Научная статья на тему 'Развитие клинического мышления путем актуализации мыслительной деятельности студентов медицинского факультета 4 курса на кафедре акушерства и гинекологии'

Развитие клинического мышления путем актуализации мыслительной деятельности студентов медицинского факультета 4 курса на кафедре акушерства и гинекологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турдиева А.С.

Статья предназначена для педагогов клинических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие клинического мышления путем актуализации мыслительной деятельности студентов медицинского факультета 4 курса на кафедре акушерства и гинекологии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения; подготовка пациента к формированию новых речевых навыков.

3 этап - формирование удлиненного плавного выдоха и подготовка зрительного анализатора к чтению и письму (2 сеанса).

4 этап - работа над основными компонентами речи: чтение и произнесение мысленно, шепотом и вслух звуков, слогов, слов, словосочетаний появляющихся на экране монитора. Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе (3 сеанса).

На данном этапе происходит формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса, а также купирование речевых судорог при заикании.

5 этап - формирование навыков слитной плавной речи. Программа контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе. Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров пациента (3 сеанса).

Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох, пациент читает и произносит мысленно, шепотом и вслух: фразы различной степени сложности, тексты песен, стихов, прозы. Речевой материал подбирается с учетом структуры дефекта и возраста пациента.

6 этап - закрепление навыка свободной речи (3 сеанса).

Пациент читает предложенные стихотворные и прозаические тексты, делает устное изложение по тематическим картинкам на экране монитора, свободно поддерживает разговор.

Физиологические параметры пациента находятся под контролем программы (их отслеживает специалист БОС), однако, сигналы обратной связи ему не предъявляются. Пациент говорит, опираясь лишь на собственные ощущения.

Метод биологической обратной связи оптимизирует реабилитационный процесс, повышает результативность и эффективность работы, способствует оздоровлению детей за короткое время пребывания в санатории.

Список использованной литературы:

1. Сметанкин А. А. Дыхание по Сметанкину. — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. — 16 с.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2111 "Дефектология"] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. - М. : Просвещение, 1987. - 141 с. : ил.

© Толстошеева О.А., 2016

УДК37.026.8 (9)

А.С.Турдиева

К.м.н., доцент КРСУ им. Б.Ельцина г. Бишкек, Кыргызстан

РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПУТЕМ АКТУАЛИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 4 КУРСА НА КАФЕДРЕ

АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

Аннотация

Статья предназначена для педагогов клинических дисциплин

Ключевые слова

Методика преподавания, ассоциативные связи, клиническое мышление.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

«Второго шанса в первом впечатлении нет... »

Фрэнсис Андервуд

Важна ли работа педагога? Как повлияет на вас этот человек?

Если каждый из нас окунется в просторы своей памяти, то найдет, то неизгладимое впечатление от первого занятия в школе, первого занятия в университете... Память будет хранить эти впечатления и воспоминания вечно.

1 сентября, долгожданная прохлада, суета родителей, белые банты и рубашки учащихся, белые тщательно выглаженные халаты, нагоняют нас на мысли о чистом и светлом.

Да, ребята уже подросли и к нам на кафедру акушерства и гинекологии приходят довольно повзрослевшими, с багажом знаний, навыков и умений; с большим желанием провести свои первые роды или поскорее кого-нибудь прооперировать, с чистыми «как утренняя роса» тетрадями, готовыми принять и впитать все знания по акушерству и гинекологии. Они ждут от педагога чуда, НО...

Как правило, многие преподаватели клинических дисциплин первое занятие проводят стандартно: ознакомление со списком студентов, объяснение специфики одежды в роддоме, презентация самого преподавателя, распределение ночных дежурств, обзор следующей темы занятия. Весь процесс занимает не более часа, хотя занятие длится гораздо дольше.

Студенты и педагог расстаются счастливыми, с легким чувством «незаконченности» от первой встречи, сами того не осознавая и не понимая, что первое впечатление уже сложилось.

Именно поэтому, я провожу первое занятие иначе.

Что я делаю с ними спросите вы меня? Мы работаем и очень плодотворно. Ниже привожу примерную структуру моего первого занятия.

Первое наше занятие звучит так «Наружные и внутренние женские половые органы». Курс лекций не предусматривает данную тему, оставляя ее на самостоятельную работу студентов. К этому, довольно половозрелому возрасту, они сталкивались напрямую или косвенно с этой щекотливой темой и у них уже есть определенное мнение и осмелюсь сказать личный опыт, а также масса незаконченных вопросов и ответов.

Это вечное хихиканье, приливающая краска к лицу лишь об упоминании о женских гениталиях, приводит наших студентов в замешательство и ступор, наш менталитет и воспитание предпочитает накладывать табу.

Я делю тему на ряд подпунктов, вычленяя наиболее важные, такие как:

• уход за органами половой системы, кратность водных процедур, использование специализированных мыло-моющих средств;

• Использование предметов личной гигиены, экономическая политика;

• Женское белье. Правильная подборка дамского туалета, состав ткани, размер, безопасность корректирующего белья;

Время подготовки ответа ограничено, ответ должен быть краток и интересен.

Преподаватель - супервизор сглаживает острые углы, и дополняет важные детали, ушедшие из поля зрения студентов.

К примеру, вопрос выбора женского белья.

Для каждой жизненной ситуации, должны быть отдельные комплекты нижнего белья: для ежедневной носки и для особых случаев, и эти понятия должны быть четко отделены друг от друга. Для ежедневной носки:

1) состав ткани - 80 процентов натуральных тканей и 20 примесь синтетики, если это будет соотношение 95:5 отличный вариант;

2) размер - выбирать только по размеру, потому как узкое белье может привести к нарушению кровообращения органов малого таза, особенно когда в анамнезе есть варикоз;

3) дополнительные аксессуары - ленточки и особенно кружева, могут принести дискомфорт в течении дня, так как являются для кожи раздражителями;

4) корректирующее белье - только по размеру, и лишь в кратковременное пользование, так как приводят к нарушению кровообращения не только органов малого таза, но и абдоминальной области;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

5) стринги - всегда выношу их отдельно, для плохо знающих, что это такое, это часть женского туалета, помещающаяся между большим и указательным пальцем, источник инфекции женских половых органов, так как являются своеобразным «мостиком» для инфекции.

После каждого вопроса обязательно идет обсуждение. В конце занятия подводим итоги, закрепляем все опорные точки. Даю тему следующего занятия: доминанта беременности и родов, методы обследования в акушерстве.

Первые несколько занятий дают нам ассоциативные связи с предметом, т.е. плоскостное изображение картинки. Второй и последующие этапы гораздо сложнее это развитие клинического мышления, теперь наша задача придать картинке трехмерность (ощущение, эмоции, чувства), для этого используется методика мозгового штурма.

Наша задача как педагога научить студента не только иметь набор ассоциативных связей, которые дистанцируют студента от реальной модели жизни, а научить его видеть процесс в трехмерном изображении, участвовать в самой ситуации, принимать решение самому, использовать то что мы даем на занятии, и собирать ассоциативные связи в сложную трехмерную модель, приучать их воспринимать себя внутри происходящего, а не дистанцироваться от реальности.

Преодолевать грань между ассоциативной связью, и представить себя в ситуации. Чем чаще преподаватель будет погружать каждого студента в CASE-ACTION (новый термин), тем быстрее студент перешагнет через свои страхи и начнет практически использовать теоретической материал полученный на занятии.

Например: обращаетесь по имени и отчеству к студенту, с реальной ситуацией: подруга его близкого друга на грани суицида, потому что думает что беременна. Мы максимально и намеренно сгущаем краски, для того чтобы вывести студента из состояния равновесия, и начинаем работать. Педагог находится в роли жертвы и сам ведет студента по заранее продуманному коридору ответов и вопросов. Чего мы добиваемся? Четких правильно заданных вопросов, точного алгоритма действий и рекомендаций, и студент по окончании CASE-ACTION начинает понимать, что он действительно, будучи студентом 4 курса может, кому-то помочь. А это и есть наша цель.

Некоторые педагоги осуждают меня, за слишком долгое «жевание» данной темы, но кто подаст им правильную информацию, если не кафедра акушерства и гинекологии?

А это начало всех начал, ликвидация половой безграмотности, обучение с использование деловых игр, заинтересует студента, он с удовольствием будет идти на ваши занятия, зная, что педагог может разбавить зачастую скучный процесс обучения, и посмотреть на все эти вопросы с другой стороны.

Наши молодые специалисты - это наши будущие врачи, основа и начало всех начал.

Клинические кафедры, в частности кафедра акушерства и гинекологии заинтересована подавать материал, который будет практически применен в жизни..

А что может быть важнее?

© Турдиева А.С., 2016

УДК 372.853:371.315.7

Хайруллина Я.А.

Студентка факультета математики и естественных наук, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ YOUTUBE В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА» КУРСА ФИЗИКИ

Аннотация

В статье представлен обзор информационных ресурсов сети Интернет, который может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.