3. Barna Katalin. Measuring regional competitiveness. Journal of Central European Agriculture. Vol 8 (2007) No. 3. P. 343-356.
4. Motorina O. Ocenka urovnja konkurentosposobnosti Respubliki Belarus' [Assessment of the competitiveness level of the Republic of Belarus]. BaHKaycKi BecHiK. № 10. 2014. P. 37-45.
5. Mercedes Delgado, Christian Ketels, Michael E. Porter, and Scott Stern. The Determinants of National Competitiveness. NBER Working Paper No. 18249. July 2012. JEL No. O12, O47, O5.
6. Official website of the «Beacon Hill Institute». [Electronic resource]. URL: http://www.beaconhill.org (accessed: 04.08.2017).
7. Huovari, Janne - Kangarharju, Aki - Alanen, Aku. 2001. Constructing an index for regional competitiveness. Pellervo Economic Research Institute Working Papers No. 44. 23 p.
8. Abdurazakov A. A., Rahimi Sh. Ocenka konkurentosposobnosti regionov Respubliki Tadzhikistan. [Evaluation of the competitiveness of the regions of the Republic of Tajikistan] // Vestnik TGUPBP [Bulletin of TSU LBP]. 2013. №2 (54). P. 148-155. [in Russian]
9. Aiginger K., Firgo M., 2015. Regional Competitiveness Under New Perspectives, WWWforEurope Policy Paper series 26, WWWforEurope. [Electronic resource]. URL: https://ideas.repec.org/p/feu/wfeppr/y2015m10d0i26.html (accessed: 04.08.2017).
10. Official website of the «PCI». [Electronic resource]. URL: http://eng.pcivietnam.org/index.php (accessed: 04.08.2017).
11. Huggins R. Creating a UK Competitiveness Index: Regional and Local Benchmarking. Regional Studies, Vol. 37.1, pp. 89-96, 2003.
12. Fathutdinov R.A. Strategicheskij marketing [Strategic marketing]: Uchebnik. — M.: ZAO "Biznes-shkola "Intel-Sintez", 2000. — 640 p. [in Russian].
13. Official website of the «AV Group». [Electronic resource]. URL: http://av-group.ru (accessed: 04.08.2017). [in Russian]
14. Bannikov A.Ju. Faktory konkurentosposobnosti regionov Rossii (na primere subektov Privolzhskogo federal'nogo okruga) [Factors of competitiveness of Russian regions (on the example of the subjects of the Volga Federal District)] // Voprosy upravlenija [Management issues]. 2015. №3 (15). P. 145-148. [in Russian]
15. Larina N.I. Klasterizacija kak put' povyshenija mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti strany i regionov [Clustering as a way to increase the international competitiveness of the country and regions] / N.I. Larina, A.I. Makaev // Jeko [Eco]. -2006. - №10. - P. 2-26. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.091 Савченко И.С.
Академия государственной противопожарной службы МЧС России г. Москва РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ)
Аннотация
Определены теоретические и практические основы совершенствования управления кадровым потенциалом подразделений надзорной деятельности и профилактической работы. Выработаны основные критерии и нормы расчета необходимой штатной численности инспекторского состава подразделений надзорной деятельности по субъекту РФ, учитывая риск - ориентированный подход при осуществлении надзорной деятельности, интегрированный социально-экономический пожарный риск и другие новые формы и методы работы. Установлены основные направления повышения профессионального уровня инспекторского состава, внедрение новых форм и методов профессиональной подготовки.
Ключевые слова: кадровый потенциал подразделений надзорной деятельности и профилактической работы, риск-ориентированная модель осуществления проверок, развитие профилактической работы, система оценки результативности и эффективности надзорных органов, интегрированный социально-экономический пожарный риск.
Savchenko I.S.
Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF SUPERVISORY AUTHORITIES (ON THE EXAMPLE OF SUPERVISORY ACTIVITY MANAGEMENT AND PREVENTIVE WORK OF THE HEAD OFFICE OF THE DEPARTMENT OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN KHABAROVSK REGION)
Abstract
Theoretical and practical foundations of improving the management of the personnel potential of the units of supervisory and preventive activities are determined. The main criteria and norms for calculating the necessary number of inspectors for the supervisory authorities of the subject of the Russian Federation with regard to the risk-oriented approach in the implementation of supervisory activities, integrated social and economic fire risk and other new forms and methods of work are developed. The main directions of increasing the professional level of the inspectorate are established, new forms and methods of training are introduced.
Keywords: personnel potential of the supervisory and preventive activities, risk-based model for conducting inspections, the development of preventive work, system for assessing the effectiveness and efficiency of supervisory authorities, integrated social and economic fire risk.
Государственно-управленческая деятельность представляет собой вид общественно-полезного труда, требующий от каждого, кто занят в этой сфере, определённого уровня образования, квалификации и особых личностных качеств для выполнения своих задач [8, С. 7].
Актуальность темы управления кадрами в надзорных органах МЧС РФ обусловлена тем, что багаж навыков у большинства сотрудников не отвечает современным реалиям, учитывая новые формы и методы работы, кроме того практически исключался какой-либо инновационный подход к выполнению служебных обязанностей.
Не является исключением кадровый состав надзорных подразделений МЧС РФ. Так, стал насущным вопрос о качественной составляющей сотрудников, а также поиска критериев, позволяющих аргументировано скорректировать достаточную штатную численность сотрудников территориальных подразделений надзорных органов МЧС РФ, в условиях проводимой оптимизации. Плодотворная реализация этих вопросов позволит эффективно решать служебные задачи и обеспечит высокий уровень профессионализма.
Ядром кадрового аппарата, является человек как носитель профессиональных знаний, опыта и квалификации, его интересы и потребности в сфере реализации профессиональных задач. В этой связи, стратегия развития кадров подразделений надзорной деятельности Главного управления МЧС РФ по Хабаровскому краю должна быть нацелена на создание главного ресурса государственного управления — высококвалифицированного, работоспособного, высокоморального, интеллектуального, действующего на правовой основе аппарата [2].
Постоянное развитие и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необратимо вызывает потребность модернизации кадрового потенциала Министерства. В связи с изменением форм, методов и подходов при осуществлении надзорных функций, эти тенденции напрямую коснулись и надзорных подразделений Главного управления МЧС РФ по Хабаровскому краю [2]. Эти изменения связанны: со снижением администрирования бизнеса, риск - ориентированной специфики планирования проверочных мероприятий, наращиванием профилактической работы, а также автоматизацией контрольно-надзорной деятельности [12].
Современные подходы в работе органов надзора, перспективы их развития требуют совершенствования кадровой работы, как в количественном, так и качественном (профессиональном) плане, для эффективного функционирования в новых условиях.
Разработка теоретических и практических основ совершенствования управления кадровым составом подразделений надзорной деятельности обусловлена рядом обстоятельств и включает следующие ключевые критерии.
Во-первых, значительное уменьшение проводимых проверок, связанное с их ограничением в отношении субъектов предпринимательства, реализацией риск - ориентированной специфики проверочных мероприятий, вызвало необходимость определения критериев и норм расчета требуемой численности сотрудников надзорной деятельности, учитывая современные формы и методы работы [2]. Учитывая вышеизложенное, представляется возможным следующий алгоритм определения требуемой численности сотрудников надзора:
1. А - среднее число объектов защиты всех категорий риска, расположенных на территории муниципального образования, из расчета на одного сотрудника отдела (отделения) надзорной деятельности;
2. А1 - среднее число объектов защиты высокого и значительного уровня риска, расположенных на территории муниципального образования, из расчета на одного сотрудника отдела (отделения) надзорной деятельности;
3. В - установленный НПА либо иными распорядительными документами показатель необходимого количества объектов защиты всех категорий риска, из расчета на одного сотрудника надзорной деятельности (средний показатель по РФ, либо субъекту РФ);
4. В1 - установленный НПА показатель необходимого количества объектов защиты категории высокого и значительного риска, из расчета на одного сотрудника надзорной деятельности (средний показатель по РФ, либо по субъекту РФ).
Полученная зависимость: А< >В; А1< >В1, позволяет определить необходимость кратного увеличения или уменьшения численности инспекторского состава по каждому территориальному отделу надзорной деятельности субъекта РФ.
Во-вторых, немаловажным критерием, который нужно учитывать при определении необходимого количества сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности, является интегрированный социально-экономический пожарный риск [10, С 192].
К основным пожарным рискам Н.Н. Брушлинский относит:
1) риск R1 - столкнуться с пожаром (его опасными факторами) за единицу времени. В настоящее время этот риск удобно измерять в единицах:
10; чел. ■ соо
2) риск Rc - погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой). Здесь единица измерения имеет вид:
10х пожаров
3) риск Rj. погибнуть от пожара за единицу времени:
Эти риски связаны соотношением: R3 = R1 * R2
Риск R1 характеризует возможность реализации пожарной опасности, а риски R2 и R3 - некоторые последствия этой реализации.
В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, Н.Н. Брушлинский предлагает
использовать:
1) риск 114 - уничтожения строений в результате пожара:
унич»;. строение пожар
2) риск Rs - прямого материального ущерба от пожара:
денежная единица
пожар
Кроме вышеперечисленных пожарных рисков предлагается рассматривать риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам; риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, различной этажности, разной степени огнестойкости и др.
Проведенные исследования пожарной опасности муниципальных образований Хабаровского края, на основе имеющихся аналитических данных и с помощью теории пожарных рисков, дают возможность определить:
1. Значение риска техногенных пожаров Д1 по районам Хабаровского края (рис. 1)
Рис. 1 - Значение риска техногенных пожаров R1 по районам Хабаровского края 2. Значение риска природных пожаров R1 по районам Хабаровского края (рис.2)
Рис. 2 - Значение риска природных пожаров R1 по районам Хабаровского края
Полученные результаты, представленные в виде диаграмм, показывают территории, имеющие наибольшие (наименьшие) значения рисков.
В соответствии с указанным подходом к обеспечению пожарной безопасности и управлению риском, результатами исследований и расчетов, предлагается следующий способ нормирования значений основных пожарных рисков на территории муниципального образования (табл. 1).
Таблица 1 - Уровень пожарного риска в Хабаровском крае
Уровень пожарного риска Уровень управления пожарным риском
Значения пожарного риска
R1, пож./104 чел. год R3, жертв/104чел. год. R4, уничтожен. строений/пож.
Безусловно приемлемый 0 < R1 < 1 0 < R3 < 0,01 = 0
Приемлемый 1 < R1 < 10 0,01 < R3 < 1 0 < < 1
Безусловно не приемлемый R1 > 10 R3 > 1 > 1
При определении, безусловно неприемлемого уровня пожарного риска по значениям Я1, Я3 и Я4, должны приниматься меры, которые обеспечат снижение пожарных рисков до приемлемого (безусловно приемлемого) уровня. Если по значениям Я1, Я3 и Я4 определен приемлемый уровень пожарного риска, то для снижения рисков должны быть предусмотрены противопожарные мероприятия, являющиеся целесообразными, социально и экономически обоснованными. При установлении по значениям Я1, Я3 и Я4 безусловно приемлемого уровня пожарного риска, решение дополнительных задач по его снижению не требуется.
Таким образом, установление интегрированного социально-экономического пожарного риска по каждому муниципальному образованию субъекта РФ, является вторым основополагающим критерием для определения необходимой численности территориальных отделов надзорной деятельности.
Необходимость развития кадрового потенциала надзорных органов по его качественной (профессиональной) составляющей, обусловлена значительным увеличением доли профилактической работы, в том числе в формах правового просвещения и информирования. Постоянное развитие нормативно-правовой базы, применение новых форм оценки соответствия (пожарный аудит, декларирование и т.д.), автоматизация рабочих мест сотрудников требует повышения их профессионального уровня, внедрение усовершенствованных форм и методов профессиональной подготовки, включая дистанционные образовательные технологии, пересмотр дополнительных образовательных программ подготовки обучающихся в образовательных организациях МЧС РФ, в целях углубленного изучения специальных предметов и прохождения усиленной практики [2].
Современные задачи в работе надзорных органов обусловили актуальность исследования, поиска эффективных средств совершенствования работы с кадровым составом. Методологической основой исследования являются
современные научные методы, формально - логический, системно-структурного анализа, сравнительно-правовой, а также общенаучные социологические методы исследования.
Современная модель управления кадровым составом подразделений надзорной деятельности МЧС РФ может быть использована при модернизации принципов кадровой политики и кадровой работы в Главном Управлении МЧС РФ по Хабаровскому краю, что позволит в перспективе эффективно решать следующие приоритетные задачи в надзорной деятельности Главного Управления МЧС РФ по Хабаровскому краю:
- Развитие системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного контроля и надзора, отнесенного к компетенции МЧС РФ;
- Внедрение системы оценки результативности и эффективности надзорных органов;
- Совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
- Внедрение эффективных механизмов системы профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной сфере;
- Автоматизацию контрольно-надзорной деятельности;
- Внедрение системы «умного государственного регулирования» в рамках реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Список литературы / References
1. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе РФ» (с изменениями на 19 декабря 2016 года, редакция, действующая с 1 января 2017 года) // СПС Консультант плюс
2. Проект "КОНЦЕПЦИЯ основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России"// http://www.fire-engineering.ru/
3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // СПС Консультант плюс
4. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 № 403 «Об основных направлениях развития государственной службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Указ Президента РФ от 31.12.2010 N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных органов" // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
6. План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. N 559-р -http://base.garant.ru/
7. Приказ МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306 «О реализации решения коллегии МЧС России от 16 июня 2010 г. № 4\11 «Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года»
8. Дементьев А. Принципы государственной службы // Государственная власть и местное самоуправление. -№4. - 2015. - С. 7-12.
9. Лобанов, В.В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения / В.В. Лобанов // Вопросы государственного и муниципального управления. - № 2. - 2015. - С. 137-141.
10. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Клепко Е.А. и др. Основы теории пожарных рисков и ее приложения: Монография/ Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Клепко Е.А., Белов В.А., Иванова О.В., Попков С.Ю. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - С. 192.
11. ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - http://27.mchs.gov.ru/
12. Доклад Заместителя Министра О.В. Баженова «Об итогах работы в сфере кадрового обеспечения, надзорной деятельности и реализации программ развития системы МЧС России»// http:// mchs.gov.ru/
Список литературы на английском языке / References in English
1. Federalnyi Zakon ot 27 iiulia 2004 goda № 79-FZ "O gosudarstvennoi sluzhbe RF" (s izmeneniyami na 19 dekabria 2016 goda, redaktsiya, deistvuiushchaya s 1 ianvarja 2017 goda) [Federal Law of July 27, 2004 No. 79-FZ "On the Civil Service шт the Russian Federation" (as amended on December 19, 2016, edition effective January 1, 2017)] // SPS Consultant Plus
2. Proekt "KONCEPTSIYA osnovnykh napravlenii sovershenstvovaniya deiatelnosti nadzornykh organov MChS Rossii" [Project "CONCEPT of the Main Directions for Improving the Activities of Supervisory Authorities of the Ministry of Emergency Situations of Russia"] // http://www.fire-engineering.ru/
3. Federalnyi zakon Rossiiskoj Federatsii ot 22 iiulia 2008 g. N 123-FZ "Tehnicheskii reglament o trebovaniiakh pozharnoi bezopasnosti" [Federal Law of the Russian Federation of July 22, 2008 N 123-FZ "Technical Regulations on Fire Safety Requirements"] // SPS Consultant Plus
4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoj Federatsii ot 11 avgusta 2016 № 403 "Ob osnovnykh napravleniiakh razvitiya gosudarstvennoi sluzhby Rossiiskoj Federatsii na 2016 - 2018 gody" [Decree of the President of the Russian Federation of August 11, 2016 No.403 "On the Main Directions of Development of the Public Service of the Russian Federation for 2016 -2018"] // Information and Legal System "Consultant Plus"
5. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2010 N 1657 "Ob optimizatsii chislennosti federalnykh gosudarstvennykh sluzhashchikh i rabotnikov federalnykh gosudarstvennykh organov" [Decree of the President of the Russian Federation from December 31, 2010 N 1657 "On Optimization of the Number of Federal Civil Servants and Employees of Federal State Bodies"] // Information and Legal System "Consultant Plus"
6. Plan meropriyatii ("dorozhnaya karta") po sovershenstvovaniyu kontrolno-nadzornoi deiatelnosti v Rossijskoj Federatsii na 2016 - 2017 gody (utv. rasporiazheniem Pravitelstva RF ot 1 aprelia 2016 g. N 559-r [Action Plan ("road map") for the Improvement of Control and Supervision Activities in the Russian Federation for 2016 - 2017 (approved by the RF Government Decree No. 559-r of April 1, 2016] - http://base.garant.ru/
7. Prikaz MChS Rossii ot 1 iiulia 2010 g. № 306 "O realizatsii resheniya kollegii MChS Rossii ot 16 iiunia 2010 g. № 4\11 "Ob utverzhdenii Kontseptsii kadrovoi politiki MChS Rossii na period do 2020 goda" [Order of the Ministry of Emergency of Russia from July 1, 2010 No. 306 "On the Implementation of the Decision of the EMERCOM Collegium of Russia of June 16, 2010 No. 4\11 "On the approval of the Concept of Personnel Policy of the Ministry of Emergencies of Russia for the Period until 2020"]
8. Dementiev A. Printsipy gosudarstvennoi sluzhby [Principles of Civil Service] // State Power and Local Self-government. - No.4. - 2015. - P. 7-12.
9. Lobanov V.V. Modernizatsiya gosudarstvennogo upravleniya: problemy i resheniya [Modernization of Public Administration: Problems and Solutions] / V.V. Lobanov // Issues of State and Municipal Management. - No.2. - 2015. - P. 137-141.
10. Brushlinskii N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A. et al. Osnovy teorii pozharnykh riskov i ee prilozheniya: Monografiya [Fundamentals of the Theory of Fire Risks and its Applications: Monograph] / Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A., Belov V.A., Ivanova O.V., Popkov S.Yu. - M.: Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia, 2012. - P. 192.
11. GU MChS Rossii po Khabarovskomu kraiu [EMERCOM of Russia in the Khabarovsk Region] -http://27.mchs.gov.ru/
12. Doklad Zamestitelia Ministra O.V.Bazhenova «Ob itogakh raboty v sfere kadrovogo obespecheniya, nadzornoi deiatelnosti i realizatsii programm razvitiya sistemy MChS Rossii» [Report of Deputy Minister O.V.Bazhenov "On the Results of Work in the Sphere of Personnel Supply, Supervisory Activities and Implementation of Programs for the Development of the EMERCOM of Russia"]// http:// mchs.gov.ru/
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.013 Серогодская А.В.1, Старикова Я.А.2 1ORCID: 0000-0002-9018-9622, 2ORCID: 0000-0002-1844-4561 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В данной работе авторы рассматривают влияние губернаторских выборов на основные разделы бюджета субъекта РФ. Сначала анализируется структура консолидированных бюджетов субъектов РФ, на основе чего выделяются основные разделы расходной части бюджетов. Далее строятся эконометрические модели с использованием панельных данных, на основе которых проверяется гипотеза о значимости влияния губернаторских и парламентских выборов на расходование бюджетных средств. В результате анализа находится зависимость между губернаторскими выборами и расходами бюджета по статье «Национальная экономика».
Ключевые слова: губернаторские выборы, региональные расходы, образование, здравоохранение, социальная политика, национальная экономика.
Serogodskaya A.V.1, Starikova Ya.A.2
1ORCID: 0000-0002-9018-9622, 2ORCID: 0000-0002-1844-4561, Lomonosov Moscow State University INFLUENCE OF REGIONAL ELECTIONS ON MAIN KINDS OF BUDGET EXPENDITURES OF A TERRITORIAL ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
In this paper, the authors consider the influence of gubernatorial elections on the main sections of the budget of a territorial entity of the RF. First, the structure of the consolidated budgets of the territorial entities of the RF is analysed. The main sections of the expenditure side of the budgets are allocated on the basis of this analysis. Further, econometric models are constructed using panel data, on the basis of which the hypothesis on the importance of the influence of gubernatorial and parliamentary elections on the expenditure of budgetary funds is tested. As a result of the analysis, the relationship between gubernatorial elections and budget expenditures under the article "National Economy" is established.
Keywords: gubernatorial elections, regional expenditures, education, health, social policy, national economy.
За последние 17 лет система выборов глав регионов кардинально менялась минимум 2 раза: в 2004 - когда прямые выборы губернаторов были упразднены, и в 2012 - когда они были введены обратно. На данный момент лишь часть регионов избирают главу посредствам прямых выборов, оставшаяся часть получает управленцев, назначенных на должность главой государства. Возникает вопрос, какое значение имеет способ избрания губернатора непосредственно для населения региона. Неопределенность в данной ситуации на протяжении столь длительного периода определяет актуальность данного исследования.
Принцип бюджетного федерализма определяет устройство бюджетной политики в Российской Федерации, согласно которой региональные органы власти имеют свои полномочии и бюджетные средства на их исполнение. Соответственно, губернатор, как глава регионального правительства, является главным представительным лицом, ответственным за исполнение бюджета. Прямые выборы формируют стимулы для правящих властных структур в короткие сроки произвести наибольший положительный эффект на население, что может привести к перераспределению бюджетных средств с долгосрочных проектов на краткосрочные и более заметные большим слоям населения. Чаще всего это различные социальные проекты. Прежде чем оценивать влияние выборных установок на