УДК 159.922.7 (075)
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Н.Ф. ЕФРЕМОВА, И.В. ПОКАСОВА
(Донской государственный технический университет)
Рассматриваются проблемы организации работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) вопросы и методики развития речи таких детей на уроках русского языка. Даны анализ и направления совершенствования разработок: авторских опорных таблиц, методик работы с цветом, новых приемов развития памяти, речи, воображения, моторики.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, класс коррекции, дети с ЗПР, коррекционная работа на уроках русского языка, методы коррекционной работы.
Введение. В современном мире многие дети подвержены риску психологического травматизма. Причины этого в значительной степени обусловлены особенностями личности родителей и ребенка. Этому способствуют такие факторы, как сложность экономической ситуации в семье, своеобразие семейного уклада, низкий образовательный уровень родителей и др. В развитии таких детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения. В последнее время в российском образовательном пространстве все более активно разрабатываются и внедряются в общеобразовательные учреждения различные модели интеграции детей с проблемами психического здоровья. Эти модели ориентированы на международные нормы соблюдения прав человека и основываются на законах, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Практика показывает, что факторами успешной социально-психологической адаптации таких детей являются:
- создание адекватной микросоциальной среды, гармоничный стиль воспитания, эмоциональная теплота и сотрудничество в семье;
- формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей при общении в группе сверстников в условиях образовательного учреждения;
- психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями в развитии на этапах дошкольного и школьного детства;
- толерантность и принятие детей с особыми образовательными потребностями как необходимое условие развития и обучения;
- своевременное оказание психолого-педагогической помощи при нарушениях произвольной сферы и поведения детей, таких их личностных особенностях, как тревожность, интроверти-рованность, застенчивость, неуверенность в себе, общая эмоциональная неустойчивость, агрессивность;
- взаимодействие специалистов (психологов, педагогов, воспитателей, врачей) с родителями для поддержания благоприятной среды развития и получения эффективной обратной связи о протекании процесса адаптации [1-11].
Разработкой программ и технологий психологического сопровождения детей с нарушениями здоровья в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова, Н.К. Асанова, Т.И. Шульга, С.Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Аллан, Х. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, Д. Финкелхор и др.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей с проблемами здоровья [8]. Чаще всего они занимаются по таким же программам, как и другие дети в школе, но специфика преподавания другая, она требует применения особых обучающих технологий. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости создания в общеобразовательных школах классов выравнивающего, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения [11-12].
Особую роль при этом играет изучение родного языка, особенно остро стоит проблема обучения детей русскому языку в классах коррекции в общеобразовательной школе и, прежде всего, детей с ЗПР. При проведении коррекционной работы на уроках по русскому языку необходимо помнить об особенностях восприятия такими детьми учебного материала, использовать все методы и приемы по коррекции развития памяти, речи, воображения, моторики, стимулировать самостоятельную работу учащихся вне урока. Особенно это актуально, когда учащимся приходится сдавать экзамены на знание предмета по окончании школы в форме и по материалам ЕГЭ. Проблемы обучения детей с ЗПР. По данным специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы велико и составляет около 20-30 % от общего количества обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Детей с ЗПР нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Действительно, у детей с ЗПР есть трудности в овладении грамотой, но у них может быть хорошо развита речь, они способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, а впоследствии выполнять подобную работу самостоятельно.
К.С. Лебединской была предложена следующая классификация детей с ЗПР [12]:
- задержка психического развития конституционного происхождения, у таких детей эмоционально-волевая сфера не сформирована до конца, это уровень детей младшего школьного возраста, у них преобладают игровые интересы;
- задержка психического развития соматогенного происхождения, дети с аллергией, пороками сердца, неврозами;
- задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка;
- задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения, отклонения обусловлены органическим поражением центральной нервной системы, которое носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
Основные направления коррекционной работы:
- совершенствование достижений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии, артикуляционной моторики);
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, фонетикофонематических представлений, формирование звукового анализа);
- развитие основных мыслительных операций (формирование навыков соотносительного анализа, развитие навыков группировки и классификации на базе овладения основными родовыми понятиями, формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, планировать свою деятельность);
- развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического, т. е. умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, т. е. релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др. (развитие речи, владение техникой речи, расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях).
Прежде чем составлять конспекты уроков по русскому языку для учащихся с ЗПР, нужно учесть особенности каждого ребенка, обеспечивая его личностно-ориентированное обучение, а это значит, что необходимо работать постоянно совместно с психологом. Рекомендации психолога помогают найти правильный подход к ребенку. Также при проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности.
В системе обучения используют различные виды помощи таким детям: стимулирующие, направляющие, обучающие. Помощь может быть фронтальной (наглядные пособия, схемы, таблицы) и индивидуальной. Игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания способны сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка и помочь учителю на уроках может более эффективно использовать все методы и приемы по развитию памяти, речи, воображения, моторики на уроках русского языка.
Важно ответственно относиться к составлению конспектов уроков по русскому языку, использовать все методики, направленные на развитие способностей учащихся, постепенно приучать их к самостоятельной работе, так как учитель готовит детей к дальнейшему овладению знаниями и сдаче экзаменов.
Методик по развитию детей с ЗПР на уроках русского языка достаточно много, но большинство из них направлены только на закрепление знаний по русскому языку, проведение словарной работы в классе, написание изложений, в меньшей степени на каждодневное развитие комплекса способностей и мыслительных операций, чему способствует работа по составлению опорных таблиц по русскому языку на уроках. Работа с таблицами помогают учащимся лучше усваивать материал, видеть главное в изучаемой теме, помогает работать самостоятельно. Важно, чтобы занятия были интересными, запоминающимися.
На начальных этапах, учитель вместе с учащимися на уроке составляет опорные таблицы по изученным правилам, это долгий и кропотливый труд, но в конце учебного года у каждого ребенка формируется база с правилами и заданиями. Задания учащиеся выполняют самостоятельно, опираясь на составленные опорные таблицы, что помогает им при переходе в следующий класс легко вспомнить материал ранее изученный, продолжать накапливать таблицы с правилами. При составлении таблиц по правилам следует пользоваться цветными ручками, что сосредотачивает внимание детей: главную информацию пишут красным цветом, примеры - зеленым, а основную - черным.
Исходя из тематики занятий, в течение учебного года по правилам составляется несколько таблиц, важно при этом закрепить в них новые знания, а при заполнении поощрять самостоятельную деятельность учащихся по предмету. У учащихся формируется навык составлять таблицы по изученным темам, видеть главное, мыслить логически, что помогает совершенствовать моторику, развивать основные мыслительные операции, речь, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях. Вся эта работа, сопровождаемая периодическими контрольными работами и экзаменами, направлена, в конечном счете, на успешную сдачу ЕГЭ после завершения обучения в общеобразовательной школе.
Заключение. Для того чтобы повысить интерес к учебной деятельности детей с ЗПР, следует активно вовлекать школьников в процесс работы на уроке, учитывать индивидуальные особенности ребенка при подготовке и проведении педагогом урока. Особенно важно чутко и бережно относиться к таким учащимся, ребенок должен чувствовать поддержку учителя. Это укрепляет уверенность учащегося в себе, поднимает его самооценку, так как дети с ЗПР особенно подвержены эмоциям. Для этого необходимо проявлять веру в ребенка и эмпатию к нему, не заострять внимание на его неудачах, поддерживать: «...зная тебя, уверен(а), что ты все сделаешь хорошо»; («...ты делаешь это очень хорошо» и др.). Для создания полноценных, доверительных отношений учитель должен уметь этично общаться с детьми с ЗПР.
Существует несколько общих правил такого общения: беседовать с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, одновременно проявляя твердость и доброту; снизить частоту контроля (избыточный контроль редко приводит к успеху); обеспечить поддержку; признавать и оценивать усилия, вклад и достижения учащегося; демонстрировать понимание его переживаний при неудачах. Демонстрация уважения к личности ученика порождает такое же отношение к учителю, это же относится и к родителям. В то же время положительные изменения в поведении ученика требуют практики и терпения, постоянного анализа поступков.
Чтобы помочь детям с ЗПР окружающим необходимо ежедневно соблюдать определенные правила, чутко и бережно относиться к таким школьникам, опираясь на квалифицированные действия педагогов и психологов.
Библиографический список
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. - М., 1983.
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. - М., 1993.
3. Бабайцева В.В. Русский язык: теория: учебник для 5-9-го классов общеобразовательных учебных заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Просвещение, 1992.
4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства: сб. соч.: в 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский. - М., 1983.
5. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований / П.Я. Гальперин. - М., 1987.
6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев. - М.: Академия, 1999.
7. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, Н.А. Цыпиной. - М.,
1984.
8. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина.
- М.: Академия, 1999.
9. Коррекционная педагогика / под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.
10. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю.С. Шевченко. - М., 1997.
11. Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями развития, обучения и поведения [Электрон. ресурс]: материалы конф. (Москва, 2008). - Режим доступа:
http://zouodo.ru/news/fulltext/psihologicheskaya_pomosh/konferentciya_sotcialno-psihologicheskaya_adaptatciya/.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М.,
1985.
Материал поступил в редакцию 21.02.11.
References
1. Aktivnye metody obucheniya pedagogicheskomu obscheniyu i ego optimizaciya / pod red. A.A. Bodaleva, G.A. Kovaleva. - M., 1983. - In Russian.
2. Badmaev S.A. Psihologicheskaya korrekciya otklonyayuschegosya povedeniya shkol'nikov / S.A. Badmaev. - M., 1993. - In Russian.
3. Babaiceva V.V. Russkii yazyk: teoriya: uchebnik dlya 5-9-go klassov obscheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenii / V.V. Babaiceva, L.D. Chesnokova. - M.: Prosveschenie, 1992. - In Russian.
4. Vygotskii L.S. Diagnostika razvitiya i pedagogicheskaya klinika trudnogo detstva: sb. soch.: v 6 t. T. 5. / L.S. Vygotskii. - M., 1983. - In Russian.
5. Gal'perin P.Y. Poetapnoe formirovanie kak metod psihologicheskih issledovanii / P.Y. Gal'perin. - M., 1987. - In Russian.
6. Goneev A.D. Osnovy korrekcionnoi pedagogiki / A.D. Goneev. - M.: Akademiya, 1999.
- In Russian.
7. Deti s zaderjkoi psihicheskogo razvitiya / pod red. T.A. Vlasovoi, N.A. Cypinoi. - M., 1984.
- In Russian.
8. Dubrovina I.V. Psihokorrekcionnaya i razvivayuschaya rabota s det'mi / I.V. Dubrovina. - M.: Akademiya, 1999. - In Russian.
9. Korrekcionnaya pedagogika / pod red. B.P. Puzanova. - M., 1998. - In Russian.
10. Shevchenko Y.S. Korrekciya povedeniya detei s giperaktivnost'yu i psihopatopodobnym sin-dromom / Y.S. Shevchenko. - M., 1997. - In Russian.
11. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya detei s narusheniyami razvitiya, obucheniya i povedeniya [Elektron. resurs]: materialy konf. (Moskva, 2008). - Rejim dostupa:
http://zouodo.ru/news/fulltext/psihologicheskaya_pomosh/konferentciya_sotcialno-psihologicheskaya_adaptatciya/.
- In Russian.
12. Lebedinskii V.V. Narusheniya psihicheskogo razvitiya u detei / V.V. Lebedinskii. - M., 1985.
- In Russian.
CORRECTIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHER-PHILOLOGIST IN REGULAR SCHOOL
N.F. EFREMOVA, I.V. POKASOVA
(Don State Technical University)
Problems of teaching children with retardation, questions and speech development techniques for such children at the Russian language lessons are considered. The analysis and development directions of authorial reference tables, working with colour techniques, new skills for developing memory, speech, imagination, movements are given. Keywords: comprehensive school, remedial class, retardation children, methods of correctional work, correctional work at Russian lessons.