Научная статья на тему 'Коммуникативная готовность и аспекты ее развития у курсантов'

Коммуникативная готовность и аспекты ее развития у курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С.В. Волкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная готовность и аспекты ее развития у курсантов»

турных единиц вузов и ссузов, подчинив их непосредственно начальнику образовательного учреждения или его заместителю по кадрам.

4. В обязательном порядке необходимо направлять сотрудников подразделений психологического обеспечения, не имеющих высшее психологическое или медицинское образование, на курсы переподготовки практических психологов. Всем психологам желательно проходить повышение квалификации не реже одного раза в два года.

5. Образовательным учреждениям необходимо чётко определить порядок взаимодействия подразделений психологического обеспечения с иными субъектами учебно-воспитательного процесса (учебным отделом, командирами строевых подразделений, сотрудниками воспитательных аппаратов, кафедрами, циклами), а также с другими субъектами психологического обеспечения (ЦПД, МВД, ГУВД, УВД).

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ И АСПЕКТЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ У КУРСАНТОВ

Социолог, практический психолог C.B. Волкова

Ивановский филиал Академии государственной противопожарной службы МЧС России

В системе учебно-воспитательной работы Ивановского филиала Академии ГПС МЧС России приоритетным направлением социально-психологических исследований остается изучение и формирование профессионально значимых качеств личности курсанта. На этапе социальной адаптации к новым условиям воинской среды важно выделить коммуникативные и организаторские способности обучающихся, их коммуникативную готовность успешно взаимодействовать с командно-преподавательским составом, сокурсниками, сработаться в условиях совместной деятельности в экстремальной ситуации.

Коммуникативная готовность (далее — КГ) как личностно-деятельностная категория основана на взаимодействии коммуникативного потенциала и коммуникабельности личности.

Раскрывая понятие коммуникативной готовности, мы будем рассматривать коммуникацию межличностную, речевую как смысловой аспект социального взаимодействия.

Итак, как личностная категория, КГ основывается на выражении взаимосвязи коммуникативной компетентности и коммуникабельности. Уточним понятия.

По определению психологов Е.С. Кузьмина и Ю.Н. Емельянова, коммуникативная компетентность— «это конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной цивилизации, обучения и воспитания». Ученые отмечают, что важную роль при

этом играют природные данные и потенциал индивида. От этого зависит коммуникабельность как социально-психологическая черта личности, которая формируется в процессе групповой жизни и деятельности. В общении с людьми человек обнаруживает разную направленность, что определяет коммуникативное ядро (совокупность свойств), тип личности: в одном случае его характеризуют альтруизм, искренность, милосердие, чуткость, в другом — жестокость, грубость, черствость, злобность... КГ обучающегося — это и психическое состояние его как субъекта общения, включающее осознание учебных целей, возможностей, условий, способов деятельности; это проявление языковой компетенции (умение строить правильные, осмысленные высказывания), предметной компетенции (тематика, знание предмета речи...) , прагматическая компетенция (умение использовать тактики общения, «пристраиваться» к собеседнику). Коммуникативная компетенция включает как виды общения (слушание, говорение, чтение, письмо), так и темы, сферы, ситуации. Это показатель меры готовности субъекта выступать участником общения в различных условиях.

Коммуникативная г отовность, сформированная у субъекта, выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек внутренне свободен, более успешен , так как выбирает стратегии победителя и позитивный тип поведения: в контакты входит охотно, активно, увлеченно, по собственному побуждению, целенаправленно; участники коммуникации выбирают негативный тип поведения (по отношению к учебной деятельности): пассивность, безучастность, нерадивость, склонность к подражанию (в речевой деятельности).

Признаками КГ выступают коммуникативная компетентность, общительность, активность индивида, осознание им цели, условий и способов действия, а также прогнозирование результата коммуникации.

Развитие КГ—сложный, многоплановый процесс, который предполагает коррекцию психики человека по нескольким направлениям (с учетом взаимообусловленности особенностей психических свойств и процессов индивида).

К профессионально значимым качествам специалиста-спасателя относятся и такие, как навыки межличностного общения, аналитические способности и речь, взаимовыручка и коллективизм. Эти особенности оцениваются на этапе профессионально-психологического отбора и вступительных экзаменов. Анализ, проведенный автором на этом этапе, показал снижение общеобразовательного уровня абитуриентов, вдвое увеличилось количество кандидатов, получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку (оцениваются результаты последних пяти лет); возросло число абитуриентов, условно пригодных и профнепригодных к обучению; 1/3 от всех принятых абитуриентов относятся к 3 и 4 группе профпригодности. Многие из этих лиц на первом курсе обнаруживают низкий уровень социально-психологической адаптации, отмечают у себя большие затруднения в восприятии учебной информации, слушании лекций, конспектировании, общении с преподавателями, командирами, сокурсни-

ками. В ходе социально-психологических исследований психологической атмосферы в группах (взводах) отмечаются низкая удовлетворенность межличностными взаимоотношениями, низкий уровень развития коллектива. В трудных межличностных ситуациях взаимодействие курсантов и офицеров характеризуют такие особенности: искажение восприятия, категоричность оценки и безапелляционность суждений; происходит фильтрация информации и интерпретация в русле предубеждений; предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», происходит искажение нравственных качеств оппонентов, доминирует образ врага, поднимается уровень негативных эмоций.

Мы поставили задачу определить и экспериментально обосновать такую форму психолого-педагогической работы в группе, которая включала бы процесс осознания происходящих в коллективе социально-психологических явлений. Наша гипотеза: развитие коммуникативной готовности, оптимизация общения членов группы создают предпосылки для более высокого уровня интеграции, сотрудничества, сра-батываемости и в учебной, и в боевой деятельности.

В условиях дефицита учебного и внеаудиторного времени, отсутствия спецкурсов и факультативов по оптимизации делового общения нами (группой психологического обеспечения) были применены нестандартные методы и приемы психологической коррекции лиц, испытывающих затруднения в социальной адаптации. Составлена программа «Путь к себе. Самопознание, саморазвитие, самовоспитание», цель которой — изучение факторов продуктивного развития Я — концепции деятельности курсантов (в образовательной системе самовоспитания). Благодаря этому направлению психологическое сопровождение обогатилось ценностями и смыслами акмеологичес-кого содержания (изучение путей и факторов совершенствования человека в значимых для него сторонах жизни и деятельности), ценностями практической психологии (науки, интегрирующей знания и методы из различных областей психологии с целью решения проблем человека в сферах обыденной и личной жизни, в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях и взаимодействиях в группе).

Мы опирались на естественное стремление человека к успеху, самоутверждению в коллективе, на интерес к профессиональному росту, саморазвитию, самовоспитанию.

Самовоспитание мы определяем как сознательную планомерную работу над собой, направленную на формирование свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

В контексте рассматриваемой темы самовоспитание курсантов направлено на развитие свойств, позволяющих успешно строить отношения в воинском коллективе.

Самовоспитание коммуникативной готовности (КГ) включает:

— анализ и оценку своей личности (коммуникативных и организаторских свойств, эмпатии, стиля общения и т.д.);

— самопринятие и постановку целей;

— выбор способов саморазвития;

— реализацию своей программы самовоспитания путем саморегуляции деятельности.

Успех самовоспитания КГ зависит от имеющихся знаний, умений, навыков работы над собой, от таких качеств личности, как ответственность, требовательность к себе, интерес к профессии.

С помощью метода анкетирования определяются уровни готовности к самовоспитанию: низкий (не знает сути самовоспитания); средний (знает теоретически); высокий (владеет методикой самонаблюдения, самоизучения, самоконтроля), высший (имеет свою программу).

В соответствии с уровнем готовности курсантов к самовоспитанию, работа с программой предполагает три этапа:

1. Самопознание интеллектуальных свойств. Овладение психотехниками успешного учения.

2. Составление психологического портрета. Работа с пеихотехниками личностного роста.

3. Составление индивидуальной профессиограм-мы, акмеологической автобиографии , самопроектирование.

Ведущая роль в реализации Программы принадлежит практическому психологу: составление тематических пакетов тестов и методик, атласа психотехнологий и упражнений, составление списков литературы и комплектование библиотеки практического психолога; организация и проведение групповой работы, стимулирующей самовоспитание (ролевые и деловые игры, социально-психологические тренинги, конференции, беседы и диспуты). Организация саморазвития включает обучение навыкам самовоспитания, которое осуществляется как в коллективах групп, так и в индивидуальных формах.

Методами самовоспитания курсантов стали самоинформация (потребность и способность получить необходимую информацию по интересующему вопросу), самоконтроль (умение контролировать свои действия, одновременно корректируя их). Нами разработаны методические пособия, с помощью которых можно проводить самотренинг (формирование комплекса знаний, умений, направленных на развитие и коррекцию у человека необходимых навыков).

Важным стимулом для курсантов в организации самостоятельной работы является положительная оценка ее командиром, потом преподавателем. Самоизучение личности по методике составления психологического портрета перерастает в исследовательскую курсовую работу по психологии .

Пожалуй, главным условием самовоспитания становится адекватная самооценка, сложный продукт труда, познания и общения, возникающий как средство организации своего поведения, деятельности, целесообразных отношений с окружающими людьми.

Система этой работы проверялась в одном из дивизионов в процессе мониторинга (основной метод контроля воспитания, включающий в себя систему взаимосвязанных видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды вуза на развитие обучаемых). Эффективность эксперимента отразилась в результатах социометрического исследования (автоматизированный

вариант методики Дж. Морено): показатели групповой сплоченности коллектива в экспериментальных группах на 20-30 единиц превосходят показатели контрольных групп (выборочная совокупность исследования составляет более 1 ООО респондентов в течение трехлетних измерений). В экспериментальных группах знания деловых и личных качеств курсантов стали более полными и разносторонними. Таким образом, повышение уровня компетентности в общении формирует и уровень коммуникативной готовности, помогает объединить сработанность и совместимость (1). При сохранении индивидуальных различий сработанность, коммуникативная готовность позволяют поддерживать активность и продуктивность совместной деятельности.

Итак, система учебно-воспитательной работы, организация самовоспитания и жизнедеятельности в военном вузе способствуют развитию коммуникативной готовности личности. Перспективным направлением в этой работе нам видится привлечение курсантов к научному анализу социально-психологических явлений в коллективах: из объекта воспитания обучающиеся переходят в позицию активного субъекта деятельности: «Многое в нас изменилось: мы приобрели навыки профессионального делового общения не только с коллегами, пожарными, но и с разными группами населения. Знания по практической психологии побуждают бережнее относиться к себе и к другим, видеть в партнере и собеседнике не просто человека, а человека, достойного уважения — личность» (из курсовой работы «Соци-ально-психологический портрет нашего коллектива»).

Результаты социальной перцепции в межличностном взаимодействии, формирующиеся под контролем сознания в процессе информирования, детерминируют и профессиональную направленность обучающихся. Этот процесс поддается моделированию, изучению и регулированию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. — СПб.: Облик, 2000. — 212 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ И КОМАНДНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Канд. пед. наук М.В. Сидорова, ст. научный сотрудник лаборатории психологического обеспечения

Орловский юридический институт МВД России

Немаловажным фактором успешного процесса адаптации в вузе МВД является становление коммуникативной культуры личности, как и межличност-

ных отношений младшекурсников в новой информационной среде. Известно, что проблема общения, по В.А. Сухомлинскому, «самая неискоренимая и самая человечная», относится к категории педагогических проблем. По мнению большинства педагогов-исследователей, общение — не только средство обучения, но и сама его сущность (В.К. Дъяченко, E.H. Ильин, A.B. Мудрик, И.Б. Первин). В процессе формирования личности общение воздействует на сознание и поведение людей, являясь сферой реализации сущностных сил личности, и, следовательно, становится важнейшим социально-педагогическим условием эффективности человеческой деятельности.

При всем многообразии подходов и направлений в изучении общения видные философы (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев), психологи (Ю.М.Жуков, JI.A. Петровская), педагоги (В.К. Дъяченко, E.H. Ильин, A.A. Наин, И.М. Чередова) едины во мнении, что общение составляет суть качества человеческой жизни. Оно обеспечивает социальную потребность в людях, обладающих навыками сотрудничества, делового общения и руководства в совместных действиях, способами ее развития в условиях коллектива.

На наш взгляд, культура общения и способы ее развития в условиях обучения в вузе МВД в процессе адаптации выдвигаются на первый план. Поскольку результатами культуры общения преподавателей и курсовых офицеров, курсовых офицеров и их подчиненных являются сотрудничество, взаимопонимание, характер взаимодействия в служебно-учебной деятельности, то именно адекватное общение обусловливает механизм защиты нервной системы человека от перегрузок. Об этом в свое время много писали A.B. Веденов, И.Ю. Войтич, В.Н. Мясищев, Л.И. Новикова и другие исследователи общения и отношений человека. Поэтому в ходе нашего исследования курсантам предлагалось оценить удовлетворенность общением и отношениями с преподавателями, курсовыми офицерами и однокурсниками по пятибалльной шкале (табл.).

Таблица

Характер удовлетворенности курсантов общением _ в вузе, абс. ч./ %_

Мера удовлетворенности общением Баллы

5 4 3 2 1

С преподавателями 20 17,5 66 57,9 27 23,7 1 0,9 — —

С курсовыми офицерами 22 19,3 27 23,7 29 25,ч 35 30,7 1 0,9

С однокурсниками 28 24,6 32 28,1 23 20,2 17 14,9 — —

Полученные нами результаты выявили ведущие тенденции и особенности удовлетворенности общением в межличностных отношениях курсантов. Так, оценивая удовлетворенность общением и взаимоотношениями с курсовыми офицерами, треть (31,6%) слушателей характеризуют их как «неудовлетворительные», тем самым указывая на трудности в общении с этой категорией педагогов.

При этом, анализируя причины трудностей, сами опрошенные выделяют, с одной стороны, возникнове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.