Библиографический список
1. Бтемирова РИ. Метод проектов в условиях современного высшего образования. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3: 217-219.
2. Добрякова К.В., Ляхович Д.Г. Планирование реализации проектов в проектно-ориентированной организации: система и алгоритм внедрения. Вопросы инновационной экономики. 2020; № 3: 1179-1192.
3. Доничев O.A., Быкова М.Л. Производственно-пространственное развитие территорий на основе управления проектной деятельностью в условиях цифровизации. Вопросы инновационной экономики. 2023; № 4: 2085-2102.
4. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании. Москва, 2003.
5. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г Проектная деятельность в вузе как основа инноваций. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 4: 104-106.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2009.
7. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе. Вестник Мининского университета. 2014; № 1: 21-23. References
1. Btemirova R.I. Metod proektov v usloviyah sovremennogo vysshego obrazovaniya. Sovremennyeprobiemy naukiiobrazovaniya. 2016; № 3: 217-219.
2. Dobryakova K.V., Lyahovich D.G. Planirovanie realizacii proektov v proektno-orientirovannoj organizacii: sistema i algoritm vnedreniya. Voprosy innovacionnoj 'ekonomiki. 2020; № 3: 1179-1192.
3. Donichev O.A., Bykova M.L. Proizvodstvenno-prostranstvennoe razvitie territorij na osnove upravleniya proektnoj deyatel'nost'yu v usloviyah cifrovizacii. Voprosy innovacionnoj 'ekonomiki. 2023; № 4: 2085-2102.
4. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2003.
5. Kudinova O.S., Skul'movskaya L.G. Proektnaya deyatel'nost' v vuze kak osnova innovacij. Sovremennye probiemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 4: 104-106.
6. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnoiogii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2009.
7. Cyplakova S.A. Teoreticheskie osnovy proektnogo obucheniya studentov v vuze. Vestnik Mininskogo universiteta. 2014; № 1: 21-23.
Статья поступила в редакцию 10.02.24
УДК 371
Popavlova N.O., postgraduate, Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies, Federal State University of Education (Mytishchi, Russia),
E-mail: natalya.popavlova.92@mail.ru
Kerimov M.M., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: kerimovmm-95@mail.ru
Kurbanova L.U., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: medna59@mail.ru
ON THE COMMUNICATIVE AND COGNITIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS. The article examines the communicative and cognitive approach in primary school, which significantly changes the roles of the student and the teacher. A student becomes an active participant in the educational process. The modern school needs didactic tools that could create effective pedagogical conditions for teaching younger students. To improve the quality of education in secondary schools, it is necessary to take into account the dynamics of students' motives. The coincidence of the goals of teaching and learning of all subjects of the educational process is an important condition for the successful implementation of the communicative-cognitive approach in primary school education. It is the younger school age that is extremely favorable for mastering communication skills due to a special sensitivity to linguistic phenomena, interest in understanding speech experience, and communication. Therefore, the development of a student's communicative competence is an urgent task of the educational process of primary school.
Key words: communicative competence, primary school age, speech experience, communication, educational process, pedagogical technology, imagination
Н.О. Попавлова, аспирант, ФГОУВО «Государственныйуниверситет просвещения», г. Мытищи, E-mail: natalya.popavlova.92@mail.ru
М.М. Керимов, д-р филос. наук, проф., ФГбОу ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный; E-mail: kerimovmm-95@mail.ru
Л.У. Курбанова, д-р сои/иол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: medna59@mail.ru
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время наблюдаются изменения взаимодействия между учащимися и учителями, где большое внимание уделяется активной роли ученика в процессе обучения. Современная образовательная система требует разработки новых методов обучения, которые способствуют более эффективной коммуникации и когнитивным процессам в начальной школе. Для создания оптимальных условий обучения младших школьников необходимо учитывать изменчивость их мотивации. Важно, чтобы образовательный процесс в начальной школе был основан на взаимодействии между учащимися и преподавателями с целью развития коммуникативно-когнитивного подхода. Возраст младших школьников предоставляет отличную возможность для развития коммуникативных навыков, так как они особенно чутко воспринимают языковые структуры и проявляют живой интерес к общению. Следовательно, одной из важных задач начальной школы является развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, младший школьный возраст, речевой опыт, общение, воспитательно-образовательный процесс, педагогическая технология, воображение
Актуальность темы обусловливается тем, что именно в младшем школьном возрасте есть особая возможность овладеть коммуникативными навыками, так как дети в этом возрасте очень восприимчивы к языковым явлениям, интересуются осмыслением речевого опыта и общением. Поэтому развитие коммуникативной компетенции становится одной из важных задач в начальной школе.
При исследовании литературы по психологии и педагогике [1-12] становится ясным, что понятие «коммуникативно-когнитивная компетенция» требует дальнейшего развития и уточнения. Для младших школьников до сих пор не определена четкая структура понятия «коммуникативно-когнитивная компетенция». Необходимо также усовершенствовать систему оценки уровня развития данной компетентности и разработать содержание и методики коррекционной работы, специально адаптированные для детей данного возраста.
Кроме того, следует учитывать все аспекты коммуникативно-когнитивной компетенции школьников, включая их эмоциональную, социальную и когнитивную составляющие, чтобы получить более всестороннее представление об их умениях и навыках по данному вопросу.
Коммуникация представляет собой значимый элемент социальной активности индивида в качестве социального существа, она является источником его активности, условием формирования общества и самой личности.
При несформированных коммуникативных навыках учащийся будет испытывать значительные трудности, в том числе в учебной деятельности.
В этой связи крайне важно изучить суть так называемой коммуникативно-когнитивной компетенции младших школьников и возможности её формирования.
Цель статьи состоит в изучении положительного опыта формирования коммуникативно-когнитивной компетенции у детей в младшем школьном возрасте.
Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение понятия «коммуникативно-когнитивная компетенция» и изучить значимость данной компетенции для детей младшего школьного возраста;
- выявить основные подходы к развитию коммуникативно-когнитивной компетенции у детей младшего школьного возраста;
- показать различные способы и приёмы, используемые на уроках в начальной школе для решения данных задач.
Для проведения исследования были применены следующие методы:
- анализ релевантной литературы, связанной с данной тематикой;
- изучение соответствующих исследований и публикаций, относящихся к данной проблеме;
- исследование эффективного опыта применения разных форм и методов для развития коммуникативно-когнитивных навыков учеников начальной школы во время занятий.
Научная новизна: рассмотрена сущность коммуникативно-когнитивной компетенции и её роль в формировании личности младших школьников.
Теоретическая значимость состоит в расширении знаний в области теоретической педагогики в разделах, касающихся формирования коммуникативно-когнитивной компетенции младших школьников.
Практическая значимость состоит в анализе опыта для достижения максимальной эффективности использования различных способов и приемов развития коммуникативно-когнитивной компетенции у учащиеся начальной школы.
Взаимодействие детей младшего школьного возраста играет значительную роль в формировании их социальной жизни.
При этом каждый ребёнок выступает как существо, принадлежащее к обществу, при помощи взаимодействия «встраивается» в социальную жизнь, оттачивает коммуникативные навыки, ищет себя.
Необходимость общения является одной из основных потребностей как для общества в целом, так и для отдельного человека. Объективная важность
чего нет в реальности или иллюстрациях. Однако ученики третьих и четвертых классов легче представляют предметы без внешних подкреплений.
Воображение играет важную роль в понимании и анализе социального мира. Путем использования воображения обучающиеся могут представить различные сценарии и роли, которые помогают лучше адаптироваться к эффективным стратегиям взаимодействия с другими людьми. Воображение также может помочь нам развить эмпатию и понимание чужой позиции, что, в свою очередь, способствует развитию у учащихся социальных навыков и умений [4].
Необходимо также учитывать различия в скорости и способностях разных детей, чтобы создать условия, способствующие эффективному обучению и развитию каждого ребенка. Следует отметить, что дефиниция «коммуникативно-когнитивная компетенция» имеет сложную структуру и генезис своего развития.
Компетенция - способность анализировать текущую ситуацию, подбирать необходимые знания для успешных действий в ней.
Компетентность - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [8].
Таблица 1
Структура коммуникативных компетенций
Коммуникативные компетенции
определяют владение устным и письменным общением, несколькими языками способности к общению и межличностному взаимодействию. Определяются элементарными коммуникативными умениями: вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т. д., готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях и т. д. связаны с уровнем сформированности информационной культуры: степенью владения новыми информационными технологиями, пониманием диапазона их применения, критическим отношением к распределяемой по каналам СМИ информации
общения как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворить свои жизненно необходимые потребности, жить и развиваться в одиночку [7].
Общение является врожденной чертой всех высших организмов, однако у человека оно достигает самых развитых форм, становясь осознанным и осуществляемым через речь. В общении можно выделить такие аспекты, как содержание, цель и средства.
Согласно требованиям ФГОС, личностным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования является развитие способности к эффективному общению и сотрудничеству с одноклассниками и взрослыми в различных сферах деятельности.
Взаимодействие школьника часто сопровождается сложностями.
Существует ряд проблем, которые выделяют многие ученые:
1. Препятствия в понимании партнера и общей ситуации общения. Как мы воспринимаем нашего собеседника, как понимаем информацию о нем, о себе и о контексте общения, зависит от наших знаний о соответствующих научно-психологических и педагогических параметрах.
2. Сложности в совместной деятельности, которые проявляются в поведении: «...сложности возникают в различных аспектах общения, характере деятельности, установлении и поддержании контактов, уровне психологического комфорта и эмоциональном состоянии. Затруднения проявляются одновременно в нескольких из этих областей.
3. У младших школьников возникают трудности в общении из-за статусов и позиций. Авторитет учителя, который передает ценности, необходимые для жизни, часто воспринимается как неоспоримый, что мешает ученикам высказывать и отстаивать свои точки зрения. Если учитель выполняет свою роль формально, некомпетентно или нетактично, это может привести к неприятию учеников и негативным межличностным отношениям. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо строить позитивные ролевые отношения, межличностные отношения, если они, пропитанные напряжением и пренебрежением друг к другу, способны разрушить ролевые связи и отрицательно сказаться на процессе деятельности.
4. Специфические психологические характеристики индивида могут стать препятствием к взаимодействию.
Один из когнитивных процессов, который обеспечивает жизнедеятельность общества и человека, называется воображением. Воображение позволяет человеку связывать общие знания, выраженные в понятиях, с конкретными и всегда уникальными ситуациями. Исследуя тематику воображения, было выявлено, что оно не только является творческой способностью индивида, но и представляет собой существенную силу в социальном контексте, способную обеспечивать коммуникацию между различными культурными формами в обществе [4].
Воображение играет важную роль в формировании восприятия и понимания мира, позволяя нам видеть и представлять себе то, чего нет в реальности. Оно помогает создавать новые идеи, концепции и образы, а также решать проблемы и находить креативные решения [5, с. 56].
У младших школьников воображение характеризуется наглядностью и конкретностью создаваемых образов, которые основаны на том, что они уже видели в реальности. Ученикам первых и вторых классов сложно представлять в уме то,
Как отмечает И.П. Романова [8], П.А. Жукова [7] и др., можно выделить следующие коммуникативные компетенции (табл. 1).
Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетентность как набор качеств, которые способствуют успешному общению [4, с. 17].
На основе воззрений Н.С. Емельяновой [6] можно отметить, что когнитивно-коммуникативная компетенция - это личностное образование, обеспечивающее овладение учащимися основами самостоятельной познавательной деятельности, интегрирующей ее логический и общеучебный аспекты, соотнесенные с коммуникативной ситуацией, в которой они актуализируются в форме учебного общения, а также обмена социальным, практическим или иным опытом, приобретаемым за рамками формального образования.
Безусловно, формирование когнитивно-коммуникативных компетенций -это процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода обучения, начиная с начальной школы и заканчивая уже профессиональным образованием.
Как отмечают авторы Н.У. Ярычев, И.Е. Емельянова, Ю.В. Сорокопуд, А.С. Канюк, Г.С.Х. Дудаев [11; 12], успешность взаимодействия закладывается в молодые годы, когда учащиеся только поступают в образовательные учреждения и начинают формировать коммуникативные навыки на протяжении всего обучения. Однако если эти навыки были заложены в недостаточном объёме, то тогда обучаемый может испытывать существенные затруднения в процессе обучения на всех этапах образования.
Считаем, что осознание важности развития когнитивно-коммуникативных компетенций и учет индивидуальных особенностей помогут создать успешную образовательную среду для детей младшего школьного возраста. Как отмечают Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова [5], важно развивать навыки самостоятельного усвоения знаний и активного участия в учебной деятельности. При этом необходимо учитывать не только текущие способности и потенциальные возможности младших школьников, но и задавать им цель дальнейшего развития.
Компетенции младшего школьника включают различные личностные качества, которые развиваются в процессе учебной деятельности в значимой области. Эти качества могут быть измерены по объему знаний, умению решать задачи, активному участию в учебе и самооценке.
Компетенции младших школьников включает различные аспекты, такие как:
- познавательные,
- ценностные,
- мотивационные,
- эмоциональные
- поведенческие.
Данные аспекты проявляются и развиваются в процессе обучения. Важным элементом этого процесса является способность взаимодействовать с окружающими, соблюдать правила языка и создавать тексты. Несмотря на это, учащиеся в начальной школе могут столкнуться с трудностями в выражении своих мыслей и чувств, особенно при смене среды и первом общении с новыми людьми.
Тем не менее именно в этом возрасте дети могут успешно развивать коммуникативные навыки, что делает этот период особенно благоприятным для формирования коммуникативной компетентности.
Необходимо учитывать, что развитие когнитивно-коммуникативных компетенций учеников в начальной школе требует особого внимания и поддержки со стороны педагогов и родителей.
Важно создать благоприятную обстановку, где дети будут чувствовать себя комфортно и безопасно, свободно в выражении своих мыслей и идей. Также необходимо обеспечить возможности для практики коммуникации в различных ситуациях как внутри класса, так и во внеурочной деятельности.
Такие меры помогут развить у детей навыки эффективного общения, умение слушать и выражать свою точку зрения, а также научат сотрудничать и решать проблемы в группе. Таким образом, развитие когнитивно-коммуникативных компетенций в начальной школе имеет не только актуальное значение, но и является важным фактором успешного обучения и социальной адаптации учеников. Необходимо иметь в виду, что каждый учащийся обладает своей уникальностью, и для успешного развития их коммуникативных навыков требуется индивидуальный подход и внимание.
Поэтому необходимо выявить и определить подходы, которые могут оказывать положительное влияние на формирование когнитивно-коммуникативных компетенций у младших школьников.
Современное образование активно развивает активную и творческую деятельность учащихся, включая коммуникацию. Поэтому необходимо выявить и определить факторы, которые могут положительно влиять на формирование когнитивно-коммуникативных компетенций у младших школьников. Тем самым персонализация личности является основой для изменения методов начального образования, где главным фокусом становится формирование индивидуальности.
Важным аспектом развития личности ребенка является взаимодействие учебной деятельности на уроке и внеурочной деятельности. Результаты исследований подтверждают, что развитие коммуникативной компетентности на ранней стадии обучения играет важную роль для последующего образования.
Поэтому изучение проблемы формирования когнитивно-коммуникативных компетенций у младших школьников через развитие их речевой культуры имеет большое значение. Как отмечают В.З. Матусевич, М.М. Керимов [9; 10], в настоящее время представители различных наук проявляют интерес к связи между образованием и культурой, что подчеркивает значимость культурного аспекта в образовании и его соответствие потребностям современного общества. Особое внимание уделяется взаимодействию культуры, языка и речи в формировании коммуникативной компетентности у детей.
Введение физкультминуток в учебный процесс может быть одним из способов обеспечения развития коммуникативных навыков у учащихся младших классов. Здоровьесберегающие мероприятия с использованием современных средств обучения позволяют поддерживать мотивацию и интерес учащихся к учебе, а также способствуют развитию их коммуникативных навыков.
Применение новых технологий в образовательном процессе помогает создавать более динамичную и интерактивную среду для обучения, что способствует улучшению качества образования.
Устная речь и взаимодействие с другими участниками, а также работа в группах и мини-группах способствует активному обмену мнениями и идеями, что приводит к более глубокому освоению материала. В результате учащиеся развивают навыки коммуникации и уверенность в выступлении перед аудиторией. Кроме того, представление результатов работы на доске позволяет учащимся пока-
Библиографический список
зать свои достижения и получить обратную связь от учителя и других учащихся.
Это способствует развитию критического мышления и умению аргументировать свои идеи. В целом совместная работа в группах является важным инструментом обучения, который помогает развить коммуникативные навыки и способствует активному усвоению материала, развитию учебных навыков и социальных компетенций, таких как ответственность, самооценка и умение работать в коллективе. Дети учатся аргументировать свою точку зрения, выступать перед публикой, активно слушать и задавать вопросы, а также уважать мнения других людей. Таким образом, работа в группах способствует развитию не только учебных навыков, но и социальных компетенций.
Работа в группах способна не только активизировать учеников и помочь им запомнить материал, но и сделать процесс обучения более интересным и увлекающим. Вместо традиционного подхода к изучению грамматики игровые технологии позволяют создать более динамичное и эффективное обучающее окружение.
В играх, например, с использованием мяча на уроках литературы дети активно участвуют в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала. Этот метод способствует развитию коммуникативных навыков, а также расширяет словарный запас учащихся и учит их вести внимательные и вежливые диалоги.
Проведённое исследование подтверждает, что развитие когнитивно-коммуникативных компетенций у младших школьников оказывает непосредственное воздействие на успех ученика и его способность успешно адаптироваться к образовательному процессу. Формирование навыков коммуникации также влияет на учебные результаты и процесс адаптации ребенка в школе. Учитывая индивидуальные потребности и способности каждого ученика, учитель может оказывать поддержку в освоении новых навыков коммуникации и принятии роли ученика, навыков в своей личной жизни и взаимодействии с другими участниками образования как внутри, так и вне учебного процесса. Важно понимать, что знания необходимы для развития и формирования компетенций у детей младшего школьного возраста. Неправильно считать, что компетенции и знания можно противопоставлять друг другу, так как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Коммуникативно-когнитивная компетенция учащихся формируется через активное взаимодействие с знаниями и их применение в реальных ситуациях.
Таким образом, знания являются неотъемлемой частью компетенций и играют важную роль в развитии коммуникации и когниции обучающихся. Следовательно, младшие школьники проявляют коммуникативно-когнитивную компетенцию, которая представляет собой способность и готовность осуществлять коммуникативную и когнитивную деятельность в рамках учебной программы.
Определение компетенций связано с контентом образования, который должен быть ориентирован на развитие практических навыков применения знаний в реальных ситуациях. Знания, не подкрепленные практическими умениями, не имеют ценности и не востребованы на рынке труда.
Развитие когнитивно-коммуникативных компетенций является целью не только настоящего времени, но и перспективы, так как в настоящее время они считаются фактором успеха и благополучия ученика, а также ценным ресурсом для его будущей взрослой жизни. Поэтому одной из главных задач обучения и воспитания является развитие коммуникативных навыков, которые способствуют личностному росту и самосовершенствованию через осознанное и активное усвоение социального опыта.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 2010.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум. Москва, 2020.
4. Хуторской А.В. Теория и технология креативного обучения: Дидактическая эвристика. Москва: Эйдос, 2023.
5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
6. Емельянова Н.С. Развитие когнитивно-коммуникативнои компетенции учащихся колледжа как основы их учебной успешности. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2012.
7. Жукова П.А. Формирование коммуникативной компетенции младшего школьника при изучении лексики. Available at: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/60877
8. Романова И.П. Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников во внеучебной деятельности. Available at: https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti-1185520.html
9. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.
10. Керимов М.М. Взаимовлияние культур народов России: роль конфессионального фактора. Научная мысль Кавказа. 2009; № 4.
11. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.
12. Ярычев Н.У, Емельянова И.Е., Дудаев ГС.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya. Moskva, 2010.
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
3. Bolotova A.K., Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A. Social'nye kommunikacii. Psihologiya obscheniya: uchebnik i praktikum. Moskva, 2020.
4. Hutorskoj A.V. Teoriya i tehnologiya kreativnogo obucheniya: Didakticheskaya 'evristika. Moskva: 'Ejdos, 2023.
5. Shiyanov E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.
6. Emel'yanova N.S. Razvitie kognitivno-kommunikativnoikompetencii uchaschihsya kolledzha kakosnovy ih uchebnoj uspeshnosti. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2012.
7. Zhukova P.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii mladshego shkol'nika pri izuchenii leksiki. Available at: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/60877
8. Romanova I.P. Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti u mladshih shkol'nikov vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Available at: https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti-1185520.html
9. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.
10. Kerimov M.M. Vzaimovliyanie kul'tur narodov Rossii: rol' konfessional'nogo faktora. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009; № 4.
11. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mirnauki, ku'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.
12. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.
Статья поступила в редакцию 15.02.24
УДК 372
Rumyantseva Z.A, English teacher, English Department Number 4, Moscow State Institute of International Relations MGIMO Ministry of Foreign Affairs of Russia
(Moscow, Russia), E-mail: zoey99@bk.ru
Orekhova O.E., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of German Language, Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia),
E-mail: frauo@bk.ru
METHODS OF ACTIVATING THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES. The problem of intensifying the process of training specialists is the focus of the methodology. The article discusses methods for enhancing the educational process of teaching English for Specific Purposes (ESP). The main method of enhancing ESP teaching is the introduction of information technology. When selecting material for the ESP course, the researchers take into account the position that the most effective way to learn a foreign language is through the context of its application, and the content of teaching information in this case is constructed based on a combination of studying factual material and linguistic phenomena. In conditions of a limited number of classroom hours, the problem of organizing students' independent work has come to the forefront. The article also analyzes the advantages of using authentic texts, since they activate motivation for learning and help improve one's own speaking skills.
Key words: English for Specific Purposes (ESP), method, context, communication, authenticity, competence
З.А. Румянцева, преп., Московский государственный институт международных отношений МГИМО МИД России, г. Москва, Е-mail: zoey99@bk.ru
О.Е. Орехова, канд. ист. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений МГИМО МИД России, г. Москва, Е-mail: frauo@bk.ru
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Проблема активизации процесса обучения специалистов находится в центре внимания методологии. В статье рассматриваются методы активизации учебного процесса преподавания английского языка для специальных целей (ESP). Основным методом активизации преподавания ESP признано внедрение информационных технологий. При отборе материала для курса ESP учитывалось положение о том, что наиболее эффективный путь изучения иностранного языка - через контекст его применения. Содержание обучающей информации в таком случае конструируется на основе сочетания изучения фактического материала и языковых явлений. В условиях ограниченного количества аудиторных часов на первое место вынесена проблема организации самостоятельной работы студентов. В статье также анализируются преимущества применения аутентичных текстов, поскольку они активизируют мотивацию к обучению, помогают совершенствовать собственные навыки речи.
Ключевые слова: английский для специальных целей (ESP), метод, контекст, коммуникация, аутентичность, компетентность
Актуальность исследования определяется тем, что в современных реалиях владение иностранным языком (далее - ИЯ) является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности. Вместе с тем результаты исследований иноязычной подготовки выпускников неязыковых вузов говорят о том, что свободное владение английским демонстрирует лишь третья часть опрошенных, а использование знаний ИЯ в профессиональной деятельности - лишь 15% сотрудников [1]. Причиной указанной ситуации является множество факторов, оказывающих негативное влияние на профессиональное владение ИЯ [2], что вызывает потребность в разработке соответствующего подхода к организации, осуществлению и методическому обеспечению иноязычной подготовки будущих специалистов.
В ряде работ [3; 4] отмечается необходимость активизации профессионального общения, повышения профессионального уровня. При этом основным методом усовершенствования обучения ИЯ считается внедрение новейших информационных технологий, актуализированное инновационными путями развития высшего образования и иноязычной подготовки специалистов в условиях глобального информационного мира. Учеными изучены междисциплинарный подход в обучении ESP [5], методика преподавания ESP [6], анализируется проблема разработки учебных пособий для ESP-курсов [7]. По мнению М.В. Афанасьевой, цель преподавания ESP - усовершенствование межкультурной компетенции, охватывающей языковую, социальную, культурную и профессиональную компетенции [8].
Несмотря на то, что содержание обучения ИЯ как общеобразовательной дисциплины и содержание обучения профильно-ориентированному ИЯ отличаются, специалисты отмечают, что процессы изучения английского языка в пределах определенного профиля такие же, как в общеобразовательном курсе [9]. В общем, нет методик обучения курсу ESP, не свойственных обучению курсу General English. С другой стороны, специалисты в области преподавания английского для профессионального общения заключают, что курс обучения профильно-ориентированному ИЯ не должен применять методы обслуживаемых им дисциплин [10]. Следовательно, проблема сочетания традиционных и специальных методов и подходов при организации курса ESP остается крайне актуальной.
Исходя из вышесказанного, цель статьи - исследование методов активизации учебного процесса преподавания курса ESP.
Задачи исследования:
- на основании анализа научной литературы обобщить теоретические исследования относительно методов и форм активизации учебного процесса при преподавании курса ESP;
- проанализировать, определить практическую ценность методов и форм активизации учебного процесса при преподавании курса ESP;
- обосновать эффективность использования методов и форм активизации учебного процесса для формирования устойчивого интереса к предмету и роста уровня знаний, умений и навыков студентов.
Методы исследования: решение поставленных задач осуществлялось с использованием метода анализа научных источников по проблеме изучения ESP.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении значения активизации учебного процесса как средства формирования устойчивого интереса к изучению ESP.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в процессе обучения ESP в неязыковом вузе.
Научная новизна полученных результатов состоит в теоретическом обосновании методов и форм активизации учебного процесса при преподавании курса ESP.
Главными задачами усовершенствования существующей практики преподавания курса ESP являются выбор содержания учебного материала, форм и методов работы, которые обеспечат овладение студентами английским языком как средством коммуникации, формирование мотивационного обеспечения учебной деятельности, выработку критериев для объективной оценки. Не менее важной проблемой изучения курса ESP является проблема сохранения и повышения иноязычных компетенций. Полноценное вхождение специалиста в профессиональную сферу по окончании вуза требует владения ИЯ. Однако программа изучения языка в университете ограничена 1-2 курсом, а дальнейшее развитие иноязычных компетенций проходит вне аудитории и находится в зависимости от самого студента. В связи с чем исследователи полагают, что обучение ИЯ должно носить развивающий характер. Для реализации развивающего подхода следует сформировать педагогическую среду, в которой участникам процесса обучения присущ высокий уровень активности, способный обеспечить им полноценную иноязычную коммуникацию.
Еще одним условием успешности обучения ИЯ, по мнению ученых, является интеграция [2]. Вовлеченность студентов в иноязычное лингвокультурное пространство, использование его информативных ресурсов в будущей профессиональной деятельности обеспечивается применением в процессе обучения ИЯ