Ю.И. Щербаков, Г.В. Юстус
Влияние тренингов на развитие профессионально-личностных компетенций педагогов
В статье рассматриваются ключевые компоненты профессионализма современного педагога. Сформулированы основные профессиональные и личностные компетенции, которые необходимо учитывать на этапе становления и профессионального развития педагогического работника. На примере тренинга, направленного на развитие коммуникативных качеств педагога, представлены основные этапы и нюансы организации обучения. По мнению авторов, системная и целенаправленная работа в формате тренингов выступает хорошим стимулом для повышения квалификации и компетенций педагогов образовательных организаций.
Ключевые слова: тренинг, тренинг на развитие коммуникативных качеств, тренинг на развитие компетенций педагога, тренинг в системе образования, тренинг на повышение эффективности.
Соответствие современным и будущим/перспективным потребностям каждой личности, быстрая реализация социального заказа общества и государства, квалифицированная и качественная подготовка разносторонне развитой личности, способной к грамотной и успешной социальной адаптации в любом типе общества, готовой к любой трудовой деятельности (интеллектуальной и физической), беспрерывному самообразованию и возрастающему самосовершенствованию, являются основными целями современного успешного образования. Одним из гарантов достижения поставленных целей, безусловно, является современный педагог. В идеале это должна быть личность, которая может свободно мыслить, прогнозировать и моделировать результаты своей педагогической деятельности, при этом, конечно, учитывающая все факторы успешного образовательного процесса и свои сильные профессиональные стороны. Именно поэтому в последнее время резко повысился спрос на высококвалифицированную, разносторонне творчески мыслящую, конкурентноспособную на рынке образования личность педагога, способную к воспитанию любой личности в условиях современного, динамично меняющегося мира и потребностей общества.
™ е 55 Неоспорим тот факт, что одно из необходимых условий повышения
111 качества любого педагогического процесса - это безусловная
1 о Л профессиональная компетентность педагога, вне зависимости от того,
Ц. в каком звене работает данный педагог. Такие педагоги ценятся и в
ш о „
^ & детских садах, и в школах, и, конечно в вузах. Каждый из педагогов обладает набором персональный качеств, которые в совокупности называются профессиональной компетентностью, необходимой для успешной педагогической деятельности и профессионального роста. Само развитие профессиональной компетентности любого педагога - это целенаправленное развитие творческой и практической индивидуальности, открытости и своевременной восприимчивости к любым апробированным педагогическим инновациям и открытиям, а также способность оперативно адаптироваться в изменяющейся педагогической среде и разноплановым вызовам современного общества.
В основе большинства компетенций находятся: коммуникативная компетенция, информационная компетентность, интеллектуально-педагогическая компетентность, рефлексивная (осмысливающая) компетентность, командная компетенция, ориентация на результат, а не процесс, гибкость в выборе педагогических приемов и подходов. Совокупность и качественный вес каждой компетенции выступают в роли индивидуальных специфических особенностей каждой личности. Для успешной организации педагогического процесса иметь перечисленные компетенции недостаточно. Часто успешность деятельности педагога во многом зависит от его умения и способности оперативно мобилизовать собственные усилия или внутренние ресурсы на систематическую и качественную интеллектуальную работу (нередко - продолжительный период времени), рационально использовать имеющиеся ресурсы, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, максимально использовать свой педагогический потенциал, проявлять творческую и познавательную активность.
Многие педагоги вне зависимости от статуса, стажа и других формальных регалий продолжают проходить разнообразные обучающие программы (курсы повышения квалификации, экспертные школы, симпозиумы, круглые столы, деловые игры, мастерские и другие образовательные активности) [1]. Один из самых эффективных способов развития компетенций принято считать педагогический тренинг, который может быть разной продолжительности (от 4 до 32 академических часов) и иметь разные цели.
Тренинг - это форма активного, интенсивного и группового обучения по одной отдельно взятой теме, позволяющая субъекту обучения, т.е. само-
л
му участнику тренинга, с помощью незначительного корректирующего к воздействия со стороны ведущего обучения (например, бизнес-тренера, | о модератора, инициатора обучения и других квалифицированных | § специалистов) сформировать необходимые и актуальные знания, навыки с ЕЕ и умения, а также построить разнообразные социальные и межличностных отношения с другими участниками обучения [2].
Во время проведения тренинга создается продуктивная учебная деятельность (используется проблемный подход, основанный на принципе Колба: участники приобретают новый опыт через некую учебную проблему), происходит анализ возникающих ситуаций с точки зрения непосредственного участника, с позиции партнера или «пострадавшей» стороны, а также развивается способность к познанию и более комплексному пониманию себя и других в процессе учебного общения и деятельности. Выводы, полученные на тренинге, особенно если они были сделаны непосредственным участником проблемной ситуации или наблюдателями, считаются успешными, и они остаются в рабочем активе участников обучения. Фактически на тренингах происходит не просто детальный разбор проблемных и часто типовых ситуаций, а формируются рабочие и подчас универсальные алгоритмы поведения в той или иной по схожести ситуации [3].
Рассмотрим один из типовых тренингов, направленный на развитие коммуникативных качеств педагога. Цель данного тренинга: сформировать устойчивые коммуникативные навыки у всех без исключения сотрудников педагогического коллектива в решении педагогических задач, на основе группового взаимодействия и выполнения разнообразных тренинговых задач и упражнений. Задачи такого тренинга наиболее часто выглядят следующим образом: выработать единые правила эффективного взаимоотношения, отработать навыки конструктивного убеждения, расширить количество и качество аргументов в пользу своей позиции, развить устойчивое умение находить индивидуальный и результативный подход к людям разных психотипов, вспомнить особенности цепочки процесса коммуникации и рассмотреть важность отвлекающих факторов, усилить качество вербального и невербального общения.
Если директор образовательной организации не может сам обозначить цели, которые он хочет достигнуть с помощью этого тренинга, то хорошо себя зарекомендовала себя техника предтренинговой диагностики (сбор информации с помощью опросников, тестов, наблюдений, анализа результатов, анализа реальных проблемных ситуаций и других методов). Сбор предварительной информации помогает более сфокусированно провести это обучение, и это положительно сказывается на результатах
s g is обучения [4]. Например, педагогический тренинг для учителей
S Ol _
0 I sj начальных классов может быть направлен на развитие таких важных
1 о Л профессиональных качеств: максимально эффективный индивидуальный
Я» стиль профессиональных коммуникаций, умение успешно общаться с
О) о _
^ & коллегами по работе и руководством школы, своими воспитанниками и их родителями, а также представителями других социумов (за пределами образовательной организации). Такой тренинг по коммуникациям помогает выработать дополнительное качество - позитивное отношение к своей профессии и детям в классе, помогает попробовать на практике коммуникативные средства развивающего общения с детьми, способы эффективной и оперативной внутренней саморегуляции [5].
Программа тренинга состоит из системы упражнений, игровых ситуаций, кейсов и модераций. Каждое упражнение направлено на достижение поставленных задач и формирование позитивной рабочей атмосферы в коллективе. При этом стоит отметить, что очень важно, чтобы новые умения стали системными, а не эпизодическими. Если ведущий обучения увидит в этом необходимость и будет иметь в своем репертуаре необходимые тренинговые упражнения, то он создаст необходимые условия, в которых каждый участник обучения попадет в ситуацию успеха, снизит психологическое напряжение, подскажет каждому участнику, на что стоит обратить внимание, повысит самооценку, улучшит настроение и создаст предпосылки для более эффективных рабочих коммуникаций. Это, в свою очередь, положительно отразится на взаимоотношениях внутри коллектива и, безусловно, на коммуникациях с начальством и родителями обучающихся. Положительная динамика в поведении участников тренинга наблюдается на следующий день и постепенно входит в привычное поведение коллектива [6].
Возможности разнообразных игровых методов и подходов в тренинговой работе действительно безграничны, отсюда такой большой интерес исследователей к играм, которые можно применить на тренинге (А.А. Вербицкий, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.). Рассмотренный нами тренинг, направленный на улучшение коммуникативных качеств, безусловно, не является панацей от всех проблем коллектива и специфических особенностей личности, но на сегодняшний день это один из самых действенных приемов развития профессионализма специалистов.
г
Библиографический список | |
1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб., 2002. 2 о
2. Берч П. Тренинг. СПб., 2003. 1|
3. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М., 2002.
4. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. Л., 1983.
5. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2004.
6. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. М., 2006.
Л.Р. Ягудина
Влияние внешних систем оценки на качество образования в интерпретациях преподавателей и студентов университета
В статье предпринята попытка определить, как потенциал влияния внешней системы оценки на качество высшего образования интерпретируется университетскими преподавателями и студентами. Представлены данные опроса, посвященного влиянию внешней оценки на качество образования, субъектах оценки его качества, культуре качества образования в вузе. Исследовательский материал подготовлен с использованием метода полуструктурированного интервью.
Ключевые слова: качество образования, внешняя оценка качества высшего образования, преподаватель, студент, культура качества.
Общая черта системных изменений в российском высшем образовании начала XXI в. - нацеленность на обеспечение качества образования, важной составляющей которого является объективная и прозрачная система внешней оценки качества. Термин «внешняя оценка» является «зонтичным» для всех видов оценки, осуществляемых субъектами, независимыми/внешними по отношению к объекту оценивания: к организации или к