Научная статья на тему 'Развитие когнитивных способностей учащихся (творческого воображения, мышления и речи) в процессе поисковой деятельности на уроках русского языка'

Развитие когнитивных способностей учащихся (творческого воображения, мышления и речи) в процессе поисковой деятельности на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1108
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / ВООБРАЖЕНИЯ / РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS / DEVELOPMENT OF THINKING / IMAGINATION / SPEECH AT RUSSIAN LESSONS / SEARCH TASKS AND ASSIGNMENTS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Виктория Юрьевна

Данная статья посвящена актуальному в методике преподавания русского языка вопросу развития когнитивных способностей учащихся, важнейшими из которых являются мышление, воображение и речь в процессе поисковой деятельности. В статье рассматриваются основные понятия: мышление, воображение, речь. Проводится сравнение и дифференциация данных понятий. Возможность применения методики проблемного и развивающего обучения для уроков русского языка основной вопрос, поднятый в данной статье. Дидактический материал, поэтический текст, на котором проводится рассмотрение основных аспектов статьи, становится объектом пристального изучения и анализа. Отличительным признаком работы с поэтическим текстом является его анализ с помощью поисковых задач и заданий поискового характера. Поэтический текст оказывает духовное и эстетическое влияние, повышает эмоциональный и творческий потенциал урока. Целенаправленное использование заданий поискового характера в качестве основного средства работы по анализу художественного текста на уроках русского языка способствует развитию когнитивных способностей учащихся, вовлечению их в самостоятельную исследовательскую деятельность, результатом которой является создание собственного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Макарова Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Cognitive Abilities of Students (Creative Imagination, Thinking and Speech) in the Course of Search Operations at Russian Lessons

The article is devoted to the development of cognitive abilities of students, the important issue in the methods of teaching the Russian language. The most relevant of which is thinking, imagination and speech in the process of search activity. The article discusses the basic concepts: thinking, imagination, speech. A comparison and differentiation of these concepts is presented. The ability to apply methods of problem and developing training for the lessons of the Russian language is the main issue raised in this article. Didactic material, poetic text, which shall review the main aspects of the article, becomes the object of careful study and analysis. The hallmark of the work with the poetic text is its analysis with the help of search tasks and exploratory nature of the job. The poetic text has a spiritual and aesthetic impact, and increases the emotional creativity of the lesson. Purposeful use of tasks of search engine character as the main means of work on the analysis of a literary text at Russian lessons contributes to the development of cognitive abilities of students, their involvement in independent research, the result of which iscreation of own text.

Текст научной работы на тему «Развитие когнитивных способностей учащихся (творческого воображения, мышления и речи) в процессе поисковой деятельности на уроках русского языка»

1УДК 372.881.161.1

ББК 74.268.1 Рус

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ) В ПРОЦЕССЕ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В. Ю. Макарова

Аннотация. Данная статья посвящена актуальному в методике преподавания русского языка вопросу развития когнитивных способностей учащихся, важнейшими из которых являются мышление, воображение и речь в процессе поисковой деятельности. В статье рассматриваются основные понятия: мышление, воображение, речь. Проводится сравнение и дифференциация данных понятий. Возможность применения методики проблемного и развивающего обучения для уроков русского языка - основной вопрос, поднятый в данной статье. Дидактический материал, поэтический текст, на котором проводится рассмотрение основных аспектов статьи, становится объектом пристального изучения и анализа. Отличительным признаком работы с поэтическим текстом является его анализ с помощью поисковых задач и заданий поискового характера. Поэтический текст оказывает духовное и эстетическое влияние, повышает эмоциональный и творческий потенциал урока. Целенаправленное использование заданий поискового характера в качестве основного средства работы по анализу художественного текста на уроках русского языка способствует развитию когнитивных способностей учащихся, вовлечению их в самостоятельную исследовательскую деятельность, результатом которой является создание собственного текста.

Ключевые слова: развитие когнитивных способностей учащихся, развитие мышления, воображения, речи на уроках русского языка, поисковые задания и задачи на уроках русского языка.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS

(CREATIVE IMAGINATION, THINKING AND SPEECH)

IN THE COURSE OF SEARCH OPERATIONS AT RUSSIAN LESSONS

V. Yu. Makarova

Abstract. The article is devoted to the development of cognitive abilities of students, the important issue in the methods of teaching the Russian language. The most relevant of which is thinking, imagination and speech in the process of search activity. The article discusses the basic concepts: thinking, imagination, speech. A comparison and differentiation of these concepts is presented. The ability to apply methods of problem and developing training for the lessons of the Russian language is the main issue raised in this article. Didactic material, poetic text, which shall review the main aspects of the article, becomes the object of careful study and analysis. The hallmark of the work with the poetic text is its analysis with the help of search tasks and exploratory nature of the job. The poetic text has a spiritual and aesthetic impact, and increases the emotional creativity of the lesson. Purposeful use of tasks of search engine character as the main means of work on the analysis of a literary text at Russian lessons contributes to the development of cognitive abilities of students, their involvement in independent research, the result of which iscreation of own text.

Keywords: development of cognitive abilities of students, development of thinking, imagination, speech at Russian lessons, search tasks and assignments at Russian language lessons.

Урок русского языка, ставящий своей целью развитие не только речи учащихся, но и их мышления и воображения во взаимосвязи, должен быть построен особым образом. Поступление новой информации, источником которой является и учитель, и сами учащиеся, беседа, построенная с помощью проблемных вопросов, специальные приемы развития мышления и воображения - вот те условия, которые помогают создать на уроке теплую творческую атмосферу.

Активизировать когнитивные процессы учащихся помогает специальный методический прием - поисковые задачи. Их использование при анализе текста позволяет глубже понять его смысл, самостоятельно «добыть» лингвистические знания (термин Т. В. Напольновой), прийти к выводам о строении и функциях таких языковых средств выразительности, как эпитет, сравнение, метафора.

Чтобы мотивировать учащихся, учителю необходимо знать, как появляется познавательный интерес и с чем связано его возникновение. В ходе столкновения с трудностью при решении задач выявлены три ступени внимания, которые влияют на процесс учения и интерес:

1) непроизвольное внимание соответствует «непосредственному интересу, привлеченному... особо эффектными... побуждениями отвлекающего порядка» [1, с. 74], интерес вызван эмоциями учащегося;

2) произвольное внимание возникает при волевых усилиях учащегося, оновызвано необходимостью решить задачу, поэтому познавательный интерес слабый, подавленный;

3) послепроизвольное внимание сопряжено с высоким уровнем интереса, который порожден свободой выбора действий, увлеченностью задачей и стремлением учащего найти оптимальные пути решения.

Развитие речи на современном уроке русского языка происходит с помощью работы с текстом (анализ и преобразование), специальных упражнений, обогащающих речь учащихся, составления устного и письменного высказывания (сочинения). «Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи, затем организуем практическое усвоение этого материала - учим пользо-

ваться определенными языковыми средствами в речи» [2, с. 14].

Развитие мышления осуществляется с помощью поисковых задач, которые содержат проблемные вопросы. Основоположниками развития творческого мышления в деятельности путем преодоления возникающих трудностей (проблемных заданий, ситуаций, задач) в отечественной науке являются И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, а в методике преподавания русского языка - Т. В. Напольнова и ее последователи. «Без осознанности затруднения не возникает потребности в поиске, а без необходимости поиска нет творческого мышления», -утверждает И. Я. Лернер [3, с. 18]. Применение методики, использующей задания познавательного характера, на уроках русского языка повышает не только уровень когнитивной активности, но и способствует развитию высших психических процессов (мышления, воображения и речи).

Воображение - сложный когнитивный процесс, непосредственно связанный с мышлением. Умение воображать, по сути, является основой творчества. Любой ребенок в детстве, играя в детском саду, придумывает сюжет игры, произносит целые диалоги, делая участниками общения свои игрушки. Иногда ребенок придает обыкновенной кошке дополнительные волшебные свойства, например умение летать. Творческое начало, полагает В. В. Давыдов, и потребность воображать формируются в ребенке уже в дошкольном возрасте, «в процессе игровой деятельности» [4, с. 82]. Однако чем старше становится ребенок, тем меньше у него возможности проявить свою фантазию. В процессе образовательной деятельности дети получают научные знания о мире, и место для необычного, сказочного, остается все меньше, пока вообще не исчезает удивительная способность фантазировать. Но она остается востребованной на уроках русского языка, где написание сочинений является главным условием развития речи. Без соединения вымысла с действительностью, умения их смешивать между собой в тех пропорциях, чтобы написанное казалось правдой, трудно создать интересное сочинение. «Благодаря отходу от видимой внешней стороны действительности человеческое воображение становится основой всякой твор-

ческой деятельности», - считает Л. С. Выготский [5, с. 359].

Отличие мышления от воображения. Образы в воображении создаются путем анализа поступающей информации, представлений памяти, которые членятся на составные части, а с помощью синтеза создается новый целостный образ предмета. Мышление также культивирует создание образов, но оно направлено на решение определенной задачи, и возникшие образы будут связаны только с ней, они несвободны. В воображении учащийся может свободно оперировать составляющими предметов, воссоздавая из них свои собственные образы, которые часто не связаны с решением задачи.

Для того чтобы воображать, не требуется особых знаний, но создание благоприятных условий для развития творческого процесса все же необходимо. Такие условия формируются на уроке с помощью новой познавательной информации, применения специальных приемов развития мышления (поисковых задач) и воображения (преувеличения/преуменьшения, комбинирования, акцентирования, обобщения) [6, с. 356-358]

• преувеличение и преуменьшение образов заключается в преобразовании объектов действительности (например, образ лилипута);

• акцентирование состоит в подчеркивании определенных сторон образа или явления действительности (этим приемом часто пользуются карикатуристы, изменяя облик с помощью утрирования какой-нибудь черты лица);

• агглютинация или комбинирование -подбор, перегруппировка и соединение определенных элементов одного образа и замещение убранных элементов новыми с необычными свойствами (например, создание образов мифических существ: минотавра, сирены);

• типизация (обобщение): одни части образа выпадают, другие упрощаются, и в результате такого преобразования различия исчезают, а сходство прослеживается отчетливо, образы «однородны» (образ Онегина - лишнего человека, созданный как собрание черт, присущих дворянам пушкинского времени).

Эффективному развитию основных когнитивных способностей (воображения, мышления и речи) у школьников способствует разработанная система работы:

• разобрать образы стихотворного текста, «поиграть со словами», смешивая их смысловые значения между собой;

• вызвать интерес, поделившись с ними познавательной информацией (например, о сказочных и мифических героях);

• активизировать мышление с помощью поисковых задач, решая которые учащиеся глубже проникают в подтекст, учатся представлять, воссоздавать свои образы и воплощать их с помощью разнообразных языковых средств выразительности;

• вовлечь в творческую деятельность по созданию собственного текста.

Рассмотрим пример такой работы на одном из уроков русского языка в 6-м классе, содержанием которого является языковой материал (поэтический текст), на котором учащиеся будут учиться отрабатывать свои речевые умения и навыки. На данном уроке мы попытаемся, отойдя от обычного, рутинного протекания учебной деятельности, не только применить анализ текста, но и вплести в узор урока легенды о морских чудовищах и мифических существах. Кроме того, в процессе работы с текстом с помощью специальных приемов будут задействованы механизмы, отвечающие заразвитие мышления и воображения.

Белый пожар

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя, И волна, проблистав белизной в вышине, Точно конь, распаленный от бега и боя, В напряженье предсмертном домчалась ко мне. И за нею другие, как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони, И себя торопливостью жадною жгут. Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней, На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней.

(К. Бальмонт)

Задания к тексту.

1. Прочитайте стихотворение. Закройте глаза, представьте, что вы стоите на берегу моря: опишите, что вы слышите и видите (своими словами, устно).

2. Подумайте над названием. Почему стихотворение называется «Белый пожар»? Сформулируйте свой ответ в виде 3-5 предложений (письменно).

3. Выпишите эпитеты и метафоры из данного стихотворения.Задача: переделайте их, чтобы получилось новое словосочетание. Для этого замените одно слово (*для желающих - оба слова).

4. Вспомним фразеологизмы со словом «вода» и «море». Например, «как рыба в воде» «как в воду глядел», «высечь море», «капля в море», «море по колено». Каково значение данных устойчивых сочетаний? (Кто знает историю царя Ксеркса, который приказал «высечь море»?) Придумайте предложения с данными фразеологизмами. Зачем люди придумывали такие выражения?

5. Давайте поиграем в индейцев. Они всегда давали свои друзьям и недругам прозвища, основываясь на основном качестве человека. Например, Соколиный глаз (о метком охотнике), Дикая Роза (о прекрасной девушке). Мы сделаем тоже самое, но для неодушевленных предметов, «придав» неживому одушевленность: возьмем, например, тетрадь - как мы можем ее назвать? (например, боевая подруга). Теперь придумаем новые свойства для волны - ... (например, изумрудная кошка), прибой - ... (например, яростный налетчик).

6. Попробуем населить море мифическими существами. Назовите известных вам морских сказочных или мифических героев.Чтобы повысить интерес к заданию, можно рассказать детям несколько интересных фактов:

• моряки часто описывали якобы увиденных ими морских чудовищ: спрутов, кракенов, сирен, русалок, - и картографы в те времена им верили и наносили на карту изображение чудовищ, чтобы другие мореплаватели могли избегать «гиблых мест»;

• как вы думаете, что такое «ведьмина дыра»? Морской карман, под которым скапливается газ - метан. Называлась она так, потому что суеверные моряки видели во внезапном кораблекрушении (в этот карман мог проваливаться корабль) злую волю и связывали ее проявление с ведьмой [7, с. 113];

• суеверные моряки часто приписывали морю какие-нибудь волшебные свойства

(вспомним хотя бы легенды о Бермудском треугольнике).

7. Продолжите текст по данному началу (устно). Однажды мы с семьей поехали на море. Я давно мечтала там побывать, и, наконец, моя мечта осуществилась. Море поразило меня ... (чем?). И вот я стою на берегу моря, слышу (что?) и вдруг вижу...

8. Напишите мини-сочинение на тему: «Морской шторм», употребив в нем получившиеся у вас эпитеты, сравнения, метафоры, можно использовать также и понравившийся фразеологизм.

Домашнее задание по группам: 1) вспомните литературное произведение или сказку, в которых описывается шторм. Например, «сказка о рыбаке и рыбке», придумайте свою историю о золотой рыбке; 2) отделите «сказочные» элементы, чтобы получился реалистичный рассказ о рыбаке, который поймал обыкновенную рыбку; 3) сделайте наоборот: в обыкновенный рассказ добавьте сказочных героев или волшебного помощника.

Таким образом, на развитие когнитивных способностей учащихся влияет несколько факторов:

• языковое содержание урока;

• отношение к когнитивной деятельности (активность или пассивность);

• применение специальных методов и приемов развития мышления и воображения;

• самостоятельность в «добывании» нового знания;

• возникновение или отсутствие инсайта, несущего радость открытия нового;

• личность школьника (его кругозор, интеллект, начитанность);

• межличностные взаимоотношения (ученика с другими учащимися класса, ученика с учителем), влияние (авторитет) учителя.

Успешное проведение такого урока будет не только интересным опытом в практике любого учителя-словесника, но и своеобразным «мостиком» между учителем и учащимися, которые, будучи участниками творческого процесса, становятся ближе и понятнее друг

другу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.

2. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя [Текст] / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991.

3. Лернер, И. Я. Проблемное обучение [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974.

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.

7. Энциклопедия знатока: голубая планета [Текст] / К. Франко; пер. с фр. А. Васильевой. - М.: Махаон, 2008.

REFERENCES

1. Shchukina G. I. Pedagogicheskie problemy for-mirovaniya poznavatelnykh interesov uchash-chikhsya. Moscow: Pedagogika, 1988.

2. Boguslavskaya N. E., Kapinos V. I., Kupalova A. Yu. et al. Metodika razvitiya rechi na uro-kakh russkogo yazyka: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1991.

3. Lerner I. Ya. Problemnoe obuchenie. Moscow: Znanie, 1974.

4. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimen-talnogo psikhologicheskogo issledovaniya. Moscow: Pedagogika, 1986.

5. Vygotskiy L. S. Lektsiipopsikhologii. Moscow: Pedagogika, 1982.

6. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii: in 2 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1989.

7. Franko K. Entsiklopediya znatoka: golubaya planeta. Moscow: Makhaon, 2008. (In Russian)

Макарова Виктория Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики преподавания русского языка и русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета e-mail: vikmak1976@yandex.ru

MakarovaVictoria Yu., PhD in Education, associate professor, theory and practice of teaching Russian language and Russian as a foreign language Department, Moscow State University of Education e-mail: vikmak1976@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.