Научная статья на тему 'Использование творческих заданий на уроках грамматики с целью подготовки школьников к написанию изложения'

Использование творческих заданий на уроках грамматики с целью подготовки школьников к написанию изложения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1342
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ИЗЛОЖЕНИЕМИНИАТЮРА / ИЗЛОЖЕНИЕ С ПЕРЕСТАНОВКОЙ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ / DEVELOPMENT OF THE SPEECH AND THINKING OF STUDENTS / CREATIVE TASKS / STATEMENT MINIATURE / STATEMENT WITH CAUSE AND EFFECT SHIFT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисова Лариса Оганесовна

Статья посвящена вопросам развития речи и мышления учащихся в процессе подготовки к написанию изложений на основе использования творческих заданий на уроках грамматики; в качестве дополнительных в статье рассматриваются разного уровня сложности репродуктивные и продуктивные задания к текстам на примере изложения-миниатюры, изложения с перегруппировкой материала; стилистические, лексические, грамматические задания носят интерпретационный характер и направлены на обучение школьников толкованию текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of creative tasks at grammar lessons with the aim of preparing students to write summaries

The article is devoted to the development of speech and thinking of students and their preparation for writing the summaries through the use of creative tasks in grammar lessons. As additional material the article considers different reproductive and productive tasks to texts on the example of a statement miniature, the statement with a material regrouping; stylistic, lexical, grammatical tasks have interpretative nature and are directed on training school students in interpretation of the text.

Текст научной работы на тему «Использование творческих заданий на уроках грамматики с целью подготовки школьников к написанию изложения»

1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1 Рус

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

Л. О. Денисова

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития речи и мышления учащихся в процессе подготовки к написанию изложений на основе использования творческих заданий на уроках грамматики; в качестве дополнительных в статье рассматриваются разного уровня сложности репродуктивные и продуктивные задания к текстам на примере изложения-миниатюры, изложения с перегруппировкой материала; стилистические, лексические, грамматические задания носят интерпретационный характер и направлены на обучение школьников толкованию текста.

Ключевые слова: развитие речи и мышления школьников, творческие задания, изложение-миниатюра, изложение с перестановкой причины и следствия.

THE USE OF CREATIVE TASKS AT GRAMMAR LESSONS

WITH THE AIM OF PREPARING STUDENTS TO WRITE SUMMARIES

L. O. Denisova

Abstract. The article is devoted to the development of speech and thinking of students and their preparation for writing the summaries through the use of creative tasks in grammar lessons. As additional material the article considers different reproductive and productive tasks to texts on the example of a statement miniature, the statement with a material regrouping; stylistic, lexical, grammatical tasks have interpretative nature and are directed on training school students in interpretation of the text.

Keywords: development of the speech and thinking of students, creative tasks, statement miniature, statement with cause and effect shift.

Один из известных русских педагогов-словесников В. П. Острогорский писал: «Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы - даром живого слова» [1, с. 13].

В условиях реализации ФГОС одна из главных задач обучения - развитие речи и мышления учащихся - становится особенно актуальной. Обучение написанию творческих работ, в том числе и изложений, осуществляется на специальных уроках развития речи, которых, как показывает школьная практика, всегда недостаточно. Выход из этого положения видится в использовании изложений и сочинений малой формы (миниатюр) на уроках по изучению грамматики. Под «малыми формами» мы пони-

маем тексты небольшого объема или небольшие фрагменты текста полного объема. Работа с текстом в этом случае играет особую роль, поскольку помогает учащимся осмыслить прочитанное, а также совершенствовать речевые навыки, опираясь на изученный грамматический материал [2, с. 16]. Систематическое использование творческих работ малой формы положительно сказывается на процессе формирования речевых умений школьников, так как в ходе работы над текстом изложения школьники изучают строй языка, знакомятся с функционированием единиц разных уровней в тексте, а также тренируются в их употреблении.

Чтобы обеспечить успех школьников в словесном творчестве, необходимо создать на уроках подготовки к изложению условия для развития познавательной деятельности, фор-

мирования положительной мотивации с учетом интересов учащихся. С этой целью в работе с текстом изложения мы используем дополнительные задания репродуктивного и продуктивного характера разного уровня сложности [3]. Дополнительные задания направлены на обучение школьников толкованию текста в соответствии с этапом обучения и уровнем имеющихся знаний и носят интерпретационный характер. Задания могут быть также стилистическими, лексическими, грамматическими. Особое внимание уделяется трансформационным преобразованиям предложений1 в текстах (пермутация, адъюнкция, прием свертывания, комплексная трансформация и др.) [4, с. 424426], поскольку, как мы полагаем, их использование позволяет познакомить школьников 5-6-х классов, еще не изучающих синтаксис в полном объеме, со структурой предложения, а также в качестве образца способствует созданию самостоятельных речевых высказываний всех групп учащихся в современной школе со смешанным составом обучающихся.

Известно, что в школьной практике изложение с перегруппировкой материала выделяется в самостоятельный вид изложения [5]. Изложение-миниатюра - это разновидность коммуникативно-речевого упражнения [6], в процессе которого школьникам нужно воспроизвести исходный текст небольшого объема, в котором может быть от 35 до 110 слов, часто такой текст сопровождается дополнительным заданием [7, с. 12].

Для проведения подготовки к написанию изложения с перегруппировкой материала мы используем примерный план:

1. Слово учителя или беседа об особенностях текста, поскольку учащихся необходимо, по словам Н. А. Пленкина, ввести «в атмосферу произведения» и подготовить «к свободному восприятию текста» [8].

2. Чтение текста и его анализ. Обсуждение возможных вариантов перегруппировки материала текста.

3. Словарная работа. Выполнение заданий к тексту.

4. Повторное чтение текста. Составление плана и рабочих материалов (коллективно или самостоятельно).

Дальнейшая самостоятельная работа школьников над изложением организуется на уроке развития речи, где проводится коллективное обсуждение текстов и их индивидуальная доработка [9; 10].

Приводим примеры текстов с заданиями и описание технологии их использования на уроке грамматики с целью обучения школьников написанию изложения.

Изложение с перестановкой причины и следствия

Урок начинаем с объяснения в доступной форме метапредметных понятий причина и следствие и на примерах учим школьников устанавливать причинно-следственные связи. Затем предлагаем учащимся текст для прослушивания и чтения и проводим беседу по вопросам III2.

Текст № 1 [В поисках жилья]

Уже вечерело. Мороз становился все злее. Он забирался в пушистую шубку и пробирал до самых костей. Где же спрятаться от мороза и ветра? Хлопотливая белка внимательно обследовала все ближайшие деревья, но не обнаружила ни одного сорочьего или вороньего гнезда.

Начало смеркаться, а подходящего жилья все не находилось. Белка совсем уже приуныла, как вдруг заметила на самой ближайшей к сторожке сосне сколоченный из досок птичий домик. Отверстие в нем было довольно большое, так что белка могла туда свободно пролезть.

Внутри домика оказалась подстилка от прошлогоднего гнезда. Лучшей квартиры искать было нечего. Уставший от всех дневных тревог и приключений зверек свернулся в клубочек, укрылся пушистым хвостом и крепко заснул.

С этого дня белочка на всю зиму осталась жить в птичьем домике возле сторожки.

(По Г. Скребицкому)

Задания на трансформацию предложения помечены значком *.

Вопросы III (1) ориентированы на тестовые задания частей А-24, А-25, В1-В7, С1-С3 для осуществления итогового контроля знаний по русскому языку в 5-6-х классах в формате государственной итоговой аттестации [11, с. 6-11; 12, с. 152-157].

2

I. Словарная работа.

Орфограммы: проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов; чередующиеся гласные в корнях слов, проверяемые (сомнительные) согласные в корнях и на конце слов; приставки -пре/-при; суффиксы и окончания существительных и прилагательных; -тся/-ться, -ова/-ева в глаголах; не с разными частями речи.

Лексическая работа.

Как вы понимаете смыл предложения Мороз становился все злее и выражения свернулся в клубочек?

1. Какими предложениями можно заменить Уже вечерело и Начало смеркаться?

2. В каком значении во втором предложении употреблены слова забирался и пробирал?

3. Объясните разницу в значении слов хлопотливый-хлопотный. Составьте словосочетания с этими словами.

4. Подберите синонимы к словам обследовала, обнаружила, приуныла. Являются ли синонимами в тексте слова белка и зверек, гнездо и квартира, тревоги и приключения?

5. Замените словосочетания сорочье гнездо, воронье гнездо, птичий домик синонимичными.

II. Пунктограммы: запятые при однородных членах предложения; запятые в сложных предложениях.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

III. Вопросы и задания для анализа текста.

1. Выразительно прочитайте текст, правильно расставляя ударение в словах. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Определите стиль речи (художественный; научно-популярный; разговорный; официально-деловой). Определите тип речи (повествование; описание; рассуждение; рассуждение и описание).

2. Укажите слово из 1-3 предложений, образованное приставочным способом.

3. Укажите предложения с личными местоимениями.

4. Укажите предложения, в которых есть притяжательные прилагательные.

5. Укажите слово, у которого нет окончания.

6. В первом абзаце укажите предложения с однородными членами.

7. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

8. Какие художественные приемы использовал автор? (Становился все злее, пробирал до самых костей, совсем уже приуныла, свернулся в клубочек и т.д.)

9. Почему белочке был нужен дом? Где белочка его искала? Когда и где нашла белка себе жилище?

10. Опишите новый дом белки.

11. *Сравните предложения:

• Внутри домика оказалась подстилка от прошлогоднего гнезда.

• Подстилка от прошлогоднего гнезда оказалась внутри домика.

• Внутри оказалась подстилка от старого гнезда.

• Там была подстилка от гнезда.

Являются ли они синонимичными? Какой

вариант выбрали бы вы и почему?

12. Кратко перескажите текст. (Белочке негде было укрыться от мороза. Ей пришлось искать себе дом на ближайших деревьях. Возле сторожки она нашла старый птичий домик и устроилась в нем.)

13. Запишите текст сжато3 (в виде плана):

а) Белочке негде было укрыться от мороза.

б) Зверьку пришлось искать себе дом на ближайших деревьях.

в) Возле сторожки белка нашла старый птичий домик и устроилась в нем.

14. Назовите причину и следствие. Переставьте части текста так, чтобы сначала было следствие, а потом - причина. В какой последовательности будут располагаться пункты плана? (в) - а) - б))

15. Еще раз сжато перескажите текст по новому плану.

Текст № 2 [Не надо жалеть о голосе]

Антон Лосенко был сыном крестьянина. Он рано остался сиротой. Мальчик очень любил петь и голос имел хороший. Однажды его пение услышал чиновник придворного хора. Он увез семилетнего Антона в Петербург и отдал в певчие. Но через несколько лет юный певчий потерял свой приятный голос.

Используются содержательные и языковые способы компрессии.

Лосенко очень огорчился. Ему казалось, что жизнь его устроена, а теперь все надо было начинать сначала.

Придворные чиновники решили отправить юношу «в обучение живописи» — авось хоть маляр из него выйдет. И тут обнаружилось, что неудачный певчий — необыкновенно одаренный художник. Лосенко потерял голос и нашел свою настоящую судьбу.

(По В. Порудоминскому)

I. Словарная работа.

Орфограммы: проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов; чередующиеся гласные в корнях слов, проверяемые (сомнительные) согласные на конце слов; приставки -пре/-при; суффиксы и окончания существительных и прилагательных; не с разными частями речи.

Лексическая работа:

1. Как вы понимаете смысл выражений чиновник придворного хора и авось хоть маляр из него выйдет?

2. Какими предложениями можно заменить Антон Лосенко был сыном крестьянина и Он рано остался сиротой?

3. Подберите синонимы к словам неудачный, одаренный.

4. Найдите в тексте антонимы.

II. Пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; запятые в сложных предложениях.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

III. Вопросы и задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст, правильно расставляя ударение в словах. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Определите стиль речи (художественный; научно-популярный; разговорный; официально-деловой). Определите тип речи (повествование; описание; рассуждение; рассуждение и описание).

2. Укажите слово, образованное приста-вочно-суффиксальным способом.

3. Укажите предложения с местоимениями.

4. Укажите слова, у которых нет окончания.

5. Укажите предложения с однородными членами.

6. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

7. Какие художественные приемы использовал автор? (Отдал в певчие, потерял голос, в обучение живописи, одаренный художник, настоящую судьбу и т. д.)

8. * Сравните предложения:

• Однажды его пение услышал чиновник придворного хора.

• Чиновник придворного хора однажды услышал его пение.

• Его пение чиновник придворного хора услышал однажды.

• Чиновник хора услышал пение.

Являются ли они синонимичными? Какой

вариант выбрали бы вы и почему?

9. Что нового вы узнали из текста? (Что вы узнали о судьбе художника А. Лосенко?) Что нашел и что потерял мальчик Антон Ло-сенко?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Назовите известных вам художниках (вариант для д/з: расскажите об известном/любимом художнике).

11. Найдите в тексте указание на причину и следствие.

12. О чем рассказывается в начале, середине текста и в конце? Запишите ответы на вопрос (предложения) в виде плана: а) - б) - в)

13. Перескажите текст (устно или письменно) так, чтобы сначала говорилось о следствии, а потом - о причине: в) - б) - а).

14. Выпишите из текста незнакомые слова, распределив их в группы по любому признаку. Объясните, как вы это делали?

Найдите среди этих слов вышедшие из употребления слова. Как называются такие слова? Выпишите их вместе с зависимыми словами. Объясните их значения. В случае затруднения обратитесь к словарю. Какой словарь вам потребуется?

15. Сравните: певчие в хоре - певчие птицы. Сформулируйте самостоятельно задание. Сделайте вывод.

16. Можно ли сказать, что хороший маляр -это плохой художник? А наоборот? Почему? Обоснуйте свой ответ.

17. К каким частям речи относятся слова в выделенном предложении? Измените форму глагола так, чтобы он обозначал действие, происходящее в настоящий момент (сейчас). Можно ли эту форму употребить в выделенном предложении? Почему?

18. Найдите в выделенном предложении подлежащее. Как нужно построить предложение, чтобы подлежащее обозначало лицо женского пола? Какие еще слова вам пришлось изменить? Какие слова остались без изменения? Сделайте вывод.

19. Найдите в тексте слова с противоположным значением и выпишите их. Как называются такие слова?

20. Найдите в тексте слова, которые обычно не являются антонимами, но в тексте противопоставлены друг другу. Объясните их значение. Сделайте вывод.

21. Объясните значение слова авось. Есть ли производные (однокоренные, родственные) от этого слова? Приведите пример, составив словосочетание или предложение с этим словом.

22. Представьте, что вам нужно рассказать о звуках музыки. Какие слова из текста вы сможете использовать и почему? (петь, пение, певчий, голос). Напишите сочинение-миниатюру «Звуки музыки» (в качестве д/з или с/р).

Обучение учащихся написанию изложений малой формы в процессе изучения грамматического строя языка с использованием познавательных заданий служит средством формирования познавательного интереса, интереса к предмету, активизирует мыслительную и речевую деятельность, развивает эстетический вкус, способствует созданию у школьников положительной мотивации, что в полной мере соответствует целям и задачам образовательного процесса и целям обучения русскому языку в современной школе со смешанным составом учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алгазина, Н. Н. Обучающие изложения в V классе [Текст] / Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская. -М.: АПН РСФСР, 1962. - 158 с.

2. Баранов, М. Т. Обучающие изложения в VI классе [Текст] / М. Т. Баранов, П. Ф. Ивчен-ков, Т. А. Ладыженская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 120 с.

3. Новожилова, Ф. А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка [Текст] / Ф. А. Новожилова // Русский язык в школе. - 1994. -№ 5. - С. 10-13.

4. Котельникова, С. А. Изложения с перегруппировкой материала [Текст] / С. А. Котельникова // Русский язык в школе. - 1996. -№ 3. - С. 20-29.

5. Дейкина, А. Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка [Текст]: пособие для учителя / А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 144 с.

6. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике [Текст]: учеб. пособие / З. И. Комарова. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. - 818 с.

7. Пленкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя / Н. А. Пленкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

8. Готовимся к ГИА. Русский язык. 5 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена [Текст] / авт.-сост. Н. В. Бутыгина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 64 с. -(Экзамен в новой форме).

9. Острогорский, В. П. Беседы о преподавании словесности [Текст]: науч. издание / В. П. Острогорский. - 4-е изд. - СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1913. - 112 с.

10. Пахнова, Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды [Текст] / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. -С.10-18.

11. Напольнова, Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку (Указания для опытной работы учителей) [Текст] / Т. В. На-польнова; под ред. И. Я. Лернера. - М.: Просвещение, 1968. - 52 с.

12. Русский язык. 6-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА [Текст] / авт.-сост. Н. В. Бутыгина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 192 с. -(Государственная итоговая аттестация).

REFERENCES

1. Algazina N. N., Baranov M. T., Ivchenkov P. F., Ladyzhenskaya T. A. Obuchayushchie izlozhe-niya v 5 klasse. Moscow: APN RSFSR, 1962. 158 p.

2. Baranov M. T., Ivchenkov P. F., Ladyzhenskaya T. A. Obuchayushchie izlozheniya v 6 klasse. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1963. 120 p.

3. Novozhilova F. A. Izlozhenie-miniatyura na urokakh russkogo yazyka. Russkiy yazyk v shkole. 1994, No. 5, pp. 10-13.

4. Kotelnikova S. A. Izlozheniya s peregrup-pirovkoy materiala. Russkiy yazyk v shkole. 1996, No. 3, pp. 20-29.

5. Deykina A. D., Novozhilova F. A. Teksty-min-iatyury na urokakh russkogo yazyka: posobie dlya uchitelya. Moscow: Flinta: Nauka, 2001. 144 p.

6. Komarova Z. I. Metodologiya, metod, metodika i tekhnologiya nauchnykh issledovaniy v lingvis-tike: ucheb. posobie. Ekaterinburg: Izd-vo UrFU, 2012. 818 p.

7. Plenkin N. A. Izlozhenie s yazykovym razborom teksta: posobie dlya uchitelya. Moscow: Pros-veshchenie, 1988. 207 p.

8. Butygina N. V. Gotovimsya k GIA. Russkiy ya-

zyk. 5 klass. Itogovoe testirovanie v formate ekzamena. Yaroslavl: Akademiya razvitiya, 2012. 64 p. (Ekzamen v novoy forme).

9. Ostrogorskiy V. P. Besedy o prepodavanii slovesnosti: nauch. izdanie. St. Petersburg: Tip. Yu.N. Erlikh, 1913. 112 p.

10. Pakhnova T. M. Tekst kak osnova sozdaniya na urokakh russkogo yazyka razvivayushchey re-chevoy sredy. Russkiy yazyk v shkole. 2000, No. 4, pp. 10-18.

11. Napolnova T. V. Poznavatelnye zadachi v obu-chenii russkomu yazyku (Ukazaniya dlya opyt-noy raboty uchiteley). Moscow: Prosveshche-nie, 1968. 52 p.

12. Russkiy yazyk. 6-y klass. Tematicheskie tes-tovye zadaniya dlya podgotovki k GIA. Yaroslavl: Akademiya razvitiya, 2012. 192 p. (Go-sudarstvennaya itogovaya attestatsiya).

Денисова Лариса Оганесовна, доцент кафедры теории и практики преподавания русского языка и русского как иностранного Московского педагогического государственного университета e-mail: denisovalarisao@list.ru

Denisova Larisa O., Associate Professor, Theory and Practice of teaching Russian language and Russian as a foreign language Department, Moscow State University of Education e-mail: denisovalarisao@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.