М. А. Большаков
(Санкт-Петербург)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыты особенности педагогической деятельности преподавателя сферы профессионального образования. В ней охарактеризованы нравственные качества современного преподавателя, структура, функции и уровни его профессионального мастерства, тенденции его развития в условиях современной России
В документах по сотрудничеству госу-дарств-участников СНГ в области образования на период до 2010 года [1] выделено направление совместной подготовки научно-педагогических кадров, выработке предложений по стимулированию повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.
Преподаватель образовательного учреждения является центральной фигурой в педагогическом процессе. Он активно влияет на слушателей, формирует у них профессионально значимые взгляды и убеждения, способы мышления и действий. В сущности, преподавательский состав определяет эффективность политики в области совместной подготовки педагогических кадров в СНГ.
Возникает проблема выработки рекомендации по повышению квалификации педагогических кадров СНГ в направлении формирования у них качеств субъекта воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования.
Подготовку преподавателей целесообразно осуществлять в соответствии с общими для образовательного пространства СНГ требованиями: профессиональной направленности; единства предметной и психоло-го-педагогической подготовки; непрерывности; интенсивности; опережения (прогнозирования и учета перспектив развития теории и практики педагогической деятельности); индивидуализации; диверсификации форм и методов подготовки; инновационности (реализации инновационных педагогических технологий, развития
субъектных качеств преподавателя).
Субъектная активность преподавателя зависит от уровня развития его профессиональной подготовленности, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, а также гражданской позиции. Максимум человеческого в нем, основательная теоретико-методологическая подготовка, широкий профессиональный кругозор, общая и педагогическая культура, активная гражданская позиция - слагаемые, которые в решающей мере определяют успех работы преподавателя как учителя и воспитателя взрослых в процессе непрерывного профессионального образования.
Деятельность преподавателя нравственна по своей сути, так как она проявляется в способности видеть себя, свою социальную роль в успехах слушателей, их моральном развитии, во взаимоуважении с будущими профессионалами.
Нравственность преподавателя предполагает безусловную веру в возможность слушателя стать лучше, чище, сильнее, то есть истинному педагогу присущ профессиональный оптимизм, умение предположить, пробудить и развить в каждом слушателе талант профессионала в выбранной специальности.
Нравственность педагога - это способность удивляться (плохому - гневаясь или сожалея, хорошему - радуясь, сопереживая); удовлетворяться достижениями слушателей, не стесняться своих человеческих проявлений (гнева, стыда, юмора, тщеславия, незнания чего-то, увлеченности чем-то непопулярным у обучаемых и т.п.); посто-
янно испытывать своеобразную профессиональную неуспокоенность. Как стимул к самосовершенствованию, высшему проявлению профессиональной совести и достоинства - быть интеллигентным, способным к активному труду, нравственным исканиям, серьезным размышлениям о смысле и цели жизни и деятельности.
Одним словом, нравственность - сложное состояние внутреннего мира преподавателя, определяющее его личностную и социальную ценность как субъекта воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования.
Конкретно качества личности педагога проявляются в умении руководить; развивать научно-педагогическое мышление, позволяющее динамично оценивать особенности слушателей и учебных коллективов, определять уровень их подготовленности и сплоченности; определять и устанавливать интересы и способности обучаемых; учитывать их возрастную, физиологическую и психологическую специфику; уметь слушать и выслушивать.
Педагогическое мастерство преподавателя раскрывается в деятельности и характеризуется высоким уровнем развития специальных умений. Но главное в личности педагога - его профессионализм, педагогические позиции, способность творчески мыслить, управлять учебной деятельностью взрослых людей, умение не только предлагать новые идеи, применять их в своей деятельности, но и обоснованно оценивать их эффективность и возможность передачи коллегам.
Эти способности проявляются в качествах, необходимых для эффективности работы: максимальной гибкости, в эмпатии (сопереживании, сочувствии, отзывчивости, проницательности, умении поставить себя на место слушателя, понять его чувства, состояние); способности придать личностную окраску преподаванию, в эмоциональной уравновешенности, уверенности в себе, искусстве неформального общения с обучаемыми; умениях самооценки, самоанализа, самоконтроля в педагогической деятельности, самоуправления поведением в сложных ситуациях, систематическом самовоспитании и самообразовании.
Профессия преподавателя не приемлет равнодушия, отчужденности от слушателей, замкнутости, нерешительности, дефектов речи, ее невыразительности, шаблонности мышления, излишней медлительности, отсутствия проявления бескорыстия и т.п. Эти черты личности преподавателя существенно снижают его авторитет, следовательно, и результаты педагогического труда.
Требования к преподавателю диктуются спецификой педагогической деятельности, сущность и особенности которой необходимо подвергнуть специальному рассмотрению.
Как и любая другая деятельность, педагогическая включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающиеся своей спецификой.
Особенности цели педагогической деятельности состоят, во-первых, в том, что эта цель является социальным заказом, задается обществом. Иначе говоря, преподаватель несвободен в выборе конечных результатов своего труда: он выполняет социальный заказ - разносторонне развивать личность слушателя. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, реализации возможностей слушателей в овладении общественным профессиональным опытом. В то же время конкретные задачи, исходящие из цели, педагог должен определить сам, сообразуясь с аудиторией, в которой он работает, условиями деятельности, что требует принятия творческих решений, умения сопоставлять цели с конкретной обстановкой,
Во-вторых, педагогическая деятельность преподавателя - всегда деятельность по управлению учебной работой слушателей, что превращает ее в цель не только педагога, но и обучаемых.
В-третьих, управление деятельностью слушателей сложно по причине объективирования цели преподавателя на будущем специалиста. Преподавателю эта цель близка и понятна: вооружить сотрудника системой профессиональных знаний, привить необходимые навыки и умения, сформировать и развить личностные качества, психологически подготовить к профессиональ-
ному труду. Слушатель же живет сегодняшним днем, будущее для него весьма отдаленно. Следовательно, преподавателю важно опираться прежде всего на насущные потребности слушателя, программу его деятельности.
Таким образом, особенности деятельности педагога требуют от него внутреннего принятия социального заказа общества, превращения этого заказа в свою личностную позицию, творческого определения на этой основе целей и задач конкретных действий, учитывая потребности и интересы слушателя и коллектива, учебной группы.
Объект педагогической деятельности -взрослый человек, слушатель, обладающий специфическими характеристиками: осознанием себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; запасом жизненного и профессионального опыта, который является существенным источником обучения и воспитания как его самого, так и его коллег; стремлением с помощью учебы решить свои жизненно важные вопросы и достичь конкретных целей.
Слушатель - активная, растущая, но уже достаточно зрелая, постоянно меняющаяся личность, с неповторимыми индивидуальными качествами, собственным пониманием и оценкой происходящих событий, системой отношений к ним. Он соучастник педагогического процесса, имеющий свои цели и мотивы деятельности, а поэтому являющийся и субъектом ее, воспринимающим педагогические воздействия через свой внутренний мир, по-разному относясь к ним. Именно поэтому к нему неприменимы шаблонные подходы, стереотипные действия. Нужен постоянный творческий поиск.
Помимо педагога на слушателя влияет далеко не однозначно вся окружающая жизнь. Необходима корректировка этих влияний, педагогизация среды, в том числе воздействий, исходящих от самого слушателя, то есть осуществление не только воспитания, но и перевоспитания, самовоспитания.
Субъект педагогической деятельности
- тот, кто целенаправленно воздействует на слушателя, - преподаватель, учебная группа, должностные лица образовательно-
го учреждения. Основной фактор влияния -личность педагога, его знания, умения, опыт, мастерство.
В связи с тем, что слушатель - также реальный субъект процесса обучения и воспитания, видоизменяются роль и функции преподавателя в процессе совместной деятельности. На первый план выходят функции эксперта, касающиеся технологии обучения, и организатора совместной деятельности.
Значительную роль в разработке индивидуализированных программ обучения играют функции наставника, консультанта, создателя благоприятных условий (умственных, физических и психологических) для обучения и воспитания и, что также немаловажно - источника знаний, умений и качеств.
Все это и создает авторитет педагога. Если преподаватель неавторитетен, неизбежно его неприятие аудиторией. Подлинный педагог тот, кто имеет моральный авторитет у слушателей, оказывая тем самым позитивное нравственное влияние на личность каждого из них.
Средства педагогического труда - различные виды деятельности, в которые включены слушатели: работа, общение, быт. Преподавателю необходимо владеть компонентами педагогической деятельности, управлять ими, то есть быть мастером своего дела. Это означает, что у него должен быть развит комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности: ее гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, педагогические способности и педагогическая техника.
Как видно, педагогическая деятельность преподавателя многогранна. С психологической точки зрения ее структура включает несколько взаимосвязанных структур: познавательную (гносеологическую), проектировочную (конструктивную), организаторскую, коммуникативную, исследовательскую. От того, с какой степенью совершенства работает в той или иной сфере преподаватель, определяется уровень его педагогического мастерства.
В чем же сущность деятельности педагога в каждой из подструктур?
Познавательная (гностическая) деятельность представляет собой систему работы по изучению индивидуальных и групповых особенностей слушателей, выявлению сильных и слабых сторон. Помимо этого, она предполагает выявление положительного и отрицательного в стиле и методах работы с обучаемыми, достоинств и недостатков личности в педагогической деятельности. Чем выше уровень профессионализма, глубже анализ содержания, средств, форм и методов педагогической деятельности, реального состояния дел, знания людей, тем больше предпосылок для повышения эффективности педагогического труда.
Проектировочная (конструктивная)
деятельность связана с планированием действий в решении педагогических задач; отбором содержания; выбором эффективных форм и методов работы; с обоснованным прогнозированием трудностей, которые предстоит преодолеть на пути к цели; реакцией со стороны слушателей на проводимые воздействия, варианты решения педагогических задач, результаты преподавательского труда. Она заключается в педагогически целесообразном построении содержания, системы и последовательности своих действий, моделировании образовательно-воспитательных мер, действий учебных групп и отдельных слушателей, выделении главной, ведущей идеи педагогических воздействий, четком и грамотном формулировании, выражении своих мыслей, корректировке и перестройке действий в связи с изменившимися условиями труда. В этой деятельности преподаватель опирается на учебные и воспитательные планы и программы, научно-практические пособия, руководства и наставления. Все, с чем он имеет дело, должно быть умело преобразовано, воссоздано в соответствии с задачами, которые ставит перед собой педагог в конкретной ситуации.
Организаторская деятельность является реализацией на практике проектировочных и конструктивных замыслов педагога. В ней различают три аспекта - организацию хода занятия, мероприятия (соблю-
дение режима времени, порядка, последовательности отработки педагогических задач, оптимальное распределение и использование содержания образовательно-воспитательного материала, средств и методов воздействия); организацию действий слушателей (фронтальных, групповых, индивидуальных); организацию действий и поведения самого педагога, способствующих достижению ближайших и конечных целей педагогической деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление, поддержание и укрепление таких взаимоотношений между преподавателем и слушателями, которые создают деловую, рабочую обстановку, условия для сотрудничества и взаимопонимания старшего с младшим, а также между равными в служебном положении людьми, развивают инициативность, самостоятельность, творчество и субъектную позицию каждого. Особую значимость в этих вопросах имеет профессиональная и жизненная компетентность преподавателя, его заинтересованность в результатах воспитания и обучения слушателей, выдержка и терпение, такт, культура общения и действия.
Исследовательская деятельность в работе преподавателя занимает значительное место. Педагог - это практический исследователь всех сфер жизни и деятельности слушателей, своего собственного труда и труда коллег. Постоянно изучая состояние дел в обществе, он объективно вовлекается в процесс поиска, внедрения в образование нового и передового, устраняет издержки.
При таком подходе преподаватель находится на переднем крае науки и практики, использует гражданский профессиональный опыт, показывает слушателям способы решения их проблем и вопросов.
Все виды деятельности могут осуществляться преподавателем на различном уровне мастерства. В зависимости от результатов различают пять уровней:
- репродуктивный - преподаватель умеет пересказать то, что знает;
- адаптивный - педагог способен не только передать информацию, но и изложить ее с учетом особенностей аудитории;
- локально-моделирующий - препода-
ватель умеет не только излагать, трансформировать учебный материал, но в моделировать систему знаний по отдельным вопросам;
- системно-моделирующий знания и умения - педагог умеет моделировать систему деятельности, обеспечивающую систему знаний и умений по изученному учебному предмету;
- системно-моделирующий деятельность - преподаватель моделирует систему деятельности, формирующую и развивающую у слушателей профессиональные качества.
Таким образом, каждый последующий уровень деятельности преподавателя включает предыдущий и характеризуется качественным изменением в структуре знаний и умений педагога. Квалифицированное выполнение преподавателем всех видов педагогического труда обеспечивает творческий характер решения учебно-воспитательных задач, свидетельствует о профессионализме педагога, о высоком уровне знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом.
Таким образом, можно сформулировать основные общепедагогические умения преподавателя, необходимые при обучении взрослых:
- превалирование самостоятельного обучения как основного вида учебной работы взрослых;
- совместная работа по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения;
- опора на опыт взрослых, использование его как одного из источников обучения;
- индивидуализация обучения - учебная работа по индивидуальным программам, ориентированным на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающим особенности каждого;
- системность обучения - соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;
- контекстность обучения - сочетание конкретных жизненно важных для взрослого целей с его профессиональной, соци-
альной, бытовой деятельностью, пространственными, временными, профессиональными, бытовыми условиями;
- непосредственное применение на практике приобретенных взрослыми знаний, навыков, умений;
- элективность обучения - определенная свобода выбора целей, содержания и технологий обучения;
- развитие субъектной активности слушателей.
Педагогическая деятельность преподавателя по существу представляет собой систематический процесс решения различных педагогических задач, по определенному алгоритму включающий: цель, диагностику, прогноз, проект, исполнение, результат, сравнение цели и разработки, коррекцию процесса. Эта структурно-логическая схема предполагает овладение преподавателем общепедагогическими знаниями на возможно более высоком уровне профессионализма.
В условиях современного структурного кризиса капиталистических отношений особую роль приобретает гражданское общество, состоящее из нравственных граждан, не причиняющих вред, ущерб человеку, обществу и государству. Субъектная позиция гражданина является ключевым условием гражданского общества, ее развитие осуществляется в ходе воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования.
Отказ от методов воздействия на личность взрослого как объекта манипуляций, вовлечение взрослых в процесс принятия и исполнения социально значимых решений выступает важным педагогическим условием формирования гражданского общества.
Современный кризис требует от преподавателя активного проявления качеств: этичности, научности, общительности, нравственности, гражданственности, хозяйственности.
Особую значимость приобретают умения неформального предметно-ориентированного общения со слушателями, направленного на разрешения актуальных для взрослых проблем и вопросов.
Жизненная эрудиция, нравственная зрелость и гражданская активность препо-
давателя позволяют сделать управляемым учебно-воспитательный процесс, сознательно изменять внешние факторы и дидактические условия, в которых он протекает. Это означает, что овладение педагогической технологией как совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения и воспитания, приближает педагогику к точным наукам, делает педагогическую практику четко организуемым процессом с предсказуемыми позитивными результатами. Ее педагогической основой является нравственная гражданская позиция преподавателя, его социальный вес в обществе и общественная активность.
Чтобы развить личность взрослого, сам педагог должен бы личностью, обладать развитыми педагогическими способностями, нравственной гражданской позицией.
Разрабатывая рекомендации по подготовке педагогических кадров для системы образования взрослых, следует обозначить качества, формируемые в результате согласованной подготовки специалистов по образованию взрослых в СНГ. Это система навыков, умений, привычек, основательных научных знаний, обеспечивающих преподавателю позицию субъекта воспитания
взрослых в процессе непрерывного профессионального образования. Усиление социальной роли педагога в жизни общества за счет его гражданской и нравственной позиции выступает условием его субъектной активности.
Итак, преподаватель образовательного учреждения является центральной фигурой, решающей воспитательные и образовательные задачи. Его деятельность - одна из распространенных и в то же время сложнейших областей труда человека. Это процесс решения педагогических задач в образовательном учреждении и за его пределами, в информальном образовании, за пределами учебных планов и программ.
Повышению эффективности воспитательной деятельности педагога способствует его участие в принятии и исполнении общественно значимых решений. Став субъектом социально значимых процессов, педагог обретает способность субъекта воспитания взрослых в процессе непрерывного профессионального образования. Нравственные качества и личный пример гражданской позиции и общественных дел преподавателя позволяют ему оказывать эффективные воспитательные воздействия на взрослых слушателей, формировать у них нужные для субъектной деятельности качества.
Литература
1. Митина А. М. Дополнительное образование взрослых за рубежом. - М.: Наука, 2004.
2. Никитенко П. Г., Юнацкевич П. И., Чигирев В. А. Социальный паразитизм. - Минск: НАНБ, 2009.
3. Основы андрагогики : учеб. пособие для студентов высш. педагогич. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др. - М.: Академия, 2003.
4. Подобед В. И. Системное управление образованием взрослых. - СПб.: ИОВ РАО, 2000.
5. Проект Решения о Плане мероприятий по реализации Концепции по образованию взрослых в государствах-участниках СНГ. - Минск, 2009.
6. Практическая андрагогика. Кн. 1. Современные адаптивные системы образования взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - 414 с.
7. Соколовская Е. А., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. - СПб.: «Тускарора», 2006.
---------^----------