УДК 331.101.26 Кулик Николай Иванович научный сотрудник
Северо-Восточного комплексного научноисследовательского института им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук dom-hors@mail.ru
АНАЛИЗ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ЧУКОТСКОГО АО
Kulik Nikolay Ivanovich
Research associate at North-Eastern Complex Research Institute named after N.A. Shilo, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Science dom-hors@mail.ru
ANALYSIS OF THE RESULT-FOCUSED INCENTIVES OF LABOR SUPPLY BY THE REGIONAL AUTHORITIES OF
THE CHUKOTKA AUTONOMOUS DISTRICT
Аннотация:
В статье последовательно рассматриваются мероприятия региональных органов власти, направленные на стимулирование предложения рабочей силы в Чукотском АО в рамках региональных целевых программ. Делается вывод о том что, несмотря на общую социальную направленность принимаемых мер, результаты программно-целевых мероприятий оказывают влияние на состояние регионального рынка труда и активизируют процессы, которые в Чукотском АО не могут регулироваться рыночными отношениями.
Ключевые слова:
региональный рынок труда, предложение на рабочую силу, программно-целевой метод управления, Чукотский АО, самозанятость.
Summary:
The article considers consecutive measures of the regional authorities aimed to encourage labor supply in the Chukotka Autonomous District by means of the regional special purpose programs. The author concludes that in spite of the general social focus of the undertaken measures, the incentives’ results impact on the state of the regional labour market and intensify the processes which can’t be regulated by the market relations in Chukotka.
Keywords:
regional labor market, labor supply, management by objectives, Chukotka Autonomous District, selfemployment.
На состояние занятости населения на региональном уровне, кроме прочих факторов, оказывает влияние и качество функционирования институциональной системы, в том числе место, роль и характер участия государства в рыночной экономике, методы государственного регулирования трудовых отношений [1, с. 1].
Одним из способов современного государственного управления, позволяющего учесть специфику отдельной территории и обеспечивающего правильный выбор узловых объектов стимулирования на основе имеющихся финансовых возможностей региона, является целевое программирование. В Чукотском АО с 2002 г. в среднем ежегодно реализуется около 25-ти различных региональных целевых и адресных программ, направленных на развитие отдельных сфер и решение наиболее актуальных проблем. Отдельные целевые и адресные программы включают меры, направленные на стимулирование занятости населения округа и отражают региональную политику в области регулирования рынка труда государственными методами. Стимулирование занятости осуществляется путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Мероприятия региональных органов власти, направленные на стимулирование спроса на рабочую силу в Чукотском АО в рамках региональных целевых программ (далее - РЦП) уже рассматривались автором данной работы [2]. В настоящей статье, на основе анализа РЦП, действовавших либо действующих на территории Чукотского АО, проведем анализ содержания принимаемых мер в отношении стимулирования предложения рабочей силы и попробуем оценить воздействие этих мер на рынок труда округа.
В экономическом смысле предложение рабочей силы определяют как предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей в качестве товара на рынке труда, покупателю данного специфического товара - работодателю за определенную плату, на определенный временной период [3, с. 114]. Предложение труда характеризует численность экономически активного населения и ее состав по демографическим признакам, образованию, квалификации и другим характеристикам.
До 90-х гг. XX в. рынок труда в Чукотском АО был привлекателен для рабочей силы, несмотря на экстремальные и дискомфортные для проживания природно-климатические условия. Это было связано с относительно высокой оплатой труда (в том числе за счет максимально действующих северных надбавок), возможностью быстрого карьерного роста, получением жилья и другими социальными и экономическими благами, характеризующими политику патернализма в отношении населения Крайнего Севера [4]. Однако в начале перестроечного периода, в связи с нестабильностью социально-экономической ситуации в регионе Чукотский АО перестал быть привлекательным для трудоспособного населения и высококвалифицированных кадров: за период между переписью населения 1989 г. и переписью 2002 г. численность постоянных жителей Чукотского АО сократилась в 3,2 раза - округ покинули наиболее квалифицированные кадры, что продолжает сказываться на дисбалансе рынка труда и в настоящее время. В частности, в Чукотском АО предложение рабочей силы по уровню образования и квалификации не соответствует спросу предприятий и организаций. Так, из числа безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, 63,7 % граждан не имеют профессионального образования; 3,7 % граждан не имеют среднего (полного) образования; 32,6 % граждан имеют профессиональное образование, из них: имеют высшее профессиональное образование 3,8 %, среднее профессиональное образование 9,4 % и начальное профессиональное образование 19,4 %. Кроме того, на предложение рабочей силы влияет низкий уровень внутренней трудовой мобильности, обусловленный отсутствием развитого рынка жилья, затратной транспортной составляющей (сообщение между населенными пунктами осуществляется в большинстве случаев авиатранспортом) и не развитый рынок услуг образовательных учреждений различного уровня образования.
Стимулирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом - получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате [5]. Региональными органами власти Чукотского АО политика в области стимулирования предложения рабочей силы направлена, прежде всего, на подготовку и переподготовку специалистов, востребованных округом. Как известно, содействие профессиональной подготовке и переподготовке, ориентированной на занятость с учетом персональных интересов, а также содействие трудоустройству, включая профориентацию и профконсуль-тирование, являются основными направлениями государственной политики стимулирования предложения рабочей силы [6].
В соответствии с заявленными в центры занятости населения вакансиями, на территории Чукотского автономного округа на протяжении последних лет наиболее востребованными остаются врачи и учителя различных специализаций; специалисты в области гидрометеорологии; бухгалтеры различных специализаций и квалификаций; инженеры по охране труда, эксплуатации теплотехнического оборудования, строительству, проектным работам, испытаниям оборудования, режимам оперативно-диспетчерской связи, вентиляции, энергетики; специалисты в сфере добычи драгоценных металлов и полезных ископаемых (вахтовый метод работы) различных специализаций, квалификаций и уровня образования. Кроме деятельности в области обеспечения начального, среднего и высшего профессионального образования по необходимым округу специальностям [7], в Чукотском АО в рамках региональных целевых программ реализуются мероприятий по краткосрочной подготовке и переподготовке субъектов рынка труда, а также комплекс мероприятий по профориентации граждан.
Системно данная работа в округе началась в период реализации общероссийской программы антикризисных мероприятий на условиях софинансирования из средств федерального бюджета. В рамках РЦП «Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на 2009 год» [8] было организовано опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, перевода на неполный рабочий день, предоставления отпуска без сохранения заработной платы и пр. Механизм реализации данного мероприятия предполагал возмещение расходов предприятиям или учреждениям, организующим профессиональное обучение граждан.
В 2010-2011 гг. в рамках РЦП по снижению напряженности на рынке труда в Чукотском АО [9] региональные власти выделили такое направление стимулирования предложения рабочей силы, как организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. В соответствии с данным направлением выпускники образовательных учреждений, испытывающие трудности в поиске работы, направляются на предприятие для прохождения стажировки, в среднем на 3 месяца. Работодатель, предоставляющий рабочее место для осуществления стажировки, разрабатывает и утверждает индивидуальную программу стажировки, а также закрепляет за выпускником наставника. По окончании стажировки работодателем дается отзыв о результатах ее прохождения с указанием перспективы
постоянного трудоустройства на данном предприятии (организации). Мероприятие, в целом показало свою эффективность. В частности, после прохождения стажировки все принявшие участие в программе выпускники были трудоустроены.
В 2011-2012 гг. в рамках РЦП содействия занятости и снижения напряженности на рынке труда [10] финансировались мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, в целях повышения уровня их профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
Мероприятия по обучению и повышению квалификации были предусмотрены также в рамках РЦП по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Чукотском АО. Так, в 2010-2012 гг. в соответствии с направлением РЦП «Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации» были предоставлены образовательные услуги молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднеспециального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий (Школы молодежного предпринимательства) и организованы курсы обучения граждан основам предпринимательской деятельности в районах и отдаленных селах округа. В 2010-2011 г. услугами по обучению воспользовались около 700 субъектов рынка труда.
Программно-целевыми мероприятиями предусмотрена также профориентационная работа. Профессиональная ориентация в Чукотском АО осуществляется за счет предпрофильной подготовки в основной школе и профессионального обучения в старшей школе. Кроме того, Управлением государственной службы занятости населения совместно с центрами занятости населения проводятся мероприятия по профессиональной ориентации выпускников учебных заведений и безработных граждан. Ежегодно в округе более 1 700 человек, в том числе более 1 000 граждан в возрасте 14-17 лет получают услуги по профессиональной ориентации. Участники мероприятия получают информацию о наиболее востребованных профессиях, специальностях на территории Чукотского АО, проводится тестирование, которое позволяет участнику определить область профессионального применения своих способностей и возможностей.
Таким образом, в рамках региональных целевых программ происходит в основном стимулирование предложения рабочей силы среди отдельных субъектов рынка труда - выпускников, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, молодежи до 30 лет без опыта работы. Природно-климатические особенности округа, а также низкая плотность населения, не позволяют в полной мере сформировать на территории Чукотского АО эффективную систему подготовки кадров с учетом всех уровней образования. Кроме того, по мнению, исследователей вопросов занятости в России, сложившаяся система подготовки кадров, их переподготовки, повышения квалификации во многом не учитывает особенностей рыночных условий; государственные меры пока еще не основываются на четкой долговременной политике, знаний потребностей рынка и учитывающих изменяющуюся структуру спроса на рабочую силу [11, с. 240].
Решению же этого вопроса программно-целевыми методами в Чукотском АО препятствует также бюджетный дефицит. Поэтому, на наш взгляд, перспективным направлением повышения эффективности государственной политики в области стимулирования предложения рабочей силы станет реализация совместных проектов служб занятости с хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями) округа по регулированию предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, а также создание льготных условий для работодателей, организующих стажировки для слабо конкурентоспособных категорий граждан. Перспективным способом подготовки специалистов может стать также дистанционное обучение.
Еще одним направлением государственного стимулирования предложения рабочей силы является организация самозанятости. Указанную меру можно назвать общероссийской: она реализуется на всей территории страны и включена в региональные программы поддержки занятости населения. В рамках содействия самозанятости предусматриваются как материальные виды помощи в организации гражданином собственного рабочего места, так и нематериальные -консультации специалистов в области создания собственного дела и составлению бизнес-планов, обучение основам предпринимательства и т.д. В соответствии с данным направлением, предусмотренным РЦП снижения напряженности на рынке труда Чукотского АО, в 2009-2011 гг. 59 безработных граждан организовали собственное дело, на организацию собственного дела им была оказана материальная поддержка в сумме более 4,5 миллионов рублей. Учитывая, что в регионе численность экономически активного населения менее 30 тыс. человек, отсутствует регулярная транспортная связь, действуют высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы, а создание собственного дела требует значительного первоначального капитала и связано с высокими рисками, подобная цифра может считаться серьезным показателем результативности политики организации самозанятости населения.
Формально, лица, сами создающие для себя рабочие места, становятся самостоятельными, и их занятость обеспечивается помимо рынка труда. Таким образом, государство, содействуя самозанятости, исключает эту группу из числа лиц, предлагающих свою рабочую силу на рынке труда. Тем самым сокращается дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Более того, отдельные самозанятые граждане при условии успешного развития собственного дела в перспективе становятся потенциальными создателями рабочих мест. О результативности целевых программных мероприятий по направлению организации самозанятости может свидетельствовать стабильный рост числа индивидуальных предпринимателей в течение последнего ряда лет (на 01.01.2010 - число физических лиц, зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей составляло 1 296, на 01.01.201 - 1 312, на 01.01.2012 - 1 352) и снижение числа безработных в абсолютных показателях (на 01.01.2010 - численность безработных граждан составляла - 1 077 чел., на 01.01.2011 - 970 чел., на 01.01.2012 - 929 чел.).
К формам стимулирования предложения рабочей силы государственными методами можно также отнести активное информирование населения об имеющихся рабочих местах и вакансиях, а также скоординированную и взвешенную миграционную политику, включающую субсидирование территориальной подвижности, построенную с учетом ситуации на рынке труда и с задачей его максимальной мобилизации [12]. Относительно организации внутритер-риториальной мобильности в Чукотском АО в рамках РЦП в 2009 г. была предусмотрена адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера. Однако эта мера оказалась невостребованной населением.
Обеспечение кадрами экономики округа на период сезонного увеличения объема работ, осуществляется за счет привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации, иностранной рабочей силы. Вместе с тем по данным Управления занятости населения Чукотского АО потребность организаций и предприятий в кадрах, не связанных с сезонным выполнением работ, удовлетворена не полностью, в том числе в сфере здравоохранения обеспеченность составляет 70 % специалистами высшего профессионального образования, 83 % специалистами среднего профессионального образования. В сфере образования обеспеченность составляет 96 % специалистами высшего профессионального образования, 91 % специалистами среднего профессионального образования. Обе сферы в полном объеме обеспечены специалистами начального профессионального образования. По отрасли «сельское хозяйство» обеспеченность составляет 76,5 % специалистами высшего профессионального образования, 79,7 % специалистами среднего профессионального образования, 29,1 % специалистами начального профессионального образования.
Как уже отмечалось выше, экстремальные и дискомфортные для проживания природноклиматические условия Чукотского АО, удаленность от центральных районов страны, сложная транспортная схема на фоне отсутствия каких-либо специальных льгот в виде выделения жилья, дополнительных средств и т.д. являются ограничивающими факторами для привлечения и закрепления квалифицированной рабочей силы. Соответственно для стимулирования предложения рабочей силы в отдельных сферах, региональными органами власти разработаны и реализуются специальные целевые программы и подпрограммы.
С 2011 г. в округе действует долгосрочная региональная целевая программа «Обеспечение кадрового потенциала системы здравоохранения Чукотского автономного округа на 2011-2013 годы» [13]. Программой предусмотрены выплаты единовременного пособия врачам, прибывшим после прохождения интернатуры (ординатуры) и заключившим трудовой договор с учреждением здравоохранения Чукотского АО (в размере 100 тыс. рублей); выплаты ежегодного пособия врачам, прибывшим для работы в учреждения здравоохранения Чукотского АО и заключившим трудовой договор с учреждением здравоохранения Чукотского АО (в размере 100 тыс. рублей, а врачам, прибывшим для работы в сельской местности, - 150 тыс. рублей); выплаты денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений врачам, прибывшим для работы в учреждение здравоохранения Чукотского АО (в размере 10 тыс. рублей ежемесячно врачу и 15 тыс. рублей семье, состоящей из врачей); уплата страховых взносов по единовременным и ежегодным пособиям.
Также с 2011 г. в рамках региональных целевых программ действует комплекс мероприятий по обеспечению кадрового потенциала системы образования, культуры и спорта. В частности, в соответствии с подпрограммой «Обеспечение кадрового потенциала системы образования Чукотского автономного округа» долгосрочной региональной целевой программы «Развитие образования Чукотского автономного округа на 2011-2013 годы» [14] и разделом «Обеспечение кадрового потенциала учреждений культуры Чукотского автономного округа» долгосрочной региональной целевой программы «Культура Чукотки на 2010-2012 годы» [15] для работников
сферы образования и культуры предусмотрены выплаты единовременного пособия прибывшим в учреждения специалистам, заключившим контракт с учреждением; выплаты единовременного годового пособия специалистам с учетом опыта, принятым на работу в учреждения; оказание поддержки молодым специалистам, не имеющим стажа работы и уплата страховых взносов по единовременным пособиям и поддержке молодых специалистов. Отдельным пунктом предусмотрена также оплата расходов органу исполнительной власти округа на подбор кадров в центральных районах страны, что является специфической мерой именно для Чукотского АО.
Вышеперечисленные выплаты и компенсации работникам бюджетной сферы стимулируют предложение труда квалифицированными специалистами, формируют спрос у них на рабочие места в учреждениях Чукотского АО и потенциально способствуют мобилизации трудовых ресурсов на территорию. Наблюдается процесс, при котором государство за счет своих средств повышает цену рабочей силы. Если перенести меры стимулирующего характера, предпринимаемые региональными органами власти Чукотского АО на классическую модель рынка труда, при которой кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона (с ростом уровня заработной платы спрос на труд в масштабе экономики падает), а кривая предложения труда имеет положительный угол наклона (с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается), то результатом этих мер, становится попытка выравнивания кривой предложения до уровня равновесного пересечения со спросом.
В связи с тем, что мероприятия по стимулированию предложения рабочей силы системно стали реализовываться органами региональной власти Чукотского АО не так давно, оценка их реального влияния на региональный рынок труда будет преждевременной. Вместе с тем можно говорить о том, что в области стимулирования занятости в Чукотском АО постепенно складывается региональная доминанта, учитывающая процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками.
Активизация стимулирования предложения на рабочую силу в рамках региональных целевых/адресных программ и постепенное увеличение доли в финансировании этих мероприятий средств окружного бюджета наметили положительную тенденцию для дальнейших перспектив развития рынка труда в целом и его стабилизации в Чукотском автономном округе.
Ссылки:
1. Буторин А.М. Основные направления регулирования занятости населения в регионе. М., 2012
2. Кулик Н.И. Программно-целевое стимулирование спроса на рабочую силу региональными органами власти (на примере Чукотского АО) // Экономические науки. 2012. № 9 (94). С. 49-54.
3. Буланова В.С. Рынок труда: учеб. / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М., 2007.
4. Кулик Н.И. Проблемы формирования регионального рынка труда в Чукотском АО // Вопросы экономики и права. 2012. № 5 (47). С. 47-50.
5. Маркетинг рабочей силы: учеб. пособие / В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова. СПб., 1997.
6. Там же.
7. Корреляция программ развития учреждений профобразования с прогнозом потребности экономики региона в кадрах осуществляется через ежегодное издание распорядительных актов Правительства Чукотского автономного округа, устанавливающих перечень специальностей (направлений подготовки) и контрольные цифры приёма в разрезе учреждений профессионального образования. Перечень направлений подготовки определяется на основании предложений хозяйствующих субъектов и администраций муниципальных образований Чукотского автономного округа.
8. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 12 февраля 2009 г. № 26 «Об утверждении региональной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на
2009 год» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012.
9. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 8 декабря 2009 г. № 356 «Об утверждении региональной адресной программы “Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на
2010 год”» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012 ; Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 20 сентября 2010 г. № 291 «Об утверждении региональной адресной программы “Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на 2011 год”» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012.
10. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 20 сентября 2010 г. № 291 «Об утверждении региональной адресной программы «Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на
2011 год» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012 ; Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 27 октября 2011 г. № 445 «Об утверждении региональной целевой программы “Содействие занятости населения в Чукотском автономном округе на 2012 год”» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012.
11. Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование. СПб., 2008.
12. Маркетинг рабочей силы ...
13. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 15 апреля 2011 года № 147 «Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы “Обеспечение кадрового потенциала системы здравоохранения Чукотского автономного округа на 2011-2013 годы”» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012.
14. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 5 августа 2010 года № 245 «Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы “Развитие образования Чукотского автономного округа на 2011-2013 годы”» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 2012.
15. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 29 сентября 2009 года № 273 «Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы “Культура Чукотки на 2010-2012 годы”» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ, 20l2.
References (transliterated):
1. Butorin A.M. Osnovnie napravleniya regulirovaniya zanyatosti naseleniya v regione. M., 2012
2. Kulik N.I. Programmno-tselevoe stimulirovanie sprosa na rabochuyu silu regional'nymi organami vlasti (na primere Chu-kotskogo AO) // Ekonomicheskie nauki. 2012. № 9 (94). P. 49-54.
3. Bulanova V.S. Rynok truda: textbook / ed. by prof. V.S. Bulanov and prof. N.A. Volgin. M., 2007.
4. Kulik N.I. Problemy formirovaniya regional'nogo rynka truda v Chukotskom AO // Voprosy ekonomiki i prava. 2012. № 5 (47). P. 47-50.
5. Marketing rabochey sily: manual / V.V. Tomilov, L.N. Semerkova. SPb., 1997.
6. Ibid.
7. Correlation of the development programs for vocational education institutions according to projection of human resources demand for the regional economics is carried out by means of annual publication of the regulations of the Administration of the Chukotka Autonomous District. The regulations specify a list of special subjects (professions) and scheduled figures of admission for the vocational education institutions. The list of professions is determined by supply of the business entities and municipal administrations of the Chukotka Autonomous District.
8. Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 12 fevralya 2009 g. № 26 «Ob utverzhdenii regional'noy tselevoy programmy «Snizhenie napryazhennosti na rynke truda Chukotskogo avtonomnogo okruga na 2009 god» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012.
9. Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 8 dekabrya 2009 g. № 356 «Ob utverzhdenii regional'noy adresnoy programmy “Snizhenie napryazhennosti na rynke truda Chukotskogo avtonomnogo okruga na 2010 god”» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012 ; Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 20 sentyabrya 2010 g. № 291 «Ob utverzhdenii regional'noy adresnoy programmy “Snizhenie napryazhennosti na rynke truda Chukotskogo avtonomnogo okruga na 2011 god”» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012.
10. Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 20 sentyabrya 2010 g. № 291 «Ob utverzhdenii regional'noy adresnoy programmy «Snizhenie napryazhennosti na rynke truda Chukotskogo avtonomnogo okruga na 2011 god» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012 ; Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 27 oktyabrya 2011 g. № 445 «Ob utverzhdenii regional'noy tselevoy programmy “Sodeystvie zanyatosti naseleniya v Chukotskom avtonomnom okruge na 2012 god”» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012.
11. Oganyan K.M., Strel'tsov N.M. Zanyatost' naseleniya i ee regulirovanie. SPb., 2008.
12. Marketing rabochey sily ...
13. Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 15 aprelya 2011 goda № 147 «Ob utverzhdenii dol-gosrochnoy regional'noy tselevoy programmy “Obespechenie kadrovogo potentsiala sistemy zdravookhraneniya Chukotskogo avtonomnogo okruga na 2011-2013 gody”» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012.
14. Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 5 avgusta 2010 goda № 245 «Ob utverzhdenii dol-gosrochnoy regional'noy tselevoy programmy “Razvitie obrazovaniya Chukotskogo avtonomnogo okruga na 2011-2013 gody”» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012.
15. Postanovlenie Pravitel'stva Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 29 sentyabrya 2009 goda № 273 «Ob utverzhdenii dol-gosrochnoy regional'noy tselevoy programmy “Kul'tura Chukotki na 2010-2012 gody”» [Electronic resource]. Dostup iz sistemy GARANT, 2012.