Научная статья на тему 'Развитие коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей'

Развитие коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТРЕНИНГ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ / ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / ORPHANED CHILDREN / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPONENT OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / TRAINING / POTENTIAL SUBSTITUTE PARENTS / SCHOOL FOR FOSTER PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Наталья Павловна, Инявина Елена Васильевна

В данной статье рассматриваются особенности коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей, а также развитие данного компонента в процессе тренинговых занятий. Доказано, что тренинговая программа, включающая упражнения, направленные на развитие гибкости, способности к сопереживанию, умения устанавливать контакты и грамотно выстраивать взаимоотношения, способствует развитию коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Наталья Павловна, Инявина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF POTENTIAL SUBSTITUTE PARENTS

This article discusses the features of the communicative component of the psychological and pedagogical competence of potential substitute parents, as well as the development of this component in the process of training sessions. It is proved that the training program, which includes exercises aimed at the development of flexibility, empathy, ability to establish contacts and competently to build relationships, promotes the development of the communicative component of psychological and pedagogical competence of potential substitute parents.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей»

УДК 159.9:316.6(045) DOI: 10.31862/2218-8711-2019-5-63-72

ББК 88.5

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ1

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF POTENTIAL SUBSTITUTE PARENTS

Кондратьева Наталья Павловна

Доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, кандидат психологических наук E-mail: kondrateva-np@yandex.ru

Kondratyeva Natalia P.

Assistant Professor at the Department of Psychology, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, PhD in Psychology E-mail: kondrateva-np@yandex.ru

Инявина Елена Васильевна

Педагог-психолог МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наш дом» Люберецкого муниципального района Московской области, г. о. Люберцы E-mail: martinova94@mail.ru

Inyavina Elena V. Educational psychologist at municipal educational institution for orphans and children left without parental care "Our house" of Lyubertsy municipal district of Moscow region, Lyubertsy

E-mail: martinova94@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей, а также развитие данного компонента в процессе

Abstract. This article discusses the features of the communicative component of the psychological and pedagogical competence of potential substitute parents, as well as the development of this component in the process

1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Развитие коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей».

тренинговых занятий. Доказано, что тренинговая программа, включающая упражнения, направленные на развитие гибкости, способности к сопереживанию, умения устанавливать контакты и грамотно выстраивать взаимоотношения, способствует развитию коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, психолого-педагогическая компетентность, коммуникативный компонент психолого-педагогической компетентности, тренинг, потенциальные замещающие родители, Школа приемных родителей.

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -одна из важных задач нашего общества. Ученые, общественники и политики едины во мнении: сиротство на протяжении последних десятков лет остается острейшей социально-экономической и психолого-педагогической проблемой России и всего мира. Конец XX - начало XXI вв. отмечены резким увеличением числа детей-сирот [1, с. 610]. Исходя из этого приоритетным направлением становится адаптация и интеграция данной категории детей в современном обществе. Долгое время основным местом пребывания таких детей являлись социальные приюты, центры содействия семейному воспитанию, дома ребенка, реабилитационные центры, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследования показывают, что в современном мире самые лучшие условия, которые необходимы ребенку для гармоничного развития, обеспечивает замещающая семья, представляющая собой различные формы семейного устройства детей вне биологической семьи.

Перечислим и охарактеризуем основные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые существуют на территории России:

1) Усыновление (удочерение) - приоритетная форма семейного устройства, в рамках которой ребенок передается на воспитание в семью, в результате чего становится сыном/дочерью и в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями [2, с. 98].

2) Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет), которые устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы.

of training sessions. It is proved that the training program, which includes exercises aimed at the development of flexibility, empathy, ability to establish contacts and competently to build relationships, promotes the development of the communicative component of psychological and pedagogical competence of potential substitute parents.

Keywords: orphaned children, psychological and pedagogical competence, communicative component of the psychological and pedagogical competence, training, potential substitute parents, school for foster parents.

3) Приемная семья - форма семейного устройства, при которой на основании договора, заключенного между приемными родителями и органами опеки, ребенок передается в семью до совершеннолетия. На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства, а приемным родителям выплачивается заработная плата и учитывается трудовой стаж [3, с. 60]. Приемная или замещающая семья развивается так же, как любая другая семья, осуществляя те же функции. Замещающие родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка [4, с. 76].

В современном мире велика роль компетентности потенциальных замещающих родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей-сирот. Родительская компетентность - это многогранное личностное образование, опираясь на которое родитель может грамотно решать вопросы, касающиеся развития, воспитания и образования ребенка.

Рассматривая структуру психолого-педагогической компетентности профессионально-замещающих родителей, можно выделить следующие ее компоненты: мотива-ционно-ценностный, личностный, когнитивный, операциональный, коммуникативный, креативно-рефлексивный [5]. В литературных источниках также рассматривается социально-перцептивная компетенция, «которая составляет функциональный компонент компетентности личности, реализуемый в процессе взаимодействия и обеспечивающий адекватное восприятие и понимание себя и окружающих» [6, с. 13].

Одним из наиболее значимых компонентов психолого-педагогической компетентности является коммуникативный: он позволяет грамотно организовывать процесс общения, выстраивая благоприятные отношения с окружающими, успешно передавать собеседникам свои мысли, налаживать контакт, что представляет особую значимость для замещающего родителя. Коммуникативный компонент психолого-педагогической компетентности кандидатов в замещающие родители предусматривает умение выстраивать позитивные отношения с окружающими и конструктивно решать конфликтные ситуации; способность родителя общаться с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности; создавать благоприятную среду для развития ребенка, применяя эффективные методы воспитания.

Однако, как показывает практика, многие замещающие семьи не обладают достаточным запасом знаний о психологических особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и необходимых для воспитания таких детей умений [7]. В связи с этим возник вопрос о профессиональной психолого-педагогической подготовке кандидатов в замещающие родители. В ходе такой подготовки потенциальные приемные родители смогут научиться устанавливать гармоничные детско-родительские отношения и организовывать процесс воспитания, опираясь на качества личности и приобретенные значимые умения.

Проблема развития коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей является актуальной, так как именно данный компонент в значительной степени определяет эффективность общения, активность, успешное взаимодействие с другими людьми. Исходя из этого можно говорить о том, что от развития коммуникативного компонента психолого-педагогической

компетентности потенциального замещающего родителя во многом зависит, насколько успешно будет функционировать новая ячейка общества.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что особенности развития коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей изучены недостаточно, а значит, существует необходимость реализации подобного исследования. Наше исследование было проведено на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Наш дом» Люберецкого муниципального района Московской области. В нем приняли участие 48 граждан в возрасте от 27 до 62 лет, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В качестве эмпирических методов исследования коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей были выбраны методики: опросник А. Мехрабиан, М. Эпштейн «Эмоциональная эмпа-тия», опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», тест В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».

В ходе исследования эмпатии потенциальных замещающих родителей с помощью методики «Эмоциональная эмпатия» (методика А. Мехрабиан) у половины испытуемых (50%) был выявлен средний уровень эмпатических тенденций, который свидетельствует об умении оказать поддержку в нужный момент и понять переживания другого человека. Высоким уровнем эмоциональной эмпатии характеризуется 31,3% кандидатов в замещающие родители, которые глубоко и точно понимают другого человека, мысленно воссоздают его переживания, ощущая их как собственные. Низким уровнем эмпатии характеризуется 18,7% потенциальных замещающих родителей. Данный уровень эмпатии часто присущ равнодушным людям, которых мало трогают страдания окружающих. Он указывает на то, что у индивидов сформировалась привычка не обращать внимания на эмоциональное состояние тех, кто находится рядом. Эти люди мало времени уделяют эмоциям, даже собственные чувства у них за редким исключением остаются достаточно неосознаваемыми и нераскрытыми. Человек может долгое время не понимать, что с ним происходит, отрицать свои чувства и проявлять нетерпимость к слабостям окружающих. Низкий уровень эм-патии не позволяет сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. Кандидатов в замещающие родители с очень низким уровнем эмпатии не выявлено.

Согласно данным методики К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» большинство потенциальных замещающих родителей применяют в конфликте такие стратегии поведения, как компромисс (31,3%) и приспособление (31,3%). Первая из них характеризуется желанием участников конфликтной ситуации завершить конфликт посредством взаимных уступок, отказа от части ранее выдвигавшихся требований и признания претензий другой стороны частично обоснованными для того, чтобы прийти к взаимному соглашению. Приспособление рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы, когда отсутствует стремление к отстаиванию собственных интересов и приоритетной является позиция другого участника конфликта.

Для 18,7% кандидатов в замещающие родители присущ такой стиль поведения, как сотрудничество, при котором участники конфликта направлены на конструктивное обсуждение проблемы, рассматривают другую сторону как союзника в поиске решения существующих разногласий. Избегание как стратегию поведения в конфликтной ситуации применяет 12,5% потенциальных замещающих родителей. В данном случае конфликт не решается, а затухает. Меньшее количество кандидатов в замещающие родители (6,2%) используют в конфликте тактику поведения «соперничество». Данная тактика заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, при этом не учитывая ее мнения. Таким образом, наиболее применяемыми потенциальными замещающими родителями стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются компромисс и приспособление.

Данные испытуемых по методике «Оценка уровня общительности» демонстрируют, что у значительной части потенциальных замещающих родителей (43,8%) средний уровень общительности, то есть они любознательны, не испытывают особой застенчивости в общении с окружающими, однако добиться легкости в диалоге им достаточно проблематично. Низкий уровень общительности характерен для 31,2% потенциальных замещающих родителей. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Высоким уровнем общительности обладает 25% кандидатов в замещающие родители, которых отличает легкость в устанавливании межличностных контактов и умение отстаивать собственную точку зрения.

Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о том, что большинство потенциальных замещающих родителей имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности. В связи с этим возникает потребность в проведении целенаправленной организованной работы по развитию данного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», на территории России стали функционировать Школы приемных родителей, которые осуществляют психолого-педагогическую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Курс подготовки в Школе приемных родителей подразумевает теоретическую и практическую составляющие. Практическая часть проводится в форме тренинговых занятий.

Тренинг - игровое моделирование разнообразных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в целях развития и совершенствования различных качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации [8, с. 73]. Отмечается эффективность тренинга в развитии различных аспектов психологических компетенций [9, с. 89].

Чаще всего тренинг проводится в групповой форме, которая имеет ряд преимуществ:

1) в групповом тренинге осваиваются новые способы установления социальных контактов, приобретаются полезные коммуникативные умения;

2) в процессе групповой тренинговой работы, в отличие от индивидуальной, продуктивнее осуществляется обратная связь. Это связано с тем, что участники имеют возможность получить поддержку от людей со сходными вопросами и проблемами;

3) работа в группе способствует самораскрытию и самопознанию участников;

4) при групповой форме работы участникам необходимо постоянно быть в тесном контакте друг с другом, что держит участников тренинга в напряжении, которое является предпосылкой для эффективной работы, в процессе которой проясняются и решаются разнообразные психологические проблемы.

На основе данных, полученных в результате проведения констатирующего этапа исследования, нами была разработана и реализована в рамках работы Школы приемных родителей программа тренинговых занятий развития коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей. Тренинг включает в себя 9 развивающих занятий. Средняя продолжительность одного занятия - 3 часа в неделю в течение двух месяцев. В реализации тренинговой программы принимало участие 48 человек. Тренинговые занятия строились по следующей схеме:

1) установочный этап: ритуал приветствия; представление программы (на первом занятии); проведение упражнений на знакомство, создание благоприятного психологического климата, сближение участников тренинговой группы и принятие ими правил проведения развивающих занятий и т. п.;

2) основной этап, в рамках реализации которого проводились упражнения, направленные на развитие коммуникативной гибкости, способности к сопереживанию, умения устанавливать контакты, грамотно выстраивать взаимоотношения);

3) заключительный этап (подведение итогов проведенной работы).

Оценка эффективности реализованной программы тренинга была представлена повторной диагностикой коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей. Для этого были использованы диагностические методики констатирующего этапа исследования.

Описание результатов исследования начнем с анализа данных табл. 1, показывающей особенности уровня эмпатии потенциальных замещающих родителей, выявленные с помощью опросника «Эмоциональная эмпатия» до и после формирующего эксперимента.

Согласно данным табл. 1, после формирующего этапа исследования наблюдается тенденция увеличения количества потенциальных замещающих родителей, имеющих высокий уровень эмпатии (на 22,9%), а также снижения количества потенциальных замещающих родителей, характеризующихся средним (на 12,5%) и низким уровнем эмпатии (на 10,4%).

Для подтверждения эмпирических данных о наличии различий между показателями испытуемых по методике «Эмоциональная эмпатия» до и после формирующего эксперимента был использован ¿-критерий Стьюдента. Полученное эмпирическое значение ^эмп = 13,1 свидетельствует о статистически достоверном изменении уровня эмпатии потенциальных замещающих родителей на 1%-м уровне значимости.

Таблица 1

Распределение потенциальных замещающих родителей по уровням эмпатии, выявленным с помощью методики «Эмоциональная эмпатия» (А. Мехрабиан и М. Эпштейн)

Показатели респондентов

№ п/п Уровни эмпатии Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент t эмп

абс. % абс. %

1 Высокий 15 31,3 26 54,2

2 Средний 24 50,0 18 37,5 13,1**

3 Низкий 9 18,7 4 8,3

4 Очень низкий 0 0 0 0

Примечание: * при р < 0,01 (2,68) для п = 48.

Далее рассмотрим данные табл. 2, демонстрирующей индивидуальные результаты потенциальных замещающих родителей по методике «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас) до и после формирующего эксперимента.

Согласно данным табл. 2, после формирующего этапа исследования наблюдается тенденция увеличения количества потенциальных замещающих родителей, выбирающих «компромисс» (на 4,1%) и «сотрудничество» (на 22,9%) как стратегии поведения в конфликте. Также диагностировано снижение количества испытуемых, выбирающих «соперничество» (на 4,1%), «приспособление» (на 14,6%), «избегание» (на 8,3%) как стратегии поведения в конфликтной ситуации.

При проверке достоверности различий по методике «Стиль поведения в конфликте» с помощью ¿-критерия Стьюдента отмечены достоверные различия данных выбора

Таблица 2

Распределение потенциальных замещающих родителей по стилям поведения в конфликтной ситуации, выявленным с помощью методики «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас)

Показатели респондентов

№ п/п Стили поведения в конфликте Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент t эмп

абс. % абс. %

1 Соперничество 3 6,2 1 2,1

2 Приспособление 15 31,3 8 16,7

3 Компромисс 15 31,3 17 35,4 4,5**

4 Избегание 6 12,5 2 4,2

5 Сотрудничество 9 18,7 20 41,6

Примечание: *при р < 0,01 (2,68) для п = 48.

Таблица 3

Распределение потенциальных замещающих родителей по уровням общительности, выявленным с помощью методики «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский)

Показатели респондентов

№ п/п Уровни общительности Констатирующий эксперимент Контр ольный эксперимент

абс. % абс. %

1 Высокий 12 25,0 22 45,8

2 Средний 21 43,8 19 39,6

3 Низкий 15 31,2 7 14,6

4 Очень низкий 0 0 0 0

Примечание: *при р < 0,01 (2,68) для п = 48.

стиля поведения в конфликте потенциальными замещающими родителями на этапах констатирующего и контрольного эксперимента (¿эмп = 4,5) на 1%-м уровне значимости.

Представим данные табл. 3, показывающей уровень общительности потенциальных замещающих родителей до и после формирующего эксперимента (по методике «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского).

Согласно данным табл. 3, после формирующего этапа исследования выявлена тенденция увеличения количества потенциальных замещающих родителей, характеризующихся высоким уровнем общительности (на 20,8%), а также снижение количества потенциальных замещающих родителей, продемонстрировавших средний (на 4,2%) и низкий уровень общительности (на 16,6%). Испытуемых, для которых характерен очень низкий уровень общительности, на контрольном этапе исследования не выявлено.

При проверке достоверности различий показателей констатирующего и контрольного этапов исследования с помощью ¿-критерия Стьюдента отмечены достоверные различия данных уровня развития общительности потенциальных приемных родителей (¿эмп = 2,7) на 1%-м уровне значимости.

Таким образом, доказано, что реализация специально разработанной программы, включающей упражнения, направленные на развитие гибкости, способности к сопереживанию, умения устанавливать контакты и грамотно выстраивать взаимоотношения, способствует развитию коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей.

Список литературы

1. Суслина Т. В., Попов В. А. Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приемного ребенка // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 610-612.

2. Митякина Е. В. Усыновление - приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Чита: Молодой ученый, 2017. С. 97-100.

3. Костюкова Т. А., Шпакова В. В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГПу. 2009. № 8. С. 59-62.

4. Ашимбаева Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2016. С. 76-77.

5. Хрусталькова Н. А. Педагогическая компетентность родителей: содержание, структура, критерии и уровни сформированности // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Пензенский гос. ун-т. 2008. № 3 (7). С. 108-115.

6. Варданян, Ю. В., Масанова Е. П., Былкина Т. Г. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 12-16.

7. Кондратьева Н. П., Инявина Е. В. Особенности мотивационно-ценностного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных приемных родителей // Евсевьевские чтения. Сер.: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «54-е Евсевьевские чтения», 28-29 марта 2018 г. / под науч. ред. Ю. В. Варданян; Мордовский гос. пед. ин-т. Саранск, 2018. С. 74-79.

8. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с.

9. Савинова, Т. В., Пильщикова Г. В. Тренинг как технология развития инновационного мышления студентов // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4 (24). С. 87-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Suslina T. V., Popov V. A. Sotsialno-pedagogicheskaya podgotovka zameshchay-ushchikh roditeley k vospitaniyu priemnogo rebenka. Molodoy uchenyy. 2013, No. 4, pp. 610-612.

2. Mityakina E. V. Usynovlenie - prioritetnaya forma ustroystva detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley. Chita: Molodoy uchenyy, 2017. Pp. 97-100.

3. Kostyukova T. A., Shpakova V. V. Semeynye formy zhizneustroystva detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley. Vestnik TGPU. 2009, No. 8, pp. 59-62.

4. Ashimbaeva D. S. Zameshchayushchaya semya kak sposob resheniya problemy sirot-stva v nastoyashchee vremya. In: Obrazovanie: proshloe, nastoyashchee i budush-chee. Proceedings of the I International scientific conference. Krasnodar: Novatsiya, 2016. Pp. 76-77.

5. Khrustalkova N. A. Pedagogicheskaya kompetentnost roditeley: soderzhanie, struk-tura, kriterii i urovni sformirovannosti. Izv. vyssh. ucheb. zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki. Penzenskiy gos. un-t. 2008, No. 3 (7), pp. 108-115.

6. Vardanyan, Yu. V., Masanova E. P., Bylkina T. G. Stressoustoychivost i psikhologiches-kaya bezopasnost kak faktory razvitiya sotsialno-pertseptivnoy kompetentsii stu-denta. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015, No. 3 (23), pp. 12-16.

7. Kondratieva N. P., Inyavina E. V. Osobennosti motivatsionno-tsennostnogo kom-ponenta psikhologo-pedagogicheskoy kompetentnosti potentsialnykh priemnykh roditeley. In: Vardanyan Yu. V. (ed.) Evsevyevskie chteniya. Ser.: Nauka i obrazovanie: aktualnye psikhologicheskie problemy i opyt resheniya. Proceedings of International scientific-practical conference "54th Evsevyevskie chteniya", 28-29 Mar. 2018, Mordovskiy gos. ped. in-t. Saransk, 2018. Pp. 74-79.

8. Sidorenko E. V. Trening kommunikativnoy kompetentnosti v delovom vzaimodeystvii. St. Petersburg: Rech, 2008. 208 p.

9. Savinova, T. V., Pilshchikova G. V. Trening kak tekhnologiya razvitiya innovatsionno -go myshleniya studentov. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015, No. 4 (24), pp. 87-90.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 5

Статья поступила в редакцию 09.01.2019 The article was received on 09.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.