагает: способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями; владение педагогическим мышлением, умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, уметь расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи
Библиографический список
с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса; умение анализировать и проектировать любую педагогическую ситуацию.
Средний уровень предполагает следующие качества: не всегда демонстрирует способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; слабо демонстрирует способность к логическими умениями; слабое владение педагогическим мышлением, слабое умение мыслить и действовать неординарно, нетрадиционно, достаточно самостоятельно осуществлять анализ педагогических явлений и ситуаций, неумение расчленять на составные элементы процесс, затем синтезировать его, осмысливая каждую часть в связи с целым, учиться находить в теории обучения и воспитания те идеи, выводы, принципы, которые являются адекватными общей логике целостности педагогического процесса; слабое умение анализировать и проектировать любую педагогическую ситуацию.
Таким образом, владение студентом основами педагогического мастерства предполагает наличие гуманистического видения педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, учет и признание индивидуальности, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального развития, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения; умение сочетать в профессиональной деятельности традиционные, прогрессивные народные традиции и обычаи и, одновременно, использовать в практике инновационные технологии обучения и воспитания; грамотно сочетать их с прагматическим пониманием целей и задач обучения и воспитания детей; проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса учеников к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - широкое использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев; владение эффективными педагогическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учащимися учебного материала, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; способность к логическому мышлению; владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями (проводить анализ фактов, событий, текстов, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, поступками и причинами, их вызвавшими, обобщать, систематизировать и классифицировать объекты).
1. Эдиева Ж.Х. Структура сформированное™ основ педагогического мастерства у будущего учителя математики. Мир науки культуры и образования. 2016; 6 (61): 44 - 45.
2. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.
3. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании.- Ставрополь, 2014.
4. Серганова З.З. Атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации. Мир науки культуры и образования. 2018; 6 (73):104 - 107.
5. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «педагогическое образование» в контексте методологии tuning (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 26 - 28.
References
1. 'Edieva Zh.H. Struktura sformirovannosti osnov pedagogicheskogo masterstva u buduschego uchitelya matematiki. Mirnaukikul'turyiobrazovaniya. 2016; 6 (61): 44 - 45.
2. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.
3. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy vobrazovanii.- Stavropol', 2014.
4. Serganova Z.Z. Atributivnye harakteristiki professional'nogo masterstva uchitelej sovremennoj obscheobrazovatel'noj organizacii. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2018; 6 (73):104 - 107.
5. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" v kontekste metodologii tuning (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26 - 28.
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 37 +159
Yudina S.D., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Siberian Institute of Management, Russian Academy of Sciences Hi-Graduate Surgery under the President of Russian Federation; senior lecturer, Department of Psychology, Pedagogy and Law, NGUJeU (NINH) (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Voytik I.M., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Siberian Institute of Management, Russian Academy of Sciences Hi-Graduate Surgery under the President of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk University of Economics and Management; Professor of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Chukhrov A.S., Candidate of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICITY OF INTERRELATION OF CREATIVITY AND REFLEXION. The article presents an analysis of the relationship of the propensity to reflection and the creative activity of the individual, on the example of adolescents with high performance in school. Endowments and creativity are considered as two interrelated entities. A correlation analysis was conducted between the indicators of reflexivity and such components of creative abilities as curiosity, imagination, propensity to take