Научная статья на тему 'Развитие кадрового потенциала Волгоградской области'

Развитие кадрового потенциала Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ИНЕРЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН / ТРУДОСПОСОБНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / LABOUR MARKET / INERTIAL FORECAST / MANPOWER POTENTIAL / LABOUR MOBILITY OF CITIZENS / AGE ABILITY TO WORK / LABOR MARKET REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Ольга Витальевна

В статье рассматриваются особенности регионального аспекта использования трудового потенциала. Актуальность проблемы обусловлена децентрализацией рынка труда и усилением значения региональной сферы занятости как составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANPOWER POTENTIAL DEVELOPMENT IN VOLGOGRAD REGION

The article if focused on peculiarities of the regional aspect of labor force potential use. The actuality of the problem is caused by decentralization of the labour market and rising the importance of the regional sphere of employment as a constituent part of the regional economic complex reproduction.

Текст научной работы на тему «Развитие кадрового потенциала Волгоградской области»

Развитие кадрового потенциала Волгоградской области

О.В. Федотова, к.э.н., ГУ «Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации»

Одной из важнейших особенностей динамики и развития трудового потенциала является его региональная детерминанта. В условиях распада межрегиональных хозяйственных связей необходимо особо подчеркнуть значение регионального аспекта использования трудового потенциала, поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Резко усилился процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, принимающего на себя функции регулирования. Соответственно и система управления (регулирования) рынком труда и занятостью формируется и нуждается в укреплении прежде всего на региональном уровне [1].

Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2007—2010 гг. направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий

для повышения эффективности занятости населения. Реализация приоритетных национальных проектов в области жилищного строительства и сельского хозяйства, государственных инвестиционных проектов требует скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по решению задачи обеспечения новыми рабочими местами кадровые ресурсы. Одним из приоритетных направлений взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала является: привлечение молодежи к освоению рабочих профессий; предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий [2].

В настоящее время динамика показателей рынка труда Волгоградской области свидетельствует о том, что число вакантных рабочих мест стало ниже численности безработных и сокращается более чем на 5 тыс. единиц в месяц (с 31390 рабочих мест на 1 октября 2008 г. до 15497 рабочих мест на конец 2008 г.).

По инерционному прогнозу (при сохранении сложившихся к концу 2008 г. тенденций), в 2009 г. численность граждан, признанных безработными органами службы занятости, составило более 110,2 тыс. человек. Численность обратившихся в службу занятости в поисках работы составила

165 тыс. человек. По варианту развития ситуации с учётом выхода на рынок труда работников, находящихся под риском увольнения, прогнозируется, что 74 тысячи работников будут уволены из организаций области по сокращению численности или штата и по собственному желанию. Кроме того, в июле — сентябре 2009 г. на рынок труда области вышли 45 тыс. выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, и, по предварительной оценке, 25 тыс. человек из них нуждаются в трудоустройстве. По оценке, при существующей динамике снизилось число вакансий до 7 тыс. рабочих мест на конец 2009 г. (30 тыс. единиц в среднем в 2008 г.), что привело к уровню регистрируемой безработицы 4,18% в конце 2009 г. (рис. 1).

В Волгоградской области разработана Программа дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда. Её целью является снижение напряжённости на рынке труда и сохранение имеющегося кадрового потенциала.

Для реализации поставленной цели сформулированы задачи по следующим направлениям: расширение возможностей занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения;

предоставление дополнительных социальных гарантий в области занятости гражданам, находящимся под угрозой увольнения;

сохранение мотивации к труду у граждан, находящихся под угрозой увольнения;

организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под угрозой увольнения;

сохранение и рациональное использование рабочих кадров Волгоградской области в сложившихся условиях территориального рынка труда;

расширение сферы применения общественных и временных работ и совершенствование системы финансирования общественных работ;

координация видов и объёмов организуемых органами службы занятости общественных и временных работ с планами социально-экономического развития территорий;

повышение престижности общественных работ за счёт расширения видов работ социально значимого характера;

расширение возможностей занятости выпускников образовательных учреждений;

организация стажировки на предприятиях (в организациях) Волгоградской области выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы и возможного закрепления на первом рабочем месте;

сохранение мотивации к труду у выпускников образовательных учреждений;

профилактика преступности среди молодежи из числа выпускников образовательных учреждений;

поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан;

создание новых рабочих мест в малом бизнесе; совершенствование механизмов финансовой поддержки безработных граждан, организующих предпринимательскую деятельность, и самозанятости;

повышение трудовой мобильности граждан; расширение возможностей временной (сезонной) занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

выполнение работ, имеющих важное социально-экономическое значение в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

—♦— числен ность безработных (инерц)

—■— числен ность безработных

Рис. 1 - Динамика показателей рынка труда Волгоградской области в 2009 г. (человек)

стимулирование процессов трудовой миграции через обеспечение переезда безработных граждан в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

предоставление возможности российским гражданам занимать вакантные и создаваемые рабочие места, ранее предназначенные для замещения иностранными работниками [3].

Демографическая ситуация складывается таким образом, что уже в ближайшие годы Волгоградская область не сможет решать экономические проблемы за счёт простого наращивания численности занятых в экономике. К 2016 г., по прогнозу органов госстатистики, на одного работающего будут приходиться два неработающих гражданина.

Из-за неблагоприятной демографической ситуации на большинстве предприятий наблюдается старение персонала. Доля молодежи в составе работников предприятий — в среднем не более 25%. Численность трудовых ресурсов в 2009 г. составила 1643,5 тыс. человек и по сравнению с 2003 г. увеличилась на 125 тыс. человек. При этом в составе трудовых ресурсов снизился удельный вес трудоспособного населения в трудоспособном возрасте с 97 до 95%.

Демографическая ситуация в значительной степени оказывает влияние на изменение численности и состава трудовых ресурсов области.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению численности населения в трудоспособном возрасте (мужчин 16—59 лет, женщины 16—54 лет), в основном за счёт вхождения в этот возраст граждан, родившихся в середине и конце 1990-х гг. Так, с 2003 по 2009 гг. численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась на 5,3% и за 2009 г. составила 1610,2 тыс. человек.

При этом численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за 2003—2009 гг увеличилась на 6,0% и в 2009 г. составила 1561,5 тыс. человек (за счёт корректировки численности населения трудоспособного возраста на неработающих инвалидов этого возраста; не-

работающих мужчин 50—59 лет и женщин 45—54 лет, получающих пенсии на льготных условиях, и некоторых других категорий).

Большая доля в структуре трудоспособного населения в трудоспособном возрасте приходится на занятое население: 78% в 2003 г. и 79,2% в 2009 г. Увеличение доли занятого населения в трудоспособном возрасте обусловлено темпами, опережающими рост трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Так, если с 2003 по 2009 гг., по оценке, темпы роста трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составили 6%, то занятого населения в трудоспособном возрасте — 7,6%.

Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала Волгоградской области показал, что практически на всех предприятиях действует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Вместе с тем подготовка кадров на производстве ориентирована в основном на получение первичной квалификации в виде упрощённых требований. В то же время практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций.

Сегодня в области существует огромный отрыв требований рынка от программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов.

Поскольку в профессиональных образовательных учреждениях продолжается подготовка рабочих и специалистов по профессиям и специальностям, невостребованным на рынке труда, то в числе безработных увеличивается доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование.

Литература

1. Озов А.А. Реализация трудового потенциала региона в условиях трансформационной экономики / под редакцией В.В. Черноуса // Приложение к «Южнороссийскому обозрению» Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Ростов-на-Дону, 2005. 140 с.

2. О проекте Концепции действий на рынке труда на 2007— 2010 гг. // Промышленный еженедельник. 2007. № 6 (189).

3. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области: постановление Администрации Волгоградской области от 13 января 2009 г. № 3-п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.