Научная статья на тему 'Влияние тренингов на развитие профессионально-личностных компетенций педагогов'

Влияние тренингов на развитие профессионально-личностных компетенций педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / TRAINING / ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ / ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА / ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / TRAINING IN THE EDUCATION SYSTEM / ТРЕНИНГ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / TRAINING ON IMPROVING EFFICIENCY / EFFECTIVE FEEDBACK / COMMUNICATION FEATURES OF THE INTERACTION OF THE TEACHER AND THE STUDENT / TRAINING ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS / TRAINING ON THE DEVELOPMENT OF COMPETENCIES OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Юрий Иванович, Юстус Генрих Владимирович

В статье рассматриваются ключевые компоненты профессионализма современного педагога. Сформулированы основные профессиональные и личностные компетенции, которые необходимо учитывать на этапе становления и профессионального развития педагогического работника. На примере тренинга, направленного на развитие коммуникативных качеств педагога, представлены основные этапы и нюансы организации обучения. По мнению авторов, системная и целенаправленная работа в формате тренингов выступает хорошим стимулом для повышения квалификации и компетенций педагогов образовательных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербаков Юрий Иванович, Юстус Генрих Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of training on the development of professional and personal competencies of experts

The article describes the key components of professionalism of the modern teacher. The basic professional and personal competencies that need to be considered at the stage of formation and professional development of teaching staff are pointed out in the article. By an example of training aimed at developing the communication skills of the teacher, the main stages and learning the nuances of the organization are described. Systematic and purposeful work in the form of training serves a good incentive to improve the skills and competencies of teachers of educational institutions

Текст научной работы на тему «Влияние тренингов на развитие профессионально-личностных компетенций педагогов»

Ю.И. Щербаков, Г.В. Юстус

Влияние тренингов на развитие профессионально-личностных компетенций педагогов

В статье рассматриваются ключевые компоненты профессионализма современного педагога. Сформулированы основные профессиональные и личностные компетенции, которые необходимо учитывать на этапе становления и профессионального развития педагогического работника. На примере тренинга, направленного на развитие коммуникативных качеств педагога, представлены основные этапы и нюансы организации обучения. По мнению авторов, системная и целенаправленная работа в формате тренингов выступает хорошим стимулом для повышения квалификации и компетенций педагогов образовательных организаций.

Ключевые слова: тренинг, тренинг на развитие коммуникативных качеств, тренинг на развитие компетенций педагога, тренинг в системе образования, тренинг на повышение эффективности.

Соответствие современным и будущим/перспективным потребностям каждой личности, быстрая реализация социального заказа общества и государства, квалифицированная и качественная подготовка разносторонне развитой личности, способной к грамотной и успешной социальной адаптации в любом типе общества, готовой к любой трудовой деятельности (интеллектуальной и физической), беспрерывному самообразованию и возрастающему самосовершенствованию, являются основными целями современного успешного образования. Одним из гарантов достижения поставленных целей, безусловно, является современный педагог. В идеале это должна быть личность, которая может свободно мыслить, прогнозировать и моделировать результаты своей педагогической деятельности, при этом, конечно, учитывающая все факторы успешного образовательного процесса и свои сильные профессиональные стороны. Именно поэтому в последнее время резко повысился спрос на высококвалифицированную, разносторонне творчески мыслящую, конкурентноспособную на рынке образования личность педагога, способную к воспитанию любой личности в условиях современного, динамично меняющегося мира и потребностей общества.

™ е 55 Неоспорим тот факт, что одно из необходимых условий повышения

111 качества любого педагогического процесса - это безусловная

1 о Л профессиональная компетентность педагога, вне зависимости от того,

Ц. в каком звене работает данный педагог. Такие педагоги ценятся и в

ш о „

^ & детских садах, и в школах, и, конечно в вузах. Каждый из педагогов обладает набором персональный качеств, которые в совокупности называются профессиональной компетентностью, необходимой для успешной педагогической деятельности и профессионального роста. Само развитие профессиональной компетентности любого педагога - это целенаправленное развитие творческой и практической индивидуальности, открытости и своевременной восприимчивости к любым апробированным педагогическим инновациям и открытиям, а также способность оперативно адаптироваться в изменяющейся педагогической среде и разноплановым вызовам современного общества.

В основе большинства компетенций находятся: коммуникативная компетенция, информационная компетентность, интеллектуально-педагогическая компетентность, рефлексивная (осмысливающая) компетентность, командная компетенция, ориентация на результат, а не процесс, гибкость в выборе педагогических приемов и подходов. Совокупность и качественный вес каждой компетенции выступают в роли индивидуальных специфических особенностей каждой личности. Для успешной организации педагогического процесса иметь перечисленные компетенции недостаточно. Часто успешность деятельности педагога во многом зависит от его умения и способности оперативно мобилизовать собственные усилия или внутренние ресурсы на систематическую и качественную интеллектуальную работу (нередко - продолжительный период времени), рационально использовать имеющиеся ресурсы, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, максимально использовать свой педагогический потенциал, проявлять творческую и познавательную активность.

Многие педагоги вне зависимости от статуса, стажа и других формальных регалий продолжают проходить разнообразные обучающие программы (курсы повышения квалификации, экспертные школы, симпозиумы, круглые столы, деловые игры, мастерские и другие образовательные активности) [1]. Один из самых эффективных способов развития компетенций принято считать педагогический тренинг, который может быть разной продолжительности (от 4 до 32 академических часов) и иметь разные цели.

Тренинг - это форма активного, интенсивного и группового обучения по одной отдельно взятой теме, позволяющая субъекту обучения, т.е. само-

л

му участнику тренинга, с помощью незначительного корректирующего к воздействия со стороны ведущего обучения (например, бизнес-тренера, | о модератора, инициатора обучения и других квалифицированных | § специалистов) сформировать необходимые и актуальные знания, навыки с ЕЕ и умения, а также построить разнообразные социальные и межличностных отношения с другими участниками обучения [2].

Во время проведения тренинга создается продуктивная учебная деятельность (используется проблемный подход, основанный на принципе Колба: участники приобретают новый опыт через некую учебную проблему), происходит анализ возникающих ситуаций с точки зрения непосредственного участника, с позиции партнера или «пострадавшей» стороны, а также развивается способность к познанию и более комплексному пониманию себя и других в процессе учебного общения и деятельности. Выводы, полученные на тренинге, особенно если они были сделаны непосредственным участником проблемной ситуации или наблюдателями, считаются успешными, и они остаются в рабочем активе участников обучения. Фактически на тренингах происходит не просто детальный разбор проблемных и часто типовых ситуаций, а формируются рабочие и подчас универсальные алгоритмы поведения в той или иной по схожести ситуации [3].

Рассмотрим один из типовых тренингов, направленный на развитие коммуникативных качеств педагога. Цель данного тренинга: сформировать устойчивые коммуникативные навыки у всех без исключения сотрудников педагогического коллектива в решении педагогических задач, на основе группового взаимодействия и выполнения разнообразных тренинговых задач и упражнений. Задачи такого тренинга наиболее часто выглядят следующим образом: выработать единые правила эффективного взаимоотношения, отработать навыки конструктивного убеждения, расширить количество и качество аргументов в пользу своей позиции, развить устойчивое умение находить индивидуальный и результативный подход к людям разных психотипов, вспомнить особенности цепочки процесса коммуникации и рассмотреть важность отвлекающих факторов, усилить качество вербального и невербального общения.

Если директор образовательной организации не может сам обозначить цели, которые он хочет достигнуть с помощью этого тренинга, то хорошо себя зарекомендовала себя техника предтренинговой диагностики (сбор информации с помощью опросников, тестов, наблюдений, анализа результатов, анализа реальных проблемных ситуаций и других методов). Сбор предварительной информации помогает более сфокусированно провести это обучение, и это положительно сказывается на результатах

s g is обучения [4]. Например, педагогический тренинг для учителей

S Ol _

0 I sj начальных классов может быть направлен на развитие таких важных

1 о Л профессиональных качеств: максимально эффективный индивидуальный

Я» стиль профессиональных коммуникаций, умение успешно общаться с

О) о _

^ & коллегами по работе и руководством школы, своими воспитанниками и их родителями, а также представителями других социумов (за пределами образовательной организации). Такой тренинг по коммуникациям помогает выработать дополнительное качество - позитивное отношение к своей профессии и детям в классе, помогает попробовать на практике коммуникативные средства развивающего общения с детьми, способы эффективной и оперативной внутренней саморегуляции [5].

Программа тренинга состоит из системы упражнений, игровых ситуаций, кейсов и модераций. Каждое упражнение направлено на достижение поставленных задач и формирование позитивной рабочей атмосферы в коллективе. При этом стоит отметить, что очень важно, чтобы новые умения стали системными, а не эпизодическими. Если ведущий обучения увидит в этом необходимость и будет иметь в своем репертуаре необходимые тренинговые упражнения, то он создаст необходимые условия, в которых каждый участник обучения попадет в ситуацию успеха, снизит психологическое напряжение, подскажет каждому участнику, на что стоит обратить внимание, повысит самооценку, улучшит настроение и создаст предпосылки для более эффективных рабочих коммуникаций. Это, в свою очередь, положительно отразится на взаимоотношениях внутри коллектива и, безусловно, на коммуникациях с начальством и родителями обучающихся. Положительная динамика в поведении участников тренинга наблюдается на следующий день и постепенно входит в привычное поведение коллектива [6].

Возможности разнообразных игровых методов и подходов в тренинговой работе действительно безграничны, отсюда такой большой интерес исследователей к играм, которые можно применить на тренинге (А.А. Вербицкий, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.). Рассмотренный нами тренинг, направленный на улучшение коммуникативных качеств, безусловно, не является панацей от всех проблем коллектива и специфических особенностей личности, но на сегодняшний день это один из самых действенных приемов развития профессионализма специалистов.

г

Библиографический список | |

1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб., 2002. 2 о

2. Берч П. Тренинг. СПб., 2003. 1|

3. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М., 2002.

4. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. Л., 1983.

5. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2004.

6. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. М., 2006.

Л.Р. Ягудина

Влияние внешних систем оценки на качество образования в интерпретациях преподавателей и студентов университета

В статье предпринята попытка определить, как потенциал влияния внешней системы оценки на качество высшего образования интерпретируется университетскими преподавателями и студентами. Представлены данные опроса, посвященного влиянию внешней оценки на качество образования, субъектах оценки его качества, культуре качества образования в вузе. Исследовательский материал подготовлен с использованием метода полуструктурированного интервью.

Ключевые слова: качество образования, внешняя оценка качества высшего образования, преподаватель, студент, культура качества.

Общая черта системных изменений в российском высшем образовании начала XXI в. - нацеленность на обеспечение качества образования, важной составляющей которого является объективная и прозрачная система внешней оценки качества. Термин «внешняя оценка» является «зонтичным» для всех видов оценки, осуществляемых субъектами, независимыми/внешними по отношению к объекту оценивания: к организации или к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.