Научная статья на тему 'Коммуникативность профессиональное качество педагога'

Коммуникативность профессиональное качество педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2164
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина М. И.

В статье раскрываются место, роль и структура коммуникативной компетентности педагога в эффективной профессиональной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the place, a role and structure of communicative competence of the teacher in effective professional work reveal.

Текст научной работы на тему «Коммуникативность профессиональное качество педагога»

КОММУНИКАТИВНОСТЬ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО

ПЕДАГОГА

КОРЧАГИНА М.И.

В статье раскрываются место, роль и структура коммуникативной компетентности педагога в эффективной профессиональной деятельности.

In article the place, a role and structure of communicative competence of the teacher in effective professional work reveal.

Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом профессиональной педагогической деятельности. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные проявления общения, на которое расходуется в среднем по всем категориям работников учебного заведения более 80 % рабочего времени, а у педагогического персонала еще больше. Ведение урока, семинара, практического обучения, воспитательной работы, организация педагогических советов и методических комиссий представляет сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой. Умение вести педагогическое общение не приходит экспромтом, для этого бывает недостаточным специального образования.

Вместе с тем, даже при наличии названных качеств, в итоге общения можно и не получить желаемого результата. Это объясняется тем, что помимо перечисленных качеств, требуется еще соблюдение определенных правил и норм профессионального общения, именуемых этикетом. Он определяет формы, «технические» аспекты общения, учит как вести себя при обмене мнениями, не задевая чувств собеседника, а напротив вызывая его заинтересованность и готовность к сотрудничеству. Подобные элементы педагогической культуры входят в понятие коммуникативной компетентности.

Успешное освоение методов коммуникативности может быть достигнуто именно при изучении и сознательном применении выработанных человечеством общих правил и норм, форм взаимосвязей и сотрудничества людей, без которых немыслимы процесс коллективного труда, профессиональная деятельность людей.

Имеются и специфические факторы развития коммуникативной компетентности субъектов образования, существенно влияющие на формирование творческого климата в учебном заведении, организацию учебно-пространственной среды. Это достигается посредством эффективных педагогических технологий, организации групповых дискуссий, тренингов и т.п. Тем самым стимулируется развитие таких ключевых квалификаций, как сотрудничество, ответственность и, особенно, профессиональная компетентность педагога. Такие качества нужны для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, повышения качества обучения.

Современная система образования, как социокультурный феномен, является основным фактором познания человеком новой реальности - рыночной экономики, демократических отношений, конкуренции и т.п. Компьютеризация и технологизация образования, значительно расширяя интеллектуальную деятельность обучаемых, объективно снижают возможности межличностного общения. Здесь можно отметить ряд разнонаправленных тенденций: технократизации и формализации образования, уменьшения фактора живого труда педагога. На фоне этих тенденций постепенно изменяется характер коммуникативности педагога и обучаемого.

В организации учебно-воспитательного процесса важна мотивация активности обучаемых. Это достигается не только разнообразными приемами тестирования и другими дидактическими методами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием стимулирующей учебный труд психологической атмосферы, мотивацией личности учащегося.

Проблемы мотивации учебной деятельности являются ведущими в педагогической науке и рассматриваются в трудах многих ученых. Однако практически все они затрагивают область общего образования и не учитывают специфику профессиональной школы. Кроме того, обладая несомненной научной фундаментальностью и непреходящей педагогической ценностью, эти труды требуют более глубокой адаптации к новым реалиям жизни, демократической среде образования, постоянно меняющемуся в последние годы образу современной российской школы.

В последние годы активизировались научные исследования педагогических проблем в области профессионального образования. С вопросами развития коммуникативной компетенции

субъектов НПО связано фундаментальное социологическое исследование Смирнова И.П., Ткаченко Е.В., результаты которого опубликованы в работе «Социальный портрет учащегося НПО» (М., 2003. - 50 с.).

В последние годы актуальной в педагогической науке является проблема обоснования инновационных технологий, реализуемых в педагогической практике, а также формирования у педагогов научно-обоснованных знаний и умений, необходимых для проектирования педагогических технологий.

Однако до настоящего времени теоретические основы и методика педагогического общения остаются за рамками научных исследований. Не разработаны теоретические основы, структура и классификация форм коммуникативной компетенции, не раскрыты пути повышения его эффективности в процессе профессионального обучения.

В современных условиях перманентного реформирования профессионального образования ответы на эти вопросы приобретают особую значимость, поскольку потребности практических работников сфокусированы именно на них: происходящие в учреждениях НПО преобразования требуют реализации в процессе обучения системы адекватных средств достижения целей. Требуется разработка методики самосовершенствования деятельности педагога, в основе которой должна лежать профдиагностика и их личностная заинтересованность в развитии своей коммуникативной компетенции.

Подобная методика (авторы Смирнов И.П., Хварцкия А.Х.) использована для анкетирования группы инженерно-педагогических работников учреждений среднего профессионального образования города Москвы. Содержание анкет отражало различные аспекты развития и оценки коммуникативной компетенции субъектов профессионального образования. Их обобщение позволило вывести объективные оценки уровня сплоченности, организаторских склонностей, характера общения, адаптивности инженерно-педагогических работников и учащихся. При этом отдельно учитывались данные по преподавателям и мастерам производственного обучения, а также отдельно - их самооценка и мнение о своих коллегах.

Более половины респондентов (59 % преподавателей и 52 % мастеров производственного обучения) отмечают нормальный уровень присущей им коммуникабельности. Они достаточно любознательны (соответственно: 79 % и 72 %), терпимы в общении с другими (76 % и 74 %), отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости (51 % и 64 %).

Только единицы преподавателей (5 %) и немногие мастера производственного обучения (12 %), отмечают низкий уровень своей коммуникабельности, отсутствие постоянной потребности к профессиональному и неформальному общению.

Представляет особый интерес мнение респондентов о своих коллегах, свидетельствующее о том, что немалая часть из них (21 % - преподаватели, 26 % - мастера производственного обучения) имеют «излишний потенциал коммуникабельности». Их общительность «бьет ключом», они охотно берут слово на педагогических советах и совещаниях по любому вопросу, им недостает усидчивости, терпения при столкновении со сложными педагогическими проблемами, в работе с трудным контингентом учащихся.

А для некоторых преподавателей (11 %) и мастеров производственного обучения (9 %) коммуникабельность носит болезненный характер. Они привыкли быть в центре внимания, многословны в общении, вмешиваются в дела, к которым не имеют прямого отношения и берутся судить о проблемах, в которых не компетентны. Вольно или невольно они становятся источниками конфликтов в педагогическом коллективе.

В ходе анкетного опроса выявлены не только уровни и характер коммуникативной компетенции, но и степень ее воздействия на решение профессиональных педагогических задач.

В частности, обнаружено, что организаторские способности несколько выше в среднем у мастеров производственного обучения (54 % опрошенных), чем у преподавателей (49 %). Это можно, видимо, объяснить характером труда мастеров производственного обучения, необходимостью индивидуального подхода в ходе практических занятий, сплачивающим мотивом производительного труда. Правда, отсутствие более чем у половины преподавателей организаторских способностей можно оценить как явный недостаток потенциала их педагогического общения с учащимися.

Большинство опрошенных (примерно по 70 % в обеих группах) отмечают деловой стиль педагогического общения, высокую прагматичность коммуникативной компетенции в педагогических коллективах. Вероятно, здесь, помимо административных причин, обнаруживается отпечаток рыночных отношений, проникающих в образовательную сферу, понимание инженерно-педагогическими коллективами того обстоятельства, что только общими и конструктивными

усилиями можно обеспечить высокий уровень учебно-воспитательного процесса и привлечь на этой основе дополнительные внебюджетные средства.

Общий вывод, вытекающий из проведенного исследования состоит в признании наиболее профессионально важными качествами в системе «педагог-педагог» прежде всего личностных компонентов деятельности, т.е. эмоционально-волевой сферы и коммуникативной компетенции.

Обобщенные данные анкетного опроса показывают высокий уровень коммуникативности инженерно-педагогических работников. Наиболее общительны преподаватели, несколько ниже - мастера производственного обучения. Причем, данные, полученные как самооценки, завышают способность к общению примерно на 20 % в сравнении с оценкой своих коллег.

Представляет интерес вывод о немногочисленности в педагогических коллективах работников, чей уровень коммуникативности был бы ниже «нормального уровня». Более того, многие из респондентов отмечают излишнюю, навязчивую общительность своих коллег. По-видимому, это можно объяснить как особенностями педагогического труда, в основе которого всегда лежит активное межличностное общение, так и специфическими условиями места проживания респондентов - Крайнего Севера с его относительно ограниченным культурным пространством, слаборазвитой социальной инфраструктурой, традициями открытости и общительности населения полярных территорий.

Подлинная роль коммуникативной компетенции для эффективной трудовой деятельности начинает осознаваться только сейчас, в связи с переходом экономики на рыночные отношения. Для рыночной экономики, в отличие от экономики директивно-распорядительного типа, характерен принцип договорных отношений, означающий переход от управления по вертикали к взаимодействию по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства, в основе которых лежит коммуникативная компетентность. В этих условиях без умения устанавливать деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и самим собой, добиться успеха чрезвычайно трудно.

В социальной сфере, прежде всего образовании, нет такого прямого и жесткого воздействия рынка. Эта сфера продолжает оставаться бюджетным сектором государства, во многом защищенным от форм общения типа «купли-продажи», «производства-сбыта» и т.п.

Однако ввиду известных экономических трудностей переходного периода в профессиональную школу пришли элементы рыночной экономики. Острый дефицит государственного бюджета ведет к значительному недофинансированию профессиональных учебных заведений и вынужденному поиску ими внебюджетных источников финансирования путем платных образовательных услуг, продажи продукции, произведенной в процессе обучения, сдачи помещений в аренду и т.п. Поэтому при анализе психолого-педагогических аспектов коммуникативности в профессиональном учебном заведении нельзя не учитывать воздействие на них рыночных факторов.

Коммуникативность здесь служит связующим элементом всех аспектов педагогической деятельности, главным рычагом слаженной и эффективной работы и морального удовлетворения каждого члена коллектива. Умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно, одним из важнейших, если не важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебновоспитательной деятельности.

Структура коммуникативной компетентности может быть представлена процессуальным и содержательным компонентами.

Процессуальный компонент - это технология педагогического общения, дидактический инструментарий непосредственной коммуникации преподавателя с обучаемыми по реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Содержательный компонент - это профессиональная компетенция педагога, его способность отобрать и применить мотивационные формы педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей личности и уровня подготовленности обучающихся при данных условиях обучения.

Развитие коммуникативной компетентности во многом зависит от способа распространения информации, который может быть вертикальным (по уровням управления учебным заведением) или горизонтальным (между самими педагогами).

По нашим оценкам, эффективность горизонтальных коммуникаций наиболее высока и достигает 90 %. Столь высокая результативность их объясняется тем, что педагоги, состоящие в

равноправных отношениях партнерства, соорганизаторов общего учебного процесса, лучше понимают характер труда своих коллег, глубже знают их проблемы и сопереживают им.

Вертикальные коммуникации в педагогическом коллективе менее эффективны, чем горизонтальные. Наши наблюдения показывают, что при вертикальном способе коммуникации по схеме «сверху-вниз» эффективность общения не превышает 25 %, и, следовательно, в четырех из пяти случаев информация от администрации учебного заведения не доходит до педагогов или неадекватно воспринимается ими.

Вертикальный способ коммуникации по типу «снизу-вверх» имеет эффективность еще ниже: руководитель коллектива усваивает только 30 % информации, а его заместитель - не более 40 %. Близкие к этому показатели выявило и исследование И.П. Смирнова и А.Х. Хварцкия.*

Как справедливо замечает доктор педагогических наук М.П. Сибирская, глубокие качественные изменения в обществе, связанные со становлением рыночной экономики, обнажили проблемы раскрытия личностных творческих способностей руководителей учебных заведений, инженерно-педагогических работников и обучающихся**.

В связи с этим парадигма профессионального обучения, ориентированная на социальный заказ, на производство, на узкий профессионализм выпускника, которую можно назвать парадигмой «подготовки», дополняется парадигмой «креативного образования», раскрытия человеком его возможностей. Это означает, что вместо передачи профессионально-образовательного наследия в виде логически завершенной системы знаний, умений и навыков, становится необходимым перенести акцент на освоение новых форм коммуникативности, позволяющих развить творчество, самообразованность и непрерывную мотивацию личности к повышению своего социально-культурного уровня.

Роль и значение коммуникативной компетентности в настоящее время усиливается и в связи с необходимостью выполнения педагогом множества социальных ролей, которые он принимает на себя в процессе учебной деятельности. В виде крупных категорий их можно классифицировать как межличностные, информационные и роли по принятию педагогических решений. Все роли взаимосвязаны и взаимодействуют с целью создания единого целого, вытекают из полномочий и статуса педагога в учебном заведении, включают все сферы его деятельности и взаимодействия с людьми. Они ставят педагога в центр сосредоточения общекультурной и специальной информации, обуславливают его просветительскую роль в обществе.

Значимость коммуникативной компетенции с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе. Коммуникативность, как педагогическая категория, приобретает все большее значение в создании творческого климата, а через это и более эффективного осуществления функциональных задач профессионального обучения. Педагог, который обладает высокой коммуникативной компетентностью, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал, более продуманно выбирает способы и средства обучения.

Коммуникативность в педагогическом коллективе позволяет легче решать вопросы организации труда, дисциплины, непосредственного распорядительства, выдвижения и перемещения кадров, установления нормальных взаимоотношений. В связи с этим умение руководителя образовательного учреждения вступать в контакты составляет решающую предпосылку успешной образовательной деятельности.

Как видим, коммуникативная компетентность имеет свою специфику, связанную, прежде всего, с социальной ролью педагога, его воспитывающей и высокогуманной общественной миссией, особым характером педагогического труда, отталкивающего администрирование и формализм, воздействующего на духовные стороны обучаемого способами дидактики и психологии.

*

Смирнов И.П., Хварцкия А.Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. - М., 2000, с.16.

**

Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. - СПб.: ЦИПК ПО, 1998, с. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.