_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 376.37
К.О. Прусенко
магистрант кафедры специального дефектологического образования МГИ
г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: О.В. Полозова канд.пед.наук, доцент кафедры специального дефектологического образования МГИ
г.Москва, РФ E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
Коррекционно-развивающая программа, представленная в статье, поможет логопедам, работающим с дошкольниками с ФФН, подготовить детей к обучению грамоте
Ключевые слова
Дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, коррекционно-развивающая программа,
направления коррекционной логопедической работы.
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. Одной из причин этого нарушения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является несформированность фонетико-фонематического восприятия и слуха.
Специфика нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН характеризуется наличием дефектов в восприятии и произношении фонем. Основными направлениям логопедической работы по коррекции дефекта являются:
Рисунок 1 - Направления коррекционной логопедической работы с детьми
Кроме того, у детей, имеющих ФФН, выявляются отклонения в развитии неречевых психических функций, что обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов. В частности, у детей с ФФН к старшему дошкольному возрасту оказываются недостаточно сформированными оптико-пространственные функции: зрительный генезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация и др[1].
Учитывая эти положения, мы определили следующие задачи коррекционно-развивающей программы: 1. Совершенствование фонетико-фонематических процессов;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
2. Обучение грамоте;
3. Расширение лексико-грамматических представлений;
4. Обогащение словаря;
5.Развитие связной речи;
6. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
7. Формирование буквенного гнозиса;
8. Развитие зрительной памяти;
9. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
10. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Законодательное и научно - методическое обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48;
4. Устав МДОУ.
В качестве основных методических руководств мы использовали пособия Г.А. Каше[2] «Подготовка к школе детей с недостатками речи» и Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [4,5,6] «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение», «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)», Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах».
При подборе материала занятий также использовались пособия Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой[3] и Т.Б. Филичевой «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», В.И. Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми» и др.
Занятия проводились на протяжении всего времени обучения по определенной системе и единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией. Материал фронтальных занятий всегда подбирался так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливались на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Коррекционное обучение предусматривало также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:[3]
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
Для того, чтобы занятия были эффективными, следует соблюдать следующие правила:
- продолжительность занятий 30 минут;
- количество занятий по обучению грамоте 2 раза в неделю.
- не торопите детей при выполнении заданий: каждый способен работать в своем темпе;
- если кто-то из детей отказывается от выполнения задания, не настаивайте, не заставляйте;
- при выполнении графических заданий важно добиться не скорости, а точности, аккуратности;
- каждый раз обращайте внимание на то, как дети сидят, как держат ручку, на правильное положение тетради, листа;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
- для закрепления звукового и графического образа необходимо использовать скороговорки;
- во время занятий необходимо делать динамические паузы-игры для тренировки пальчиков (повторять 3-5 раз);
Осуществляя коррекционное обучение детей с ФФН, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчлененного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.
В процессе работы, которая включает специально организованные коррекционные занятия, логопед обучает таких детей умению узнавать и соответственно различать звуки, входящие в состав родного языка, вырабатывает их правильные уклады, фиксирует верное произношение звуков и их различение в свободной речи, развивает умение совершать звукослоговой анализ слов, что в будущем поможет ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи. Список использованной литературы:
1. Власова Т.А. Формирование произношения у детей с нарушениями речи. -М.: Просвещение, 2013. -148 с.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М. просвещение, 2005. - 282с.
3. Мастюкова Е.М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - с. 167.
4. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2010. - 280с.
5. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 2007. - 142с.
6. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.223 с.
© Прусенко К.О., 2017
УДК 159.99
С. В. Рогатнева
Студентка магистрант ВГПУ, психолого-педагогический факультет г. Воронеж, РФ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Актуальность.
Значимость рассмотрения процесса обучения психологов обусловлена массовостью этой профессии и ее значимостью для современного общества. Общение определяет совместную деятельность и взаимодействие людей. С момента появления на свет человек вступает в процесс общения, который является для него и средством удовлетворения потребностей - познавательных и творческих, культурных и социальных, нравственных и эстетических и способом выживания.
Очень часто люди, которые отличаются достижениями в отдельных областях деятельности, беспомощны в межличностном общении и взаимодействии. В течение все жизни человеку приходится обучаться общению, учить правила взаимодействия, развивать умения и навыки общения, формировать коммуникативную компетентность.