_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
- для закрепления звукового и графического образа необходимо использовать скороговорки;
- во время занятий необходимо делать динамические паузы-игры для тренировки пальчиков (повторять 3-5 раз);
Осуществляя коррекционное обучение детей с ФФН, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует расчлененного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.
В процессе работы, которая включает специально организованные коррекционные занятия, логопед обучает таких детей умению узнавать и соответственно различать звуки, входящие в состав родного языка, вырабатывает их правильные уклады, фиксирует верное произношение звуков и их различение в свободной речи, развивает умение совершать звукослоговой анализ слов, что в будущем поможет ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи. Список использованной литературы:
1. Власова Т.А. Формирование произношения у детей с нарушениями речи. -М.: Просвещение, 2013. -148 с.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М. просвещение, 2005. - 282с.
3. Мастюкова Е.М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - с. 167.
4. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2010. - 280с.
5. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 2007. - 142с.
6. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.223 с.
© Прусенко К.О., 2017
УДК 159.99
С. В. Рогатнева
Студентка магистрант ВГПУ, психолого-педагогический факультет г. Воронеж, РФ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Актуальность.
Значимость рассмотрения процесса обучения психологов обусловлена массовостью этой профессии и ее значимостью для современного общества. Общение определяет совместную деятельность и взаимодействие людей. С момента появления на свет человек вступает в процесс общения, который является для него и средством удовлетворения потребностей - познавательных и творческих, культурных и социальных, нравственных и эстетических и способом выживания.
Очень часто люди, которые отличаются достижениями в отдельных областях деятельности, беспомощны в межличностном общении и взаимодействии. В течение все жизни человеку приходится обучаться общению, учить правила взаимодействия, развивать умения и навыки общения, формировать коммуникативную компетентность.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
Общение эффективно в том случае, если люди компетентны в данном вопросе.
В свою очередь, чтобы общение стало эффективным, удовлетворяло потребности и цели обеих сторон, важно соблюдение ряда необходимых условий - знание и учет социальных и правовых норм, этических и психологических правил принятых в обществе.
Значимым условием формирования взаимопонимания и взаимодействия в общении является способность конструктивно взаимодействовать, знание и владение техниками невербального и вербального контакта. Все это реализуется в ходе совместной деятельности и общения людей, влияет на складывающиеся отношения - дискомфортные или комфортные.
В профессиональном общении главным является корректное отношение к партнеру, соблюдение правил этикета.
Проблема коммуникативности в общении чрезвычайно актуальна. Данная проблема освещена в работах отечественных ученых и исследователей: Ю.Н.Емельянова [18], Ю.М.Жукова [20], В.А.Кан-Калика [26], А.А.Леонтьева [32], Л.А.Петровской [42] и др.
В зарубежной психологии разработкой проблемы коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как: Э.Берн [5], А.Маслоу [40], Д.Хант [56]и др.
В последние годы усложняются и возрастают требования в сфере коммуникации, особенно к компетентности в общении со стороны работодателей. Возникает необходимость владения эффективными средствами построения коммуникативного общения с людьми, создания комфортной психологической ситуации в процессе общения. Это означает, что личность, осуществляющая общение, должна иметь высокий уровень компетентности в общении, чтобы эффективно решать вопросы профессиональной деятельности. В связи с этим, проблема формирования коммуникативной компетентности становится предметом изучения и поиска путей оптимизации.
Во многих профессиях, особенно относящихся к взаимодействию в системе «человек-человек», она становится базовой и особенно значимой профессиональной характеристикой личности. Способность использовать законы и правила общения, умения владеть техниками, позитивное влияние на людей, предотвращение и решение конфликтных ситуаций ведет личность к успеху в профессиональной деятельности.
Компетентность в профессиональном общении у студентов-психологов.
В последние годы усложняются и возрастают требования в сфере коммуникации. Существующая проблема коммуникативности в общении становится чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость владения эффективными средствами построения коммуникативного общения с людьми, создания комфортной психологической ситуации в процессе общения. Это означает, что личность, осуществляющая общение, должна иметь высокий уровень компетентности в общении, чтобы эффективно решать вопросы профессиональной деятельности. Формирование коммуникативной компетентности становится предметом изучения и поиска путей оптимизации. Данная проблема освещена в работах отечественных ученых и исследователей: Г.М.Андреевой [1]. Ю.Н.Емельянова [3], Ю.М.Жукова [4], В.А.Кан-Калика [5], А.А.Леонтьева [7], Л.А.Петровской [9] и др. Г.М.Андреева [1] в своих трудах определяет положения, раскрывающие структуру и особенности становления компетентности в общении. В зарубежной психологии разработкой проблемы коммуникативной компетентности занимались такие ученые как: Э.Берн [2], А.Маслоу [8], Д.Хант [10]и др.
Во многих профессиях, особенно относящихся к взаимодействию в системе «человек-человек», компетентность в профессиональном общении становится базовой и особенно значимой профессиональной характеристикой личности. В требованиях к квалификации педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом определен перечень компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий педагога-психолога. Способность использовать законы и правила общения, умение владеть техниками общения, позитивное влияние на людей, предотвращение и решение конфликтных ситуаций ведет личность к успеху в профессиональной деятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
В ФГОС по направлению подготовки «Психология» выделены профессиональные компетенции психолога квалификации «Бакалавр» в области профессиональной деятельности. Они определяют компетенции психологов, работающих в разных социальных сферах и указывают, что выпускник-психолог должен уметь организовывать межличностные контакты и общение участников образовательного процесса, использовать психологические знания и технологии в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе, уметь организовывать взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата Формирование компетентности в профессиональном общении является одним из необходимых факторов становления студента-психолога как профессионала. Психолог, как и другие представители профессиональной группы типа «человек-человек», выстраивает свою профессиональную деятельность, осуществляя разнообразные взаимодействия с ее субъектами. Решение профессиональных задач на основе общения выводит компетентность в профессиональном общении в число первостепенных. Развитие коммуникативной компетентности будущих психологов связана с формированием у них профессиональной мотивации и комплексом личностных черт. Объединяя в себе знания, умения и навыки в сфере общения, коммуникативная компетентность лежит в основе готовности и способности психолога эффективно выстраивать взаимодействие с разными субъектами общения: с коллегами, с клиентом, с группой клиентов. Коммуникативная компетентность обеспечивает эффективное осуществление коммуникативного процесса и построение межличностного взаимодействия в профессиональной среде. Отсутствие или слабая сформированность данной компетентности, приводит к накоплению ситуаций неуспеха, способствует снижению удовлетворенности от профессии, постепенно разрушает профессиональную мотивацию, является индикатором недостаточности профессионализма и своеобразным предвестником предстоящего краха профессиональной деятельности.
В коммуникативной компетентности Клюева Е. А. выделяет три составляющих:
- мотивационно-ценностная компетенция, которая представляет сочетание ценностных ориентаций, потребностей, интересов, побуждающих к реализации коммуникативного взаимодействия в рамках профессиональной деятельности;
- гностическая компетенция представляющая собой знания, характеризующие содержание и специфику профессионального общения психолога;
- операциональная компетенция, которая является комплексом умений и навыков и обеспечивающих способность реализовать систему профессиональных действий.
К особенностям коммуникативной компетентности психолога относятся:
- теоретическая подготовка в области межличностных отношений и межличностного познания, знание законов логики и аргументации;
- владение профессиональным, в том числе речевым этикетом;
- владение коммуникативными технологиями.
Коммуникативная компетентность психолога - это сформированные профессиональные знания, коммуникативные и организаторские умения, эмпатия, вербальные и невербальные способности. Коммуникативная компетентность определяется способностью чувствовать другого человека, воспринимать его адекватно, быть готовым взаимодействовать и сотрудничать, в проявлении эмпатии.
В структуре коммуникативной компетентности психолога выделяются два взаимосвязанных компонента:
- социально-перцептивный компонент, который отражает внутреннюю сторону общения и соответствует компонентам общения - отражению в познании психологом другого человека, и отношению, который определяется как эмоциональный отклик на существующее взаимодействие;
- коммуникативный компонент, который проявляется во внешней стороне общения, особенностях внешнего поведения субъектов общения. Андреева Г. М. [1].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
Если рассматривать социально-перцептивную компетентность в отношении к профессиональному общению психолога, то можно выделить ее характеристики:
- личностные свойства человека - доброжелательность, эмоциональное тепло, эмпатия, волевые качества, интеллектуальные способности, наблюдательность;
- профессиональная, позитивно направленная «Я-концепция»;
- гуманистическая позиция направленности личности.
H.В. Клюева и Ю.В. Касаткина определяют способность к общению следующими показателями: Клюева Е. А. [6]:
- наличие желания контакта с окружающими;
- возможность организовать процесс общения посредством умения выслушать собеседника и эмоционально ему сопереживать, разрешать возникающие конфликтные ситуации
- знание правил, необходимых для соблюдения в процессе общения.
Л.А. Петровская в формировании компетентности в профессиональном общении психолога выделяет такие аспекты [9]:
I. Готовность и возможность построения контакта на различной психологической дистанции. Дистанция может быть как отстраненной, так и близкой. Это дистанция «Я-Ты», где реализуется близкое интимно-личностное общение. Другой вариант - Я-Вы», где осуществляется отстраненное общение. Сложности в формировании компетентности в общении могут заключаться в неумении гибко использовать эти две позиции в зависимости от различия в ситуации общения.
2. Потребность в обретении многообразия психологических средств и позиций, помогающих самовыражению в общении.
Компетентность в профессиональном общении в профессиях типа «человек — человек» становится профессионально значимой, а для профессии психолога коммуникативная компетентность является основополагающей, т. к. профессия психолога предполагает постоянное общение с людьми. Существующая связь коммуникативной компетентности с профессиональной успешностью психолога делает важным полноценное формирование профессионально-важных качеств, способных выступить основой для дальнейшего саморазвития психолога, самопроектирования личностного и профессионального и роста.
Список использованной литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - Москва. : Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. Пер. с англ. - Санкт-Петербург. : Эксмо, 2009. - 416 с.
3. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов. - Москва. : Просвещение, 1995. - 183 с.
4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. - Москва. : Гайдарики, 2004. - 233 с.
5. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения : методические рекомендации / В. А. Кан-Калик. - Москва. : Роспедагентство, 1995. - 108 с
6. Клюева Е. А. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Е. А. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 2004. - 240 с.
7. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - Москва. : Смысл, 2008. - 368 с.
8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - Москва. : Смысл, 2011. - 496 с.
9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. -Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 215 с.
10.Хант Д. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера / Д. Хант. - Москва. : Олимп-Бизнес, 2007. - 217 с.
© Рогатнева С. В., 2017