_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 159.99
С. В. Рогатнева
Студентка магистрант ВГПУ, психолого-педагогический факультет г. Воронеж, РФ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В современной социально-экономической ситуации нашему обществу объективно необходимы высококвалифицированные, инициативные специалисты с высшим образованием, обладающие сформированными на высоком уровне профессионально-значимыми характеристиками. Выпускник факультета психологии Вуза готов профессионально к выполнению своей деятельности тогда, когда он является не только специалистом, конкурентоспособным на рынке труда и владеющим профессией, но и культурным человеком, компетентным в профессиональном общении. Задача высшего учебного заведения заключается в необходимости формирования у студентов представлений о коммуникативных свойствах личности, социально-психологических аспектов общения (перцептивного, коммуникативного, интерактивного), дальнейшем формировании и усовершенствовании этих качеств. Из стен современного университета должен выходить специалист, хорошо владеющий коммуникативными навыками.
Коммуникативная компентность всецело включена в процесс профессионального становления студентов-психологов. Максимальные сложности в развитии коммуникативной компетентности студентов-психологов связаны с операциональной и мотивационно-ценностной подструктурами. Они обусловливают эффективность общения и взаимодействия. Компетентность в общении взаимосвязана с уровнем сформированности личности студентов-психологов и оказывает негативное или позитивное влияние на их становление в профессии. Компетентность в профессиональном общении не возникает стихийно. Необходимо ее формирование. Развитие коммуникативной компетентности проходит успешно в процессе реализации программ социально-психологического тренинга или занятий, проводимых в форме тренинга, которые предусматривают комплексное воздействие на представления студентов о профессиональном общении психологов, их личностные качества, умения в сфере коммуникации.
Проблемным периодом развития данной компетентности у психологов является третий курс в период обучения в вузе. Если же в период обучения происходит процесс интенсификации профессионального становления, то это является ресурсом в формировании коммуникативной компетентности.
Если же практика целенаправленного формирования данной компетентности отсутствует, то это приводит к дальнейшим трудностям ее развития и уровень сформированности компетентности снижается.
Формирование компетентности в профессиональном общении у студентов-психологов протекает успешно, если реализуются пролонгированные программы в процессе обучения, которые отличаются комплексностью воздействия на знания и представления студентов-психологов о профессиональном общении. Поэтому формирование компетентности в профессиональном общении у студентов-психологов рассматривается важной детерминантой профессионального становления. В коммуникативной компетентности Богомолова Н. Н. выделяет следующие компетентности: мотивационно-ценностная, операциональная и гностическая компетенции. Формирование коммуникативной компетентности связано так же с формированием комплекса личностных черт и профессиональной мотивации. В данном случае выделяют общительность и уравновешенность, открытость и экстравертированность. Если данная компетентность не сформирована, то это может служить индикатором непрофессионализма психолога.
Формирование компетентности в профессиональном общении студентов-психологов проходит успешно в условиях специальной и организованной программы, основу которой составляют групповые тренинги и учебные курсы, а так же индивидуальные консультации. Эти консультации дают возможность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
преодолеть индивидуальные трудности в общении.
Рубцов В.В., Марголис А.А. проанализировали в своих трудах особенности факторов, которые влияют на профессиональное становление студентов-психологов во время обучения в вузе [6].
На первом курсе наиболее существенным фактором является процесс адаптации к условиям обучения и жизни в вузе, выработка привычки заниматься науками по собственным побуждениям, а не под непосредственным контролем педагогов. Постепенно студент осознает зависимость своих успехов в учебе от своих практических усилий.
На 2-3 курсах студенты начинают изучать психологические дисциплины, знакомятся с теорией и практикой. Благодаря практике накапливают первоначальный опыт работы. В период практики большую роль в этом играют коллективный анализ проводимых практических работ, советы руководителей по использованию тех или иных приемов, развивающих определенное умение или качества личности.
Большую роль в профессиональной подготовке студентов играет практика на старших курсах, В этот период происходит всестороннее использование студентом-психологом всех своих способностей, реальная подготовка к самостоятельной работе.
По мнению Н.Н.Богомоловой [2], социально-психологический тренинг становится наиболее эффективной формой овладения социально- психологическими знаниями в сфере формирования социальных установок в активной форме. В ходе прохождения тренинга реализуются потребности человека в контакте с другим человеком и эмоциональном тепле.
Существует огромное количество модификаций различных форм тренингов, отличающихся по целому ряду признаков. Одной из таких форм является тренинг развития компетентности в общении (коммуникативной компетентности, коммуникативных умений).
Основы тренинга коммуникативной компетентности рассмотрены в работах Г.А.Андреевой [1], Н.Н.Богомоловой [2], Ю.Н.Емельянова [4], Л.А.Петровской [5]. В социально-психологическом тренинге формирование коммуникативной компетентности реализуется с помощью специальных приемов, которые заключаются в создании особых ситуаций воздействия. Назначение тренинга коммуникативной компетентности заключается в выработке социально-психологических умений и овладение процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний. В ходе тренинга студенты-психологи могут обучиться:
- умению ситуативно обусловлено вступить в общение;
- умению психологически стимулировать активность партнера и поддерживать общение;
- умению точно определить «точку» окончания общения;
- умению использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
- умению прогнозировать пути развития ситуации в общении;
- умение прогнозировать возможные реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;
- умение психологически настраиваться на состояние и эмоциональный тон партнеров по общению, умение удержать инициативу в общении;
- умение спровоцировать желаемую реакцию партнера по общению;
- умение формировать и по желанию управлять психологическим настроением партнера в общении Биркенбиль В. [3].
Эффективность тренинга определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки студентов-психологов к конкретной деятельности. Социально-психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии.
Коммуникативная компетентность рассматривается как внутренний ресурс психолога, необходимый для построения эффективного общения в ситуациях личностного взаимодействия. Поскольку источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения, то наилучший обучающий эффект дают групповые
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070
методы, так называемые группы социально-коммуникативного тренинга. В России они выступают под названием «группы социально- психологического тренинга», представляющий собой синтез всех активных средств обучения.
Список использованной литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - Москва. : Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовых коммуникаций / Н. Н. Богомолова. - Москва. : Аспект Пресс, 2008. - 191 с.
3. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. / В. Биркенбиль. - Москва. : ФАИР-Пресс, 2002. - 352 с.
4. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов. - Москва. : Просвещение, 1995. - 183 с.
5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. -Санкт-Петербург. : Речь, 2007. - 215 с.
6. Рубцов В. В., Марголис А. А. Стратегия развития высшего психологического образования / В. В. Рубцов // Психология и наука. - 1998. — № 2. С. - 7-9.
© Рогатнева С. В., 2017
УДК 37
В.Г. Тодарчук
студентка 5 курса ШГПУ, г. Шадринск, РФ Е-mail: veraoskl@ mail.ru Научный руководитель: М.А. Пермякова канд. пед. наук, доцент кафедры ФМиИТО ШГПУ ,
г. Шадринск, РФ E-mail: [email protected]:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ
КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
Аннотация
В практике работы учителя очень часто приходится сталкиваться с фактами, когда ученики вообще не умеют решать квадратные уравнения, а если и решают, то лишь по первой формуле с нахождением в начале дискриминанта. При таких «половинчатых» знаниях учащихся урок проходит непродуктивно.
Главная задача учителя - научить школьников решать квадратные уравнения по первой формуле. И только тогда, когда учащиеся в совершенстве смогут применять первую формулу для решения квадратных уравнений, последовательно вводятся вторая, третья и четвертая формулы. Учителю важно показать эффективность применения этих формул. В результате такого подхода к обучению решению квадратных уравнений и предлагаемым способам тренингов большинство учеников хорошо запомнят все четыре способа, а первую формулу будут знать все без исключения учащиеся.
Ключевые слова
Уравнения, квадратные уравнения, дискриминант, теорема Виета, способ «переброски».
В практике работы учителя очень часто приходится сталкиваться с фактами, когда ученики вообще не